технологическая карта урока Русского языка "Простые и сложные предложения" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Коропузикова Марина Борисовна

технологическая карта урока Русского языка "Простые и сложные предложения" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_3.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Автор: Коропузикова Марина Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №339 Невского района Санкт-Петербурга                                  

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования ЗУН и СУД

Класс: 5    

                                         

Тема

Простые и сложные предложения

Цели:

Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»; Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями; Уметь отличать на письме сложное предложение от простого и использовать сложное предложение в собственной речи.

Планируемые результаты

Личностные УУД: 

- Интерес к учебному материалу

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

Предметные:

- научатся первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке

Ресурсы:

основные и дополнительные

- Русский язык. 5 класс. Учебник. В. В. Бабайцева,  Теория. 5–9 классы. 320с. 2010г

-  презентация к уроку

Технологическая карта урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

 

Слушают учителя; размещают учебные материалы на рабочем месте; демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать их.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

 

2

Актуализация и проблемное учебное действие

Эвристическая беседа по теме урока.

- Посмотрите внимательно на доску. Чтобы узнать тему урока, вам нужно расшифровать схемы, расположенные на доске.

(прикрепляются схемы сложных предложений Приложение 3)

-Правильно, наша тема: Сложные предложения.

Отвечают на вопрос, строят предположения. Записывают тему в тетрадь.

Личностные: умение выражать свои мыслей.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3

Выявление места и причины затруднения

Осознание необходимости изучения данной темы путём заполнения таблицы с теорией.

На уроках в младших классах, вы уже знакомились со сложными предложениями. Но всё ли вы знаете о них? Давайте заполним таблицы, которые лежат на ваших столах.

Вы должны поставить «+» в соответствующей колонке (Приложение1).

После заполнения учениками таблицы идет обсуждение того, что обучающимся было не известно по теме урока, формулируется цель урока.

Изучают и заполняют таблицу.

Формулировка цели урока: устранить все пробелы по теме.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, имеют желание осознавать  свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Беседа по вопросам; запись в тетрадь

Прослушайте внимательно текст, попробуйте определить его тему (Приложение 2).

- О чём текст?

- Посмотрите, какое число сегодня. Официально 7 ноября провозгласили днём воинской славы.

-Давайте понаблюдаем, какие предложения встретились нам в тексте.

Работают с заданиями; формулируют собственные мысли, высказывают, обосновывают свою точку зрения.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в процессе.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

5

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Организация рабочего места; письменная работа.

Просмотр видеофрагмента

Физкультми-нутка

- Анализ предложений

Совместная работа по анализу сложных предложений, выделение грамматических основ (предложение 4 и 5).

Устная словарная работа со словами из предложения 8 (батальоны, кавалерия, артиллерия, курсант);

Самостоятельная письменная работа с предложением 8 (переписать, подчеркнуть грамматические основы) и самопроверкой.

- Посмотрите небольшой отрывок записи самого парада, проникнитесь атмосферой того дня.

- Проводится физкультминутка (приложение 4).

Выполняют задания, отвечают на вопросы, записывают в тетрадь, подчеркивают грамматические основы.

Выполняют физические упражнения под стихи учителя

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в процессе.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

6

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Эвристическая беседа, письменная работа

Проводит эксперимент «Моделирование сложных предложений» (приложение 5). Из предложенных строчек надо «собрать» стихотворение и расставить в них знаки препинания. Работа в группах.

- Беседа по использованию в сложных предложениях знаков препинания.

Выполняют задания в парах, отвечают на вопросы.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: извлекают необходимую информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

 

7

Самостоятельная работа

Примеры, иллюстрирующие природу изучаемого языкового явления.

- Зрительный диктант (ученики записывают номера предложений текста (приложение 2) соответственно схемам, которые демонстрирует учитель.

Выполняют задания

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

8

Домашнее задание

Карточки с заданиями

- Учитель предлагает домашнее задание на карточках по выбору обучающихся (приложение 6).

Определяют, какое задание они выберут.

Регулятивные: адекватно оценивают свои умения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

9

Рефлексия

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания.

Оценивание.

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов учащихся, используя прием «Закончите предложение» («Сегодня на уроке я узнал, что…» и т.п.).

У каждого на столе лежит рисунки, которые вам в подарок выполнили мои пятиклассники (изображение Кремлевской стены с башнями без звезд).  Чем бы вы дополнили эти рисунки? (На башнях не хватает звезд). Учитель предлагает выбрать каждому свою звезду и поместить на башню, подчеркивая символический смысл данной работы (каждый из учеников «достиг» своей вершины, а также звезда – дань памяти тем, кто участвовал в военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года и защищал нашу Родину).

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы.

Оформляют рисунки звездами, цвета которых соответствуют их настроению

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: рефлексия,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  самооценка на основе успешности .

                                                                                                                           Приложение 1

Известная информация

Новая информация

Предложения, состоящие из нескольких простых, называют сложными.

Основные средства связи простых предложений в составе сложного – интонация и союз.

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные.

Союзные сложные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Простые предложения в составе сложного обычно отделяются друг от друга запятыми.

     

                                                                                                                                                                                                                   Приложение 2

 (1) Есть события в истории любой страны, значение которых не ослабевает по прошествии времени. (2) В истории нашей страны важнейшим событием двадцатого века была Великая Отечественная война.

(3) Одним из значимых событий Битвы за Москву является военный парад, который состоялся 7 ноября 1941 года на Красной площади. (4) К утру 7 ноября Красная площадь приобрела праздничный вид, зажглись кремлёвские звёзды. (5) Парад проводился с военной музыкой, для этого был создан сводный оркестр. (6) Всего в параде участвовало около 29 тысяч человек, 140 артиллерийских орудий, 160 танков и 234 машин.

(7)Участники парада вспоминали, что техника блестела, воины были одеты в тёплое обмундирование. (8) Первыми по площади под звуки марша «Прощание славянки» прошли батальоны курсантов, далее шли кавалерия, артиллерия и танки.

(9) Участникам парада предстояло в скором времени выступить на защиту столицы от наступавших гитлеровских войск.

Приложение 3

Схемы предложений:

[=-], (- которых =)

[ ], (который =)

[-=], [0 и 0 -]

[-=],[=-], (которым = -)

[-=], (что - =), (- =)

[=-], [= 0,0 и 0]

Приложение 4

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Приложение 5.

1 вариант:

Наступает минута прощания

Ты глядишь мне тревожно в глаза

И ловлю я родное дыхание

А вдали уже дышит гроза.

2 вариант:

Дрогнул воздух туманный и синий

И тревога коснулась висков

И зовет на подвиг Россия

Веет ветром от шага полков.

Приложение 6.

1 уровень:

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

2  уровень:

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, составьте схемы сложных предложений.

3 уровень.

Составьте предложения по схемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1.     Образовательные:  познакомить  учащихс...

Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Технологическая карта урока русского языка "Виды сказуемого" 8 класс

Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....

технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс

Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...

технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс

Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...

Технологическая карта урока русского языка «Прямая речь» 5 класс

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учётом требований ФГОС по теме "Прямая речь" (1-й урок по теме).  Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под ре...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...