технологическая карта урока Русского языка "Простые и сложные предложения" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
технологическая карта урока Русского языка "Простые и сложные предложения" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_3.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык Автор: Коропузикова Марина Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №339 Невского района Санкт-Петербурга Тип урока: Урок закрепления и совершенствования ЗУН и СУД Класс: 5
| |||||
Тема | Простые и сложные предложения | ||||
Цели: | Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»; Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями; Уметь отличать на письме сложное предложение от простого и использовать сложное предложение в собственной речи. | ||||
Планируемые результаты | Личностные УУД: - Интерес к учебному материалу Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). Предметные: - научатся первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке | ||||
Ресурсы: основные и дополнительные | - Русский язык. 5 класс. Учебник. В. В. Бабайцева, Теория. 5–9 классы. 320с. 2010г - презентация к уроку | ||||
Технологическая карта урока | |||||
№ | Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
| Слушают учителя; размещают учебные материалы на рабочем месте; демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать их. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
| |||||
2 | Актуализация и проблемное учебное действие | Эвристическая беседа по теме урока. | - Посмотрите внимательно на доску. Чтобы узнать тему урока, вам нужно расшифровать схемы, расположенные на доске. (прикрепляются схемы сложных предложений Приложение 3) -Правильно, наша тема: Сложные предложения. | Отвечают на вопрос, строят предположения. Записывают тему в тетрадь. | Личностные: умение выражать свои мыслей. Познавательные: осознают познавательную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Осознание необходимости изучения данной темы путём заполнения таблицы с теорией. | На уроках в младших классах, вы уже знакомились со сложными предложениями. Но всё ли вы знаете о них? Давайте заполним таблицы, которые лежат на ваших столах. Вы должны поставить «+» в соответствующей колонке (Приложение1). После заполнения учениками таблицы идет обсуждение того, что обучающимся было не известно по теме урока, формулируется цель урока. | Изучают и заполняют таблицу. Формулировка цели урока: устранить все пробелы по теме. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Беседа по вопросам; запись в тетрадь | Прослушайте внимательно текст, попробуйте определить его тему (Приложение 2). - О чём текст? - Посмотрите, какое число сегодня. Официально 7 ноября провозгласили днём воинской славы. -Давайте понаблюдаем, какие предложения встретились нам в тексте. | Работают с заданиями; формулируют собственные мысли, высказывают, обосновывают свою точку зрения. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в процессе. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
5 | Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Организация рабочего места; письменная работа. Просмотр видеофрагмента Физкультми-нутка | - Анализ предложений Совместная работа по анализу сложных предложений, выделение грамматических основ (предложение 4 и 5). Устная словарная работа со словами из предложения 8 (батальоны, кавалерия, артиллерия, курсант); Самостоятельная письменная работа с предложением 8 (переписать, подчеркнуть грамматические основы) и самопроверкой. - Посмотрите небольшой отрывок записи самого парада, проникнитесь атмосферой того дня. - Проводится физкультминутка (приложение 4). | Выполняют задания, отвечают на вопросы, записывают в тетрадь, подчеркивают грамматические основы. Выполняют физические упражнения под стихи учителя | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в процессе. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
6 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Эвристическая беседа, письменная работа | Проводит эксперимент «Моделирование сложных предложений» (приложение 5). Из предложенных строчек надо «собрать» стихотворение и расставить в них знаки препинания. Работа в группах. - Беседа по использованию в сложных предложениях знаков препинания. | Выполняют задания в парах, отвечают на вопросы. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: извлекают необходимую информацию Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
| |||||
7 | Самостоятельная работа | Примеры, иллюстрирующие природу изучаемого языкового явления. | - Зрительный диктант (ученики записывают номера предложений текста (приложение 2) соответственно схемам, которые демонстрирует учитель. | Выполняют задания | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
8 | Домашнее задание | Карточки с заданиями | - Учитель предлагает домашнее задание на карточках по выбору обучающихся (приложение 6). | Определяют, какое задание они выберут. | Регулятивные: адекватно оценивают свои умения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
9 | Рефлексия | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания. Оценивание. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся, используя прием «Закончите предложение» («Сегодня на уроке я узнал, что…» и т.п.). У каждого на столе лежит рисунки, которые вам в подарок выполнили мои пятиклассники (изображение Кремлевской стены с башнями без звезд). Чем бы вы дополнили эти рисунки? (На башнях не хватает звезд). Учитель предлагает выбрать каждому свою звезду и поместить на башню, подчеркивая символический смысл данной работы (каждый из учеников «достиг» своей вершины, а также звезда – дань памяти тем, кто участвовал в военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года и защищал нашу Родину). | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы. Оформляют рисунки звездами, цвета которых соответствуют их настроению | Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе успешности . |
Приложение 1
Известная информация | Новая информация | |
Предложения, состоящие из нескольких простых, называют сложными. | ||
Основные средства связи простых предложений в составе сложного – интонация и союз. | ||
В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные. | ||
Союзные сложные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые. | ||
Простые предложения в составе сложного обычно отделяются друг от друга запятыми. |
Приложение 2
(1) Есть события в истории любой страны, значение которых не ослабевает по прошествии времени. (2) В истории нашей страны важнейшим событием двадцатого века была Великая Отечественная война.
(3) Одним из значимых событий Битвы за Москву является военный парад, который состоялся 7 ноября 1941 года на Красной площади. (4) К утру 7 ноября Красная площадь приобрела праздничный вид, зажглись кремлёвские звёзды. (5) Парад проводился с военной музыкой, для этого был создан сводный оркестр. (6) Всего в параде участвовало около 29 тысяч человек, 140 артиллерийских орудий, 160 танков и 234 машин.
(7)Участники парада вспоминали, что техника блестела, воины были одеты в тёплое обмундирование. (8) Первыми по площади под звуки марша «Прощание славянки» прошли батальоны курсантов, далее шли кавалерия, артиллерия и танки.
(9) Участникам парада предстояло в скором времени выступить на защиту столицы от наступавших гитлеровских войск.
Приложение 3
Схемы предложений:
[=-], (- которых =)
[ ], (который =)
[-=], [0 и 0 -]
[-=],[=-], (которым = -)
[-=], (что - =), (- =)
[=-], [= 0,0 и 0]
Приложение 4
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Приложение 5.
1 вариант:
Наступает минута прощания
Ты глядишь мне тревожно в глаза
И ловлю я родное дыхание
А вдали уже дышит гроза.
2 вариант:
Дрогнул воздух туманный и синий
И тревога коснулась висков
И зовет на подвиг Россия
Веет ветром от шага полков.
Приложение 6.
1 уровень:
Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
2 уровень:
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, составьте схемы сложных предложений.
3 уровень.
Составьте предложения по схемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"
Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1. Образовательные: познакомить учащихс...
Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...
Технологическая карта урока русского языка "Виды сказуемого" 8 класс
Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....
технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс
Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...
технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс
Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...
Технологическая карта урока русского языка «Прямая речь» 5 класс
Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учётом требований ФГОС по теме "Прямая речь" (1-й урок по теме). Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под ре...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...