Производные и непроизводные предлоги
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Тема: Производные и непроизводные предлоги.
Урок открытия нового знания.
Основные цели:
1) познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами;
2) тренировать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;
3) совершенствовать речевую компетентность учащихся;
4) предупреждение ошибок в употреблении предлогов.
Методические приемы:
Беседа, анализ, сопоставление, создание проблемной ситуации.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, презентация Power Point.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlogi_urok.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа
Производные и непроизводные предлоги
8 класс
Разработала и провела:
учитель русского языка
и литературы 1 квалификационной
категории
Курапова Ольга Ивановна
2013г
Тема: Производные и непроизводные предлоги.
Урок открытия нового знания.
Основные цели:
1) познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами;
2) тренировать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;
3) совершенствовать речевую компетентность учащихся;
4) предупреждение ошибок в употреблении предлогов.
Методические приемы:
Беседа, анализ, сопоставление, создание проблемной ситуации.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, презентация Power Point.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: сформировать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности в учебной деятельности на предстоящем уроке («хочу») и определить содержательные рамки урока («могу») на примере изучения понятия производный предлог и установления причин его выявления на основе работы с учебным текстом («надо»).
Организация учебного процесса на этапе 3.
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня вы продолжите изучение предлогов. Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и с пользой.
− Что каждому из вас предстоит сделать на уроке, чтобы узнать что-то новое?
(Мы получим задание, в котором будет что-то новое и неизвестное.
Нам необходимо понять, что мы не знаем, и открыть самостоятельно эти знания.)
− Запишите число. Классная работа.
- Актуализация знаний.
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для организации дальнейшей учебной работы по формированию нового знания о предлогах.
Организация учебного процесса на этапе 4.
− Перед тем, как получить новое задание, пожалуйста, вспомните, что вы уже знаете о предлогах.
( - Что такое предлог как часть речи?
Какие отношения выражают предлоги?
( временные, причинные, пространственные ,целевые)
Чем отличаются однозначные предлоги от многозначных?)
( многозначные предлоги могут иметь не одно значение ( около дома (место), около ста (примерное количество) и употребляться с несколькими падежами.)
- Вы вспомнили, что такое предлоги. Молодцы!
- Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
- Давайте запишем предложение:
( предложение на доске)
СРЕДИ сосен и берез открылась поляна.
- Произведем синтаксический разбор предложения и определим, какой частью речи является выделенное слово?
(-Выделите основу предложения. -1 уч-ся у доски ( поляна открылась)
- Находим второстепенные члены, задавая вопрос.
( Поляна открылась где? Среди чего?)
( среди сосен и берез)
- Еще раз обратим внимание на слово СРЕДИ.
Можем ли задать вопрос к этому слову?
- (Нет)
- Является ли слово членом предложения?
- (Нет)
- Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД:
К данному слову нельзя поставить вопрос, потому что место действия называется словами - сосен и берез.
Слово СРЕДИ служит для выражения зависимости существительных от глагола.
Оно не является членом предложения, следовательно
это предлог, а название он получил производный (вторичный) – произошел от другой части речи (наречия).
- Усвоение новых знаний и способов действий.
( слайд 1)
Вот мы и подошли к теме нашего урока.
Тема урока «Производные и непроизводные предлоги».
Запишите в тетрадях.
- Обратимся к нашему учебнику, с.136
А) - Прочитайте внимательно первую часть п. 50 и ответьте на вопрос:
- Как образуются производные предлоги?
( Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельной части речи в служебную, утрачивая лексическое и морфологическое значение). Например ….
- Правильно!
А от каких частей речи?
( от существительного, наречия, деепричастия)
Дается понятие: наречные, отыменные, глагольные.
( слайд 2 – таблица)
(Дети заполняют таблицу – карточку № 1 совместно с учителем)
Производные предлоги | |
Наречные - от наречий, выражают пространственные и временные отношения. | Около реки, вокруг города, впереди отряда, после обеда. |
Отыменные – от существительного, выражают объектные и некоторые обстоятельственные значения. | Насчет работы, ввиду обвала, по случаю праздника, в течение урока. |
Глагольные – от деепричастия, выражают различные обстоятельственные значения. | Благодаря заботам, несмотря на болезнь, спустя неделю. |
Б) – Давайте познакомимся со второй частью нашего параграфа.
- Чем отличаются непроизводные и производные предлоги друг от друга?
( Непроизводные предлоги не соотносятся с какими – либо знаменательными частями речи; большинство непроизводных предлогов многозначны и употребляются с разными падежами,
а производные можно соотнести с сам. частью речи или заменить другим предлогом).
- Хорошо! Правильно!
- Первичная проверка понимания.
- Ребята, выполним упражнение №296
Выполняется упр. № 296 (по цепочке, у доски).
(уч-ся у доски записывают словосочетания в 2 колонки:
а) с производными предлогами
б) с непроизводными предлогами.
( определяя по вопросу)
- Какой вывод можем сделать?
(Вывод: к производному предлогу нельзя задать вопрос, его можно заменить другим предлогом).
- Сопоставление производных предлогов и омонимичных частей речи.
- Ребята, мы сказали, что производные предлоги очень похожи на самостоятельные части речи от которых они образованы.
А как же понять, где в предложении предлог, а где самостоятельная часть речи?
- (Чтобы найти в предложении предлог, надо знать его отличительные признаки ( Все части речи отличаются друг от друга, т.е.имеют отличительные признаки. Значит и предлог должен их иметь.) от самостоятельных частей речи.)
Давайте над этим сейчас поработаем.
-Возьмите карточку с предложениями и таблицей № 2 .
Проанализируем предложения, найдем в предложениях предлоги и самостоятельные части речи, а отличительные признаки запишем в таблицу.
( работа выполняется вместе с учителем)
(слайд 3 – предложения)
- Прочитайте предложения под № 1.
Что мы видим? (в предложениях используются похожие слова).
- Попробуем задать к ним вопрос. ( в 1-ом – сущ. с предлогом в В.п., а во 2-ом – предлог, т.к. мы не можем задать вопрос).
- Что обозначает данное слово в предложении? (….)
- Каким членом предложения является? (…)
Подобная работа проводится с предложениями под № 2 и 3.
Делаем вывод:
Итак , в предложениях 1-ой колонки мы нашли сам. части речи
( сущ-ое, наречие, деепричастие), а во 2-ой – предлоги, определили чем отличаются предлоги от самостоятельных частей речи.
-Запишем отличительные признаки в таблицу № 2.
Прочитайте предложения. Найдите в них производные предлоги и самостоятельные части речи.
| 1. Разговор необходимо отложить ввиду отъезда. |
|
зла. |
3.Мы ушли из школы, благодаря ребят за оказанную помощь. | 3. Благодаря героизму мальчика птенец был спасен. |
(слайд 4) Таблица № 2
Отличительные признаки предлога и самостоятельной части речи.
Предлог | Самостоятельная часть речи |
1. Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав. | 1. Отвечают на вопрос. |
2. Ничего не обозначает. | 2. Обозначают предмет, признак, действие, количество. |
3. Не является членом предложения. | 3. Являются членом предложения. |
Вывод:
производные предлоги, образованные от знаменательных частей речи, не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, они не обозначают конкретных предметов.
Физкультминутка.
А теперь пора всем встать,
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и вновь поднять.
Отдохнули все немножко
И отправимся в дорожку.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело!
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: применить новое знание при решении учебной задачи с последующей проверкой применения нового знания по эталону.
Организация учебного процесса на этапе .
− Ребята, теперь выполните работу самостоятельно и запишите ответы в таблицу № 3.
(Слайд 5)
Самостоятельная работа:
- Прочитайте. Определите какой частью речи являются выделенные слова (предлогом или знаменательной частью речи). Ответы запишите в таблицу.
1). Он шёл самым трудным путём. 2). Нас убедили путём веских доказательств. 3). Сторож всю ночь ходил вокруг сада. 4). Ей хорошо было видно всё вокруг. 5). Благодаря вмешательству хирурга жизнь больного была спасена. 6). Он уходил, благодаря за оказанную помощь. |
-Все выполнили задание? Обменяйтесь тетрадями и
проверьте по эталону, как вы справились с заданием. (см. на слайд)
(слайд 6)
1. Номер предложения | 2. Предлог | 3. Часть речи, из которой происходит |
2 | путём | существительное |
3 | вокруг | наречие |
5 | благодаря | деепричастие |
- Если задание выполнено верно, поставьте «+».
- У кого возникли затруднения, поставьте «?».
- В каком месте возникли затруднения? Почему?
( не смогли отличить предлог от другой части речи)
- Как можно проверить, правильно ли нашли производный предлог?
( производный предлог можно заменить другим предлогом).
-Молодцы!
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: 1) зафиксировать полученное на уроке новое знание о признаках производных предлогов; 2) проанализировать и оценить собственную учебную деятельность на уроке; 3) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 10.
Подведем итог по проделанной работе.
− Что нового вы сегодня узнали о предлогах ?
(Что предлоги бывают производными и непроизводными.)
− Какое затруднение вы испытали на уроке?
(Мы не смогли найти производный предлог в предложении).
Что вы сделали, чтобы его преодолеть?
( Составили таблицу отличий производного предлога от самостоятельных частей речи.)
− Какую цель вы перед собой поставили? Удалось ли вам её достичь?
(Научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.)
− Что было для вас самым трудным на уроке?
− А дома вам нужно ещё потренироваться?
(-Да)
− Тогда запишем домашнее задание:
- Домашнее задание.
Домашнее задание:
выучить правило; упражнение на выбор 299 или 301.
Приложение 1 .
Карточка-таблица №1
|
Таблица №2
Отличие предлога и самостоятельных частей речи.
|
Самостоятельная работа.
- Прочитайте предложения. Определите какой частью речи являются выделенные слова (предлогом или знаменательной частью речи).
Ответы запишите в таблицу.
1). Он шёл самым трудным путём.
2). Нас убедили путём веских доказательств.
3). Сторож всю ночь ходил вокруг сада.
4). Ей хорошо было видно всё вокруг.
5). Благодаря вмешательству хирурга жизнь больного была спасена.
6). Он уходил, благодаря за оказанную помощь.
Таблица № 3
|
Приложение 2
Дополнительные задания по теме:
Творче Творческое списывание. Навстречу – на встречу (Определить части речи) 1. Студенты собрались _______________ с известным певцом. 2. ______________ солнцу и ветру шли по миру отважные люди. 3. Ветер дул в лицо, и тучи шли ___________________. |
2. Тестовые задания
В-1
- Укажите производные предлоги:
а) в, на, над, от, под, с;
б) благодаря, согласно, вдоль, навстречу.
- Какой частью речи является выделенное слово?
Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных бревен. (А.Ахматова)
А. Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельно роль обстоятельства.
Б. Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблен с существительным бревен, потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.
В-2
- Назовите словосочетания с производными предлогами:
а) жить при станции;
б) благодаря обильным дождям;
в) растет вдоль забора;
г) прыгать через лужи;
д) идут впереди отряда.
2. Укажите предложения, в которых выделенные слово – предлог:
А. Стадо потянулось мимо дома.
Б. Не проходите мимо.
В. Поперек дороги уложили бревна.
Г. Впереди шли самые стойкие.
В-3
- Укажите группу непроизводных предлогов:
а) благодаря, до, за, перед, вокруг;
б) согласно, через, навстречу, до, у, путем;
в) через, перед, без, для, над;
г) с, у, об, вдоль, при.
- В каких предложениях есть наречные прелоги:
А. Кто-то вторично пробежал мимо меня.
Б. Он проехал мимо, не заметив нас.
В. Он проголосовал против.
Г. Она села против меня тихо и безмолвно.
- Укажите предложения, в которых выделенное слово – предлог:
А. Мы бежали (на)встречу брызгам волн.
Б. Они отправились (на)встречу с актером.
В. Машина ехала (на)встречу.
Ответы: В-1 ( 1-б, 2-б); В-2 (1-б,в,д); (2-а,в); В-3 ( 1-в; 2-а,г; 3- а );
3.3амени производные предлоги непроизводными.
Вследствие дождя (из-за), в течение дня (за), спустя несколько
лет (через), ввиду приближения каникул (из-за), пробираться сквозь заросли (через), сидеть возле костра (у).
4. Спишите. Устно объясните, в каких сочетаниях использован производный предлог, а в каких - другие, самостоятельные части речи.
Отсутствовать на занятиях (в) течени.. недели; наблюдать изменения (в) течени.. реки; болеть (в) продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в) продолжени.. книги; не пойти (на) прогулку (в) следстви.. дождя; (в) следстви.. использованы показания свидетелей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Производные и непроизводные предлоги. 7 класс
Урок знакомства с новым материалом, на котором ребята познакомятся с правописанием производных и непроизводных предлогов, научатся отличать омонимичные производным предлогам самостоятельные части речи...
"Производные и непроизводные предлоги
Разработка урока, карточки...
Урок на тему: "Производные и непроизводные предлоги"
Урок на тему: " Производные и непроизводные предлоги"...
Презентация к уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Производные и непроизводные предлоги"...
Конспект урока "Производные и непроизводные предлоги"
Конспект к уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги"...
Конспект урока по теме "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс
Урок позволяет проверить знания по теме "Предлог"....
Диктант-молчанка по теме "Производные и непроизводные предлоги".
Диктант-молчанка по картинкам....