Адаптированная рабочая программа по русскому языку (деловое письмо) для учащихся с ОВЗ. 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Власова Марина Викторовна

Цели изучения  курса «Делового письма»:

  • развитие устной  и письменной  речи учащихся;
  • обеспечение  усвоения обучающимися стилевых особенностей деловой речи;
  • Обучение овладению простейшими жанрами деловых бумаг

Задачи:

  • расширять представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
  • ознакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматических знаний и умений;
  • использовать усвоенные грамматико-орфографические знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
  • развивать коммуникативные умения и навыки обучающихся;
  • познакомить с образцами деловых бумаг;
  • дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;
  • помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.
  • формировать умения определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;
  • формировать умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа;
  • формировать умения подражать образцу;
  • формировать умения составлять документы самостоятельно.
  • формировать мотивацию к обучению и получению новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_11_klassa_po_russkomu_yaz_2.docx54.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по русскому языку

11 класс

Учитель: Власова М.В.

2016-2017 уч. г.

Пояснительная записка.

Рабочая  программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образовательной  программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой –М.; Просвещение, 2011г., Программно-методического обеспечения для 10-12 классов  с углублённой трудовой подготовкой  в специальных( коррекционных) образовательных учреждениях VIII  вида, под редакцией А.МЩербаковой – М.;Владос, 2006г.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы  учебного предмета «Русский язык» (10 класс) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ;

Учебный план школы предусматривает обязательное изучение  русского языка на базовом уровне  в 11 классе 2 часа в неделю,  66  часов  за год.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

год

17 ч.

14 ч.

19 ч.

16 ч.

66 ч.

Цель:изучения русского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции обучающихся, а также совершенствовании навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека.

Цели изучения  курса «Делового письма»:

- развитие устной  и письменной  речи учащихся;

-  обеспечение  усвоения обучающимися стилевых особенностей деловой речи;

- Обучение овладению простейшими жанрами деловых бумаг

        Задачи:

  •  расширять представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
  • ознакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматических знаний и умений;
  • использовать усвоенные грамматико-орфографические знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
  • развивать коммуникативные умения и навыки обучающихся;
  • познакомить с образцами деловых бумаг;
  • дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;
  • помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.
  • формировать умения определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;
  • формировать умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа;
  • формировать умения подражать образцу;
  • формировать умения составлять документы самостоятельно.
  • формировать мотивацию к обучению и получению новых знаний

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рабочей программы по русскому языку в 10 классе.

Личностные результаты:

  • Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

и культуре других народов;

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • Овладение  начальными  навыками  адаптации  в  динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Овладение  социально-бытовыми  умениями,  используемыми  в

повседневной жизни;

  • Владение  навыками  коммуникации  и  принятыми  нормами

социального взаимодействия;

  • Формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях;

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • оформление всех видов изученных деловых бумаг (по образцу);
  • знание назначения  различных видов деловых бумаг;
  • умение самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме   (в т.ч. по образцу);
  • проявление навыков сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка (определённого типа и стиля речи); умение излагать свои мысли точно, ясно, коротко.
  • Знать требования к составлению деловых бумаг;
  • Определять виды деловых бумаг: расписку, доверенность, объяснительную, заявление, объявление, автобиографию;
  • Определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется (документы, необходимые для поступления на работу);
  • Заполнять бланки на посылку, на денежный перевод, по платежам за коммунальные услуги;
  • Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила с помощью учителя
  • Составлять и писать виды деловых бумаг по плану и опорным словам (тексту – трафарету);
  • Писать заметку по опорным словам, предложенному плану после предварительного разбора;

Достаточный уровень:

  • Знать требования к составлению деловых бумаг;
  • Определять виды деловых бумаг: расписку, доверенность, объяснительную, заявление, объявление, автобиографию;
  • Определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется (документы, необходимые для поступления на работу);
  • Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;
  • Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно).
  • Знать виды оказываемых услуг почтовым отделением;
  • Заполнять бланки на посылку, на денежный перевод, по платежам за коммунальные услуги;
  • Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;
  • Составлять и писать текст телеграммы, поздравительной открытки, личного письма (по плану, опорным словам), учитывая особенности структуры каждой деловой бумаги;
  • Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно).
  • Составлять отзыв по плану (с помощью учителя);
  • Писать заметку по опорным словам, предложенному плану после предварительного разбора;
  • Выявлять принадлежность готового текста с точки зрения его назначения (повествование или описание);
  • Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила с помощью учителя или самостоятельно.

Формирования базовых учебных действий.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе.

Задачами реализации программы являются:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих

операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Личностные БУД:

  • осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
  • соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
  • определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей;
  • ориентировка в социальных ролях; осознанное отношение к выбору профессии

Коммуникативные учебные действия:

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др).
  • использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач;
  •  выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта;
  •  с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами  родного  языка,  современных  средств коммуникации

Регулятивные учебные действия:

  • постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой);
  • осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности;
  • адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

Познавательные учебные действия:

  • Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов  и  явлений  действительности  (природных,  социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников;
  • устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости

Для оценки сформированности  БУД  используется следующая система оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла -  преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла -  способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов -  самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Содержание программного материала.

Содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).

Обобщая цели, задачи и условия документирования, курс «Деловое письмо» разделён на три следующих блока:

БЛОК I. Личные документы официального характера.

Цель. Формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме при составлении документов.

Тема: Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг.

Краткое знакомство с историей русской официально – деловой письменной речью с целью выявления причин, формирования особого стиля языка, особенностей культуры русского делового письма.

Разговорный, деловой и художественный стили речи (сфера применения, задача общения, участники общения). Ясность и точность деловой речи, краткость изложения.

Тема:Расписка.

Назначение расписки. Анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа. Употребление слов только в их прямом значении. В расписке дано полное указание, кто даёт расписку, от кого получен ценный предмет (деньги, вещи); наименование полученного с указанием количества, цены; дата, подпись. Общепринятая форма составления расписки – текст-трафарет. Подражание образцу (- коллективное составление документа после разбора образца; - составление документа самостоятельно с новым содержанием)

Тема:        Доверенность.

Назначение доверенности. Анализ стандартного образца. В доверенности  указывается доверитель, доверенное лицо, вид действий по доверенности. Обязательные реквизиты (Наименование документа, место и дата написания, основной текст, удостоверительная надпись, скреплённая печатью организации). Общепринятая форма. Подражание образцу. Составление документа из деформированного текста; исправление неправильно составленных документов; самостоятельное составление документа.

Тема:        Объяснительная записка.

Документы, предназначенные для доведения до сведения должностного лица информации (заявление, объяснительная). Анализ образца. Обязательные элементы: адресация, наименование документа, основной текст (Вводные слова: Ставлю Вас в известность…, Представляю письменное объяснение…и т.п.), дата, подпись. Правдивое, убедительное объяснение причины нарушения трудовой дисциплины; указание основных мотивов, обстоятельств дела. Общепринятая форма составления документа. Составление объяснительных по дисциплинарным нарушениям, предложенных для рассмотрения учителем.

Тема: Заявление.

Назначение документа. Анализ образца - выявление особенностей оформления реквизитов. Заявления простые и сложные (с Приложением: свидетельство об окончании школы, характеристика, справка о состоянии здоровья, автобиография, справка с места жительства) о приёме на работу; о предоставлении очередного (внеочередного) отпуска. Деловой стиль речи. Коллективное составление плана – схемы заявления. Составление документа из деформированного текста; исправление неправильно составленных текстов; самостоятельное составление заявлений.

Тема: Объявление.

Цель данной деловой бумаги. Анализ текстов объявлений из газет (о выборе профессий, покупке-продаже, находке-пропаже). Выявление обязательных элементов объявления, порядок расположения частей текста Недостаточность или избыточность информации, её достоверность. Подражание образцу. Составление объявлений из деформированного текста; исправление неправильно составленных объявлений.

Типы текстов с точки зрения цели высказывания (описание, повествование, рассуждение). Написание объявления по данному плану и опорным словам с включением описания животных в деловом стиле. Самостоятельное составление текста объявлений.

Тема: Автобиография (2 ч.).

Автобиография великих людей в художественном стиле (Есенин «О себе»).   Хронологический план изложения. Оформление документа в деловом стиле (наименование, текст автобиографии, подпись, дата). Анализ образца. Составление автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану. Порядок и связь слов в предложениях. С целью оказания помощи учащимся необходимо выписать из личных дел сведения.

Тема: Контрольная работа.

Словарь.

Расписка, доверенность, объяснительная, заявление, объявление, автобиография, гражданин, профессия, работодатель, крестьянин, образование, заимообразно, трудовая дисциплина.

Планируемые результаты:

 1. Предметные:

оформление всех видов изученных деловых бумаг (по образцу);знание назначения  различных видов деловых бумаг;

2.Познавательные: умение заполнения заявления о приёме на работу по образцу умение составлять автобиографию, доверенность, расписку, объяснительную;

выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;

3.Коммуникативные: умение составлять письменное обращение с просьбой к родителям, проявление навыков сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка (определённого типа и стиля речи); умение излагать свои мысли точно, ясно, коротко

4.Регулятивные: умение удерживать целенаправленность в учебной деятельности.

БЛОК II. Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения.

Цель. Формирование навыка заполнения бланков, квитанцийпо образцу; умения составлять текст по плану и опорным словам.

Тема:Экскурсия на почту с целью знакомства с её работой. Виды услуг, предоставляемых почтовым отделением. Знакомство с профессиями, связанными с почтовой службой. Отслеживание маршрута письма через почтовое отделение (от почтового ящика до конкретного адресата). Где и как появилась почтовая служба.        

Тема:        Сочинение об экскурсии на почту.

Беседа об экскурсии на основе личных наблюдений с целью систематизации знаний. Текст и закономерности его построения: целостность и связность. Коллективное сочинение по плану, опорным словам и словосочетаниям. Расположение материала в логической последовательности; связь слов в предложении; связь предложений в тексте.

Тема:        Числа в деловых бумагах.

Закрепление и обобщение знаний правописания числительных. Виды делового письма, где используются числительные (доверенность, расписка и т.д.).

Тема:        Заполнение бланков на посылку.

Упражнения в оформлении деловых бумаг по образцу (при получении, отправлении).

Тема:Денежный перевод.

Виды денежного перевода (почтовый, телеграфный, электронный). Стоимость отправления денежных переводов. Упражнения в оформлении почтового денежного перевода по образцу.

Тема:Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет и др.).

Упражнения в оформлении деловых бумаг по образцам. Точность информации, разборчивость почерка, грамотность.

Тема:Телеграмма

Назначение (простая, срочная, на художественном бланке). Особенности составления текста телеграммы (кратко, лаконично, понятно, однозначно), адреса на ней. Редактирование текстов телеграмм с целью устранения неправильного порядка слов, их неоправданного использования. Обдумывание ситуаций, которые требуют телеграфного сообщения. Юбилей, торжество. Составление телеграммы по письму и наоборот. Заполнение телеграфного бланка (обычного, художественного).

Тема:Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес.

Закрепление и обобщение знаний правописания собственных и нарицательных имён существительных. Адрес: точность, правильность оформления, разборчивость почерка. Лексическая работа: адрес, адресант, адресат.

Тема:Поздравительная открытка.

Выбор открытки. Анализ текстов личного, официального характера (форма обращения: Дорогой…, Уважаемый…).        Составление и запись текстов.                

Тема:Эпистолярный жанр.

Значение письма как средства общения людей на расстоянии. Художественные произведения в виде писем, посланий: эпистолярные рассказы («Ванька» А.П.Чехова), лирические стихи («Письмо к матери» С.А.Есенина). Письма великих людей (А.П.Чехова брату, жене, друзьям). Художественный стиль речи.

Тема: Виды писем.

Виды писем разные по цели общения (деловые, дружеские, поздравительные). Требования к содержанию и стилевому оформлению. Личные письма (дружеские, поздравительные) пишутся в свободной форме: используются разговорный, художественный стили; характерны эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни самого автора письма или адресата. Деловые письма составляются по определённой форме: используется официально – деловой стиль; характерны точность, ясность, возможная краткость, информативность; употребление слов только в их прямом значении. Цель деловых писем -  получить какие-либо сведения или ответить на запрос. Виды деловых писем: письмо – приглашение (Примите наше приглашение…, Позвольте пригласить Вас…), письмо – просьба (Просим Вас…, Сообщите нам, пожалуйста, …) и др.  Выявление особенностей структур делового и личного письма через сравнение их планов-схем.

Тема:Письмо родным или друзьям.

Анализ текстов личных писем. Деление письма на смысловые части. Коллективное составление плана письма (1.Приветствие и обращение. 2. Изложение того, что хочешь написать. 3. Заключение. 4. Подпись.5. Дата). Работа с деформированным текстом. Составление текста по опорным словам и словосочетаниям. Связь предложений с помощью языковых средств. Правила написания (обращения к адресату; отбор информации, излагаемой  в основной части; формула прощания; постановка знаков препинания при обращении, в конце каждого предложения;  собственные и нарицательные имена существительные и др.).  Редактирование текстов письма (задание может быть лексическим или грамматическим). Орфографическая работа. Самостоятельное составление письма другу, родственникам.

Тема: Контрольная работа.

Тема:Работа над ошибками.

Анализ работ учащихся.  Выявление смысловых, лексико-грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Текст и закономерности его построения.  Деление письма на части. Редактирование писем. Работа с деформированным текстом. Устное составление письма по данному началу, опорным словам и словосочетаниям.

Словарь

Почтальон, телеграмма, адрес, адресант, адресат, бланк, квитанция, коммунальные услуги, юбилей, эпистолярный жанр, речевой этикет, здравствуй, до свидания, просьба, триста, четыреста, девяносто.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

Выявлять принадлежность готового текста с точки зрения его назначения (повествование или описание);нахождение в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила с помощью учителя или самостоятельно.

2.Познавательные: оформление всех видов изученных деловых бумаг (по образцу);

знание назначения  различных видов деловых бумаг;умение самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме   (в т.ч. по образцу);умение заполнять бланки телеграмм, переводовпо платежам за коммунальные услуги;

3.Коммуникативные: использование некоторых доступных информационных средств. Расширение и пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся.

4. Регулятивные: умение удерживать целенаправленность в учебной деятельности.

БЛОК III. Виды делового письма творческого характера.

        Цель. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, развитию навыков самостоятельного оформления мыслей через написание небольших по объёму сочинений.

Тема:Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы.

Чтение и обсуждение небольших статей из газет, посвящённых отдельному положительному или отрицательному конкретному факту. Заметка (по характеру изложения) – особый вид сочинения с элементами описания. Отличительные особенности заметки: острота, меткость языка, злободневность проблемы, которая часто выливается в обобщённый призыв к читателям. Информационная форма заметки, которая содержит только сообщение о каком – либо происшествии. Основные части заметки: заголовок, изложение сущности, выводы, предложения. Типы текстов (повествование, рассуждение, описание).

Тема:Коллективное составление заметки.

        Выбор темы, близкой учащимся, с целью побуждения высказывать свои мысли, чувства. Соотнесение заголовка и формулировки основной мысли. Составление плана.  Отработка содержательной стороны заметки, расширение круга слов для отражения темы в речи, подбор выразительных средств, синонимов для предупреждения тавтологии, использование различных конструкций предложений. При составлении устной заметки учитель на доске выписывает напротив каждого пункта плана – схемы слова и словосочетания. Пересказ содержания заметки.

Тема:Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!».

        Анализ готовой заметки. Определение темы и основной мысли по заголовку. Деление текста на части. Составление плана. Обсуждение аналогичных случаев на данную тему. Словарная работа. Написание по аналогии с данным текстом заметки на основе конкретного факта из собственного опыта учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися (редактирование, работа с деформированным текстом). Чтение и анализ работ.

Тема:Самостоятельная работа по написанию заметки на тему «Моя мечта», «Мой выбор профессии».

        Написание заметки по предложенному плану и опорным словам. Дифференцированный подход в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников.

Тема:Работа над ошибками.

        Анализ работ учащихся. Выявление смысловых, лексико-грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Текст (описание) и закономерности его построения.  Коллективное редактирование заметок. Работа с деформированным текстом. Устное составление заметок по плану, опорным словам и словосочетаниям.

Тема:Отзыв о прочитанной книге.

        Коллективное составление отзыва о прочитанной книге по плану - схеме. Отработка структуры, содержания и оформления на письме сложных предложений с союзами.   Включение элементов рассуждения.

Тема:«Поступаем на работу» Ролевая игра.

        Воспроизведение в игровой форме ситуаций при поступлении на работу. Речевой этикет. Правила поведения. Документы, необходимые для трудоустройства.

Тема: Контрольная работа за год.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;

2.Познавательные:

извлечение под руководством педагога необходимую информацию из различных источников. Использование  готовых  алгоритмов  деятельности;Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;

3.Коммуникативные:

участие в коллективном обсуждении проблем; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; владение диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами  родного  языка,  современных  средств коммуникации в соответствии индивидуальных возможностей.

4.Регулятивные:осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

Учебно-тематическое планирование.

Наименование тем раздела

Всего часов

Из них

Контрольные  проверочные работы

теория

практика

1

I БЛОК: Личные документы официального характера

17 ч.

4

13 ч.

1 диктант

1 изложение.

2

II БЛОК: Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения

14ч

2

18 ч

2 диктанта

1 изложение

3

III БЛОК:

Виды делового письма творческого характера III четверть

19 ч.

12

18

2 диктанта

2 изложения

4

III БЛОК:

Виды делового письма творческого характера III четверть

24 ч.

8

16

4 диктанта

1 изложение

5

итого

74 ч.

КАЛЕНДАРН0--ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО»

102 ч. в год (3 ч. в неделю)

I четверть (17 ч.)

I БЛОК: Личные документы официального характера

п\п

Тема урока

часы

число

примечание

1

Простое предложение с однородными членами.

1

2

Требования к составлению деловых бумаг.

1

3

Расписка.

1

4

Простое  и  сложное  предложение.

1

5

Доверенность.

1

6

Объяснительная записка.

1

7

Заявление.

1

8

Тексты приглашения.

1

9

Объявление.

1

10

Автобиография. Великие люди о себе.

1

11

Имя собственное

1

12

Диалог - основная форма речевых высказываний.

1

13

   Письменное оформление диалога.

1

14

Формулировка и запись ответов на поставленные вопросы;.

1

15

Контрольная работа  

1

16

Работа над ошибками,допущенными в к/р.

1

17

Практические упражнения в составлении монологов.

1

Гражданин,  образование, комбинированный, расписка, доверенность, объяснительная, заявление, приглашение, объявление, крестьянин, диалог, монолог.

II четверть (14 ч.)

IIБЛОК:Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения

п\п

тема урока

часы

число

примечание

1

Экскурсия на почту.

1

2

 Из истории почты

1

3

Числа в деловых бумагах.

1

4

Заполнение бланка на посылку.

1

5

Заполнение бланка на посылку.

6

Заполнение бланка на денежный перевод

1

7

Заполнение бланка на денежный перевод

1

8

Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги.

1

9

Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги.

1

10

Составление сложных предложений с союзами а, и, но

1

11

Составление сложных предложений со словами дело в том, что; объясняется

1

12

Контрольная работа.

1

13

Работа над ошибками.

1

14

Составление повествовательных текстов

1

III БЛОК: Виды делового письма творческого характера III четверть (19ч.)

п\п

Тема урока

часы

число

примечание

1

Телеграмма.

1

3

Составление телеграммы.

1

5

Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес.

1

7

Поздравительная открытка.

1

9

Эпистолярный жанр. Письма великих людей.

1

12

Виды писем.

1

13

Коллективное составление писем.

1

17

Письма литературных героев.

1

18

 Письмо родным или друзьям.

1

19

Закрепление пройденного материала.

1

20

Изложение текста-описания внешнего вида героя по опорным словам

1

24

Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов.

1

25

Выбор части речи из нескольких предложенных.

1

26

Выбор и составление предложений разных по цели высказывания

1

27

Изложение.

1

28.

Работа над ошибками.

1

29

Составление предложений с обращениями.

1

30.

Урок закрепления и обобщения.

1

IV четверть (26 ч.)

п\п

тема урока

часы

число

примечание

1

Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы.

1

2

Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы.

1

3

Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы.

1

4

Коллективное составление заметки.

1

5

Составление и запись простых и сложных предложений.

1

6

  Личные письма.

1

7

Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!»

1

8

Практические упражнения в составлении заявления о приеме на учебу

9

Практические упражнения в составлении заявления о вступлении в брак.

1

10

Контрольная работа.

1

11

Работа над ошибками.

1

12

Составление доверенности на распоряжение имуществом.

1

13

Оформление бланков почтового перевода, посылки

1

14

Составление предложений по образцу и опорным словам.

1

15

Составление и запись правил, памяток, инструкций,

1

16

Изложение текста-описания характера героя.

1

17

Составление и запись простых и сложных предложений, используемых в текстах делового стиля.

1

18

  Автобиография.

1

19

«Поступаем на работу» Ролевая игра.

1

20

Итоговая контрольная работа.

1

21

Работа над ошибками.

1

22

Характеристика. Составление и запись деловых характеристик

1

23

Практическое знакомство с различными видами деловых писем

1

24

Практические упражнения в оформлении трудового договора на бланке

1

Словарь:злободневность, происшествие, меткость языка, идея,

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  • Образцы деловых документов.
  • Карточки с заданиями для дифференцированной и индивидуальной работы.
  • Памятки для учащихся по составлению деловой документации (планы, схемы, инструкции):
  •  «Требования к составлению деловых бумаг», «Как написать заявление», «Правила составления телеграммы», «Правила оформления адреса»,
  • «Типы текстов», «Как составить текст-описание», «Как составит текст-рассуждение», «Виды орфограмм», «Отзыв о книге»,
  • «Памятка для написания личного письма», планы написания письма, заметки, заявления, автобиографии, объявления, доверенности.
  • Таблицы: «Стили речи», «Правописание числительных», «Типы текстов», «Виды писем».
  • Презентации «Свойства официально-деловой письменной речи», «Виды писем»
  • Интерактивная доска.
  • Словарные слова.
  • Диаграммы для разгрузки зрения (схемы зрительных траекторий).
  • Литература:
  • Учебники Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской «Русский язык» для 8 и 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
  • Программа «Деловое и творческое письмо» 10-11 классы С.Ю.Ильина. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2006
  • А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя,  Москва: «Просвещение», 2002
  • А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Учебник для вузов, Москва: Владос, 2004
  • Программа «Русский (родной) язык» В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1, Москва:  Владос, 2000
  • Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков  «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». Из опыта работы,  Москва: «Просвещение», 1978.
  • С.Ю.Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием». Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов,  Санкт-Петербург:  Издательство «Каро», 2006
  • А.В.Прудникова «Виды работ по развитию речи»,  Москва:  Учпедгиз, 1965
  • Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева  «Русский язык и культура речи». Учебное пособие для вузов, Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001
  • «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)» под редакцией Б.П.Пузанова, учебное пособие для вузов, Москва: Издательский центр «Академия», 2006
  • Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе» 5-8 классы. Пособие для учителей, Москва: «Просвещение», 1970
  • С.Н.Комская, Г.В.Малых «Русский язык». Учебник для 9 класса вспомогательной школы, Москва: «Просвещение», 1990.
  • «Ванька» А.П.Чехов;
  • «Письмо к матери» С.А.Есенин;
  • Есенин С. А. Полное собрание сочинений: Кн. 1;
  • Сборник поздравительных текстов; Газеты с объявлениями.
  • Литература:

Учебники:

1. Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова «Русский язык». Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2013

2. Н Э.В.Якубовская, Г.Галунчикова, «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2013

Методические пособия:

1)Программа «Деловое и творческое письмо» 10-11 классы С.Ю.Ильина. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2006

2) А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя,  Москва: «Просвещение», 2002

3).А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Учебник для вузов, Москва: Владос, 2004

4) Программа «Русский (родной) язык» В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1, Москва:  Владос, 2000

5) Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков  «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». Из опыта работы,  Москва: «Просвещение», 1978.

6) С.Ю.Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием». Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов,  Санкт-Петербург:  Издательство «Каро», 2006

7) А.В.Прудникова «Виды работ по развитию речи»,  Москва:  Учпедгиз, 1965

8) Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева  «Русский язык и культура речи». Учебное пособие для вузов, Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001

9) «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)» под редакцией Б.П.Пузанова, учебное пособие для вузов, Москва: Издательский центр «Академия», 2006

10) Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе» 5-8 классы. Пособие для учителей, Москва: «Просвещение», 1970

11) С.Н.Комская, Г.В.Малых «Русский язык». Учебник для 9 класса вспомогательной школы, Москва: «Просвещение», 1990.

. 12) Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:»ВЛАДОС», 1999.

13.Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.-М.: Просвещение, 1965.

14).Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, кроссворды, загадки, шарады) /  сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.

15).»Игровые технологии на уроках русского языка. 5-11 классы: игры со словами, разработки уроков/авт.-сост. В.Н.Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.

16) Поваляев М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество  образования.- Ростов: Феникс,  2006.

17). http://spschi5sv.mskobr.ru/conditions/usloviya_priema1/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по русскому языку "Деловое письмо. Заявление." в 8/9 классе

Работа с деловыми документами остается одним из  важных направлений уроков по развитию письменной речи детей.Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы для зап...

Рабочие программы по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов коррекционной школы ( VII вида)

В состав рабочих программ входят пояснительные записки, поурочные и тематические планы, контрольные материалы, листы коррекции....

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для индивидуального обучения учащихся с ЗПР 8 класс

Данная программа разработана для обучения учащихся с ОВЗ. Используется УМК под редакцией Биболетовой М.З....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с легкой умственной отсталостью. 10 класс.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с легкой умственной отсталостью. 10 класс. Учебник Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.  Русский язык. Учебник  для 5 класса о...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с ЗПР 5 класс

Программа разработана на основе ФГОС и Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5– 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 кл...