Адаптированная рабочая программа по русскому языку (деловое письмо) для учащихся с ОВЗ. 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Цели изучения курса «Делового письма»:
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- обеспечение усвоения обучающимися стилевых особенностей деловой речи;
- Обучение овладению простейшими жанрами деловых бумаг
Задачи:
- расширять представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ознакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматических знаний и умений;
- использовать усвоенные грамматико-орфографические знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
- развивать коммуникативные умения и навыки обучающихся;
- познакомить с образцами деловых бумаг;
- дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;
- помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.
- формировать умения определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;
- формировать умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа;
- формировать умения подражать образцу;
- формировать умения составлять документы самостоятельно.
- формировать мотивацию к обучению и получению новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_11_klassa_po_russkomu_yaz_2.docx | 54.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по русскому языку
11 класс
Учитель: Власова М.В.
2016-2017 уч. г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой –М.; Просвещение, 2011г., Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных( коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, под редакцией А.МЩербаковой – М.;Владос, 2006г.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Русский язык» (10 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ;
Учебный план школы предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне в 11 классе 2 часа в неделю, 66 часов за год.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | год |
17 ч. | 14 ч. | 19 ч. | 16 ч. | 66 ч. |
Цель:изучения русского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции обучающихся, а также совершенствовании навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека.
Цели изучения курса «Делового письма»:
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- обеспечение усвоения обучающимися стилевых особенностей деловой речи;
- Обучение овладению простейшими жанрами деловых бумаг
Задачи:
- расширять представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ознакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматических знаний и умений;
- использовать усвоенные грамматико-орфографические знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
- развивать коммуникативные умения и навыки обучающихся;
- познакомить с образцами деловых бумаг;
- дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;
- помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.
- формировать умения определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;
- формировать умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа;
- формировать умения подражать образцу;
- формировать умения составлять документы самостоятельно.
- формировать мотивацию к обучению и получению новых знаний
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рабочей программы по русскому языку в 10 классе.
Личностные результаты:
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
- Формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- оформление всех видов изученных деловых бумаг (по образцу);
- знание назначения различных видов деловых бумаг;
- умение самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме (в т.ч. по образцу);
- проявление навыков сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка (определённого типа и стиля речи); умение излагать свои мысли точно, ясно, коротко.
- Знать требования к составлению деловых бумаг;
- Определять виды деловых бумаг: расписку, доверенность, объяснительную, заявление, объявление, автобиографию;
- Определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется (документы, необходимые для поступления на работу);
- Заполнять бланки на посылку, на денежный перевод, по платежам за коммунальные услуги;
- Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила с помощью учителя
- Составлять и писать виды деловых бумаг по плану и опорным словам (тексту – трафарету);
- Писать заметку по опорным словам, предложенному плану после предварительного разбора;
Достаточный уровень:
- Знать требования к составлению деловых бумаг;
- Определять виды деловых бумаг: расписку, доверенность, объяснительную, заявление, объявление, автобиографию;
- Определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется (документы, необходимые для поступления на работу);
- Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;
- Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно).
- Знать виды оказываемых услуг почтовым отделением;
- Заполнять бланки на посылку, на денежный перевод, по платежам за коммунальные услуги;
- Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;
- Составлять и писать текст телеграммы, поздравительной открытки, личного письма (по плану, опорным словам), учитывая особенности структуры каждой деловой бумаги;
- Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно).
- Составлять отзыв по плану (с помощью учителя);
- Писать заметку по опорным словам, предложенному плану после предварительного разбора;
- Выявлять принадлежность готового текста с точки зрения его назначения (повествование или описание);
- Находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила с помощью учителя или самостоятельно.
Формирования базовых учебных действий.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих
операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Личностные БУД:
- осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
- соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
- определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей;
- ориентировка в социальных ролях; осознанное отношение к выбору профессии
Коммуникативные учебные действия:
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др).
- использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач;
- выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта;
- с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Регулятивные учебные действия:
- постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой);
- осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности;
- адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.
Познавательные учебные действия:
- Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников;
- устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости
Для оценки сформированности БУД используется следующая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Содержание программного материала.
Содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).
Обобщая цели, задачи и условия документирования, курс «Деловое письмо» разделён на три следующих блока:
БЛОК I. Личные документы официального характера.
Цель. Формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме при составлении документов.
Тема: Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг.
Краткое знакомство с историей русской официально – деловой письменной речью с целью выявления причин, формирования особого стиля языка, особенностей культуры русского делового письма.
Разговорный, деловой и художественный стили речи (сфера применения, задача общения, участники общения). Ясность и точность деловой речи, краткость изложения.
Тема:Расписка.
Назначение расписки. Анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа. Употребление слов только в их прямом значении. В расписке дано полное указание, кто даёт расписку, от кого получен ценный предмет (деньги, вещи); наименование полученного с указанием количества, цены; дата, подпись. Общепринятая форма составления расписки – текст-трафарет. Подражание образцу (- коллективное составление документа после разбора образца; - составление документа самостоятельно с новым содержанием)
Тема: Доверенность.
Назначение доверенности. Анализ стандартного образца. В доверенности указывается доверитель, доверенное лицо, вид действий по доверенности. Обязательные реквизиты (Наименование документа, место и дата написания, основной текст, удостоверительная надпись, скреплённая печатью организации). Общепринятая форма. Подражание образцу. Составление документа из деформированного текста; исправление неправильно составленных документов; самостоятельное составление документа.
Тема: Объяснительная записка.
Документы, предназначенные для доведения до сведения должностного лица информации (заявление, объяснительная). Анализ образца. Обязательные элементы: адресация, наименование документа, основной текст (Вводные слова: Ставлю Вас в известность…, Представляю письменное объяснение…и т.п.), дата, подпись. Правдивое, убедительное объяснение причины нарушения трудовой дисциплины; указание основных мотивов, обстоятельств дела. Общепринятая форма составления документа. Составление объяснительных по дисциплинарным нарушениям, предложенных для рассмотрения учителем.
Тема: Заявление.
Назначение документа. Анализ образца - выявление особенностей оформления реквизитов. Заявления простые и сложные (с Приложением: свидетельство об окончании школы, характеристика, справка о состоянии здоровья, автобиография, справка с места жительства) о приёме на работу; о предоставлении очередного (внеочередного) отпуска. Деловой стиль речи. Коллективное составление плана – схемы заявления. Составление документа из деформированного текста; исправление неправильно составленных текстов; самостоятельное составление заявлений.
Тема: Объявление.
Цель данной деловой бумаги. Анализ текстов объявлений из газет (о выборе профессий, покупке-продаже, находке-пропаже). Выявление обязательных элементов объявления, порядок расположения частей текста Недостаточность или избыточность информации, её достоверность. Подражание образцу. Составление объявлений из деформированного текста; исправление неправильно составленных объявлений.
Типы текстов с точки зрения цели высказывания (описание, повествование, рассуждение). Написание объявления по данному плану и опорным словам с включением описания животных в деловом стиле. Самостоятельное составление текста объявлений.
Тема: Автобиография (2 ч.).
Автобиография великих людей в художественном стиле (Есенин «О себе»). Хронологический план изложения. Оформление документа в деловом стиле (наименование, текст автобиографии, подпись, дата). Анализ образца. Составление автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану. Порядок и связь слов в предложениях. С целью оказания помощи учащимся необходимо выписать из личных дел сведения.
Тема: Контрольная работа.
Словарь.
Расписка, доверенность, объяснительная, заявление, объявление, автобиография, гражданин, профессия, работодатель, крестьянин, образование, заимообразно, трудовая дисциплина.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
оформление всех видов изученных деловых бумаг (по образцу);знание назначения различных видов деловых бумаг;
2.Познавательные: умение заполнения заявления о приёме на работу по образцу умение составлять автобиографию, доверенность, расписку, объяснительную;
выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;
3.Коммуникативные: умение составлять письменное обращение с просьбой к родителям, проявление навыков сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка (определённого типа и стиля речи); умение излагать свои мысли точно, ясно, коротко
4.Регулятивные: умение удерживать целенаправленность в учебной деятельности.
БЛОК II. Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения.
Цель. Формирование навыка заполнения бланков, квитанцийпо образцу; умения составлять текст по плану и опорным словам.
Тема:Экскурсия на почту с целью знакомства с её работой. Виды услуг, предоставляемых почтовым отделением. Знакомство с профессиями, связанными с почтовой службой. Отслеживание маршрута письма через почтовое отделение (от почтового ящика до конкретного адресата). Где и как появилась почтовая служба.
Тема: Сочинение об экскурсии на почту.
Беседа об экскурсии на основе личных наблюдений с целью систематизации знаний. Текст и закономерности его построения: целостность и связность. Коллективное сочинение по плану, опорным словам и словосочетаниям. Расположение материала в логической последовательности; связь слов в предложении; связь предложений в тексте.
Тема: Числа в деловых бумагах.
Закрепление и обобщение знаний правописания числительных. Виды делового письма, где используются числительные (доверенность, расписка и т.д.).
Тема: Заполнение бланков на посылку.
Упражнения в оформлении деловых бумаг по образцу (при получении, отправлении).
Тема:Денежный перевод.
Виды денежного перевода (почтовый, телеграфный, электронный). Стоимость отправления денежных переводов. Упражнения в оформлении почтового денежного перевода по образцу.
Тема:Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет и др.).
Упражнения в оформлении деловых бумаг по образцам. Точность информации, разборчивость почерка, грамотность.
Тема:Телеграмма
Назначение (простая, срочная, на художественном бланке). Особенности составления текста телеграммы (кратко, лаконично, понятно, однозначно), адреса на ней. Редактирование текстов телеграмм с целью устранения неправильного порядка слов, их неоправданного использования. Обдумывание ситуаций, которые требуют телеграфного сообщения. Юбилей, торжество. Составление телеграммы по письму и наоборот. Заполнение телеграфного бланка (обычного, художественного).
Тема:Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес.
Закрепление и обобщение знаний правописания собственных и нарицательных имён существительных. Адрес: точность, правильность оформления, разборчивость почерка. Лексическая работа: адрес, адресант, адресат.
Тема:Поздравительная открытка.
Выбор открытки. Анализ текстов личного, официального характера (форма обращения: Дорогой…, Уважаемый…). Составление и запись текстов.
Тема:Эпистолярный жанр.
Значение письма как средства общения людей на расстоянии. Художественные произведения в виде писем, посланий: эпистолярные рассказы («Ванька» А.П.Чехова), лирические стихи («Письмо к матери» С.А.Есенина). Письма великих людей (А.П.Чехова брату, жене, друзьям). Художественный стиль речи.
Тема: Виды писем.
Виды писем разные по цели общения (деловые, дружеские, поздравительные). Требования к содержанию и стилевому оформлению. Личные письма (дружеские, поздравительные) пишутся в свободной форме: используются разговорный, художественный стили; характерны эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни самого автора письма или адресата. Деловые письма составляются по определённой форме: используется официально – деловой стиль; характерны точность, ясность, возможная краткость, информативность; употребление слов только в их прямом значении. Цель деловых писем - получить какие-либо сведения или ответить на запрос. Виды деловых писем: письмо – приглашение (Примите наше приглашение…, Позвольте пригласить Вас…), письмо – просьба (Просим Вас…, Сообщите нам, пожалуйста, …) и др. Выявление особенностей структур делового и личного письма через сравнение их планов-схем.
Тема:Письмо родным или друзьям.
Анализ текстов личных писем. Деление письма на смысловые части. Коллективное составление плана письма (1.Приветствие и обращение. 2. Изложение того, что хочешь написать. 3. Заключение. 4. Подпись.5. Дата). Работа с деформированным текстом. Составление текста по опорным словам и словосочетаниям. Связь предложений с помощью языковых средств. Правила написания (обращения к адресату; отбор информации, излагаемой в основной части; формула прощания; постановка знаков препинания при обращении, в конце каждого предложения; собственные и нарицательные имена существительные и др.). Редактирование текстов письма (задание может быть лексическим или грамматическим). Орфографическая работа. Самостоятельное составление письма другу, родственникам.
Тема: Контрольная работа.
Тема:Работа над ошибками.
Анализ работ учащихся. Выявление смысловых, лексико-грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Текст и закономерности его построения. Деление письма на части. Редактирование писем. Работа с деформированным текстом. Устное составление письма по данному началу, опорным словам и словосочетаниям.
Словарь
Почтальон, телеграмма, адрес, адресант, адресат, бланк, квитанция, коммунальные услуги, юбилей, эпистолярный жанр, речевой этикет, здравствуй, до свидания, просьба, триста, четыреста, девяносто.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
Выявлять принадлежность готового текста с точки зрения его назначения (повествование или описание);нахождение в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила с помощью учителя или самостоятельно.
2.Познавательные: оформление всех видов изученных деловых бумаг (по образцу);
знание назначения различных видов деловых бумаг;умение самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме (в т.ч. по образцу);умение заполнять бланки телеграмм, переводовпо платежам за коммунальные услуги;
3.Коммуникативные: использование некоторых доступных информационных средств. Расширение и пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся.
4. Регулятивные: умение удерживать целенаправленность в учебной деятельности.
БЛОК III. Виды делового письма творческого характера.
Цель. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, развитию навыков самостоятельного оформления мыслей через написание небольших по объёму сочинений.
Тема:Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы.
Чтение и обсуждение небольших статей из газет, посвящённых отдельному положительному или отрицательному конкретному факту. Заметка (по характеру изложения) – особый вид сочинения с элементами описания. Отличительные особенности заметки: острота, меткость языка, злободневность проблемы, которая часто выливается в обобщённый призыв к читателям. Информационная форма заметки, которая содержит только сообщение о каком – либо происшествии. Основные части заметки: заголовок, изложение сущности, выводы, предложения. Типы текстов (повествование, рассуждение, описание).
Тема:Коллективное составление заметки.
Выбор темы, близкой учащимся, с целью побуждения высказывать свои мысли, чувства. Соотнесение заголовка и формулировки основной мысли. Составление плана. Отработка содержательной стороны заметки, расширение круга слов для отражения темы в речи, подбор выразительных средств, синонимов для предупреждения тавтологии, использование различных конструкций предложений. При составлении устной заметки учитель на доске выписывает напротив каждого пункта плана – схемы слова и словосочетания. Пересказ содержания заметки.
Тема:Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!».
Анализ готовой заметки. Определение темы и основной мысли по заголовку. Деление текста на части. Составление плана. Обсуждение аналогичных случаев на данную тему. Словарная работа. Написание по аналогии с данным текстом заметки на основе конкретного факта из собственного опыта учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися (редактирование, работа с деформированным текстом). Чтение и анализ работ.
Тема:Самостоятельная работа по написанию заметки на тему «Моя мечта», «Мой выбор профессии».
Написание заметки по предложенному плану и опорным словам. Дифференцированный подход в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников.
Тема:Работа над ошибками.
Анализ работ учащихся. Выявление смысловых, лексико-грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Текст (описание) и закономерности его построения. Коллективное редактирование заметок. Работа с деформированным текстом. Устное составление заметок по плану, опорным словам и словосочетаниям.
Тема:Отзыв о прочитанной книге.
Коллективное составление отзыва о прочитанной книге по плану - схеме. Отработка структуры, содержания и оформления на письме сложных предложений с союзами. Включение элементов рассуждения.
Тема:«Поступаем на работу» Ролевая игра.
Воспроизведение в игровой форме ситуаций при поступлении на работу. Речевой этикет. Правила поведения. Документы, необходимые для трудоустройства.
Тема: Контрольная работа за год.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;
2.Познавательные:
извлечение под руководством педагога необходимую информацию из различных источников. Использование готовых алгоритмов деятельности;Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;
3.Коммуникативные:
участие в коллективном обсуждении проблем; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; владение диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации в соответствии индивидуальных возможностей.
4.Регулятивные:осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Наименование тем раздела | Всего часов | Из них | Контрольные проверочные работы | |
теория | практика | ||||
1 | I БЛОК: Личные документы официального характера | 17 ч. | 4 | 13 ч. | 1 диктант 1 изложение. |
2 | II БЛОК: Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения | 14ч | 2 | 18 ч | 2 диктанта 1 изложение |
3 | III БЛОК: Виды делового письма творческого характера III четверть | 19 ч. | 12 | 18 | 2 диктанта 2 изложения |
4 | III БЛОК: Виды делового письма творческого характера III четверть | 24 ч. | 8 | 16 | 4 диктанта 1 изложение |
5 | итого | 74 ч. |
КАЛЕНДАРН0--ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО»
102 ч. в год (3 ч. в неделю)
I четверть (17 ч.)
I БЛОК: Личные документы официального характера
№ п\п | Тема урока | часы | число | примечание |
1 | Простое предложение с однородными членами. | 1 | ||
2 | Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | ||
3 | Расписка. | 1 | ||
4 | Простое и сложное предложение. | 1 | ||
5 | Доверенность. | 1 | ||
6 | Объяснительная записка. | 1 | ||
7 | Заявление. | 1 | ||
8 | Тексты приглашения. | 1 | ||
9 | Объявление. | 1 | ||
10 | Автобиография. Великие люди о себе. | 1 | ||
11 | Имя собственное | 1 | ||
12 | Диалог - основная форма речевых высказываний. | 1 | ||
13 | Письменное оформление диалога. | 1 | ||
14 | Формулировка и запись ответов на поставленные вопросы;. | 1 | ||
15 | Контрольная работа | 1 | ||
16 | Работа над ошибками,допущенными в к/р. | 1 | ||
17 | Практические упражнения в составлении монологов. | 1 |
Гражданин, образование, комбинированный, расписка, доверенность, объяснительная, заявление, приглашение, объявление, крестьянин, диалог, монолог.
II четверть (14 ч.)
IIБЛОК:Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения
№ п\п | тема урока | часы | число | примечание |
1 | Экскурсия на почту. | 1 | ||
2 | Из истории почты | 1 | ||
3 | Числа в деловых бумагах. | 1 | ||
4 | Заполнение бланка на посылку. | 1 | ||
5 | Заполнение бланка на посылку. | |||
6 | Заполнение бланка на денежный перевод | 1 | ||
7 | Заполнение бланка на денежный перевод | 1 | ||
8 | Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги. | 1 | ||
9 | Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги. | 1 | ||
10 | Составление сложных предложений с союзами а, и, но | 1 | ||
11 | Составление сложных предложений со словами дело в том, что; объясняется | 1 | ||
12 | Контрольная работа. | 1 | ||
13 | Работа над ошибками. | 1 | ||
14 | Составление повествовательных текстов | 1 |
III БЛОК: Виды делового письма творческого характера III четверть (19ч.)
№ п\п | Тема урока | часы | число | примечание |
1 | Телеграмма. | 1 | ||
3 | Составление телеграммы. | 1 | ||
5 | Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес. | 1 | ||
7 | Поздравительная открытка. | 1 | ||
9 | Эпистолярный жанр. Письма великих людей. | 1 | ||
12 | Виды писем. | 1 | ||
13 | Коллективное составление писем. | 1 | ||
17 | Письма литературных героев. | 1 | ||
18 | Письмо родным или друзьям. | 1 | ||
19 | Закрепление пройденного материала. | 1 | ||
20 | Изложение текста-описания внешнего вида героя по опорным словам | 1 | ||
24 | Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов. | 1 | ||
25 | Выбор части речи из нескольких предложенных. | 1 | ||
26 | Выбор и составление предложений разных по цели высказывания | 1 | ||
27 | Изложение. | 1 | ||
28. | Работа над ошибками. | 1 | ||
29 | Составление предложений с обращениями. | 1 | ||
30. | Урок закрепления и обобщения. | 1 |
IV четверть (26 ч.)
№ п\п | тема урока | часы | число | примечание |
1 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы. | 1 | ||
2 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы. | 1 | ||
3 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы. | 1 | ||
4 | Коллективное составление заметки. | 1 | ||
5 | Составление и запись простых и сложных предложений. | 1 | ||
6 | Личные письма. | 1 | ||
7 | Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!» | 1 | ||
8 | Практические упражнения в составлении заявления о приеме на учебу | |||
9 | Практические упражнения в составлении заявления о вступлении в брак. | 1 | ||
10 | Контрольная работа. | 1 | ||
11 | Работа над ошибками. | 1 | ||
12 | Составление доверенности на распоряжение имуществом. | 1 | ||
13 | Оформление бланков почтового перевода, посылки | 1 | ||
14 | Составление предложений по образцу и опорным словам. | 1 | ||
15 | Составление и запись правил, памяток, инструкций, | 1 | ||
16 | Изложение текста-описания характера героя. | 1 | ||
17 | Составление и запись простых и сложных предложений, используемых в текстах делового стиля. | 1 | ||
18 | Автобиография. | 1 | ||
19 | «Поступаем на работу» Ролевая игра. | 1 | ||
20 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
21 | Работа над ошибками. | 1 | ||
22 | Характеристика. Составление и запись деловых характеристик | 1 | ||
23 | Практическое знакомство с различными видами деловых писем | 1 | ||
24 | Практические упражнения в оформлении трудового договора на бланке | 1 |
Словарь:злободневность, происшествие, меткость языка, идея,
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- Образцы деловых документов.
- Карточки с заданиями для дифференцированной и индивидуальной работы.
- Памятки для учащихся по составлению деловой документации (планы, схемы, инструкции):
- «Требования к составлению деловых бумаг», «Как написать заявление», «Правила составления телеграммы», «Правила оформления адреса»,
- «Типы текстов», «Как составить текст-описание», «Как составит текст-рассуждение», «Виды орфограмм», «Отзыв о книге»,
- «Памятка для написания личного письма», планы написания письма, заметки, заявления, автобиографии, объявления, доверенности.
- Таблицы: «Стили речи», «Правописание числительных», «Типы текстов», «Виды писем».
- Презентации «Свойства официально-деловой письменной речи», «Виды писем»
- Интерактивная доска.
- Словарные слова.
- Диаграммы для разгрузки зрения (схемы зрительных траекторий).
- Литература:
- Учебники Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской «Русский язык» для 8 и 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Программа «Деловое и творческое письмо» 10-11 классы С.Ю.Ильина. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2006
- А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя, Москва: «Просвещение», 2002
- А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Учебник для вузов, Москва: Владос, 2004
- Программа «Русский (родной) язык» В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1, Москва: Владос, 2000
- Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». Из опыта работы, Москва: «Просвещение», 1978.
- С.Ю.Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием». Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов, Санкт-Петербург: Издательство «Каро», 2006
- А.В.Прудникова «Виды работ по развитию речи», Москва: Учпедгиз, 1965
- Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева «Русский язык и культура речи». Учебное пособие для вузов, Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001
- «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)» под редакцией Б.П.Пузанова, учебное пособие для вузов, Москва: Издательский центр «Академия», 2006
- Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе» 5-8 классы. Пособие для учителей, Москва: «Просвещение», 1970
- С.Н.Комская, Г.В.Малых «Русский язык». Учебник для 9 класса вспомогательной школы, Москва: «Просвещение», 1990.
- «Ванька» А.П.Чехов;
- «Письмо к матери» С.А.Есенин;
- Есенин С. А. Полное собрание сочинений: Кн. 1;
- Сборник поздравительных текстов; Газеты с объявлениями.
- Литература:
Учебники:
1. Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова «Русский язык». Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2013
2. Н Э.В.Якубовская, Г.Галунчикова, «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2013
Методические пособия:
1)Программа «Деловое и творческое письмо» 10-11 классы С.Ю.Ильина. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2006
2) А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя, Москва: «Просвещение», 2002
3).А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Учебник для вузов, Москва: Владос, 2004
4) Программа «Русский (родной) язык» В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1, Москва: Владос, 2000
5) Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». Из опыта работы, Москва: «Просвещение», 1978.
6) С.Ю.Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием». Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов, Санкт-Петербург: Издательство «Каро», 2006
7) А.В.Прудникова «Виды работ по развитию речи», Москва: Учпедгиз, 1965
8) Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева «Русский язык и культура речи». Учебное пособие для вузов, Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001
9) «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)» под редакцией Б.П.Пузанова, учебное пособие для вузов, Москва: Издательский центр «Академия», 2006
10) Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе» 5-8 классы. Пособие для учителей, Москва: «Просвещение», 1970
11) С.Н.Комская, Г.В.Малых «Русский язык». Учебник для 9 класса вспомогательной школы, Москва: «Просвещение», 1990.
. 12) Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:»ВЛАДОС», 1999.
13.Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.-М.: Просвещение, 1965.
14).Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.
15).»Игровые технологии на уроках русского языка. 5-11 классы: игры со словами, разработки уроков/авт.-сост. В.Н.Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.
16) Поваляев М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования.- Ростов: Феникс, 2006.
17). http://spschi5sv.mskobr.ru/conditions/usloviya_priema1/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по русскому языку "Деловое письмо. Заявление." в 8/9 классе
Работа с деловыми документами остается одним из важных направлений уроков по развитию письменной речи детей.Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы для зап...
Рабочие программы по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов коррекционной школы ( VII вида)
В состав рабочих программ входят пояснительные записки, поурочные и тематические планы, контрольные материалы, листы коррекции....
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для индивидуального обучения учащихся с ЗПР 8 класс
Данная программа разработана для обучения учащихся с ОВЗ. Используется УМК под редакцией Биболетовой М.З....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой
Рабочая программа учебного курса «Русский язык», программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с легкой умственной отсталостью. 10 класс.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с легкой умственной отсталостью. 10 класс. Учебник Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык. Учебник для 5 класса о...
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с ЗПР 5 класс
Программа разработана на основе ФГОС и Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5– 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 кл...