Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности
опыты и эксперименты по русскому языку на тему
Работа с одаренными детьми - один из важных этапов работы скаждого педагога. Существуют различные формы внеурочной деятельности, помогающие раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности | 35.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности |
Сообщение на педагогический совет подготовила учитель русского языка и литературы Давыдова Светлана Адильевна |
2016 учебный год |
Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу
по её способности взбираться на дерево,
она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.
Альберт Эйнштейн
(Физик-теоретик, один из основателей
современной теоретической физики,
лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года,
общественный деятель-гуманист).
Знаменитыми двоечниками, как известно, были Уинстон Черчилль - британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании испытывал неприязнь к процессу образования с начала обучения, но впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе; Оноре де Бальзака, всемирно известного писателя, не называли в школе иначе, как «лентяем и тупицей», он постоянно сидел на уроках с отсутствующим взглядом; Константин Циолковский – отец космонавтики, был хроническим двоечником, во втором классе (мальчику на тот момент уже исполнилось 13 лет) его оставили на второй год, из третьего отчислили за неуспеваемость. Двоечником и «бездарем» был Антон Павлович Чехов, который дважды оставался на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности будущий литературный гений чаще всего получал не больше «тройки».
И тем не менее,существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В наших общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов учёбе и другой деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способные.
Согласно Рабочей Концепции одарённости, разработанной группой авторов во главе с Д.Б.Богоявленской, «одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. Они теряют мотивацию, видя только простые решения и задания, не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому. От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность.
Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая, например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.
Если одарённого ребёнка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера - очистить его от примесей. Поэтому сегодня создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений системы работы учителей с такими детьми.
Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности (и эти две дисциплины имеют широкие возможности, для работы с одарёнными детьми).
Важный фактор развития детской одарённости – формы и методы организации учебной деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, проблемно-исследовательские, игровые (групповые дискуссии, мозговые штурмы, творческие задания и многие другие, развивающие способности детей).
Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы, выпуск литературных газет, конкурсы, викторины, литературные чтения, литературные вечера, олимпиады по предмету, участие в конкурсах чтецов разного уровня, в конкурсах сочинений и литературно – творческих работ. Именно направление развития творческих способностей детей мне наиболее близко и понятно. Уже не первый год я провожу такого рода работу, которая доставляет удовольствие и мне, и детям. Остановлюсь на одном из примеров. В 5 классе после изучения темы «Сказки» ребята с интересом участвуют в проекте по созданию «Книги сказок». Класс разбивается на группы, в которых выделяется лидер – руководитель проекта. Под его руководством распределяются обязанности: редактор, писатель, художник, рассказчик. На работу отводится неделя-полторы, за которую все члены группы выполняют свою работу, затем руководитель проекта собирает материал и группа представляет работу. Эти занятия очень нравятся детям, а я, как учитель, могу выявить наиболее одаренных детей, способных к творческой деятельности. Это всего лишь один пример такого рода занятий, но и в более старшем возрасте одаренные дети пишут различного рода сочинения, проявляя свой талант.
Всякая деятельность должна быть направлена на конкретный результат. В прошлом учебном году учащаяся 9 «А» класса Бирюкова Валерия заняла в городском конкурсе «Слово доброе посеять» 3 место в номинации «Юный поэт», а в этом учебном году учащаяся 10 «А» класса Макарова Даша – 1 место в номинации «Юный журналист», 3 место в номинации «Юный прозаик», Стрежнева Маргарита -1 место в номинации «Художественное слово».
Остановлюсь надругой, не менее продуктивной форме работы с одаренными детьми - использовании дистанционных технологий обучения. Такого вида работу с одаренными детьми можно вести в более старшем возрасте при подготовке учащихся к научно - исследовательской и проектной деятельности, причем не только в рамках отдельной школы. В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. И учителям, и учащимся предоставляется возможность стать участниками дистанционных мероприятий разных уровней: от школьного до международного.
Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайты или отдельные веб-страницы, чат и т. п.
На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников. За последние годы увеличивается количество учеников - активных участников дистанционных курсов, олимпиад, научно-практических конференций. Дистанционные технологии применяются при организации исследовательской деятельности учащихся.
Преимуществом дистанционного обучения является возможность учёта индивидуальных темпов обучения учащихся, насыщенная и быстрая обратная связь с педагогом и другими учащимися. Участники дистанционных мероприятий имеют возможность по своему усмотрению дозировать общение с учебным материалом и педагогом, задавать ему свои вопросы по мере необходимости.
Характер и объём использования дистанционных форм в процессе исследовательской деятельности учащихся у каждого учителя варьируется, так как необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности, уровень самостоятельности и мотивации субъектов деятельности, технические возможности, количество участников, вовлеченных в данную деятельность.
Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности учащихся позволят педагогу наиболее результативно решить поставленные задачи.
Учитель может включать приёмы, методы, формы дистанционного обучения на всех этапах совместной исследовательской деятельности. Когда выбрана тема, поставлена цель и определён круг задач, которые необходимо решить, предстоит большой объём работы по сбору материала, анализу, обобщению результатов исследования. Приобщение к дистанционной деятельности учащихся на этом этапе процесса исследования возможно как в среднем, старшем звене, так и в начальных классах.
Как осуществить дистанционное консультирование с помощью Интернет?
Дистанционный диалог учитель - ученик может осуществляться с помощью специально созданного учителем сайта или страниц сайта школы.
На веб-страницах учитель размещает материал, который поможет ученику в работе над теоретической и практической частью исследования. Это могут быть алгоритм выполнения работы, памятки по работе с источниками информации, шаблоны оформления исследовательской работы, правила использования запланированных телекоммуникационных средств общения и т.д.
Промежуточные результаты исследований, обработки материала обсуждаются, например, с помощью электронной почтыили Skype.
Ученики и научный руководитель обмениваются вопросами, мнениями, рецензиями.
Таким образом, в современной школе учителя и учащиеся имеют возможность взаимодействовать в ходе учебного процесса на основе интеграции информационных и образовательных технологий. Наряду с навыками исследовательской деятельности в процессе использования дистанционных форм обучения ученик приобретает личностные качества, которые отличают выпускника 21 века: компьютерная и технологическая грамотность; владение поисковыми системами сети Интернет;
навыки работы с базами данных и информационными ресурсами; способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми.
Итак, рассмотрим некоторые пути и эффективность использования дистанционных технологий в работе с одаренными детьми
1.Первый путь – ежегодное участие школьников в дистанционных предметных олимпиадах.
Дистанционная олимпиада способствует проявлению интеллектуальных способностей ученика, оказывая при этом серьезное влияние на развитие его личностных качеств и характеристик.
2.Второй путь – создание ученических проектов, презентаций, обучающих программ, защита «портфолио» и т.д.
3.Третий путь – использование материалов сети Интернет. Эффективным инструментом повышения мотивации одаренных учащихся к решению творческих и исследовательских задач являются Интернет – ресурсы.
4.Четвертый путь – самостоятельная работа одаренных учащихся с компьютерными программами на компакт-дисках. Опыт показал, что выполненные с использованием технологий мультимедиа компьютерные программы на компакт-дисках в большинстве своем имеют универсальный характер (энциклопедии, справочники) и хорошо приспособлены для самостоятельной работы школьников (под руководством учителя) во время подготовки к предметным олимпиадам.
Несмотря на все видимые преимущества дистанционного обучения оно не может служить основным способом усвоения обязательной программы средней школы, призванной обеспечивать выполнение требований образовательного стандарта и может использоваться только в качестве дополнительного, дающего возможность одарённым детям развивать свои способности. К тому же подмена учителя компьютером разрушает систему тонкого учебного воздействия, обращенного к специфически человеческим особенностям взрослеющего организма. Интернет - великолепное средство получения информации. Но он дорог и далеко не всем доступен. Можно, однако, надеяться, что это препятствие со временем будет преодолено. Более существенно другое.
Обучение с помощью Интернета имеет свойство провоцировать или поддерживать проявления односторонности развития, характерные для одаренных подростков. Нежелание подростка знать нечто, как ему кажется, ненужное, принудительно навязываемое чуждым миром взрослых, может принимать демонстративные формы и стать опасным для него самого. Интернет, ускоряя кристаллизацию одних способностей ребенка, может замедлять развитие других и провоцировать асинхронность, дисгармонию психического и умственного роста личности. Излишне глубокое погружение в виртуальный мир нередко сопровождается нежеланием взаимодействовать с реальным внешним миром. Кроме того, сам процесс поиска информации, "блуждание" по Интернету иногда полностью заслоняет образовательные цели.
И наконец, в последние годы большие возможности работы с одарёнными детьми представляют различные интернет-проекты. Кроме уже ставших привычными Пензенского чемпионата, конкурса «Русское слово», общероссийской олимпиады «Олимпус», в этом году ученица 9 «А» класса Макарова Дарья стала призером Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Литературная Россия».
Японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в учительской профессии успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда.
Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников.
Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности (практические материалы)»
Работа на IV межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»...
Работа с одаренными детьми на внеурочной деятельности
Доклад на тему "Работа с одаренными детьми на внеурочной деятельности"....
Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности по географии.
Работа с одаренными детьми требует особого подхода. Участие в играх клуба "Интеллектика", в предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях способствует развитию познавательного интереса у у...
Система работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности (практические материалы).
Одаренность - конечно, дар....
Создание проектов при работе с одаренными детьми на внеурочной деятельности по математике.
Участие в круглом столе «Методика работы с одаренными детьми на уроках математики»...
Работа с одаренными детьми. Активизация познавательной деятельности на уроках математики.
Выступление...
Статья "Работа с одаренными детьми через исследовательскую деятельность"
статья "Работа с одаренными детьми"...