Работа с одаренными детьми. Активизация познавательной деятельности на уроках математики.
статья по алгебре на тему

Галицкая Екатерина Александровна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми. Активизация познавательной деятельности на уроках математики.

Интерес к одаренным детям в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями.

Я в своей работе регулярно использую дифференциацию и индивидуализацию в обучении.

Самый простой способ, которые используют я думаю многие, это использование разноуровневых задач, не только в школе, но и в домашнем задании. Это задания на «3», «4» и «5»

Также использую задачи с элеменатми исследования,  развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные(т. е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)

Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов.

Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставит доступ в Интернет.

Для учеников 5-7 класса проводится кружок «Юный математик», где организована работа в трёх направлениях: решение задач повышенной трудности, дополнительное изучение внепрограммного материала и погружение в математические игры. Для проведения занятий применяется материал сайта «Математическая игротека» http://iclass.home-edu.ru.

Каждая четверть завершается проведением уроков в нестандартной форме или интерактивным уроком: «Крестики-нолики», «Морской бой», «Математический аукцион», «Ярмарка задач». На таких уроках проявляется творчество детей, желание показать свои способности.

Кроме это, в рамках ФГОС также для учеников 5-7 классов провожу  занятия по внеурочной детятельности, на которых с учащимися учимся  и потом создаем различные проекты, причем не только по математике. Например, «Город геометрических фигур» , «Время и часы», « Дроби в нашей жизни» , «Координаты и знаки зодиака». В результате достаточное количество учащихся выбирают  темы по математике для защиты итоговых годовых проектов.

Для учащихся 7-11 классах в школе организовано научное общество учащихся «Поиск», руководителем которого я являюсь. Здесь проводим различные мероприятия для выявления и поощрения одаренных учащихся -викторины «Умники и умницы»

Реализовать свои возможности одарённые дети могут в предметных олимпиадах. Ежегодно мои ученики участвуют в школьных, муниципальных, дистанционных и международных конкурсах, олимпиадах, турнирах, региональных научно-практических конференциях. 

Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету.

В рамках работы нашего НОУ мы создаем уже проекты более высокого уровня, конкурсные проекты.

На мой взгляд, наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы для исследования, то есть темы, обещающие интересные результаты

Выбор темы проекта самый сложный момент. Я стараюсь подбирать темы  с учетом практического применения. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей - сочетание желаний и возможностей (нужно учесть наличие необходимых средств и материалов).

 Зачастую проект, особенно конкурсный, имеет успех, если тема соприкасается с жизнью, не обязательно только в рамках предмета математики. Это может быть связь и с физикой, и с биологией, с информатикой, с астрономией, с химией и т.д.

Я стараюсь, чтобы в проекте присутствовал и исследовательский этап, и на выходе был продукт. Причем это не только презентация. Например. создание брошюр, стенгазет, поделок. Темы придумываю сама

По итогам занятий мои учащиеся принимают участие в конференциях, фестивалях исследовательских работ и творческих проектов, где они ежегодно занимают призовые места.

У одаренных детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.

Это, прежде всего,  муниципальный  фестиваль исследовательских работ и творческих проектов учащихся «Свой путь к открытиям». На протяжении последних четырех лет мои учащиеся занимают призовые места.

Это ежегодная областная научно-практической конференция  «Молодость – науке» памяти А.Л. Чижевского», также были призеры и победитель.

Ну  и всероссийская конференция  учащихся «Юность. Наука. Культура» в г. Обнинске, где в этом году стали лауреатами 1 степени.

Шалва Амонашвили говорил: « В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить...»

В  заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми  - это сложный и никогда не прекращающийся процесс.  Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

В урочной деятельности развивать математические способности помогают занимательные задачи, задачи повышенной сложности, предложенные в учебнике. В целях поддержки интереса к предмету, я использую на своих уроках танграмы, занимательные вопросы, задачи – шутки, логические задачи на поиск недостающих фигур, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности.   Развивающие задачи – минутки, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1-2 минут, и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки и затем все вместе разбираем решение. Также использую упражнения на развитие мышления.  Учащимся  предлагается ряд, состоящий из 4 слов, три из которых объединены общим родовым понятием, а четвертое к ним не относится. Необходимо найти это лишнее слово.

Такие упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению. Они требуют от ребят гибкости, умственного поиска, понимания сущности математических понятий и законов. Использование элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию, формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности.

На уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, ее успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания материала, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Использую разноуровневые задания не только на уроках, но и в виде домашнего задания.

В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей учащихся даёт система проблемного обучения через групповые формы работы, проектно-исследовательские задания, ролевые тренинги, «мозговые штурмы», «творческие мастерские», дискуссионные заседания «круглого стола».

Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в парах, группах.

Индивидуальное развитие одарённости представлено совокупностью дополнительных занятий во внеурочное время, направленные на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм, конференциям по различным направлениям.

 Реализовать свои возможности одаренные дети могут в предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах. Это способствует становлению и развитию образовательных потребностей личности ребенка, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Сознание ребенка находится на стадии становления, и поэтому, необходимо следить за тем, чтобы творческий потенциал его не был растрачен впустую, а лишь приумножался.

Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка. Благодаря системной работе одаренные дети становятся более успешными. И естественно такая работа дает свои результаты. Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных, муниципальных, межрегиональных предметных олимпиадах, в международном конкурсе «Кенгуру», «Ребус»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позабо...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

 В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование к...

Статья Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках математики" подготовлена учителями математики Давыдовой М.Г., Тарануха Е.В. с целью выявления и использования самых действенных способов и мет...

Статья Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках математики" подготовлена учителями математики Давыдовой М.Г., Тарануха Е.В. с целью выявления и использования самых действенных способов и мет...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

В своей педагогической деятельности я ставлю цель, чтобы с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать свой дидактический потенциал, позволяющий оперативно осуще...

Отчёт о работе по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности на уроеах математики"

Представляю данный материал для распространения опыта работы, как учителя математики. Здесь представлена система и результаты моей работы.Используемые методы и технологии позволяют успешно развивать у...