Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности по географии.
(география, 8 класс) на тему

Яшина Татьяна Ивановна

Работа с одаренными детьми требует особого подхода. Участие в играх клуба "Интеллектика", в предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях способствует развитию познавательного интереса у учащихся.Хочется поделиться опытом работы в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности  работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности

по географии.

Учитель высшей категории Яшина Т. И.

Слово одаренность  происходит от слова дар. В толковом словаре С.И.Ожегова одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Профессор Н.И.Ильичева считает, что все дети, рожденные без патологии  головного мозга, одарены от природы.

Задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше - разглядеть и раскрыть этот дар, помочь его освоить, активизировать познавательный интерес, привить навыки научно-исследовательской работы.

Никто  не станет отрицать, что благополучие и научно-технический прогресс в стране  во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. А следовательно, развитие одаренных и способных детей – актуальная задача современной педагогики.

Одаренные дети хорошо усваивают учебный материал, успешно выступают на предметных олимпиадах, они обладают оригинальным самостоятельным суждением и неординарной точкой зрения по разным вопросам. С такими детьми интересно и трудно  работать: они требуют особого подхода  на уроке.

Чтобы не «усреднять» детей поистине одаренных, не потерять их к старшей школе, каждый учитель должен осознать необходимость построить работу с учетом специфики  развития одаренности.

Разноуровневая  дифференциация, которая  широко применяется на разных этапах учебного процесса, является основой работы с одаренными и талантливыми детьми на уроке. Можно приобщить одаренных учеников к самостоятельной интеллектуальной  деятельности через организацию проектной деятельности, в ходе проведения которой развивается интерес к исследованию, формируются элементы самостоятельности. Важным моментом  в данном процессе деятельности  является сотрудничество и формирование навыков эмоционального  общения, умение  собирать информацию , осмысливать ее и использовать для выполнения проекта.    

Не меньшими возможностями  работы с этой категорией учащихся  располагает  внеурочная деятельность по географии. Подготовка к предметным олимпиадам, соревнованиям, участие в интеллектуальных играх, конкурсах, лекториях и других видах дополнительных  занятий. География, являясь , по сути, междисциплинарной интегрированной наукой, прекрасно формирует междисциплинарное мышление, образует на стыке  множество интересных и познавательных направлений, способствующих развитию разносторонних творческих способностей у детей.

 Предметные олимпиады являются тем инструментом, с помощью которого можно раскрыть талант и помочь его  развить.

Привлечение одаренных, способных к неординарному мышлению, учащихся  к участию в региональных интеллектуальных играх «Во всех науках мы сильны» я ориентировалась на способности и желании попробовать свои силы в математике, экономике, русском языке и литературе, искусстве, истории, английском языке и информатике. Целью игры является стимулирование познавательной активности  и формирование мотивации обучения в школе. Для  подготовки участников была разработана программа факультатива, в которой учтены все  дисциплинарные направления, отобраны участники. Основным элементом  подготовки является сотрудничество  учителя, ведущего занятия с учителями -предметниками. Хорошо организованное и интересно проведенное занятие  помогает обогатить  знания детей, способствует формированию коллектива настоящих единомышленников, развивает умения работать в группе и проявить свои способности через игру и соревновательность. Занятия  состоят из двух частей: теоретической  и практической.

Теоретическая информация предлагается учащимся  как продукт самостоятельной деятельности  в разных формах: докладов, коротких сообщений, эссе, аналитических записок по заданной теме, презентаций.

Практическая часть проводится в виде игры с обязательным использованием  репродукций картин, атласов, учебников- это способствует развитию  целого «букета» качеств, умений, навыков и способностей разносторонней личности. Итогом занятий  является не только участие в интеллектуальной игре, но и ежегодная научно-практическая конференция, где участники  защищают проекты по интересующей их теме, выступают с докладами.

Неотъемлемой формой работы с одаренными, являются предметные олимпиады.

Для любого педагога, работающего в школе, очень важен вопрос: как подготовить ученика к участию в олимпиаде по предмету. Участие в этом интеллектуальном состязании, тем более победа или достаточно высокое место, занятое им, говорит об уровне преподавания предмета в школе. Еще труднее удержать это место в течение нескольких лет.

В нашей гимназии созданы все условия для развития всесторонней личности. Наши ученики демонстрируют высокий уровень подготовки в различных областях. Культурно-образовательное пространство гимназии, - а это этнографический музей, музей народной куклы, музей Н.Сафронова, музей Воинской славы, является неотъемлемой частью воспитательного процесса и ступенькой к достижению высоких результатов в учебе.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Часто, предпочтение участия в олимпиаде отдается не географии, а более значимым предметам, тем, по которым готовится сдавать ЕГЭ, а это история, обществознание, физика и т.д. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде по географии? На основе собственного опыта могу предложить основные принципы и условия подготовки к олимпиадам.

Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся при помощи различных методик диагностирования, выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные  к освоению географии учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем).

Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 4-5 учащихся, способных защищать честь гимназии на муниципальном этапе олимпиады.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: кружки, экскурсии, факультативы, элективные курсы, лектории.

Внеурочная деятельность по географии в гимназии №65

Внеурочная деятельность по географии

Факультатив «Занимательная география»

Лекторий «Мой родной край»

Экскурсии по музеям

Фотоконкурсы «Мой край Симбирский»

Фотоконкурсы «Мир глазами географа»

Фотоконкурсы «Россия глазами школьников»

Результаты внеурочной деятельности

Оформлена фотовыставка в кабинете географии «Мой край Симбирский»

Призовые места в городских и областных олимпиадах по географии. в городе и области

Участие лекторской группы в районных и городских семинарах на базе этнографического музея

Призовые места во Всероссийс-ком фотоконкурсе «Мир глазами географа»

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках и во внеурочной деятельности.

Кропотливая работа будет результативна , если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя  выражается лишь в уровне знаний , умений и его способности передать их ученику.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – представление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой и картой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Напутственное слово учителя.

На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике  выполнения  заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».

За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.

6. Принцип «ненасилия над психикой».

Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что  при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Я придерживаюсь «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

При подготовке к олимпиаде и вообще при работе с детьми стараюсь избегать двух крайностей – возведения ученика на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой – публичного принижения достоинств и игнорирования интеллектуальных успехов по предмету. А так же надо помнить, что систематические отрицательные оценки разрушают недостаточно окрепшую познавательную потребность и задатки одаренности.

И еще один момент необходимо учитывать при отборе учащихся на олимпиаду – это жизненный опыт ученика.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

«Новая школа-это новый учитель, открытый ко всему новому, понимающий  детей, хорошо знающий свой предмет, готовый   помочь детям найти себя в будущем…Чуткие, внимательные к интересам школьников учителя - ключевая особенность школы будущего». В этой школе нам работать!

 И пусть педагогическое кредо каждого учителя будут слова: «Посмотрите, какие замечательные у меня ученики!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...

Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...

«Система работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности (практические материалы)»

Работа на IV межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»...

Работа с одаренными детьми на внеурочной деятельности

Доклад на тему "Работа с одаренными детьми на внеурочной деятельности"....

Создание проектов при работе с одаренными детьми на внеурочной деятельности по математике.

Участие в круглом столе «Методика работы с одаренными детьми на уроках математики»...

Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности

Работа с одаренными детьми - один из важных этапов работы скаждого педагога. Существуют различные формы внеурочной деятельности, помогающие раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся....