В дурном обществе
план-конспект урока (5 класс) по теме

сюжет и композиция.повести короленко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_semi_tyburtsiya_sredi_seryh_kamney.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Цели урока: раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; закрепление художественно-изобразительных средств: эпитет, сравнение, антитеза;

развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти;

воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.

ЭПИГРАФ:

Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце

Антуан де-Сент Экзюпери

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Приветствие. Настрой на работу:II. Сообщение темы.
  1. Сегодня мы продолжим изучение повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья». Тема урока - «Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей».

-Мы знаем, что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства. В.Г.Короленко в своих  произведениях  сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей, называли его «нравственным гением».

  1. Словарная работа

-А что такое нравственность? Познакомимся с новыми словами (нравственность, милосердие– ( толковый словарь) - СЛАЙД

Наша задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения.

Урок наш будет не просто занятием, а  уроком милосердия и добра.

4. Проверка д/з1)Роль пейзажной зарисовки. СЛАЙД

-Обратимся к тексту. Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство:)

-Давайте увидим Княж - городок. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город.

-Вы хотели бы жить в таком городе? Почему?

-Как автор сумел подчеркнуть мрачность и трагичность повести? (Через пейзажную зарисовку.)

-Подведем итог. Когда бывает пейзаж печален? (Когда печален человек.)

-А человек печален, когда судьба его драматична.

2) Драма Тыбурция и его детей.

Что означала в этом городе фраза "живет в замке"? Кто сделал жизнь этих людей еще невыносимее? (Старый Януш, он сортировал население развалин.)

-Какова была участь неугодных? Зачитайте.

Люди отвергнуты себе подобными: Город их не принял: А вот что автор думает об этих людях? Попробуем понять. (Несчастливцы - люди без счастья. Они вызывают авторское сочувствие.)

-Кого из проблематических натур автор считает замечательной личностью?(Тыбурция.)

-Найдите описание его внешности, зачитайте.

-Драматична ли судьба Тыбурция? СЛАЙД

О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. (Звучит рассказ о Тыбурции- подготовленный ученик.)

Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

Несмотря на то что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

-Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)

Чем они в основном занимались? (Валек - ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)

Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила Тыбурция воровать, и сын вынужден воровать; а дочь чахнет в сыром подземелье.)

3) Драма Васи и его отца.

Выборочное чтение – портрет судьи

-Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах "глубокая неустанная печаль"?

-Васин отец - судья. Какова роль судьи в обществе? (Он судит людей, переступивших грань дозволенного, т.е. преступников.)

-Каково мнение о нем в городе? (Честный, даже графа засудил, а старухе Иванихе велел стул принести)

-А что с этим судьей происходит дома? (Он отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству и сам нарушает законы, значит, становится преступником.)

Какие законы он нарушает? (Нравственные.)

-Обратимся к тексту. Прочитайте, как судья становится преступником.

-На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.)

-Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними. (Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости.Сначала отец не замечал сына из-за большой любви к жене, а когда она умерла, - из-за большого горя)

-В чем заключается драма Васи и его отца? (В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери. Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына.)

III. Изучение нового материала. Эвристическая беседа

1.- Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?

(После знакомства с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком, заботиться о Марусе.)

- Какой увидел Вася Марусю? – Выборочное чтение (стр.26 3-й абзац). СЛАЙД

(Маленькая девочка, лет 4-х, глаза грустные, волосы белокурые, лицо бледное.)

- Какие средства худ. выразительности использует автор?

(Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;

Сравнение - …как былинка, … как головка полевого колокольчика)

- О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Показывают любовь, сострадание, жалость) Слайд

- Чем Валёк и Маруся не похожи на обычных детей, которых знал Вася до знакомства с ними?

(Валек внушал Васе доверие и уважение «своими манерами взрослого человека», Маруся не любила играть в веселые игры, смеялась очень редко.

Ребята, с которыми Вася дружил до знакомства, бросили его в трудную минуту предали.)

- Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь»?

(Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети)

- Когда раскрылась мальчику эта загадка? (Когда Вася впервые увидел подземелье)

2. Работа с текстом.

- Обратим внимание на описание подземелья. Стр. 30

- Выделите в тексте повести слова , характеризующие подземелье.

Очутились в темноте, под землей…,повел меня по узкому сырому коридору…,две струи света резко лились сверху, выделяясь на темном фоне подземелья…, стены сложены из камня…,на фоне серого камня…, стены подземелья тонули совсем в темноте…

Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси?

Ответить на этот вопрос вы сможете, назвав слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. какой камень (серый, жесткий, холодный…)

- Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

- Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.

3. Работа с текстом.

- Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию.

4. Чтение по ролям Послушайте диалог Васи и Валека из V главы. Стр.32-33- Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?

- Что понял Вася? (Он понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви)

-Что такое милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)

- Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце?

(Ученики называют слова «доброта», «чуткость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «терпимость», «понимание», «душевное тепло», «справедливость», «великодушие», «искренность».) Работа на красных листочках

В результате работы учащихся

ВЫВОДЕсли серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

-Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны. 6.Пересказ эпизодов «Осень», «Кукла».8.-Как общение с Тыбурцием и друзьями помогло наладить отношения с отцом? СЛАЙД(Тыбурций рассказал судье о Васином участии в жизни Маруси и Валека, а также - с какой целью Вася взял куклу. Отец по-другому взглянул на сына и понял свою ошибку)— Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси? --- СЛАЙД

(Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого сострадания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.)

Перед нами всегда есть нравственный выбор, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».

-Ребята, кто поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца? -Кто не определился в собственном выборе, кто сомневается? (Я горжусь вами, вы все добрые, отзывчивые и милосердные, 10. Итог урока

А теперь ещё раз обратимся к эпиграфу урока. В заключение прозвучат слова Экзюпери: « Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Как вы понимаете это?

-Давайте разорвём синие листочки с символами зла и негатива и выбросим их, чтобы у вас в сердце и в жизни не было ничего, связанного с этими словами…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе. В.Г.Короленко «В дурном обществе».

В.Г.Короленко «В дурном обществе».  Урок литературы в 6 классе. Аннотация: презентационное сопровождение урока.Знакомство с В.Г.Короленко.Словарная работа.«В дурном обществе».Жанр прои...

Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»Тема:Проблемы   взаимопонимания, доброты, справедливости и  милосердия в повести.Цель:1.Показать идею произведения через приём р...

урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Целью данного урока является повторение  сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Задачи урока:Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологичес...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№2

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№3

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...