Урок литературы в 6 классе. В.Г.Короленко «В дурном обществе».
презентация к уроку литературы (6 класс) по теме
В.Г.Короленко «В дурном обществе». Урок литературы в 6 классе. Аннотация: презентационное сопровождение урока.
- Знакомство с В.Г.Короленко.
- Словарная работа.
- «В дурном обществе».
- Жанр произведения
- Главный герой.
- Маруся и Соня.
- История дружбы.
- Жизнь среди серых камней.
- Урок милосердия и любви к людям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_durnom_obshchestve.ppt | 1.96 МБ |
kommentariy_v_durnom_obshchestve.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимир Галактионович Короленко родился в семье судьи в г.Житомире, на Украине. С детства хорошо знал русский, польский и украинский языки. Повзрослев, стал писателем, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не заменяя своим нравственным принципам. Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе».
«В дурном обществе»
Словарная работа Убежище - это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь. Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении. Кров - слово высокого стиля, обозначает жилище, приют. Потомок - человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу. Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой». Суровое лицо - угрюмое, сердитое лицо.
Раздоры - разногласия, ссоры, вражда. Угрюмый человек - мрачный, неприветливый человек. Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга. «Серый камень» - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь. «Призраки старого замка» - это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие как призраки. «Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.
Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.
Жанр произведения Жанр произведения «В дурном обществе» - повесть. Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий. Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни этой семьи.
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
В эпизоде с куклой главный герой показан как человек, полный доброты и сострадания.
В повести противопоставляются Маруся и Соня. Такое противопоставление называется антитезой. Маруся – худенькая маленькая девочка четырех лет. Валек и Маруся
После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
Подземелье «Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
Вася и Соня приходили на могилку Маруси потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.
Предварительный просмотр:
В.Г.Короленко «В дурном обществе». Урок литературы, 6 класс.
Аннотация: презентационное сопровождение урока.
План:
- Знакомство с В.Г.Короленко.
- Словарная работа.
- «В дурном обществе».
- Жанр произведения
- Главный герой.
- Маруся и Соня.
- История дружбы.
- Жизнь среди серых камней.
- Урок милосердия и любви к людям.
В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Владимир Галактионович Короленко родился в семье судьи в г. Житомире, на Украине. С детства хорошо знал русский, польский и украинский языки. Повзрослев, стал писателем, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не заменяя своим нравственным принципам.
Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе».
Словарная работа
Убежище - это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.
Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.
Кров - слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.
Потомок - человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.
Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».
Суровое лицо - угрюмое, сердитое лицо.
Раздоры - разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек - мрачный, неприветливый человек.
Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.
«Серый камень» - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
«Призраки старого замка» - это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие как призраки.
«Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.
«В дурном обществе»
Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.
Жанр произведения
Жанр произведения «В дурном обществе» - повесть.
Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий.
Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни этой семьи.
Главный герой
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания героя нет в повести. Вася – смелый мальчик, честный, добрый, он умеет держать слово. В этот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет. В эпизоде с куклой главный герой показан как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлек на себя подозрение ради того, чтобы его маленькая подружка могла радоваться игрушке – первый и последний раз в своей жизни.
Маруся и Соня
В повести противопоставляются Маруся и Соня. Такое противопоставление называется антитезой. Маруся – худенькая маленькая девочка четырех лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, - пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». - Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шаталась, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика….»
Вася сравнивал Марусю со своей сестрой, которой тоже было четыре года: «моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетает алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодная. За ней ухаживал брат Влек.
История дружбы
После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Жизнь среди серых камней
«Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
Урок милосердия и любви к людям
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Задачи урока:Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологичес...
Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№2
Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...
Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№3
Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...
Урок русской литературы в 5 классе. В. Г. Короленко. В дурном обществе.
Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению.Урок развития речи...
урок в 5 классе по повести Короленко "В дурном обществе" (методика смыслового чтения)
Это первый урок по повести Короленко, нацеленный на работу с текстом 1-3 глав. На уроке дети учатся внимательно вычитывать текст, обращая внимание на значение художественного слова, его смысловую ёмко...
Разработка урока литературы. 5 класс. В.Г.Короленко "В дурном обществе". Слово о писателе. Знакомство с героями повести.
Первый урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Знакомство с писателем, который всегда жил "по совести", героями его повести-Васей и его отцом, городом, в котором происхо...
Урок литературы "Уроки доброты в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"
Урок выстроен с учетом требований ФГОС. Содержит элементы интерактива. Приводятся некоторые правила информационной безопасности....
Комментарии
Урок литературы в 6 классе. В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Спасибо огромное!