Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Тема:Проблемы   взаимопонимания, доброты, справедливости и  милосердия в повести.

Цель:1.Показать идею произведения через приём ролевой игры

   2.Обучать умению отстаивать свою позиция через аргументацию с использованием текста произведения. Развивать коммуникативные навыки.

3.Воспитывать милосердие и сострадание через нравственное понимание ответственности пред собой и обществом

Оборудование: 1. Презентация.

2. Карточки для голосования.

3. Атрибуты для проведения судебного заседания.

4. Листы для записи предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-sud_po_detyam_podzemelya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                         Гаврилова  Раиса Петровна                                                      Приложение № 2

Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Тема: Проблемы   взаимопонимания, доброты, справедливости и  милосердия в повести.

Цель:1.Показать идею произведения через приём ролевой игры

   2.Обучать умению отстаивать свою позиция через аргументацию с использованием текста произведения. Развивать коммуникативные навыки.

3.Воспитывать милосердие и сострадание через нравственное понимание ответственности пред собой и обществом

Оборудование: 1. Презентация.

2. Карточки для голосования.

3. Атрибуты для проведения судебного заседания.

4. Листы для записи предложений.

I.Орг. момент.

Приветствие

    Здравствуй, Небо!   ( Руки поднять вверх)

    Здравствуй, Солнце!   (Руками над головой описать большой круг)

    Здравствуй, Земля!  (Поклон земле)

   Здравствуй, наша большая семья!  (Взять за руки соседа и поднять руки вверх) Сообщение задач урока

 II.Вступительное слово учителя

Владимир Галактионович Короленко – «совесть эпохи»

«Когда человек свое удовольствие видит в знании, в борьбе за правду, в облегчении страданий других, то … его душевный строй становится здоровее, сильнее, личность возвышеннее, крепче»

  1. Наверное, наиболее сильное впечатление производит сама жизнь писателя, его личность. По воспоминаниям современников писателя, он был человеком сильным и цельным, отличающимся твердостью жизненных позиций и в то же время истинной интеллигентностью и добротой, способностью понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать, и это сочувствие всегда активно. Ссылки и лишения не сломили бесстрашия писателя перед жизнью, не поколебали его веры в человека.
  2. Как человек, Короленко всегда чувствовал ответственность перед самим собой и перед обществом. Это проявилось в конкретных действиях.
  3. Произведения Короленко учат не бояться жизни, принимать ее такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями.  Читая Короленко, поражаешься искренности и силе авторского слова. Ты сопереживаешь героям, проникаешься их мыслями и заботами.
  4. Сегодня мы с вами попробуем с помощью художественного слова В.Г. Короленко и нашей читательской фантазии проникнуть в духовный мир героев повести В.Г. Короленко «в дурном обществе» (1885 г.), представив себя в роли этих героев, в роли активных участников процесса, который мог произойти как результат цепи событий,   изображенных писателем.

III. Ролевая игра «Судебное заседание».

Секретарь:

Прошу встать. Суд идёт.

Прошу садиться. Судебное заседание ведёт судья Ханина Анна.

Судья:

Слушается дело Тыбурция Драба, безработного, без определённого места жительства. Обвиняется в организации преступного объединения безработных, занимавшихся мелким хищением в городе Княжье - Вено и его окрестностях, в вовлечении несовершеннолетних  в данные преступные объединения   и приобщение их к хищениям, а также в жестоком обращении с детьми, повлёкшем смерть   несовершеннолетней девочки по имени Мария.

Приступаем к рассмотрению дела. Слово прокурору Басову Егору

Прокурор

На скамье подсудимых находится сегодня человек, который обвиняется не только в тунеядстве и воровстве, но и в том, что он способствовал росту преступности в нашем городе. За период его пребывания на территории города Княжье - Вено значительно возросло   количество мелких и крупных хищений как личного, так  общественного имущества.

Нанесён ущерб внешнему облику города. Усилилось влияние лиц без определенного рода занятий на несовершеннолетних. Я сегодня намерен доказать, что вина подсудимого гораздо   значительнее, чем это представлено в предварительных материалах следствия. Первым я попрошу пригласить свидетеля Иванова Ивана Ивановича, судью данного города, пострадавшего.

Отец Васи

Уважаемый суд, уважаемый господин судья! По существу дела, которое сегодня рассматривается, могу сообщить следующее. С Тыбурцием Драбом ранее я лично знаком не был. О том, что мой сын приобщился к дурной компании, мне сообщил старый Януш, бывший некогда одним из графских служащих. Вначале я ему не поверил. Но, когда   сын все чаще стал исчезать из дома, а затем пропала кукла моей        дочери, я вынужден был спросить, действительно ли он украл куклу. Василий отказывался говорить, но в самый напряжённый момент нашего разговора появился обвиняемый - пан Тыбурций Драб.  От него я узнал, что сын взял куклу из добрых побуждений, чтобы облегчить последние минуты жизни умирающего ребёнка.

Я думаю, что сам был виноват в том, что сын проводил время с уличными мальчишками и подвергался их дурному влиянию. Но мой сын не вор. Он подружился с детьми не нашего круга, потому   что у него доброе сердце, да и некоторые семейные обстоятельства тому способствовали – смерть   моей жены,  моя чёрствость, отчаянное состояние, в котором я пребывал.  

Судья:

Скажите, пан судья, не пропадали ли из дому другие предметы: продукты питания, деньги, драгоценности?

Отец Васи:

Нет, ничего подобного я не замечал.   Никаких претензий к Тыбурцию Драбу я не имею.

Судья: благодарю вас.  Вы можете занять своё место в зале суда. Далее для дачи показаний вызывается господин Граф.

Граф:

Уважаемый суд! Я нимало не удивлён сегодня, что  сын судьи связался  с бездомными нищими. Ведь он сам позволял этим нищим уходить от ответственности. Он был на стороне этих висельников. Он осудил меня, он позволил себе сказать мне «Пойдите вон»,- когда я пришёл к нему домой, чтобы восстановить справедливость. А ведь этих оборванцев вместе с их шайкой нужно сажать и вешать без всякого суда.  Наводнили город, попрошайничают, шатаются по базарам, улицам, так  и норовят стащить всё, что плохо лежит. Да ведь они как кроты, выгнанные из нор. Сначала ютились в старом замке, терзали внутренности этого здания, обламывали потолки и топили печи, разрушали его. Потом перебрались на гору, к часовне, чтобы там всё крушить и ломать.  Оттуда совершали набеги на наш город и его окрестности. Я готов вам ещё заплатить, чтобы очистить город от скверны. Разлагают нас и  наших детей. Что смотрите, господин судья! Да я вас всех могу купить и продать!

Судья: Успокойтесь, граф, ваша позиция понятна, займите место в зале. Попрошу пригласить свидетеля Василия, сына господина судьи, несовершеннолетнего,.

Скажите, при каких обстоятельствах вы познакомились с подсудимым Тыбурцием Драбом.

Вася:

Вначале я познакомился с его детьми, Валеком и Марусей. Это было в тот день, когда я решил обследовать старую часовню и встретил там мальчика лет 9 и девочку 4 лет. Это были Валек и Маруся. С этих пор я был поглощён моим новым знакомством. Приходить к ним я мог только тогда, когда видел, что «дурное общество», как его называли в городе, т.е. нищие, спускались с гор в город. Тогда я бежал к часовне, предварительно наполнив карманы яблоками и лакомствами, которые сберегал для новых друзей - Валека и Маруси.

Судья:

То есть вы воровали у своего отца?   

Вася:

Я никогда не ворую у своего отца

Судья:

Скажите, а воровал ли Валек?

Вася:

Однажды я встретил Валека в городе. В руках у него была булка, а за пазухой что-то оттопыривалось. Затем, когда Вася отдал булку Марусе, я спросил: «Ты остался в городе, чтобы купить булку?».  Он усмехнулся: «Откуда же у меня деньги?

- Ты, значит, украл?- спросил я. Воровать нехорошо.

Валек ответил: «Наши все ушли… Маруся плакала, потому что она была голодна.» Девочка повторила. «Да, голодна». Я не знал ещё, что такое голод. Но при последних словах у меня что-то повернулось в груди. При взгляде на Марусю, державшую в руках булку обеим руками, у меня заныло сердце. «Почему ты не попросил у меня денег?, спросил я Валека.

«Я хотел сказать, но ведь у тебя своих денег нет», - ответил Валек. Я сказал, что мог бы попросить у отца, но Валек ответил, что невозможно напастись на всех нищих.

А вы разве нищие? – спросил я упавшим голосом.

-Нищие!- угрюмо ответил Валек.

Судья:

Скажите, в каких условиях жили Валек и Маруся.

Вася:

Они жили в подземелье, свет проходил лишь через два крохотных окна под потолком. Когда над землёй пробегали облака, затеняя солнце,  стены подземелья тонули совсем в темноте, а потом опять выступали тёмными камнями. Я чувствовал себя как будто связанным под гнетущими сводами серого камня.  Увидев это, я сразу вспомнил о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

Судья: Скажите, почему вы украли куклу, подарок покойной матери.

Вася: Я взял куклу на время, чтобы потом вернуть. Дело в том, что когда пришла осень, Маруся заболела. Она ни на что не жаловалась, только всё худела. На все наши попытки развеселить её она смотрела равнодушно. Тогда я попросил у своей сестры Сони куклу на время. Действие куклы на больную девочку превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, опять ожила: она смеялась и даже встала с постели,   водила куклу, шлёпая по полу босыми ногами. Забрать куклу, когда Маруся, казалось, лежала без памяти, я не смог, она горько заплакала.

 Тыбурций Драб:

Господин судья. Господа присяжные. Позвольте мне сказать. Этот малый действительно бывал в старой часовне, где мы некоторое время жили с моими детьми. Об этом я узнал не сразу. (Обращаясь к Васе )Твой отец меня судит, ну и ты когда-нибудь будешь судить вон его! Каждый идёт своей дорогой, кто знает. Но, может быть, это хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя, Василий, хорошо, потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня –понимаешь?

Твой отец, малый, самый лучший на свете. Он не считает нужным травить старого беззубого зверя в его берлоге… Но твой отец служит Господину, имя которому – закон.   У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках. Но когда он сойдет оттуда и прикажет твоему отцу взяться за Тыбурция Драба, тогда он запирает своё сердце на ключ. И тогда у судьи такие твёрдые лапы, что скорее мир повернётся в другую сторону, чем пан Тыбурций Драб вывернется из его рук.

Пан судья! Вы человек справедливый. Видит бог, Ваш сын не сделал ничего дурного. И если его сердце лежит к моим оборванным беднягам, то лучше велите меня повесить, но я не допущу, чтобы мальчик пострадал из-за этого.

Прокурор:

Скажите, Тыбурций, отчего умерла ваша дочь.

Т.Д. Серый камень высосал из неё жизнь.

Прокурор:

Но почему вы допустили, чтобы ваши дети жили в подобных условиях?

ТД: А где прикажите жить нищему и бездомному человеку?

Прокурор: А на какие средства вы жили. Действительно ли вы жили воровством и приобщали к этому занятию несовершеннолетних.

ТД. Я отказываюсь отвечать на данный вопрос.

Прокурор:

Вы были ранее судимы?

Т,Д. У меня с законом вышло когда-то столкновение, это была крупная ссора.

Судья

:Подсудимый, сядьте. 

Для дачи свидетельских показаний приглашается Сидорова Анна Васильевна, осуществляющая торговлю на местном рынке.

Анна Васильевна:

Я сегодня хочу попросить суд наказать ТД  и его сына. Ведь нет никаких сил - терпеть  набеги этих бездельников и их чад. Я  встаю ни свет, ни заря, чтобы испечь булки и   калачи, на себе несу корзину на рынок, а они норовят стащить всё, что зарабатываю непосильным трудом. Где это видано, чтобы невозможно было отвернуться ни на минуту, чтобы с прилавка что-то не пропало. А на прошлой неделе у соседки 2 курицы пропали, когда их шайка прошла мимо наших домов. Я знаю, что их дети голодные, но я, чтобы накормить своих детей,  день и ночь тружусь, а они норовят получить всё готовенькое, да ещё жалуются, что у них жизнь больно трудная. Господа судьи, избавьте вы нас от этакой напасти.  

Судья:

Со стороны защиты приглашается свидетель Маршаков Вадим, местный художник. Художник:

Уважаемые судья и присяжные заседатели. Я художник. Должен сказать, что в нашем городе трудно найти место, которое бы радовало  глаз художника. Если вы подъезжаете к городу с востока, то прежде всего вам бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Дальше серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Ну разве может это очаровать глаз художника? Что прикажете рисовать? Обмелевшие пруды, болота, грязь? 

Судья:

Я попрошу вас, пан художник, говорить по существу дела.

Художник:

Так я  и говорю, что люди не виноваты в преступлениях, раз они живут в подобных условиях. Ясно, что в таком городе нет работы, никто не заботится о том, чтобы люди жили красиво.

О Тыбурции Драбе могу сказать следующее. Его наружность давно привлекала меня, я даже пытался написать его портрет. Низкий лоб, несколько выдающаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминают что-то обезьянье. Глаза его, несмотря на гримасы, сохраняют постоянно одно выражение. По ним как будто струится глубокая постоянная печаль. Да этот человек несчастен. Он жертва обстоятельств. А виной тому хозяева нашего города, которым ни до чего нет дела, кроме собственной выгоды.  Где, скажите мне, приюты для бездомных, где благотворительные столовые, чтобы накормить этих несчастных. А вы обвиняете их сегодня в преступности и смерти их несчастных детей. Считаю, что Тыбурций Драб невиновен, он – глубоко несчастный человек.

Судья:

Для дачи свидетельских показаний вызывается социолог, Судакова Валерия.

Судья:

В заключении слушания слово предоставляется стороне обвинения прокурору Басову Егору.

Прокурор

Итак, Господин судья!    уважаемые господа присяжные и заседатели. Вы видите. Что личности, подобные Тыбурцию Драбу, – нищие и бездомные, не только промышляют воровством, но  и приобщают к этому ремеслу несовершеннолетних. Этот человек чрезвычайно жесток. Свидетель несовершеннолетний Василий, очевидно, из жалости к подсудимому умолчал о том факте, что был подвергнут насилию со стороны Тыбурция Драба. Когда подсудимый, внезапно возвратившись в подземелье, увидел мальчика, он схватил его за ногу, приподнял с пола и так держал его вниз головой, дико вращая зрачками.  Он грозился подвесить его над огнём и зажарить, как поросёнка. Угрозами он заставил Васю не рассказывать отцу о столь сомнительном и вредном знакомстве для мальчика из приличной семьи.  

Посмотрите, как выглядит  несовершеннолетний Валек. Грязная рубашка, короткие штанишки, давно не стриженые волосы – нам сразу понятно, что о детях никто не заботится.  Такие люди  не способны обеспечить достойные условия детям.  Да и дети ли это Тыбурция Драба? Откуда они появились у столь угрюмой и мрачной личности?  Может быть, потому и умерла несчастная девочка Маруся, что её принуждали жить в столь ужасных условиях.

Поэтому я прошу самого сурового наказания для обвиняемого Тыбурция Драба.

Судья

Слово предоставляется адвокату Гавриловой Марии.

Адвокат

Уважаемая пани судья! Уважаемые присяжные заседатели! Сегодня на скамье подсудимых в качестве ответчика находится безработный и бездомный  человек Тыбурций Драб. В его лице мы судим всех нищих, имеющих несчастье проживать в нашем городе Княжье – Вено.  Кто– нибудь задавал себе вопрос, почему они стали нищими и бездомными? Город, в котором не думают не только о нищих и бездомных, но и о жителях вообще, изгнал их даже с места временного пребывания – старого замка.  Город, лучшим архитектурным украшением которого является тюрьма, не может обеспечить достойные условия даже для его тружеников. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли, – всё это свидетельство того, что власть имущие градоначальники думают лишь о собственном обогащении, а не о простых людях. Потому и растёт армия безработных и бездомных, подобных Тыбурцию Драбу. Люди, лишённые всяческих средств к существованию, вынуждены идти и воровать.

        Конституция для всех одна, но на практике бездомные люди не могут воспользоваться главным законом государства. Они не могут получить паспорт, оформить пенсию или инвалидность, зарегистрировать своего ребенка, получать льготы, пособия, медицинскую помощь, обратиться в суд или попасть на прием к чиновнику, получить статус безработного или легально трудоустроиться, получить образование,  купить билет на поезд, поселиться в гостинице. Мы никогда не задумываемся об этом, когда проходим мимо и говорим: сами виноваты. Мы никогда не берем в расчет то, что даже при желании изменить свою жизнь, у них нет такой возможности. И они не могут никому об этом рассказать, потому что бездомных просто никто не слышит. 
   Вы сегодня обвиняете ТД в смерти ребёнка. А разве жители города не знали, что этот ребёнок проживал в подобных условиях?

Примером всем нам может служить поступок сына пана судьи Василия. Он смог не только посочувствовать бедным детям нищих, но и попытаться хоть как-то облегчить их жизнь.

А Вы, господин граф, и подобные вам вместо того, чтобы покупать правосудие, лучше бы направили благотворительную помощь голодающим детям.

 Нет, это наше равнодушие погубило несчастную девочку Марусю, о которой подсудимый ТД в силу своих возможностей пытался заботиться. Многие из нас здесь христиане, мы не можем быть безразличными и просто смотреть, как гибнут люди. Даже если эти люди не хотят куда-то идти и что-то менять, это не значит, что мы должны быть безразличны.
Поэтому я предлагаю подсудимого Тыбурция Драба за недоказанностью его вины оправдать.  

       

Судья:

Уважаемые присутствующие! Поскольку сегодня мы проводим публичное слушание дела, у Вас есть возможность, подобно суду присяжных, выразить своё мнение, которое будет учтено при вынесении приговора. Вы можете поместить на левой половине доски голосования зелёный квадрат, если считаете подсудимого ТД невиновным и в правой стороне красный квадрат, если признаёте вину подсудимого. Кроме того, вы можете записать и озвучить свои предложения по искоренению нищеты и безработицы в городе Княжье – Вено и  в других подобных ему городах.

Секретарь:

Для зачтения приговора прошу всех встать

Судья

Изучив материалы дела, а также заслушав показания свидетелей и  учтя мнение  присяжных заседателей, суд постановляет:

  1. За недоказанностью вины Т.Д. оправдать.
  2. Направить предложения по социальной защите безработных и бездомных, а также  искоренению этого пагубного явления  чиновникам города и в органы соцзащиты.

IY. Обобщение по теме урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы провели урок-суд. Хотелось бы, обобщая рассматриваемую проблему, предложить вам кроссворд, чтобы определить главное слово, которым определялось отношение к людям в повести В.Г.Короленко

  1. Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) —мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;
  2. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Учитель:

Толстой писал: «Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит, прежде всего, в не осуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству”.

Итог урока: Любите людей, заботьтесь о них, активно помогайте и чувствуйте ответственность за свое отношение к людям. И тогда исчезнут с лица нашей Земли многие пороки: ложь, хулиганство, воровство и грубость, черствость и предательство

Y. Рефлексия: 

  1. О чем заставил задуматься урок?
  2. Мне было интересно …
  3. Я хочу пожелать …
  4. Я предлагаю        …

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Задачи урока:Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологичес...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№2

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№3

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Викторина по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Викторина по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»...

Урок – погружение (по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе») Тема: «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Наверное, каждый из нас в мечтах представляет себя другим, лучше и успешней, в мечтах мы можем побывать в незнакомых городах и далёких странах. А вы когда-нибудь мечтали побывать в старых замках, прик...

конспект и презентация урока по литературе по рассказу В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Урок "Дом дл ребенка" имеет воспитательную направленность. Основан на нравственных посылах повести Короленко...

Проект «Растительный мир в рассказе В.Г. Короленко «В дурном обществе»».

В своем произведении  автор много внимания уделяет природе , особенно цветам. Общение с природой облагораживает человека, делает его более чутким.  Без цветов жизнь людей была бы гораздо бед...