Склонение числительных, обозначающих целые числа
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Спиридонова Инна Юрьевна

Разработка урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_spiridonova_i.yu_.docx27.58 КБ
Файл chislitelnoe_praktika.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Спиридонова И.Ю.,

 Учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №1

Г. Красный Сулин Ростовской области

Класс: 6                         

Тема урока:     Склонение имён числительных, обозначающих целые числа  

                              (ч. 2., параграф 14)    

Тип урока: изучение нового материала                                                                        

Цели урока: 1. Воспитывать  уважение и любовь к родному языку, прививать интерес к изучению русского языка;

2. организовать работу учащихся по изучению особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа;

3.через организацию практической работы формировать навыки правильного написания и употребления в речи падежных форм числительных, обозначающих целые числа;

4. развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом

Оборудование: компьютер с Интернет-подключением, интерактивная доска, учебник, справочная литература, раздаточный материал

Конструктор урока:

Разделы урока

Функциональные блоки

Принципы педагогической техники

А. Начало урока

«Удивляй!»

Принципы открытости, обратной связи, высокого КПД

Б. Объяснение нового материала

Практичность теории

Принципы открытости и высокого КПД

В. Закрепление нового материала, тренировка, отработка умений

1. «Своя опора»

2. Повторяем с контролем

3. повторяем с расширением

Принципы свободы выбора,

Обратной связи, открытости, деятельности, высокого КПД

Г. Контроль знаний, полученных на уроке

«Лови ошибку!»

Принципы деятельности, обратной связи, высокого КПД

Д. Домашнее задание

Принципы свободы выбора, обратной связи

Е. Итог урока

Принципы открытости и обратной связи

Ход урока.

А. Начало урока:

1. Оргмомент.

2. Актуализация темы (словарный диктант с записью орфографического комментария к материалу диктанта) 

Учитель: Ребята, в конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Почему сегодня словарная работа была представлена именно этими орфограммами? Как они связаны с темой нашего занятия?»

Слово

Орфографический комментарий

 Суш..; лещ..; борщ..; рож..; дрож…; этаж….; кирпич…; матч…; много туч…; нет задач…; мало луж…; пустош…; от передач…; после встреч…; из рощ…; из-за туч..; обруч…; дич..; реч…; пейзаж…; плющ…; ковш…; доч…; тиш…; камыш…; глуш…; с пастбищ…..

 На дорог.., к избушк.., в Германи.., по истории.., в школ.., в Астрахан…, в Ярославл…; цветы яблон..; на черемух…, в купальн…, в типографии.., в сел…, в селении…; близ дорог.., от лили…; в арми…, к опушк.., в спектакл.., в театр.., по местност.., в лазур…

3.Объявление темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Работа с презентацией (слайд 2)

Вопрос классу: Ребята, посмотрите на эти выражения и прокомментируйте их написание. Как вы думаете, какая цель урока вами сегодня должна быть достигнута?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Работа с презентацией (слайд 1,2)

  • Формулирование целей урока:

- учиться правильно употреблять числительные в устной и письменной речи;

- учиться правильно писать имена числительные.

Б. Объяснение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Корректировка работы с таблицами, помещёнными в параграфе 14 учебника

2.Работа с параграфом учебника №14 (ч.2), ознакомление с таблицей в упр.№88, формулирование вывода о сходстве склонения имён прилагательных и числительных, обозначающих целые числа.

  • Упр. №89 (устно)
  • Работа с рубриками «Знаете ли вы, что…» на стр.65, 66; «Говорим правильно» на стр.67.

3.  Делит класс на группы, каждая из которых работает листах ватмана (А3).  Время работы групп – 15 минут. По окончании работы корректирует деятельность отвечающих.

  • Групповая работа:

1 группа. Составляет опорный конспект параграфа с последующим его представлением-проговариванием.

2 группа. Составляет серию контрольных вопросов по материалу параграфа с последующей организацией работы с классом «вопрос-ответ».

3 группа. Работает с Интернет-ресурсами и дополнительной справочной литературой: составляет серию вопросов, дополняющих материал параграфа в рубриках «Знаете ли вы, что…», с последующей презентацией классу.

4 группа. Разрабатывает свои примеры к новому материалу.

5 группа. Составляет универсальную шпаргалку по данной теме.

В. Закрепление нового материала, тренировка (по раздаточному материалу).

1. Письменная работа с опорой на исходный текст (работы сдаются учителю на проверку, за них выставляется оценка в журнал)

Задание к тексту: 1. Спишите, заменяя цифры числительными и раскрывая скобки. Объясните, почему этот текст насыщен числительными.

                           2.   Выпишите числительные, распределяя их по графам таблицы:

По составу

По значению

Количественные

Порядковые

Целые числа

Дробные

Собирательные

Простые

Сложные

Составные

Почти в центре Азии на высоте 456 метров над уровнем моря, в огромной каменной чаше сосредоточена ¼ мирового запаса пресной воды, и всё это богатство называется Байкалом. Байкал – самое глубокое озеро мира. Его глубина – 1637 метров. По площади Байкал в 13 раз меньше балтийского моря, но по об(?)ёму превосходит его. Вода в нём настолько прозрач(?)на, что если бросить в озеро белый диск диаметром в 20 сантиметров, то он будет виден на глубине 40 метров.

Байкал существует уже более 20 ми(л, лл)ионов лет. Всё, что ч ним связано, являе(тся, ться) уникальным. ¾ всех живых организмов, обитающих в озере, нигде в мире больше (не)встречае(тся, ться). Здесь води(тся, ться) более 1200видов крупных и мелких животных, среди них 56 видов разнообразных рыб. Жемчужина Байкала – рыба омуль.

2.Работа с учебником: упр.№90,92,93.

3.Работа с презентацией на интерактивной доске (Слайды 4 – 10)

4.Комментированное письмо по упр.№97,98

5. Самостоятельная работа с упр. №99 с последующей взаимопроверкой

Г. Контроль. «Лови ошибку!»: каждому учащемуся раздаются тексты с допущенными ошибками (всего 5  вариантов). Задача ученика – найти все ошибки, исправить  их, записав ниже текста правильный вариант написания слов. Работы сдаются учителю на проверку, за них выставляется оценка в журнал.                              

Вариант 1

Гепард – животное-парадокс. Хотя он и пренадлежит к семейству кошачих, но при кошачей голове и длинном хвосте весь склад туловища и ног у него собачий. Длина гепарда достигает полутора метров, а высота – восемдесят пять сантиметров. Весит взрослое животное около семдесят килограммов. Гепарда считают чемпионом мира по бегу на короткие дистанцыи. Он может развевать скорость до стасорока километров в час. Обычные места обитания гепарда – степные просторы Западной Азии и Восточной Африке.

Вариант 2

В Европе кошки появились в двеннадцатом веке. Прежде всего их ценили за то, что они истребляли грызунов: мышей и крыс,- которыми кишели города и деревни. На одной из англиских фабрик дирекцыя наградила муаровой лентой и почётным удостоверением кота. За свой двадцатьодин год он выловил на фабрике более двадцать две тысячи мышей. В России кошки появились в восемьнадцатом веке. В Зимнем дворце, например, содержался постоянный штат из трёх сот котов «для переводу мышей».

Вариант 3

Всего насчитывается около триста пятдесят видов акул, и только пятдесят из них считаються опасными. Большинство из них слишком не велики и неактивны, чтобы нападать на человека. Но большие акулы тоже часто бывают миралюбивыми. Например, китовая акула достигает в длинну двацати метров. У неё даже нет настоящих зубов. Питается она как кит. Втягивает открытой пастью воду и отцеживает планктон, а заодно и всё, что может плавать в воде. Однажды у Филиппинских островов выловили китовую акулу, у которой в желудки нашли сороксемь пуговиц, три кожанных  ремня, сем гамаш и деветь башмаков.

Вариант 4

Замечательное изобретение – цыфра. Представь себе, что тебе пришлось бы записывать и производить арифметические действия так: разность восмисот трицати семи и восемнацати умножить на пятьдесятьдва и разделить на семдесят восимь. Это не только длинно и неудобно – это с трудом поддаёться соображению. Условные знаки математике обладают ещё и таким качеством. Ты не можеш заниматься литературой или историей по иностранным книга, не зная иностранных языков. А символы математики, начиная с арифметических, общи у разных народов.

Вариант 5

В Калифорнии ростут не высокие деревья – колючие конические сосны. В тысяче девятсот пятдесят седьмом году обнаружили сосну в возрасте четырёх тысяч трёх сот лет! Её назвали Альфа. А дереву, которому было более четырёх тысячь шестьсот лет, дали имя Мафусаил. Ростут эти сосны медленно. Они не вырастают выше пятнацати метров, и за сто лет их радиус увеличиваеться менее чем на двасполовиной сантиметра. Самое большое по размеру дерево среди конических сосен – Патриарх. Окружность его ствола более одиннадцати метров. Учёные обнаружили дерево, которое в момент смерти достигло семь тысяч ста восемнацати лет.

Д. Домашнее задание: 3 уровня. Каждый ученик сам выбирает уровень домашней работы.

1 уровень:   упражнение по учебнику №103, 105

2 уровень:  творческое задание по разработке дидактических материалов по теме урока

3 уровень:  творческое задание: по набору пословиц и поговорок составить юмористический текст, который можно дополнить своими вариантами пословиц

(«Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Как дважды два», «Семь пятниц на неделе»,

«Один в поле не воин», «Тридцать три несчастья», «Стары друг лучше новых двух», «Седьмая вода на киселе»).

Е. Конец урока: опрос – итог. Каждый учащийся заполняет лист опроса.

Почему сегодня словарная работа была представлена именно этими орфограммами? Как они связаны с темой нашего занятия?

Какие цели на уроке ты перед собой ставил?

Что нового ты узнал на уроке?

Чему ты научился на уроке?

Что особенно понравилось в уроке?

Как  ты оцениваешь свою работу на уроке: что удалось хорошо, а над чем нужно поработать ещё?

Какую оценку за работу на уроке ты себе поставишь?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя числительное

Слайд 2

Прокомментируйте написание числительных В двух тысячи двенадцатом году Поздравляю с восемьнадцатилетием Не хватило семнадцать копеек Собрали около пятьсот подписей В интервью назвал четыре человека

Слайд 3

Цели урока: Знать: Особенности склонения количественных числительных Уметь: Правильно писать и употреблять в речи падежные формы числительных, обозначающих целые числа Формировать : Умение правильно употреблять в речи падежные формы числительных, обозначающих целые числа

Слайд 4

Укажите неправильные варианты употребления числительны х

Слайд 5

Укажите правильный вариант употребления числительных.

Слайд 6

Укажите правильный вариант употребления числительных.

Слайд 7

Укажите правильный вариант употребления числительных.

Слайд 8

Укажите правильный вариант употребления числительных.

Слайд 9

Укажите предложения с речевыми ошибками

Слайд 10

Перепишите предложения, правильно употребив числительные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме "Орфография имён числительных, обозначающих целые числа".

Данная самостоятельная работа может быть использована при закреплении темы в 7 классе и при повторении в 9-10 классах. Необходимо записать  числовые выражения и математические задачи, заменя...

Урок русского языка в 6 классе. "Числительные, обозначающие целые числа. Урок закрепления".

Урок предназначен для учащихся 6 класса. На данном уроке закрепляем  знания о числительных, обозначающих целые числа, учимся отличать количественные числительные от порядковых. На уроке использую...

Презентация по теме: "Числительные, обозначающие целые числа"

Открытый урок с презентацией по теме: "Числительные, обозначающие целые числа"...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

«СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА (СЛОЖНЫХ И СОСТАВНЫХ)»

Урок объяснения нового материала с применением элементов технологии БиС...

Урок русского языка в 6 классе по теме «Склонение числительных, обозначающих целые числа».

Урок русского языка в 6 классе по теме  «Склонение числительных, обозначающих целые числа»....

Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа (6 класс)

Интегрированный урок русского языка и математики. Склонение числительных, обозначающих целые числа. Комбинированный урок. Цели: -развивающие: развивать умение правильно склонять числител...