Урок русского языка в 5 классе "Диалог. Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лесная Дина Сергеевна

Урок проводится с применением технологии развития критического мышления (РКМЧП).  К уроку прилагается  презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 «а» классе

По теме «Прямая речь. Диалог. Повторение» (слайд 1)

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о прямой речи, диалоге.

Задачи урока:

Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки.

Развивающие:

  • развивать умения учащихся выразительно читать предложения с прямой речью; самостоятельно составлять диалоги;
  • составлять диалог на заданную тему.

Воспитательные: воспитывать патриотические этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), уважительное отношение друг к другу

  1. Используемые технологии: Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку.

Оборудование:  Корзина идей; карточки с заданиями; листы самооценки; компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Минутка приятных воспоминаний.

- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.

- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята! Сегодня мы обобщим изученный на прошлых занятиях материал.

На партах у вас лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять на уроке самостоятельно, объективно себя оценивая по пятибалльной шкале.

Если вы посчитаете, что очень хорошо справились с заданием, то поставите себе 5 баллов, если хорошо справились, то 4 , а если считаете, что плохо выполнили задание, тогда поставите 3.

III. Актуализация опорных знаний.

Прием “Корзина идей”( Слайд 2)

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

-Ребята, сейчас я попрошу вас вспомнить весь теоретический материал по теме «Прямая речь и Диалог», даю на это 1 минуту.

- Теперь обменяйтесь в парах информацией.

А сейчас я буду задавать вопросы, ответы на которые я разместила на доске.

Нам нужно все сведения поместить в «корзину идей».

1.Слова какого-либо лица, передаваемые без изменений – это_________________________.

2. Предложение с прямой речью состоит из____________ и _______________________.

3. Прямая речь выделяется с обеих сторон _______________________________.

4. Слова автора указывают на того, кому принадлежит____________________.

5. Разговор двух или нескольких лиц – это____________________________.

6. Диалог состоит из_________________________.

7. Цитату можно оформить в виде __________________________________

8. Какими могут быть предложения с прямой речью по цели высказывания?

_______________________________________________________

9.Какие слова необходимо использовать при разговоре с незнакомыми или взрослыми людьми?_______________________________________________

10. Назовите вид общения, который сейчас происходит между нами.____________________________________________________________

Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.

IV. Закрепление изученного материала.

Далее работать мы будем в парах.

Мне нужно 2 помощника, которые помогут мне раздать конверты с заданиями для каждой пары.

1) Откройте конверты, достаньте из них все содержимое.

- Что вы видите?

- Как вы думаете, что с ними нужно сделать?

(Слайд 4 ) На слайде есть 4 предложения. Вы должны составить их схемы, используя карточки, на это задание я даю 2 минуты.

 (Слайд 5 )2) Сверьте составленные схемы со слайдом.

Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.

3) Продолжаем работать в парах.

(Слайд 5). На следующем слайде вы видите предложения, которые нужно дополнить прямой речью и записать в тетрадь. На это задание даю 2 минуты.

-Читаем получившиеся предложения.

Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.

4) Ребята, теперь мне нужно выбрать 3 пары.

- Выходите сюда. Выбирайте конверт себе. Вы должны сообща сочинить диалог, обыгрывая ситуацию, случившуюся в определенном месте.

А) Магазин (продавец и покупатель)

Б) Библиотека ( библиотекарь и читатель)

В) Школа (учитель и ученик)

- А все остальные выполняют следующее задание:

На партах у вас лежат диалоги. Проанализируйте их в парах и сделайте определенные выводы, которые потом озвучим. На это задание даю 2 минуты.

(Слайд 6 )Анализ диалогов.

1)  - Алло. Здравствуйте! Будьте  добры, позовите, пожалуйста, Лену.

- Сейчас.

- Алло. Я слушаю.

- Лена, ты сегодня не была в школе. Ты заболела? Как ты себя чувствуешь?

- Я заболела. Сейчас я чувствую себя уже лучше.

- Мы бы хотели тебя навестить. Когда это лучше сделать?

- Спасибо, но доктор пока не разрешает.

- Выздоравливай. До свидания.

2)  - Алло. Позовите Катю.

     - Сейчас.

     - Я у телефона.

     - Пойдём на каток.

     - Нет, я ещё музыкой не занималась, а у меня завтра урок.

    - Ладно! Пока!

  - Анализируя эти диалоги, учащиеся приходят к следующим выводам:

      а) Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться, представиться.

      б)  Обращаясь к кому-либо с просьбой, вспомни слова:  пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.

      в)  По окончании разговора не забудь попрощаться.

5) Смотрим ситуации, анализируем их.

(Слайд 7 )А) Магазин (продавец и покупатель)

(Слайд 8 )Б) Библиотека ( библиотекарь и читатель)

(Слайд 9 )В) Школа (учитель и ученик)

Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.

6) Найдите в учебнике литературы 1 предложение с прямой речью и диалог.

-Прочтем эти предложения.

-Из каких произведений они взяты?

-Чему учат вас эти произведения?

Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.

V. Итоговый тест по теме.

Выбери верное утверждение:

  1. Прямая речь в предложении передаёт:

А) примерный смысл сказанного;

Б)дословно, без искажений.

2. Прямая речь заключается:

А) в кавычки;

Б) в скобки.

3. Первое слово в прямой речи пишется:

А) всегда с большой буквы;

Б) с маленькой буквы.

     4. Каждая реплика диалога пишется:

      А)  с красной строки;

      Б) может продолжать предыдущую реплику.

     5. Диалог – это:

     А) Разговор одного лица;

     Б) Разговор двух или нескольких лиц.

Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.( нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 – 3 онибки – «3»).

V1. Рефлексия.

Прием “Написание синквейна”

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Работа в группах по 4 человека.

(Слайд 11 ) Составьте синквейн. (Слайд 12 )Чтение синквейнов.

 (Слайд 13) Ребята, Теперь вы должны себя оценить. Посмотрите в лист самооценки, как вы справлялись с заданиями на уроке, выберите соответствующую фигурку из конверта.  Подпишите ее. Это и будет ваша оценка за урок. Я надеюсь, что вы объективно оценили свою работу. Передайте фигурки мне, я сложу их в конверт.

В листах самооценки есть вопрос: Что осталось непонятным по данной теме?

Ответьте на него. Если все понятно, так и напишите. Если же что-то непонятно, то напишите.

 - выставление оценок в дневники.

Д/З:

Прощание. Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Мне очень важно, с каким настроением вы сегодня уходите с урока. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению и поместите его в корзину, когда будете уходить.

Всего доброго.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку по теме "Прямая речь"

Тема:«Прямая речь».Форма урока:урок-путешествие по страницам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».Тип урока:объяснение нового материала.Цели:- знакомство учащихся с понятиями «прямая речь», «слова ав...

Презентация к уроку русского языка по теме: Прямая речь. 5 класс.

Презентация ученика Платова Влада по теме: Прямая речь. Русский язык.5 класс....

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Прямое и переносное значение слов"

Презентация разработана в виде игры для изучения темы по русскому языку в 5 классе. Содержит занимательный материал....

План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"

Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...