урок по русскому языку по теме "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тема:«Прямая речь».

Форма урока:урок-путешествие по страницам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Тип урока:объяснение нового материала.

Цели:- знакомство учащихся с понятиями «прямая речь», «слова автора»;

- формирование умения определять слова автора, прямую речь,

  составлять предложения с прямой речью;

- выработка навыка постановки знаков препинания при прямой речи;

- закрепление орфографических и пунктуационных навыков;

- обогащение словаря учащихся;

- развитие внимания, речи учащихся в процессе творческой работы;

- воспитание любви к изучению русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pryamaya_rech.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие

по теме «Прямая речь»

учитель: Рязанова Светлана Николаевна,

МБОУ сош №4 г.Рассказово

        Тема: «Прямая речь».

Форма урока: урок-путешествие по страницам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели: - знакомство учащихся с понятиями «прямая речь», «слова автора»;

- формирование умения определять слова автора, прямую речь,

  составлять предложения с прямой речью;

- выработка навыка постановки знаков препинания при прямой речи;

- закрепление орфографических и пунктуационных навыков;

- обогащение словаря учащихся;

- развитие внимания, речи учащихся в процессе творческой работы;

- воспитание любви к изучению русского языка и литературы.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в замечательную страну – в сказочную поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Вместе с Русланом мы должны освободить Людмилу из царства Черномора. Для этого вы должны преодолеть все трудности, выполнить все задания и усвоить новую тему урока «Прямая речь». Поэтому цель урока не только освободить Людмилу, но и научиться определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью; усвоить постановку знаков препинания при прямой речи.

III.      Орфографическая разминка.

Учитель: А вот уже соперники Руслана мешают ему продолжить путь. Кто был его соперником ? (Фарлаф, Ратмир, Рогдай)

  1. «Фарлаф, крикун надменный…» приготовил такое препятствие:

Объяснить правописание разделительных ъ и ь знаков.

Карточка: Лукомор…е, раз…едемся, друз…я, об…ятия, б…ются.

- Запишите эти слова из поэмы.

2. Задание «младого хазарского хана Ратмира»: найдите лишнее слово.

а) роскош…, меч…, доч…;

б) плач…, королевич…, полноч…

(запись лишнего слова)

3. «Рогдай – воитель смелый» приготовил диктант на безударную гласную. Запишите словосочетания и объясните правописание безударной гласной.

На в…твях с…дит, сл…ды зв…рей, м…рской дядька, пл…няет ц…ря, выд…вал за князя, бл…снул в тумане.

IV. Повторение изученного материала по теме «Синтаксис».

Учитель: итак вы выдержали первое испытание по орфографии. А попав в страну «Синтаксис», на нашем пути препятствия Наины. Она приготовила паучки-вопросы:

  1. Что изучает синтаксис?
  2. Что изучает пунктуация?
  3. Какие вы знаете виды предложение по цели высказывания?
  4. Какими бывают предложения по интонации?
  5. Какими бывают предложения по наличию главных членов?
  6. Назовите второстепенные члены предложения.
  7. Какие предложения называются сложными?
  8. Как на письме отделяются простые предложения в составе сложного?

Учитель: Но Наина опять преграждает дорогу Руслану. Победить её можно, если выполнить синтаксический разбор сложного предложения. А этих предложений несколько (карточки).

        В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. (разбор предложения у доски)

        Карточка №1

а) храбрый Руслан

б) Вдруг гром грянул, свет блеснул в тумане.

        Карточка №2

а) великий князь

б) Ст…ял я пленником послушным, но дева скрылась от меня.

        Карточка №3

а) т…ится в тишине

б) Уж утро хладное с…яло на темени полночных гор, но в дивном замке всё м…лчало.

        Карточка №4

а) нашла в углу

б) Проехал он др…мучий лес, пред ним открылся дол широкий при блеске утренних н…бес.

        Карточка №5

а) с ясной вышины

б) Дымятся синие туманы, и всходит месяц з…лотой.

 V. Объяснение нового материала.

Учитель: Вместе с Русланом вы преодолели преграды Наины, и вот на нашем пути сам Черномор. Чтобы справиться с ним, вы должны усвоить тему сегодняшнего урока «Прямая речь». Посмотрите на предложения (записаны на доске, их читаю). Ком у принадлежат выделенные слова?

        а) А.М. Горький писал: «Читайте почаще Пушкина».

        А.М. Горький писал, что надо читать почаще Пушкина.

- В каком случае (в 1 или 2) выделенные слова переданы точно, от имени писателя?

- Что же такое «прямая речь»?

Микро итог: прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора (показ), в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.

- Запишите 1 предложение, соблюдая все знаки препинания.

        Составление схемы данного предложения.

        Пунктуационная работа (прямая речь после слов автора).

- Запишем следующие предложения с прямой речью. Послушайте их: между словами автора и прямой речью пауза, прямая речь выделяется голосом.

        б) Наина равнодушно отвечала: «Пастух, я не люблю тебя!»

        в) И Финн заплакал, закричал: «Наина, где твоя краса?»

        Составление схем предложений.

- Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи? (кавычки, прямая речь пишется с большой буквы)

- Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи?

Микро итог: Итак, прямая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы. В каждом из случаев прямая речь стоит после слов автора, поэтому ставится двоеточие. Обратите внимание на то, что ! ? в кавычках, а точка за кавычками.

Учитель: Прямая речь может присоединяться  к словам автора различными словами «говорения»: сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнуть…

        Работа с учебником: наблюдение материала.

- Какое место занимает прямая речь по отношению к словам автора? (перед словами автора) Какие знаки препинания ставятся в данном случае?

        Запись предложений и объяснение постановки знаков препинания.

        «Добро пожаловать, мой сын!» - сказал с улыбкой он Руслану.

        «Ты вразумил меня, герой», - со вздохом голова сказала.

Микро итог: Если прямая речь находится перед словами автора, то отделяется от них тире.

VI. Закрепление материала.

  1. Составьте предложения с прямой речью, подобрав слова автора в предложенных предложениях. Составление схем.

а) «Счастливый путь!» - кричит седой мудрец.

б) «Я потаённый меч достал», - рассказывала голова.

в) «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?» - спросил Руслан.

2. К данным словам автора подобрать прямую речь.

а) Пушкин писал: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том».

б) Князь спрашивал: «Где, где Людмила?»

в) И мрачно ведьма повторила: «Погибнет он!»

VII. Подведение итогов.

- Что такое прямая речь?

- Из каких частей состоит предложения с прямой речью?

- Где может находиться в предложении прямая речь?

- Какие знаки препинания ставятся, если прямая речь находится после слов автора? Перед словами автора?

        Итак, мы освободили Людмилу и познакомились с новой темой урока «Прямая речь».

VIII. Комментированное выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Составьте три предложения с прямой речью, опираясь на поэму «Руслан и Людмила».

Результат.

Учащиеся были заинтересованы формой подачи нового материала, поэтому активно работали на уроке, внимательно слушали и усвоили тему «Прямая речь». Ребята ушли с урока с чувством удовлетворения проделанной работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Что такое речь?"

Урок по русскому языку "Что такое речь?" был посвящен всероссийскому дню русского языка.Цель урока:1.      Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми...

Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...

Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...

Открытый урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе.

Это урок закрепления   полученных знаний уч-ся о глаголе как части речи. Прослеживаются межпредметные связи с литературой, окружающим миром....

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс на тему "Упражнение в написании слов с безударными гласными".Ход урока происходит на основе событий...