урок по русскому языку по теме "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема:«Прямая речь».
Форма урока:урок-путешествие по страницам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Тип урока:объяснение нового материала.
Цели:- знакомство учащихся с понятиями «прямая речь», «слова автора»;
- формирование умения определять слова автора, прямую речь,
составлять предложения с прямой речью;
- выработка навыка постановки знаков препинания при прямой речи;
- закрепление орфографических и пунктуационных навыков;
- обогащение словаря учащихся;
- развитие внимания, речи учащихся в процессе творческой работы;
- воспитание любви к изучению русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pryamaya_rech.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие
по теме «Прямая речь»
учитель: Рязанова Светлана Николаевна,
МБОУ сош №4 г.Рассказово
Тема: «Прямая речь».
Форма урока: урок-путешествие по страницам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели: - знакомство учащихся с понятиями «прямая речь», «слова автора»;
- формирование умения определять слова автора, прямую речь,
составлять предложения с прямой речью;
- выработка навыка постановки знаков препинания при прямой речи;
- закрепление орфографических и пунктуационных навыков;
- обогащение словаря учащихся;
- развитие внимания, речи учащихся в процессе творческой работы;
- воспитание любви к изучению русского языка и литературы.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в замечательную страну – в сказочную поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Вместе с Русланом мы должны освободить Людмилу из царства Черномора. Для этого вы должны преодолеть все трудности, выполнить все задания и усвоить новую тему урока «Прямая речь». Поэтому цель урока не только освободить Людмилу, но и научиться определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью; усвоить постановку знаков препинания при прямой речи.
III. Орфографическая разминка.
Учитель: А вот уже соперники Руслана мешают ему продолжить путь. Кто был его соперником ? (Фарлаф, Ратмир, Рогдай)
- «Фарлаф, крикун надменный…» приготовил такое препятствие:
Объяснить правописание разделительных ъ и ь знаков.
Карточка: Лукомор…е, раз…едемся, друз…я, об…ятия, б…ются.
- Запишите эти слова из поэмы.
2. Задание «младого хазарского хана Ратмира»: найдите лишнее слово.
а) роскош…, меч…, доч…;
б) плач…, королевич…, полноч…
(запись лишнего слова)
3. «Рогдай – воитель смелый» приготовил диктант на безударную гласную. Запишите словосочетания и объясните правописание безударной гласной.
На в…твях с…дит, сл…ды зв…рей, м…рской дядька, пл…няет ц…ря, выд…вал за князя, бл…снул в тумане.
IV. Повторение изученного материала по теме «Синтаксис».
Учитель: итак вы выдержали первое испытание по орфографии. А попав в страну «Синтаксис», на нашем пути препятствия Наины. Она приготовила паучки-вопросы:
- Что изучает синтаксис?
- Что изучает пунктуация?
- Какие вы знаете виды предложение по цели высказывания?
- Какими бывают предложения по интонации?
- Какими бывают предложения по наличию главных членов?
- Назовите второстепенные члены предложения.
- Какие предложения называются сложными?
- Как на письме отделяются простые предложения в составе сложного?
Учитель: Но Наина опять преграждает дорогу Руслану. Победить её можно, если выполнить синтаксический разбор сложного предложения. А этих предложений несколько (карточки).
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. (разбор предложения у доски)
Карточка №1
а) храбрый Руслан
б) Вдруг гром грянул, свет блеснул в тумане.
Карточка №2
а) великий князь
б) Ст…ял я пленником послушным, но дева скрылась от меня.
Карточка №3
а) т…ится в тишине
б) Уж утро хладное с…яло на темени полночных гор, но в дивном замке всё м…лчало.
Карточка №4
а) нашла в углу
б) Проехал он др…мучий лес, пред ним открылся дол широкий при блеске утренних н…бес.
Карточка №5
а) с ясной вышины
б) Дымятся синие туманы, и всходит месяц з…лотой.
V. Объяснение нового материала.
Учитель: Вместе с Русланом вы преодолели преграды Наины, и вот на нашем пути сам Черномор. Чтобы справиться с ним, вы должны усвоить тему сегодняшнего урока «Прямая речь». Посмотрите на предложения (записаны на доске, их читаю). Ком у принадлежат выделенные слова?
а) А.М. Горький писал: «Читайте почаще Пушкина».
А.М. Горький писал, что надо читать почаще Пушкина.
- В каком случае (в 1 или 2) выделенные слова переданы точно, от имени писателя?
- Что же такое «прямая речь»?
Микро итог: прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора (показ), в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.
- Запишите 1 предложение, соблюдая все знаки препинания.
Составление схемы данного предложения.
Пунктуационная работа (прямая речь после слов автора).
- Запишем следующие предложения с прямой речью. Послушайте их: между словами автора и прямой речью пауза, прямая речь выделяется голосом.
б) Наина равнодушно отвечала: «Пастух, я не люблю тебя!»
в) И Финн заплакал, закричал: «Наина, где твоя краса?»
Составление схем предложений.
- Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи? (кавычки, прямая речь пишется с большой буквы)
- Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи?
Микро итог: Итак, прямая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы. В каждом из случаев прямая речь стоит после слов автора, поэтому ставится двоеточие. Обратите внимание на то, что ! ? в кавычках, а точка за кавычками.
Учитель: Прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения»: сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнуть…
Работа с учебником: наблюдение материала.
- Какое место занимает прямая речь по отношению к словам автора? (перед словами автора) Какие знаки препинания ставятся в данном случае?
Запись предложений и объяснение постановки знаков препинания.
«Добро пожаловать, мой сын!» - сказал с улыбкой он Руслану.
«Ты вразумил меня, герой», - со вздохом голова сказала.
Микро итог: Если прямая речь находится перед словами автора, то отделяется от них тире.
VI. Закрепление материала.
- Составьте предложения с прямой речью, подобрав слова автора в предложенных предложениях. Составление схем.
а) «Счастливый путь!» - кричит седой мудрец.
б) «Я потаённый меч достал», - рассказывала голова.
в) «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?» - спросил Руслан.
2. К данным словам автора подобрать прямую речь.
а) Пушкин писал: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том».
б) Князь спрашивал: «Где, где Людмила?»
в) И мрачно ведьма повторила: «Погибнет он!»
VII. Подведение итогов.
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоит предложения с прямой речью?
- Где может находиться в предложении прямая речь?
- Какие знаки препинания ставятся, если прямая речь находится после слов автора? Перед словами автора?
Итак, мы освободили Людмилу и познакомились с новой темой урока «Прямая речь».
VIII. Комментированное выставление оценок.
IX. Домашнее задание.
Составьте три предложения с прямой речью, опираясь на поэму «Руслан и Людмила».
Результат.
Учащиеся были заинтересованы формой подачи нового материала, поэтому активно работали на уроке, внимательно слушали и усвоили тему «Прямая речь». Ребята ушли с урока с чувством удовлетворения проделанной работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Что такое речь?"
Урок по русскому языку "Что такое речь?" был посвящен всероссийскому дню русского языка.Цель урока:1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми...
Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...
Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»
«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...
Открытый урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе.
Это урок закрепления полученных знаний уч-ся о глаголе как части речи. Прослеживаются межпредметные связи с литературой, окружающим миром....
Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".
Материал для проведения урока в 5 классе....
Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс
Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс на тему "Упражнение в написании слов с безударными гласными".Ход урока происходит на основе событий...