Урок-повторение по теме «Деепричастие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Урок-повторение по теме «Деепричастие».
Тип урока: повторения и закрепления знаний.
Класс: 7
Школа должна разработать состав поведенческих ценностей, принятых в ней, обучать и контролировать соответствие поведения детей этому образцу (отношение к старшим и младшим, соблюдение правил посещения занятий, правил приветствия учителей и школьников, поведения в спорах и обсуждениях, обязанности по отношению к принятым правилам и процедурам). Именно поэтому мы свой выбор остановили на этических нормах, которые будут рассмотрены на уроке, посвященном повторению и закреплению знаний и умений по теме «Деепричастие». Изучение деепричастия нельзя сводить только к выяснению законов образования, их лексико-грамматических особенностей. Оно должно сопровождаться большим количеством упражнений в употреблении изучаемых форм и конструкций в речи. Поэтому, формируя навыки устной и письменной речи в связи с изучением деепричастия и синтаксических конструкций с ним, надо показать, как пользоваться этими языковыми фактами, как правильно и уместно включать их в непосредственное речевое общение. Данный урок наглядно демонстрирует технологию коммуникативно-развивающего обучения, при которой конкретные предметные знания включаются в освоение общей картины мира обучающимся.
Триединая цель урока
Познавательная:
- Повторить и закрепить знания и умения по теме «Деепричастие».
- Совершенствовать навыки работы по развитию связной речи на заданную тему.
Развивающая:
- Развивать речь, внимание, мышление.
Воспитательная:
- Продолжать формирование высоких нравственных качеств, в том числе совокупность норм поведения.
- Воспитывать внимательное отношение к слову.
К концу урока учащиеся должны
Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, правописания не с деепричастиями.
Уметь: находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно использовать их в речи, правильно писать деепричастия с частицей НЕ, выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами
Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, информационная
Методы и приёмы познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.
Оборудование:
- доска, записи на доске;
- выставка книг об этикете;
- раздаточный дидактический материал;
- компьютер, интерактивная доска, медиа проектор, презентация,
- учебник «Русский язык.7 класс», издательство «Просвещение», 2010 год. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и т.д.
Фундаментальные образовательные объекты:
- Этикет – (фр. Etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления, отношения к людям (обхождение с окружающими, формы, обращения и приветствий, поведения в общественных местах, манеры и одежда).
- Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
- Мораль – (от лат. Moralis – нравственный), форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.
4. Функционирование языковой единицы, конкретной части речи (деепричастий) в тексте.
Содержание урока | Время (мин.) | Действия учителя | Действия учащихся | Методическое обоснование |
1 этап. Организационный момент. | 2 мин. | - Дорогие ребята, здравствуйте! Я не просто поприветствовала вас и пожелала вам здоровья. Я соблюла правила этикета? А что такое этикет? Все очень просто – это правила поведения. Надо ли на день рождения дарить другу старый футбольный мяч? Можно ли рисовать на партах? Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобные вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой». (Эпиграф урока на слайде 1). Все, о чем мы будем говорить сегодня, будет опираться на материал об этикете. Обратите внимание на выставку книг о правилах этикета, обязательно посмотрите их на перемене и возьмите почитать в библиотеке. | Приветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. | Учитель настраивает класс на урок, создает доброжелательную атмосферу, ввод в коммуникативно-развивающую тему урока. |
2 этап актуализации опорных знаний и умений | 7 мин. | Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить изученное по теме «Деепричастие», завтра нас ждет контрольный диктант. Откроем тетради, запишем число. Давайте проверим, умеете ли вы узнавать деепричастия в связной речи и отличать их от других частей речи. Проведем цифровой диктант. Напишите цифрой количество деепричастий в предложениях. Учитель читает предложения вслух. 1. Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. 2. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. 3. Подавая руку, сними с нее перчатку, немного наклонившись вперед. 4. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай рукам. Итак, вы прослушали правила поведения молодого человека в обществе 19 века. Как вы думаете, актуальны ли эти правила сегодня? Что ж, а теперь проверим верность ваших ответов, узнали ли вы деепричастия. Внимание на слайд. Слайд 2 1. 2; 2. 1; 3. 2; 4. 1. Вспомним, что же это за часть речи - деепричастие Фронтальный опрос. Продолжите высказывание. (Слайды 3-10) 1 Деепричастие обозначает…….. 2 Деепричастие образуется от основы глагола при помощи суффиксов…… 3 Деепричастие имеет черты сходства как……, так и …….. 4 Деепричастие с НЕ пишется………. Например ………. 5 Деепричастный оборот-это………… 6 В предложении деепричастие является…………… 7 Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме………………….. 8 Деепричастие, перешедшие в наречие, и фразеологические обороты………….. | Ученики записывают число, вид работы в тетрадь. Учащиеся слушают предложения, записывают цифрами ответ. Учащиеся проверяют себя по слайдам. Ответы учащихся: 1 Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. 2 Деепричастие образуется от основы глагола при помощи суффиксов) -а, -я, -в, -ши,-вши. 3 Деепричастие имеет черты сходства как с глаголом, так и с наречием. 4 Деепричастие с НЕ пишется раздельно. Например: не видя, не думая. 5 Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимыми от него словами. 6 В предложении деепричастие является обстоятельством. 7 Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме выделяются запятыми. 8 Деепричастие, перешедшие в наречие, и фразеологические обороты запятыми не выделяются. | Актуализация внимания и мотивация учебной деятельности Цифровой диктант необходим для актуализации и развития прежде всего слухового внимания, так как у 75% учащихся преобладает визуальное восприятие учебного материала и необходимо работать над развитием слухового. Но большая часть заданий этого урока будет в печатном виде. Содержание цифрового диктанта продолжает коммуникативно-развивающую тему урока «Правила этикета» и одновременно проверяет умение отличать деепричастия от других частей речи. Использование презентации (информационная технология) позволяет сэкономить время на проверку упражнения. Повторение теоретических знаний по теме. |
3 этап закрепления знаний (выполнение тренировочных упражнений)
| 7 мин. 5 мин. 15 мин. 6 минут | А теперь давайте применим наши знания о деепричастии на практике. Задание первое. Прочитайте текст и скажите, почему он так называется. Какую задачу поставил перед собой автор? Осторожно слово! Люди почему – то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить. «Не видишь, что ли!»; «Сколько раз повторять!»; «Русского языка не понимаешь!»; «Чего стали?» или «Чего сели?»; «А тебе чего надо!»; «Больно умные все стали»; «Чего глаза выпучили?» и т.д. А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите» и «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»… Я шел и думал, какие приятные слова еще можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. – Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли отвечать?!» Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.
Учитель воспроизводит алгоритм на слайде Слайд 11. Задание 2. Мы вспомнили знаки препинания при деепричастном обороте, а теперь потренируемся в орфографических навыках по теме «Деепричастие». Орфографический диктант. Один ученик – у доски. Не опаздывая в школу, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра, не обидев отказом, недомогая от усталости. Задание 3. Умеем ли мы говорить грамотно? Как мы говорим? Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их. Заповеди речевого поведения:
Вы должны дополнить заповедь, сначала заменив глагол деепричастием. Образец на слайде № 12 Всегда зная, с какой целью и для чего ты говоришь, добьёшься уважения окружающих. Не забывайте выделять получившиеся деепричастные обороты запятыми, а также суффиксы, с помощью которых вы образовали деепричастие. Давайте вспомним алгоритм образования деепричастия от глагола. А теперь зачитайте получившиеся предложения, называя все знаки препинания, суффиксы и вид деепричастия. Задание 4. Мы хорошо с вами поработали, но чтобы еще раз убедиться, что каждый из вас усвоил тему «Деепричастие», выполним маленький тест (см.Приложение). Учитель открывает слайды 13-18 с правильными ответами. | Учащиеся читают текст, один из учеников читает вслух, отвечают на вопросы. Учащиеся воспроизводят алгоритм устно Как найти деепричастный оборот. 1.Найдите деепричастие по вопросу. (Что делая? Что сделав?) 2.От деепричастия попытайтесь задать вопрос к другим словам. 3.Если такие слова имеются - причастный оборот есть. 4.Если таких слов нет - нет и причастного оборота. Руководствуясь алгоритмом, находят деепричастие «не здороваясь» и деепричастный оборот «обращаясь к постороннему человеку», выделяют их запятыми. Один ученик пишет на доске, остальные в тетради. Потом все сверяются с доской, обсуждают и исправляют ошибки. Учащиеся читают высказывания по цепочке. Учащиеся вспоминают алгоритм. Как образовать деепричастие от глагола. 1.Задайте вопрос к глаголу. 2.Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?) А) Поставьте глагол в настоящее время (что делают?). Б) Отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат, -ят). В) Добавьте суффикс -а- или -я-. 3.Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?) А) отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть, -чь, -ти) Б) добавьте один из суффиксов -В, -ВШИ, -ШИ. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Учащиеся зачитывают получившиеся предложения, называя знаки препинания, суффиксы и вид деепричастия. Учащиеся выполняют тест из раздаточного материала. Учащиеся проверяют свои ответы, выставляют себе оценку. | Работа с текстом направлена на развитие умения находить деепричастные обороты в письменном тексте, повторение правила постановки знаков препинания при деепричастных оборотах, развитие умения работать по алгоритму. Содержание текста направлено на достижение коммуникативно-развивающей цели урока – углубление знаний об этикете. Вопрос к тексту создает проблемную ситуацию нравственного характера, работа нацелена на воспитательные задачи урока. Развитие умения работать по алгоритму. Развитие слухового внимания, повторение правил правописания не с деепричастиями Содержание задания направлено на достижение коммуникативно-развивающей цели урока – углубление знаний об этикете. Упражнение направлено на развитие умения образовывать деепричастия, на повторение суффиксов деепричастий, образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Упражнение направлено на развитие речи, умение конструировать предложения по заданной теме с использованием деепричастных оборотов. Развитие умения работать по алгоритму. Тест выступает как форма контроля результатов повторения темы «Деепричастие». Задание направлено на подготовку учащихся к ГИА. Развитие навыков самоконтроля. |
4 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок за урок. | 2 мин | Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии. Что вам понравилось, запомнилось на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего? Какие из тем вы бы хотели еще повторить? Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему? Учитель называет оценки отличившимся учащимся (работа у доски, итоги самостоятельной работы с преобразованием глаголов). | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Новизна урока заключалась в новых сведениях об этикете. Удалось повторить основные правила по теме «Деепричастие»: правописание не с деепричастиями, знаки препинания при деепричастиях, образование деепричастий. | Вопросы ученикам по рефлексии их деятельности. |
5 этап. Домашнее задание. | 1 мин. | Напишите сочинение-миниатюру по теме нашего эпиграфа «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой», используя не менее 6-7 деепричастий и деепричастных оборотов. | Учащиеся записывают задание в дневник. | Домашняя работа продолжает коммуникационно-развивающую тему урока и направлена на ее закрепление. Упражнение направлено на развитие речи учащихся и умение употреблять деепричастие в связной речи. |
Алгоритмы.
Определение вида деепричастия.
- 1.Задай к деепричастию вопрос.
- 2.Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? - это деепричастие несовершенного вида.
- 3.Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? - это деепричастие совершенного вида.
Как найти деепричастный оборот.
- 1.Найдите деепричастие по вопросу. (Что делая? Что сделав?)
- 2.От деепричастия попытайтесь задать вопрос к другим словам.
- 3.Если такие слова имеются - причастный оборот есть.
- 4.Если таких слов нет - нет и причастного оборота.
Как образовать деепричастие от глагола.
- 1.Задайте вопрос к глаголу.
- 2.Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)
А) Поставьте глагол в настоящее время (что делают?).
Б) Отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат, -ят).
В) Добавьте суффикс -а- или -я-.
3.Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)
А) отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть, -чь, -ти)
Б) добавьте один из суффиксов -В, -ВШИ, -ШИ.
Дидактический раздаточный материал для учащихся
1. Работа с текстом
Осторожно слово!
Люди почему – то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.
«Не видишь, что ли!»; «Сколько раз повторять!»; «Русского языка не понимаешь!»; «Чего стали?» или «Чего сели?»; «А тебе чего надо!»; «Больно умные все стали»; «Чего глаза выпучили?» и т.д.
А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите» и «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»…
Я шел и думал, какие приятные слова еще можно придумать обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин не здороваясь небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. – Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли отвечать?!»
Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.
(С.Львов)
2. Задание на развитие речи
Заповеди речевого поведения:
- Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
- Умей находить общий язык с любым собеседником.
- Запомни, что вежливость – основа любого поведения.
- Избегай многословия.
- Говори просто, понятно, четко.
- Избегай речевого однообразия
- Овладей культурой языка
- Умей не только говорить, но и слушать.
Образец преобразования:
Всегда зная, с какой целью и для чего ты говоришь, добьёшься уважения окружающих.
Выделите суффиксы, с помощью которых вы образовали деепричастие. Определите вид деепричастия.
3. Тест для самоконтроля
1. Найди верные суждения:
1. Деепричастие и глагол отвечают на одни и те же вопросы.
2. Деепричастие не изменяется.
3) Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида.
4) НЕ с деепричастиями пишется так же, как и НЕ с глаголами.
2. Найди слитное написание НЕ:
1. (не) замеченные учителем ошибки;
2. (не) замеченные пропуски;
3. (не) заметил помарку;
4. (не) заметив паутины;
5. искренне (не) доумевал.
3. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий?
1. Прочитав книгу, она мне очень понравилась.
2. Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.
3. Замедляя ход, к станции подошел поезд.
4. Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид.
4. Деепричастия:
1. склоняются;
2. спрягаются;
3. склоняются и спрягаются;
4. не склоняются и не спрягаются.
5. В предложении деепричастия обычно бывают:
1. обстоятельством;
2. определением;
3. дополнение;
4. сказуемым.
6. Найди предложение, где помимо основного действия есть ещё и добавочное:
1. Чуть шелестят листья берёз, едва колеблемые ветром.
2. Я поднимаю бинокль и вглядываюсь в глубину мёртвой пустыни.
3. День был серый и ветреный.
4. Птицы то поднимались шумной тучей, то, покружившись, садились.
Оцените себя.
0 ошибок – “5”
1 ошибка – “4”
2- ошибки – “3”
3- ошибки – “2”
Рекомендуемые ученикам материалы. Книги на выставке.
Основная литература
1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. – М., 1996.
2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск, 2000.
3. Голубин И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
4. Карнеги Д. Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей. (любое издание).
5. Панасюк П. Как победить в споре, или искусство убеждать. – М., 1998.
6. Правила этикета: краткий справочник. – М., 1992.
7. Ревяко Т.И. 30 главных правил этикета. – М., 2006.
9. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1998.
10. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. – М.: Олма-Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Повторение изученного по теме "Местоимение"
конспект урока русского языка в 6 классе....
Урок - повторение изученного по теме: "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс
Цель урока:Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи»;формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия;продолжать развитие мыслит...
Тема урока: «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» с использованием кейс-технологии ( работа в группах).
Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное» в 6 классе; формирование универсальных учебных действий. В ходе проведения урока используются различные формы работы: индивиду...
Презентация к уроку- повторению материала по теме "Where were you yesterday?" (Module 5) УМК Spotlight-4
"Where were you yesterday?" (Module 5) УМК Spotlight-4Урок-повторение ("Now I know")Предназначена для учащихся 4 класса (УМК "Английский в фокусе"(Spotlight - 4) Изученные темы модуля: "Порядковы...
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
Урок "Повторение лексики по теме ""Еда"
Открытый урок...
Конспект урока по математике в 8 классе коррекционной школы VIII вида Урок повторение пройденного материала. Тема: «Построение симметричных фигур относительно оси симметрии».
Урок разработан для учащихся 8 класса коррекционной школы 8 вида....