Урок русского языка в 6 классе "Наклонение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_naklonenie_glagolov_1.docx | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 6класс.
Тема урока: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
Цель: познакомить с понятием «наклонение глагола».
Задачи урока:
- Образовательная: учить определять типы наклонений, учить распознавать глаглы трёх наклонений в речи.
- Развивающая: углублять знания о глаголе, его морфологических признаках, поддерживать интерес к получению новых знаний; продолжать развитие навыков логического и образного мышления, умения анализировать, сопоставлять языковые явления, вычленять главное в контексте, творческого уровня;
- Воспитательная: воспитание умения работать аккуратно, внимательности на уроке.
Опорные понятия: глагол, спряжение, лицо, число, наклонение, время, переходность, вид.
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности:
- Понимать/знать: морфологические признаки глагола.
- Уметь: определять время, спряжение, лицо, число, наклонение, вид глагола;
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Методы, используемые на уроке: частично - поисковый.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока: проектор, экран, компьютерная презентация, таблица «Наклонение глагола» для каждого учащегося.
План урока:
- Организационный момент – 1 мин;
- Тема и цель урока – 2 мин;
- Словарная работа–5 мин;
- Новая тема – 10 мин.
- Физминутка – 2 мин;
- Работа с учебником– 4 мин;
- Закрепление–10мин;
- Итог урока – 3 мин;
- Домашнее задание – 1 мин;
- Оценка за урок – 2 мин.
Ход урока.
Действия учителя | Действия учащихся | ||
I. Организационный момент | |||
1 слайд. Ребята, сегодня у нас гости на уроке, мы рады им, будем стараться работать хорошо, активно, творчески. Пожелаем себе успехов! Проверьте, готовы ли вы к уроку: тетрадь, учебник, ручка, карандаш и справочная тетрадь – всё ли на месте? Отлично! | Учащиеся проверяют готовность к уроку. | ||
II. Тема и цели урока | |||
2 слайд. -Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о какой части речи в нём говорится. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. -Ребята, о какой части речи говорится? 2 слайд (по щелчку).
Как вы догадались? Дайте определение глагола. 3 слайд. Какие морфологические категории есть у глагола? (…) Давайте проверим, всё ли мы назвали. 3 слайд (по щелчку). -Итак, нам понятно, что продолжаем работать с глаголом. Сегодня мы изучаем новую тему. Мы поговорим о морфологической категории глагола, о которой раньше не знали. -Откройте тетради и запишите число, тему запишем чуть позднее, потому что вы сами её сформулируете. | Отвечают на вопросы. Дают определение глагола.
Открывают тетради, записывают число. Оставляют строчку для темы. | ||
III. Словарная работа. | |||
4-7 слайды. Вначале познакомимся с новыми словами. -Запишите в словарик словарные слова. Итак, первое слово, кто знает его лексическое значение? (работа со словарными словами) -Выделите корень в словах: штукатур, штукатурка, штукатурить. -Как называются такие слова? -Устно составьте предложения с этими словами. Слайд 8. -Обратите внимание, как они пишутся. Что объединяет эти слова? -Среди этих слов есть слово той части речи, о которой сказано в стихотворении. Назовите его. Слайд 9. Давайте запишем глагол из словарной работы в тетрадь, определим его морфологические признаки, которые нам уже известны: а)вид б)переходность в) спряжение | Записывают новые слова в словарик. Объясняют лексическое значение слов. Выделяют корень слов. Дают определение однокоренных слов. Составляют с ними предложения. Вспоминают название рабочих специальностей. Находят и называют глагол. Начинают работу в тетради. | ||
IV. Новая тема. | |||
10 слайд.
-Сегодня на уроке мы узнаем, что у глаголов есть ещё один постоянный признак.
- В какой он стоит форме? А теперь задание по рядам: измените этот глагол и составьте с ним предложения, но по-разному. 1 ряд – так, чтобы этот глагол обозначал, что действие произошло на самом деле; 2 ряд - так, чтобы этот глагол обозначал, что действие могло бы произойти при каких-либо условиях; 3 ряд - так, чтобы этот глагол призывал кого-то к действию, приказывал или убеждал действовать. Проверяем. -Мы изменили один глагол «сказать» так, что он стал выражать три разных значения. Какие это значения? -Таким образом, глаголы могут обозначать не только реальные действия, но и выражать желательность действия или побуждение к нему. Эти оттенки значения передает новая для вас глагольная категория – НАКЛОНЕНИЕ, которая выражает отношение действия к реальной действительности. Слайд 11. -Предположите, сколько видов наклонения существует в русском языке? -Как вы уже поняли, в русском языке существует три вида наклонения-Вот теперь мы готовы сформулировать и записать тему урока. | Записывают предложение, над глаголом - его морфологические признаки. Выполняют письменно задание учителя по рядам. Зачитывают получившиеся предложения, словосочетания. Делают предположение, сколько видов наклонения существует в языке. Формулируют и записывают тему урока. | ||
Слайд 12. - А чтобы узнать, какие это наклонения, посмотрите на таблицу. Прочитайте. Правильно, это изъявительное, условное, повелительное наклонения. -Зачитайте данные таблицы. У каждого из вас есть её уменьшенные копии, их вы дома вклеите в справочные тетради. Эта таблица поможет вам первое время в определении наклонений глаголов. -Итак, давайте ещё раз назовём три наклонения глагола, а потом немного отдохнём. | Рассматривают таблицу. Читают определения наклонений. | ||
V. Физминутка | |||
Это не просто физкультминутка, а минутка с заданием. Будьте внимательны: сколько глаголов прозвучит? Руки кверху поднимите, -Кто заметил, глаголы какого наклонения звучали в стихотворении? (повелительного) | Дети выполняют упражнения, затем отвечают на вопрос, (5 глаголов) | ||
VI. Работа с учебником. | |||
-Откройте учебник на странице 201. Давайте прочитаем материал учебника. -Глаголы в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдёт? -Какое наклонение глагола указывает на действие, которое может совершиться при каком-то условии? -Какое наклонение выражает побуждение к действию? -Какая информация, данная в учебнике, ещё не прозвучала на сегодняшнем уроке? | Зачитывают материал учебника. Делают вывод. Говорят, что глаголы в изъявительном наклонении имеют категорию времени. | ||
VII. Закрепление. | |||
Слайд 13-21. -Давайте потренируемся в определении наклонений глагола. 1. -Я буду читать предложения, а вы мысленно разделите тетрадь на три колоночки, подпишите их и выписывайте только глаголы в нужный столбик (по цепочке к доске). 1) Достаётся недёшево счастье трудных дорог… Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? 2) Не трудился бы, так и хлеба не добился бы. 3) Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и бесплатно покажет кино. 4) Не за своё дело не берись, но за своим делом не ленись. 5) Людей слушай, а свой ум имей. 6) Если мыло приходило бы по утрам ко мне в кровать. 7) Если был бы я девчонкой - Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал… 8) Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. 9) Береги землю любимую, как мать родную. -Посмотрите на получившиеся записи. Давайте ещё раз скажем, что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? В условном? В повелительном? -ОПРЕДЕЛИТЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. В каком столбике будем определять? То есть только глаголы изъявительного наклонения имеют категорию времени. | Выписывают глаголы в три столбика. К доске выходят по цепочке, записывают в нужный столбик. Вспоминают материал учебника. | ||
22 слайд.
Из текста, который вы видите на экране, выписывайте только глаголы, определите их наклонение. 23 слайд.
Задание: выберите 1 глагол и УСТНО составьте с ним 3 словосочетания или предложения, употребив его в разных наклонениях. Проверка (3-4 ученика зачитывают свои варианты). 24 слайд.
От данных глаголов образуйте все формы наклонений. Жить – живу – жил бы - живи Мазать – мажу – мазал бы - мажь Бросать – брошу – бросил бы - брось Бороться - борюсь – боролся бы - борись Стричь – стригу – стриг бы – стриги | Один работает у доски, остальные – в тетради. Записываем наиболее удачные предложения. Думал- думал бы -думай Участвую -участвовал бы- участвуй Извинялся -извинялся бы- извиняйся Извинился- извинился бы- извинись (по одному человеку на глагол к доске) | ||
VIII. Итог урока. | |||
25 слайд. -О каких трех наклонениях глагола вы узнали сегодня на уроке? -Чем они отличаются друг от друга? -В каком наклонении глаголы изменяются по временам? | Подводят итог урока. | ||
IX. Домашнее задание | |||
Читать материал параграфа 83, упр. 483, словарные слова. | Тренировочное упражнение. | ||
X. Оценка за урок | |||
Выставление оценок. | Оценивают вместе с учителем свою работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Наклонения глагола"
Урок русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола". Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии....
Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и ...
Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)
Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино, позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото....
Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"
Целью данного урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв...
Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»
Цели урока развивать речь , логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и углубить знания по теме "Глагол»; воспитыв...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»
Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...