Подготовка к изложению по тексту Василия Пескова «Володькины журавли»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
В подростковом возрасте обучающиеся интересуются историей родного языка, у них формируются взгляды на окружающий мир, эстетические, нравственные чувства, поэтому выбранный мной текст имеет воспитательную направленность -воспитывает любовь к родному краю, к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 22.49 КБ |
Приложение | 11.79 КБ |
volodkiny_zhuravli.ppt | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к изложению с элементами дополнения
по тексту Василия Пескова «Володькины журавли».
Цель урока:
- вхождение в мир писателя через факты биографии;
- осмысление особенности жанра очерка;
- постижение образа природы, его роль в понимании главной мысли писателя;
- развитие навыков устной и письменной речи;
- воспитание уважения к своей родине.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Добрый день! Садитесь. Ребята, отгадайте загадку: Курлычут громко, высоко, летают долго, далеко. Красиво в небе воспаряют. Скажите, как их называют?
Мы сегодня познакомимся с писателем, с современником Василием Михайловичем Песковым.
Перед вами текст. Это отрывок из очерка «Володькины журавли». Перед тем, как прочитать текст, давайте познакомимся с биографией писателя.
Василий Михайлович Песков (14 марта 1930 - 12 августа 2013) – советский журналист, фотокорреспондент, тележурналист, писатель. Каждый из нас в детстве видел популярную телепрограмму «В мире животных». Один из ее ведущих писатель Песков. Родился он в Воронежской области в селе Орлово. Автор многочисленных очерков, посвященных теме «человек и природа», в том числе «Шаги по росе» (1963г), «Белые сны»(1965г), «Речка моего детства» (1978г), «Всё это было» (1986, 2000).
2. Чтение учащимися отрывка.
3. Словарная работа.
- А теперь давайте обратимся к словам, которые требуют объяснения. Внимание на экран:
- Хопёр (Хопра, Хопру) – левый приток Дона.
* Лозинки – от слова лоза, ивовые заросли.
* Егерь – охотник, руководитель коллективной охоты.
* Заповедный – находящийся под охраной, под запретом, неприкосновенный.
* Картуз – летний головной убор, похожий на фуражку.
Через ноутбук на экран учащиеся выносят выводы, сделанные в ходе работы над определениями, оформляют и записывают их в тетрадь, взяв в качестве рабочего материала для творческой работы следующие пункты:
- Малый эпический жанр;
- в основе лежат реальные факты;
- отличается описательностью, событийностью;
- допускается творческий вымысел;
- преимущественно затрагиваются социальные проблемы.
Таким образом, изучая определения, вникая в суть каждой фразы, учащиеся закрепляют в своём сознании, в своей памяти основные положения очерка.
В данном выступлении, высвеченном на экран, учащиеся подчёркивают основные положения понятия “очерк” с той же целью: использовать в работе над очерком (основные положения подчёркнуты). В качестве вывода учащиеся выносят подчёркнутые фрагменты к себе в тетрадь:
1. В очерке изображены достоверные события и факты реальной жизни.
2. Рассказчик свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение.
3. Очерк отличается свободной композицией.
4. Очеркист может ограничиться “бессвязным внешним образом, но дышащими одною мыслью картинами…”.
5. Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными.
6. В документальном очерке очеркист даёт оценку реальным явлениям жизни.
7. Некоторые литературоведы считают, что документальный очерк является единственно возможной формой очерка.
8. Предметом изображения в художественном очерке обычно являются устойчивые, не изменяющиеся явления жизни.
9. Художественные очерки разнообразны: “физиологический” очерк, очерки-биографии, очерки - путевые заметки.
10. Документальный и художественный очерки дополняют и взимообогащают друг друга.
11. Разновидности современного очерка: публицистический монолог, дневниковые заметки, очерк-портрет, очерк-исповедь, очерк-программа.
4. Анализ очерка по абзацам.
5. Сообщение учащегося «Журавль-красавка».
6. Физминутка (Слайд 18 «Танец журавлей»)
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
(Декламация сопровождается движением рук.)
7. Работа с основной мыслью текста-рассуждения.
Учитель: Работая с текстом, стараясь понять информацию, заложенную автором, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис).
Вопросы для исследований:
1) Объяснение непонятных слов.
2) Что собой представляет текст?
3) Тип и стиль текста.
4) Как строится рассуждение?
5) Найти в тексте названия городов, в которых побывал Володька.
6) Были ли Володькины поиски результативными?
7) Володька искал ЧТО?
8) За что же любит Песков своего героя?
Учитель: На прошлых занятиях, анализируя тексты, мы определяли его стилистическую принадлежность, опираясь на лексические, морфологические и синтаксические особенности. Но для понимания смысла текста важно также определить тип речи, использованный в нём, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Вспомним основные особенности рассуждения.
Обучающийся рассказывает о целевой установке и композиции рассуждения.
(Целевая установка автора рассуждения – рассмотреть сущностные (самые важные) свойства явлений и обосновать их причинно-следственные связи.
В рассуждении обязательно имеются (слайд 20):
- ТЕЗИС (основная мысль, которая требует доказательства или объяснения)
- ДОВОДЫ (АРГУМЕНТЫ) (суждения, которые обосновывают истинность тезиса)
- ВЫВОД (по своему содержанию, с одной стороны, напоминает тезис, с другой – расширяет смысл этого тезиса, т.е. формулирует проблему или идею текста).
8. Переходный этап к выполнению домашнего задания.
- Становится понятным и заглавие текста, отразившее его идею: как журавли ежегодно возвращаются на свою родину, так и Володька вернулся в родные края, в самое хорошее место.
- Чем очерк отличается от рассказа?
- Найти особенности очерка в тексте.
Итак, наш урок подошел к концу. Но работа с этим текстом у вас еще не закончилась. Вам нужно будет дома написать изложение по данному тексту.
9. Домашнее задание: Написать изложение по тексту Василия Пескова «Володькины журавли».
Использованная литература:
- (Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина и др. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000г.)
- (Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, Н.Л. Карнаух и др. /Сост. В.Ф. Чертов. – М.: Дрофа, 2004г.)
- (Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985г.
- Тренировочные упражнения взяты из поурочного планирования по русскому языку к Единому Государственному экзамену / Е.А. Влодавская. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – (“Серия “Учебно-методический комплект”).
Предварительный просмотр:
Приложение.
Очерк «Володькины журавли».
Где на земле для жизни самое хорошее место?
Володька вырастал на Хопре, на речке, скрытой от мира широкой полосой лозинок, вязов, камышей и черемухи. Когда Володька получил паспорт, он сказал:
--Всё. Землю вдоль пройду и поперек пройду. Все места погляжу, а какое место больше понравится, там и жить буду.
Вдоль прошёл до самого Владивостока. Работал лесорубом, потом рыбаком. Поперек прошел до Ташкента. Работал егерем и пастухом. Ещё раз прошёл до Кавказа – работал художником в заповедном музее.
И наконец нашёл-таки самое лучшее место для жизни. Место это на реке Хопёр, скрытой от мира широкой полосой лозинок, вязов, камышей и черёмухи. То есть то самое место, где ловил в детстве стрекоз картузом, где ежи шуршат на опушке прошлогодними листьями, где осенью речка пахнет дразнящей душу травой, где олени трубят и куда обязательно каждой весной возвращаются журавли.
Теперь Володьку надо называть уже по отчеству, потому что есть у него жена и дети. Я называю его Володей по старой дружбе. Я люблю его за верный глаз, за чуткое сердце, за то, что, объехав всю землю, он без ошибки определил самое хорошее место.
(По В. Пескову)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Василий Михайлович Песков. Очерк «Володькины журавли».
- осмысление особенности жанра очерка; - постижение образа природы, его роль в понимании главной мысли писателя; - развитие навыков устной и письменной речи; - воспитание уважения к своей родине. Цель урока:
Василий Михайлович Песков Известный ведущий популярной телепрограммы «В мире животных», родился он в Воронежской области 14 марта 1930 года в селе Орлово
Жанр эпоса, в котором художественный мир, содержащий элемент вымысла и авторскую оценку, как правило, опирается на реальные факты, на свидетельства реальных людей; например, цикл очерков К.Г. Паустовского “Мещерская сторона”. Очерк
Очерк - это малый эпический жанр; в основе лежат реальные факты; отличается описательностью, событийностью; допускается творческий вымысел; преимущественно затрагиваются социальные проблемы. Вывод:
1) Объяснение непонятных слов. 2) Что из себя представляет текст? 3) Тип и стиль текста. 4) Как строится рассуждение? 5) Найти в тексте названия городов, в которых побывал Володька. 6) Были ли Володькины поиски результативными? 7) Володька искал ЧТО? 8) За что же любит Песков своего героя? Вопросы для исследований:
ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЫВОД Рассуждение:
« Какое место больше понравится» «Самое хорошее место» Володька искал ЧТО?
«Самое лучшее место» Земля, где он родился и вырос. А что он нашёл?
Какая звукопись в картине малой родины?
Е ж и ш ур ш ат на опу ш ке про ш логодними листьями. Звукопись:
За что же любит Песков героя очерка?
За что же любит Песков героя очерка? За верный глаз За чуткое сердце За преданность и любовь к родной ЗЕМЛЕ
Написать изложение с элементами дополнения по тексту Василия Пескова «Володькины журавли». Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Памятки при подготовке к анализу текста
Жизнь грамматики можно показать только в связном тексте, а поэтому на каждом уроке необходимо работать с различными текстами. При анализе текста обязательно выявляется тема, основная мысль, тип ...
Подготовка к ГИА.Текст "Самоцветы"
Презентация.Задания для проверки и отработки навыков при подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Подготовка к ОГЭ: текст по теме "Экономика"
Данный материал предназначен для подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию....
Подготовка к ОГЭ. Тексты изложений из сайта ФИПИ. Сжатое изложение
Тексты изложений + сжатые изложения...