Секреты пунктуации
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Виды придаточных предложений
Придаточное предложение | Вопросы | Средства связи | Примеры | |
Союзы | Союзные слова | |||
Определительные | к а к о й? | Который. что, где, куда, какой, когда, откуда, чей - | Идет такой дождь, какого я никогда не видел. | |
Изъяснительные | Вопросы косвенных падежей | Что, как, будто, чтобы, ли, | когда, куда, сколько, что | Я увидел, что идет дождь. Я спросил, идет ли дождь. |
Степени и образа действия | в какой степени? как? каким образом образом? | Что, чтобы, будто, как будто, словно, | Как, сколько | Дождь шумел так надоедливо, |
Сравнительные | как? | Будто, как, как будто, словно, точно, подобно тому как | За окном опять дождь, как будто наступила осень. | |
Места | где? куда? откуда? | Где, куда, откуда | Я не поеду туда, где идут частые дожди. | |
Времени | когда? как долго? с каких пор? | Когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока | Когда я проснулся, на улице лил дождь. | |
Цели | Зачем? С какой целью? | Чтобы, для того чтобы, затем чтобы | Я торопился домой, чтобы не попасть под дождь. | |
Причины | почему? отчего? | Ибо, потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что | Я сидел дома, потому что лил дождь. | |
Следствия | . | так что | На улице дождь, так что я сижу дома. | |
Условия | при каком условии? | Когда, если, коли, ежели, раз | Если будет дождь, я буду сидеть дома. | |
Уступки | Несмотря на что? | Хотя, несмотря на то что, пускай, | Где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ни | Хотя на улице ясно, я сижу дома. |
Предварительный просмотр:
Запятая в сложносочиненном предложении
Запятая ставится | ||
1 | Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоят союзы. | Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова. |
Запятая не ставится | ||
1 | Между предложениями с общим второстепенным членом, если союзы не повторяются | Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел. |
2 | Между предложениями с общим вводным словом | Вероятно, мы сегодня работу не закончим и придется отложить её на завтра |
3 | Между предложениями с общим придаточным предложением | Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок. |
4 | Между двумя вопросительными предложениями, между двумя назывными и между двумя безличными с повторяющимися или синонимичными сказуемыми | Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать её вовремя? Ночь и огромная луна. Тебе не спится и мне не уснуть. |
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении
Двоеточие ставится | ||
1 | Второе предложение раскрывает содержание первого (можно вставить а именно) | Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. |
2 | Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (можно вставить потому что) | Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. |
3 | Второе предложение дополняет смысл первого (можно вставить что) | Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. |
4 | В первом предложении опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал | Сережа оглянулся: пожар охватывает школу все больше и больше. |
Тире ставится | ||
1 | Первое предложение указывает на условие или время действия второго (можно вставить когда, если) | За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. |
2 | Содержание второго предложения резко противопоставляется содержанию первого (можно вставить а, но) | Давно пора бы свернуть своей дорогою – они рядком идут. |
3 | Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом (можно вставить так что) | Ударил сильнейший гром – задрожали все окна. |
4 | Неожиданный результат, быстрая смена событий (можно вставить союз и) | Игнат спустил курок – ружьё дало осечку. |
5 | Содержание первого сравнивается с содержанием второго (можно вставить будто, словно) | Молвит слово – соловей поёт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большой секрет для маленькой компании, или задачи шифровки и дешифровки сообщений
Урок-погружение в проектную деятельность. К сожалению, ограничения на объем загружаемых файлов не позволяет добавить видео с фрагментом фильма Затмение более лучшего качества...
Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...
Секреты синтаксиса и пунктуации в 5 классе
Урок русского языка проводится после изучения темы "Синтаксис и пунктуация" как обощающе-повторительный. Содержит занимательные задания, интересные для учащихся 5 класса...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...
Рабочая программа дополнительного образования "Секреты русской орфографии и пунктуации"
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих ...
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. 5 секретов лета"
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. Проводится с целью отслеживание результативности обучения по программе ...
Пунктуация и орфография.Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения
laquo;Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как...