Словообразование существительных с помощью приставок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur.slovoobraz.sushch.s_pom.pristavok.docx | 9.82 КБ |
tehnokarta.slovoobraz.sushch.s_pom.pristavok.docx | 10.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Словообразование существительных с помощью приставок”.
Урок открытия новых знаний
Цели и задачи:
- Вспомнить способы образования слов;
- Усвоить правила образования существительных с помощью приставок и с помощью приставок и суффиксов;
- Научиться применять полученные знания на практике;
- Закрепить умение отличать приставочный способ словообразования от приставочно-суффиксального.
Ход урока:
- Организационный этап (1-2 минуты).
- Актуализация знаний (7-10 минут).
1-й этап: проверка знаний по теме прошлого урока (раздаточный материал).
2-й этап: решение проблемной задачи для определения новой темы.
На доске записаны пары слов. Задача: найти лишнюю пару, объяснить.
Желток <= жёлтый
Мечтатель <= мечтать
Глазок <= глаз
Недруг <= друг
Белизна <= белый
Ученики формулируют тему урока, записывают “лишнюю” пару слов, выделяют приставку.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 минуты).
- Первичное усвоение новых знаний (7-10 минут).
Работа с раздаточным материалом.
- Рассмотрите таблицу. Что в ней отражено? (значения русских приставок)
- Приставки, как и суффиксы, могут иметь различные значения. Для чего необходимо понимать значения приставок? (от значения приставки будет зависеть смысл всего слова, осознание этого факта сделает речь более грамотной)
Задание: заполнить таблицу примерами приставок, используя для этого слова из справок.
отсутствие или недостаток чего-либо | бес- |
нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь | за- |
отрицательное значение | не- |
значение совместности, общего участия в чём-нибудь | со- |
высшая степень признака | рас- |
близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности | при- |
впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь | пред- |
- беспорядок
- загород, заграница
- несчастье
- сотоварищ, соучастник
- раскрасавица, разумница
- пригород, присказка
- предыстория, предромантизм
*фронтальная проверка
- Первичная проверка понимания (10-12 минут).
- Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять, от какого слова образовано данное и, соответственно, способ словообразования. Ваша задача - выписать только слова, образованные приставочным способом: записать слово, определить, от какого слова оно было образовано, выделить приставку.
На доске даны слова:
Подлокотник, правнук, подсвечник, нагрудник, перевыборы, подорожник, собеседник.
Проверка (отвечает один ученик, остальные производят самопроверку)
Правнук - внук; перевыборы - выборы.
- Почему про остальные слова нельзя сказать, что они образованы приставочным способом? Ведь в них тоже есть приставки! (потому что они образованы с помощью приставки и суффикса одновременно, то есть способ словообразования - приставочно-суффиксальный)
- Верно, наличие приставки ещё не говорит о том, что слово образовано приставочным способом. Чтобы не ошибиться в определении способа словообразования, необходимо уметь определять производящее слово.
Ученики записывают оставшиеся слова, определяют, от каких слов они были образованы, выделяют словообразующие морфемы.
Проверка (отвечает один ученик, остальные производят самопроверку).
Подлокотник - локоть; подсвечник - свеча; нагрудник - грудь; подорожник - дорога; собеседник - беседа.
- Первичное закрепление (7-10 минут).
Работа с учебником. Упражнение 128: распределить слова по колонкам, записать производящие слова, выделить морфемы.
*фронтальная проверка.
Приставки:
прирост - рост
независимость - зависимость
антициклон - циклон
Приставки и суффиксы:
подросток - рост
Приморье - море
побратимы - брат
Забайкалье - Байкал
подоконник - окно
- Д/З (1-2 минуты): параграф 81, у. 129
- Рефлексия (подведение итогов занятия) (1-2 минуты).
отсутствие или недостаток чего-либо | |
нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь | |
отрицательное значение | |
значение совместности, общего участия в чём-нибудь | |
высшая степень признака | |
близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности | |
впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь |
1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.
отсутствие или недостаток чего-либо | |
нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь | |
отрицательное значение | |
значение совместности, общего участия в чём-нибудь | |
высшая степень признака | |
близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности | |
впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь |
1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.
отсутствие или недостаток чего-либо | |
нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь | |
отрицательное значение | |
значение совместности, общего участия в чём-нибудь | |
высшая степень признака | |
близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности | |
впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь |
1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС В 6 КЛАССЕ.
Учитель: Попова Антонина Алексеевна (ГБОУ СОШ № 280).
Тема: “Словообразование существительных с помощью приставок”.
Урок открытия нового знания
Цели и задачи:
- Вспомнить способы образования слов;
- Усвоить правила образования существительных с помощью приставок и с помощью приставок и суффиксов;
- Научиться применять полученные знания на практике;
- Закрепить умение отличать приставочный способ словообразования от приставочно-суффиксального.
УМК: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой.
Русский язык. Практика.6 класс.
УУД:
- Развитие навыков самоконтроля и самооценки;
- Умение делать выводы, развитие логического мышления;
- Постановка перед собой цели и адекватное оценивание результатов деятельности;
- Участие в коллективном обсуждении проблем;
- Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- Поиск и выделение необходимой информации;
- Анализ объектов с целью выделения признаков;
- Преобразование текстового материала в графический;
- Самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- Установление причинно-следственных связей;
- Рефлексия.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. (1-2 минуты) | Приветствует учащихся, желает доброго времени суток, просит проверить готовность к уроку. | Достают всё необходимое для урока, приветствуют учителя. |
Актуализация знаний. (5-7 минут) 1-й этап: проверка знаний по теме прошлого урока. 2-й этап: решение проблемной задачи для определения новой темы. | Раздаёт материал для проверки знаний. На доске записаны пары слов. Учитель формулирует задачу: найти лишнюю пару, объяснить. Желток <= жёлтый Мечтатель <= мечтать Глазок <= глаз Недруг <= друг Белизна <= белый | Демонстрируют знания, полученные на прошлом уроке. Вспоминают ранее изученный материал, постепенно готовятся к определению темы и открытию новых знаний. Находят лишнюю пару: недруг - друг (остальные слова образованы суффиксальным способом, а слово недруг - с помощью приставки). Формулируют тему урока, записывают “лишнюю” пару слов, выделяют приставку. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1-2 минуты) | Анализирует знания учащихся. | Ставят перед собой цели. Выясняют, какие знания им необходимо получить, чтобы решить поставленную проблему. |
Первичное усвоение новых знаний. (7-10 минут) | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. Работа с раздаточным материалом.
Задание: заполнить таблицу примерами приставок, используя для этого слова для справок. | Выполняют задание с целью расширить представление о приставках и их значениях. Работают с раздаточным материалом.
Работают с таблицей. *фронтальная проверка |
Первичная проверка понимания. (10-12 минут) | Устанавливает осознанность восприятия.
На доске даны слова: Подлокотник, правнук, подсвечник, нагрудник, перевыборы, подорожник, собеседник.
| Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). Правнук - внук; перевыборы - выборы. *отвечает один ученик.
Ученики записывают оставшиеся слова, определяют, от каких слов они были образованы, выделяют словообразующие морфемы. Проверка (отвечает один ученик, остальные производят самопроверку). Подлокотник - локоть; подсвечник - свеча; нагрудник - грудь; подорожник - дорога; собеседник - беседа. |
Первичное закрепление. (10-12 минут) | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. Работа с учебником. Упражнение 128: распределить слова по колонкам, записать производящие слова, выделить морфемы. | Чертят в тетрадях табличку по образцу в учебнике, самостоятельно выполняют задание. *фронтальная проверка. Приставки: прирост - рост независимость - зависимость антициклон - циклон Приставки и суффиксы: подросток - рост Приморье - море побратимы - брат Забайкалье - Байкал подоконник - окно |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1-2 минуты) | Инструктирует учащихся | Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы, если что-то не было понятно. |
Рефлексия. (1-2 минуты) | Организует рефлексию. - Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? - Как бы вы оценили свою работу сегодня? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Практическое овладение образованием слов при помощи приставок.
Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо...
Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".
Данный урок разработан к учебнику русского языка 6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изуче...
Образование прилагательных с помощью приставок.
Интерактивный тренажер для тренировки образования приставок. Разработан к УМК "Твой друг французский язык" 6 класс....
Урок в 6 классе по русскому языку. Словообразование существительных с помощью приставок
Злементы урока могут быть полезны учителям при изучении темы "Словообоазование"...
Словообразование при помощи приставок в английском языке
Данная презентация помогает учащимся подготовиться к выполнению задания по словообразованию в ОГЭ и ЕГЭ....
Конспект урока "Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов"
Урок объяснения нового материала....