«Путешествие в город Дополнинск».
план-конспект урока по русскому языку на тему
Тема урока: «Путешествие в город Дополнинск».
Тип урока: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-путешествие, нестандартный урок в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_gorod_dopolninsk.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Путешествие в город Дополнинск».
Тип урока: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-путешествие, нестандартный урок в игровой форме.
Цели урока:
- образовательные:
- обобщить и закрепить знания о дополнении;
- уточнить роль дополнения в связном тексте; уметь применять полученные знания в общении;
- развивающие:
- формировать умения находить дополнение и определять его вид и способ выражения;
- развивать виды речевой деятельности(письмо, чтение);
- правильное конструирование предложений с дополнением по моделям;
- предупреждение трудностей, ошибок в употреблении дополнений в речи;
- воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес учащихся; интерес к изучению языка, уважение к окружающим, умение работать в коллективе.
Методы и приемы: репродуктивный метод (рассказ учащегося по новой теме с использованием опорных и ключевых слов, выполнение упражнений по аналогии), наглядный метод, частично — поисковый метод (проблемные задания, работа по карточкам), метод текущего контроля.
Оборудование: карта города; карточки для работы; маршрутные листы, проектор.
Предварительная работа: класс разделен на группы; каждая группа придумывает название, по технологии КСО готовятся к обоснованию.
План урока:
- Организационный момент;
- Введение в тему урока;
- Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях общения;
- Самоконтроль;
- Подведение итогов.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Введение в тему урока.
Слово учителя.
-Ребята, любите ли Вы путешествовать? (Ответы учащихся)
-Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие по городу Дополнение , который Вы не найдете на географической карте, но который есть на карте страны Русского языка.
-А что необходимо путешественнику в дороге? (Ответы учащихся)
-Правильно. Карта и маршрутный лист.
-Путешествуя по городу и знакомясь с его достопримечательностями, мы повторим все, что узнали о дополнении.
- Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях.
- Итак, путешествие начинается. (Инструктаж, объяснение заданий)
- Каждая группа выполняет задания, за правильно выполненное задание получает фишку.
По окончании путешествия фишки подсчитываются. Каждая команда сдает свой маршрутный лист, получает оценку за урок согласно полученным баллам.
- Итак, в добрый путь!
3.1. Проспект теоретический. Для того, чтобы прогуляться по проспекту, вам необходимо закончить фразы:
Дополнение – это…
Дополнение обозначает …
Дополнение отвечает на вопросы…
По способу связи дополнение может быть … Объясните разницу между ними.
Чем может выражаться дополнение.
- Наш автобус отправляется дальше.
3.2. Площадь прямых и косвенных дополнений.
- Ребята, чтобы не путать способ связи дополнений, необходимо понимать в каком падеже они стоят и есть ли предлог.
Вспомните формы прямых и косвенных падежей и определите вид дополнений:
- Пароход будит город (п.д.) плачущим гудком.(к.д.)
- И понесла вперед пехота свое родимое ура. (к.д.)
- Пришлите нам почтовых марок. (пр.д.)
- Не забудьте купить в магазине конфет. (п.д.)
- Поскорее принесите бабушке чая. (п.д.)
- Собрание не приняло обоснованного решения. (п.д.)
- Троллейбус обогнал трамвай. (к.д.)
- Едем дальше.
3.3. Улица синтаксическая.
- Найдите грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены? Задайте вопросы от главных членов. Найдите дополнения.
Мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка Золотого петушка.
3.4. Улица орфографическая. Вставьте пропущенные буквы. Есть ли дополнения в тексте? Если есть, выдели и укажи чем они выражены.
Вершины огромных стр...евых сосен еще алеют нежным отблеском дог...равшей зари. Раздалось в предра...ветной мгле л...сная п...сенка. Возникла и пол...лась тихо, полная робкой радости и светлой весенней грусти.
3.5. Парк орфограмм.
Как должно быть интересно!
Раскройте скобки, объясните правописание.
Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся.
3.6. Улица морфологическая. Укажите, чем они выражены, выделенные дополнения.
Пример | Часть речи | Падеж |
Ночь не принесла прохлады. | Существительное | род.п. |
Я прошу вас говорить по существу дела. | местоимение | вин.п. |
Я просил уехать. | инфинитив. | вин.п. |
Все советовали мне ехать. | местоимение инфинитив | дат.п. вин.п. |
Капитан Миронов отдавал приказы. | существительное | вин.п. |
Вскоре подали ужинать. | инфинитив | вин.п. |
Я у него попросила ручку. | местоимение личное | род.п. |
К двум прибавить десять. | числительное. | вин.п. |
Он приказал вернуться. | инфинитив | вин.п. |
Он выпил несколько чашек кофе. | синтаксически неделимое словосочетание | вин.п. |
Они нашли его больное место. | фразеологизм | вин.п. |
3.7. Проспект сказок. Запишите предложения, назовите, из каких произведений А.С.Пушкина они взяты. Какие дополнения использовал в своих сказках поэт?
Царь с царицею простился… (Сказка о мертвой царевне…)
Старик ловил …неводом рыбу… (Сказка о рыбаке и рыбке)
Старуха пряла свою пряжу… (Сказка о рыбаке и рыбке)
Все бегут за колесницей, за Дадоном и царицей. (Сказка о Золотом петушке)
Там королевич мимоходом Пленяет грозного…(царя)
(Поэма “Руслан и Людмила”)
Там ступа с … (бабою-Ягой) Идет-бредет сама собой
(Поэма “Руслан и Людмила”)
Воротился старик ко …. (старухе) Рассказал ей великое … (чудо) (Сказка о рыбаке и рыбке)
Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с …. (ним) (Сказка о мертвой царевне)
- Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Дополнинск. Автобус едет к конечной остановке.
4. Самоконтроль.
- Сейчас мы суммируем заработанные фишки и увидим, насколько ваши знания помогли получить хорошую оценку.
Критерии оценки.
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» |
50-60 | 40-49 | 30-39 |
5. Подведение итогов.
- Наше путешествие подошло к концу. Оно вам понравилось? Что вы запомнили, путешествуя по городу? (Ответы учащихся)
- Мне было очень интересно с вами путешествовать.
Домашнее задание.
Выписать из художественных произведений 5 предложений с дополнениями.
- Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо, за работу и поддержку. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
путешествие по городам германии
экскурсия по кельну...
Путешествие по городу физиков
Данный урок проводится в конце темы «Электричество» в 8 классе. Всем уч-ся выдаются опорные конспекты, которые они заполняют в течении урока. В конце урока каждому уч-ся можно выставить оценку п...
Обобщающий урок-путешествие по городу Причастие
Данный урок является заключительным уроком обобщения и закрепления материала, а потому было необходимо направить работу учащихся таким образом, чтобы повторить изученный материал, организовать самосто...
Игра - путешествие "Азбука города"
Игра по ПДД для начальной школы...
Командная игра по праву "Путешествие по городу ПРАВОГРАДУ"
Цель: воспитание личности школьника и активизация гражданской позиции через правовую игру. Задачи: 1. Способствовать развитию межпредметных навыков и...
Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс
Разработка урока и презентация к нему....
Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»
На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....