«Путешествие в город Дополнинск».
план-конспект урока по русскому языку на тему

Алексеева Хаарчаана Дьол

Тема урока: «Путешествие в город Дополнинск».

Тип урока: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-путешествие, нестандартный урок в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_gorod_dopolninsk.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Путешествие в город Дополнинск».

Тип урока: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-путешествие, нестандартный урок в игровой форме.

Цели урока:

- образовательные:

  • обобщить и закрепить знания о дополнении;
  • уточнить роль дополнения в связном тексте; уметь применять полученные знания в общении;

- развивающие:

  • формировать умения находить дополнение и определять его вид и способ выражения;
  • развивать виды речевой деятельности(письмо, чтение);
  • правильное конструирование предложений с дополнением по моделям;
  • предупреждение трудностей, ошибок в употреблении дополнений в речи;

- воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес учащихся; интерес к изучению языка, уважение к окружающим, умение работать в коллективе.

Методы и приемы: репродуктивный метод (рассказ учащегося по новой теме с использованием опорных и ключевых слов, выполнение упражнений по аналогии), наглядный метод, частично — поисковый метод (проблемные задания, работа по карточкам), метод текущего контроля.

Оборудование: карта города; карточки для работы; маршрутные листы, проектор.

Предварительная работа: класс разделен на группы; каждая группа придумывает название, по технологии КСО готовятся к обоснованию.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Введение в тему урока;
  3. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях общения;
  4. Самоконтроль;
  5. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока.

Слово учителя.

-Ребята, любите ли Вы путешествовать? (Ответы учащихся)

-Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие по городу Дополнение , который Вы не найдете на географической карте, но который есть на карте страны Русского языка.

-А что необходимо путешественнику в дороге? (Ответы учащихся)

-Правильно. Карта и маршрутный лист.

-Путешествуя по городу и знакомясь с его достопримечательностями, мы повторим все, что узнали о дополнении.

  1.  Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях.
  •  Итак, путешествие начинается. (Инструктаж, объяснение заданий)
  •  Каждая группа выполняет задания, за правильно выполненное задание получает фишку.

По окончании путешествия фишки подсчитываются. Каждая команда сдает свой маршрутный лист, получает оценку за урок согласно полученным баллам.

  •  Итак, в добрый путь!

3.1. Проспект теоретический. Для того,  чтобы прогуляться по проспекту, вам необходимо закончить фразы:

Дополнение – это…

Дополнение обозначает …

Дополнение отвечает на вопросы…

По способу связи дополнение может быть … Объясните разницу между ними.

Чем может выражаться дополнение.

- Наш автобус отправляется дальше.

3.2.  Площадь прямых  и косвенных дополнений.

- Ребята, чтобы не путать способ связи дополнений, необходимо понимать в каком падеже они стоят и есть ли предлог.

Вспомните формы прямых и косвенных падежей и определите вид дополнений:

  1. Пароход будит город  (п.д.) плачущим гудком.(к.д.)
  2. И понесла вперед пехота свое родимое ура. (к.д.)
  3. Пришлите нам почтовых марок. (пр.д.)
  4. Не забудьте купить в магазине конфет. (п.д.)
  5. Поскорее принесите бабушке чая. (п.д.)
  6. Собрание не приняло обоснованного решения. (п.д.)
  7. Троллейбус обогнал трамвай. (к.д.)

- Едем дальше.

3.3. Улица синтаксическая.

- Найдите грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены? Задайте вопросы от главных членов. Найдите дополнения.

Мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка Золотого петушка.

3.4.  Улица орфографическая. Вставьте пропущенные буквы. Есть ли дополнения в тексте? Если есть, выдели и укажи чем они выражены.

 Вершины огромных стр...евых сосен еще алеют нежным отблеском дог...равшей зари. Раздалось в предра...ветной мгле л...сная п...сенка. Возникла и пол...лась тихо, полная робкой радости и светлой весенней грусти.

3.5. Парк орфограмм. 

Как должно быть интересно!

Раскройте скобки, объясните правописание.

Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся.

3.6. Улица морфологическая. Укажите, чем они выражены, выделенные дополнения.

Пример

Часть речи

Падеж

Ночь не принесла прохлады.

Существительное

род.п.

Я прошу вас говорить  по существу дела.

местоимение

вин.п.

Я просил  уехать.

инфинитив.

вин.п.

Все советовали мне  ехать.

местоимение

инфинитив

дат.п.

вин.п.

Капитан Миронов отдавал приказы.

существительное

вин.п.

Вскоре подали ужинать.

инфинитив

вин.п.

Я у него попросила ручку.

местоимение личное

род.п.

К двум прибавить десять.

числительное.

вин.п.

Он приказал вернуться.  

инфинитив

вин.п.

Он выпил несколько чашек кофе.

синтаксически неделимое словосочетание

вин.п.

Они нашли его больное место.

 фразеологизм

вин.п.

3.7. Проспект сказок. Запишите предложения, назовите, из каких произведений А.С.Пушкина они взяты. Какие дополнения использовал в своих сказках поэт?

Царь с царицею простился… (Сказка о мертвой царевне…)

Старик ловил …неводом рыбу… (Сказка о рыбаке и рыбке)

Старуха пряла свою пряжу… (Сказка о рыбаке и рыбке)

Все бегут за колесницей, за Дадоном и царицей. (Сказка о Золотом петушке)

Там королевич мимоходом  Пленяет грозного…(царя)

(Поэма “Руслан и Людмила”)

 Там ступа с … (бабою-Ягой) Идет-бредет сама собой                    

 (Поэма “Руслан и Людмила”)

 Воротился старик ко …. (старухе) Рассказал ей великое … (чудо)        (Сказка о рыбаке и рыбке)

 Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с …. (ним)               (Сказка о мертвой царевне)

- Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Дополнинск. Автобус едет к конечной остановке.

4. Самоконтроль.

-  Сейчас мы суммируем заработанные фишки и увидим, насколько ваши знания помогли получить хорошую оценку.

Критерии оценки.

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

50-60

40-49

30-39

5. Подведение итогов.

- Наше путешествие подошло к концу. Оно вам понравилось? Что вы запомнили, путешествуя по городу?  (Ответы учащихся)

- Мне было очень интересно с вами путешествовать.

Домашнее задание.  

Выписать из художественных произведений 5 предложений с дополнениями.

- Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо, за работу и поддержку.  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по городу физиков

Данный урок проводится в конце темы «Электричество» в 8 классе. Всем уч-ся выдаются опорные конспекты, которые они заполняют в течении урока. В конце урока каждому уч-ся можно выставить оценку п...

Обобщающий урок-путешествие по городу Причастие

Данный урок является заключительным уроком обобщения и закрепления материала, а потому было необходимо направить работу учащихся таким образом, чтобы повторить изученный материал, организовать самосто...

Игра - путешествие "Азбука города"

Игра по ПДД для начальной школы...

Командная игра по праву "Путешествие по городу ПРАВОГРАДУ"

Цель:  воспитание   личности школьника и активизация  гражданской позиции  через  правовую игру. Задачи:  1. Способствовать развитию межпредметных навыков и...

Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс

Разработка урока и презентация к нему....

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....