Обобщающий урок-путешествие по городу Причастие
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Федорченко Светлана Викторовна

Данный урок является заключительным уроком обобщения и закрепления материала, а потому было необходимо направить работу учащихся таким образом, чтобы повторить изученный материал, организовать самостоятельную работу, «не перегрузить» шестиклассников информацией, использовать разные приемы, в том числе игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_po_prichastiyu.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Причастие»

(6 класс по программе Львовой С.И.)

Данный урок является заключительным уроком обобщения и закрепления материала, а потому было необходимо направить работу учащихся таким образом, чтобы повторить изученный материал, организовать самостоятельную работу, «не перегрузить» шестиклассников информацией, использовать разные приемы, в том числе игровой технологии. Урок должен быть интересным, информативным.

 С начала учебного года ребята составляют карту страны Морфологии. Большая карта расположена в кабинете русского языка на стенде, а малые её копии – в папках по предмету у каждого ученика. Поэтому путешествие в город Причастие – это один из этапов систематической работы по игровой технологии.

Цели и задачи урока урока:

Обучающие

- обобщение и расширение сведений о причастиях;

- повторение пунктуационных правил, связанных с причастным и деепричастным оборотами;

- формирование умения находить и правильно писать орфограммы в причастиях;

- формирование умения употреблять причастия и причастные обороты при написании творческих работ;

Развивающие

- обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;

- обучение умению доказывать и опровергать;

- обучение умению выделять главное;

Воспитательные

- формирование умений общаться, демонстрируя озабоченность неудачами товарищей, радость их успехами, культуру внутренних нравственных отношений;

- развитие интереса и потребности изучения предмета, самообразования.

Оборудование: Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор), плакат с изображением сказочной страны Морфологии, где появился новый город – Причастие, карточки с текстами и таблицами, тематическая папка.

Тип урока: обобщение и повторение ранее изученного материала

Вид урока: игра - путешествие.

Ход урока

Свеж утренний воздух над Морфологией. Посмотрите-ка! На нашей карте появился новый город! Город Причастие. Я вижу городе смятение: флаг над главным дворцом то глагольный, то прилагательный!  Что же там происходит? Давайте отправимся в этот город и все узнаем… Давайте разделимся. Одна группа пойдет в ту сторону, откуда веет ветер глагола, а другая – в сторону имени прилагательного.

Что  же там?

1.Заполнение таблицы: (ребята по очереди называют и записывают на доске признаки)

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Вид

Время

Возвратность

Переходность

Имеет при себе зависимые слова (существительное или наречие)

Обозначает признак предмета (по действию)

Изменяются по числам, родам ,падежам

Имеет полную и краткую форму

Согласуется с именем существительным в числе, роде и падеже

- Так что же за часть речи такая – причастие?

2.  Посмотрите, какое интересное здание «Дворец суффиксов». А какие у причастия бывают суффиксы?  (называют)

- Ребята, чтобы пройти дальше, нам нужно выполнить задачу дежурных суффиксов. (задание на интерактивной доске).

На основе данных схем определите форму причастий. Подберите и запишите по одному примеру на каждую схему.

                              вшую                                ____________________ащегося

_____________емыми                              ____________________имая

______________енных                             ____________________вшимся

_______________ущее                             ____________________шие

3.  Молодцы, ребята! Суффиксы пропустили нас!  Всегда радостно продолжать путь. Смотрите! «Бюро находок». Здесь, наверное, всякие интересные вещи…  Здесь слова! Они просто растерялись, их нужно объединить в пары, назвать их часть речи и доказать это.

(слова написаны на интерактивной доске, ребятам нужно, работая пером, разделить их на пары. Учащиеся по очереди выходят к доске и объясняют свой выбор)

Кричащий, Вести, Крикун, Бегущий, Устать, Любить, Спасенный, Кричать. Принесший, Забытый, Любимый, Забыть, Ведомый, Бежать, Уставший.

4. Ой, смотрите! Какая бурная река течет в городе Причастие, и какие у нее крутые берега! Как же нам перебраться во дворец королевы Морфологии?  Здесь есть мост, но его нужно достроить.  А для этого нам нужно найти словосочетания с причастиями и составить с ними предложения так, чтобы в них был причастный оборот: (словосочетания выписаны на доске)
1) лаявшая собака
2) волнистые волосы
3) крикливый ребёнок
4) дремлющий ребёнок
5) старший брат
6) растаявший снег
7) построенный дом
8) дремучий лес
9) плывущие облака
10) пожелтевший лист

Молодцы, ребята! Мы можем спокойно продолжать наш путь.

5. Вот мы и во дворце! Но Королева Морфология не отпустит нас путешествовать по её стране дальше, пока мы не поможем ей заполнить пробелы в старинном пергаменте и не объясним их.

«В углу стояла треснувшая ступа соверше…о не пригодная для полета. На ржавом гвозде висела шапка-невидимка старательно обглода…ая молью.

Баба-Яга с силой втирала в свою кост…ую ногу какую-то мазь похожую на скисший йогурт. Потом Баба-Яга морщась от боли потащила остатки мази в чулан, но вдруг с криком выбежала оттуда пытаясь увернуться от огнетушителя летевшего за ней. Огнетушитель не отставал. Перебив посуду развалив печь и проломив дверь он вылетел во двор. Там еще немного полетал обильно поливая ядовитой пеной белье на веревке. Затем вернулся в избушку, сильно стукнул Бабу-Ягу и только после этого улетел в сторону леса приветливо помахивая пе..ым хвостом»

(М. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»)

6. Подведение итогов.

Вот мы и совершили прогулку по новому городу на карте страны Морфологии – городу Причастие. Но этот город не последнее открытие для нас. Впереди нас ждут не менее интересные путешествия и открытия. Сейчас вы поработаете в листе самооценки, которые есть в ваших папочках и оцените свои знания и умения:

1. Умею пользоваться «секретами»
2. Нахожу в причастии признаки глагола и прилагательного
3. Умею отличить причастие от других частей речи.
Если все 3 пункта вы сможете утвердить, то поставьте себе 3 уровень (самый высокий) знаний о причастии.
Если 2 пункта – второй уровень.
Если 1 пункт, то пока лишь первый.

7. Домашнее задание: занести город Причастие в ваши карты страны Морфологии, решить тест по теме «Причастие», который вложен в ваши тематические папки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок "Путешествие в древний Рим"

Урок в игровой форме по истории древнего мира в 5 классе....

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Разработка урока с использованием информационных технологий в 5-м классе по математике по теме "Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие).

Урок демонстрационный : как использовать презентации на уроке.  На нём предложены приёмы контроля знаний учащихся  по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей” и «Умножение десяти...

Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13294049","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции» Урок-игра с театрализованным представлением

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»  Урок-игра с театрализованным представлением...

Конспект урока с использованием информационной компьютерной технологии в 5-м классе по математике по теме «Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие)

Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:создание на уроке ситуации занимательности, удивление;создание ситуации успеха. поощрение за успешное выполнение своих обязанностей, дополнение;опер...