Урок "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Местоимение как часть речи.
Цели:
Обучающая: сформировать представление о местоимении как части речи; формировать умение систематизировать материал; формировать умение применять изученное в стандартной ситуации на практике.
Развивающая: развивать мышление, логические операции анализа и синтеза.
Воспитывающая: воспитывать вежливость, умение работать в коллективе, формировать эстетическое чутье.
Методы: объяснительно-иллюстративная беседа.
Ход урока:
1.Организационный момент. Создание ситуации успеха, проверка готовности учащихся к уроку.
2.Актуализация опорных знаний. Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу. Строка о местоимении заполняется данными о личных местоимениях, т.к. учащимся известны только они.
Часть речи | Значение | Грамматические признаки | Роль в предложении | ||
Род | Число | Падеж | |||
Имя существительное | |||||
Имя прилагательное | |||||
Имя числительное | |||||
Местоимение |
3. Проблемная ситуация.
Открываем правую сторону доски, где записаны следующие предложения:
Он создал замечательные произведения.
Такие герои навсегда остаются в сердцах.
Столько раз можно с удовольствием перечитывать многие книги писателя.
Понятно ли, о ком говорится? О каком именно писателе? Знаем ли мы, о каких героях идет речь? Сколько раз можно перечитывать произведения?
Открываем левую сторону доски. На ней записаны предложения:
Гайдар – любимый писатель ребят.
В его книгах – чудесные герои.
Петя читал «Школу» А.П.Гайдара три раза.
Ответим на вопросы:
Понятно ли, о ком говорится? Знаем ли мы, о каких героях идет речь? Сколько раз Петя перечитывал произведение?
Обратите внимание, вместо каких слов употреблены местоимения в правом столбике. Какими частями речи являются эти слова? Что обозначают?(Гайдар – имя существительное; такие – имя прилагательное, обозначает признак; три – имя числительное, обозначает количество).
Вспомните, как одним словом в морфологии называют существительное, прилагательное, числительное? (Имена). Наши местоимения употреблены вместо имени. Обратите внимание на это предложное сочетание, так как в нем скрыты этимологические корни слова «местоимение».
4. Выявление существенных признаков понятия.
Как вы думаете, почему в первом случае нам не был ясен смысл предложений? ( Потому что, в отличие от имен существительных, прилагательных, числительных, местоимение не называет предмет, признак, количество, а лишь указывает на них).
Давайте выясним, как изменяются местоимения. Просклоняйте местоимения он, такие.
Дети проводят местоимения через таблицу п.2.( местоимения изменяются так же, как существительные, прилагательные, числительные, и выполняют ту же функцию, что и слово, которое они заменяют).
5.Первичное обобщение. Формулировка дефиниции и сравнение с формулировкой школьного учебника.
Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимение, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
6. Первичное закрепление понятия.
Слабые ученики рассказывают определение друг другу.
Для средних учеников – работа с деформированным понятием, например:
Местоимение – часть речи, которая называет предметы, признаки и количества.
Местоимение, как правило, не изменяются по падежам, родам и числам.
В предложении местоимения обычно бывают сказуемыми.
Сильные ученики работают с другим учебником, составляют понятие и сравнивают с тем, которое мы вывели на уроке.
7.Первичное закрепление для формирования умений.
1. Доказать, что выделенные слова являются местоимениями.
Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.
2. Найти в тексте изученное явление (местоимение) и доказать, что это именно оно.
Солнце светит ярко и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась, и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат. В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную, или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года.
8.Вторичное закрепление для формирования умений.
1. Укажите недочеты в употреблении местоимений. Перепишите в исправленном виде.
1.Я заходил к учительнице, но их не было дома. 2.Враг был силен, но они скоро сдались. 3.После сна первый отряд пошел в лес. Они долго не возвращались. 4.Собачонке было три недели, и у него начали прорезаться глаза.
2.Творческий диктант. Запишите текст, заменяя существительные местоимениями там, где это необходимо.
Мы были уверены, что огонь пугает животных, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Зверя не было видно. Зверь озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Из зарослей вылез маленький барсук. Барсук поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом барсук брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Картошка жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что зверек обожжется, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в сковородку нос…
Домашнее задание. Найти в тексте местоимения, подчеркнуть их как члены предложения.
Собрались как-то трое друзей, и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А другой говорит:
-Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось.
- Эх вы, глупые спорщики, - сказал случайный прохожий, слушавший рассказы троих. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе....
Переход знаменательных частей речи в служебные части речи
Исследование особенностей перехода частей речи...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...