Проектная деятельность в 5-х классах
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Любезнова Юлия Викторовна

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность по русскому языку и литературе в 5-х классах в учебной деятельности

Любезнова Ю.В.

     Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

     Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

     Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

     Метод проектов позволяет формировать такие качества личности, как коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе и формировать лидерские качества.

     Проекты по русскому языку и литературе очень разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть статья, доклад на конференцию, стенгазета, мультимедийная презентация, творческий отчет, инсценирование и т.д.

     В 2015-2016 учебном году нами были реализованы следующие проекты в 5 А классе: «История одного слова», «Занимательные факты о русском языке», «Сочиним сказку», «Моя любимая книга».

     Целью проекта «История одного слова» является развитие интереса к русскому слову как величайшей ценности русского языка. Учащимся предлагалось выбрать слово и поработать с ним: найти в Толковом словаре значение этого слова, в этимологическом словаре найти происхождение слова, подобрать к нему однокоренные слова, синонимы, антонимы, выписать фразеологизмы с этим словом, а также строчки из песен и стихотворений, подбор загадок, нарисовать иллюстрацию к своей работе.

    Личностными результатами данного проекта являются:

      1)понимание русского языка как одной из основных культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей качеств личности;

     2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку.

  Метапредметными результатами являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности;
  2. адекватное восприятие информации, способность извлекать информацию из различных  источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
  3. способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
  4. способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  5. умение выступать перед аудиторией сверстников с докладами и сообщениями.

Предметными результатами являются:

     1)представление о роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;

     2)освоение базовых понятий лингвистики: основные единицы языка, их признаки и особенности употребления;

     3)овладение основными ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

     4)осознание эстетической функции родного языка.

Продуктом проекта являются:

 создание брошюрок с анализируемыми словами, презентаций, выступления перед классом.

Например, «История слова «Школа».

Значение:

  1. Учебное заведение. ("Здание школы")
  2. перен. Выучка, достигнутый в чём-нибудь опыт.

"Пройти хорошую школу в армии"

Происхождение:

Школа в переводе с греч. σχολή – «учение». При этом в античности школой  называли свободное время, отдых, праздник, беседы о чем-либо, философские рассуждения, а значение «школа, учеба» появилось уже гораздо позже.

Однокоренные слова:

Школьный, школьница, школьник, дошколенок, дошкольный,  школяр, пришкольный, внешкольный и др.

Синонимы:

Училище, учебное заведение, питомник, рассадник; общество, гимназия, подготовка, комплекс, толк, опыт, подкованность, педагогиум, студия…

Антонимы:

Неученье, незнание, свобода, рай, демократия…

Фразеологизмы:

Пройти школу жизни.

Загадка:

Стоит дом -

Кто в него войдёт,

Тот знания приобретёт.

Результатами проектной деятельности по русскому языку и литературе являются развитие творческого мышления учащихся, приобретение навыков работы в проекте, формирование коммуникативной культуры учащихся, интереса к предметам «Русский язык» и «Литература».

Критерии оценки ученического проекта

Максимальная оценка – 30 баллов

Глубина и степень проработанности проекта

0-5 баллов

Четкость структурирования информации

0-5 баллов

Умение аргументировать свои заключения, выводы

0-5 баллов

Привлечение знаний из других областей

0-5 баллов

Убедительность и яркость представления проекта

0-5 баллов

Эстетика оформления результатов проекта

0-5 баллов

    Следует отметить, что на всех этапах работа с проектами  у учащихся не вызывает особых затруднений. На поисковом этапе не все могут определиться с выбором темы или объектом проекта.

    Таким образом, учащиеся 5-х классов подготовлены к проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Реальная математика", 6 класс

Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"

Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по математике", 8 класс

Программа курса предназначена для учащихся 8 класса, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий инт...

Программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 8 «А» класса

Программа ориентирована  на развитие и формирование навыков проектной деятельности учащихся. Цель программы: Развитие и формирование у учащихся  навыков проектной деятельности путе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для ученицы 6 класса

 Данная программа развивает у детей элементы математического мышления и творческой инициативы, учит использовать конкретные математические знания  во время работы над учебны...