Проектная деятельность в 5-х классах
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_po_russkomu_yazyku_i_literature_v_5.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность по русскому языку и литературе в 5-х классах в учебной деятельности
Любезнова Ю.В.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Метод проектов позволяет формировать такие качества личности, как коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе и формировать лидерские качества.
Проекты по русскому языку и литературе очень разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть статья, доклад на конференцию, стенгазета, мультимедийная презентация, творческий отчет, инсценирование и т.д.
В 2015-2016 учебном году нами были реализованы следующие проекты в 5 А классе: «История одного слова», «Занимательные факты о русском языке», «Сочиним сказку», «Моя любимая книга».
Целью проекта «История одного слова» является развитие интереса к русскому слову как величайшей ценности русского языка. Учащимся предлагалось выбрать слово и поработать с ним: найти в Толковом словаре значение этого слова, в этимологическом словаре найти происхождение слова, подобрать к нему однокоренные слова, синонимы, антонимы, выписать фразеологизмы с этим словом, а также строчки из песен и стихотворений, подбор загадок, нарисовать иллюстрацию к своей работе.
Личностными результатами данного проекта являются:
1)понимание русского языка как одной из основных культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку.
Метапредметными результатами являются:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- адекватное восприятие информации, способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с докладами и сообщениями.
Предметными результатами являются:
1)представление о роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
2)освоение базовых понятий лингвистики: основные единицы языка, их признаки и особенности употребления;
3)овладение основными ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
4)осознание эстетической функции родного языка.
Продуктом проекта являются:
создание брошюрок с анализируемыми словами, презентаций, выступления перед классом.
Например, «История слова «Школа».
Значение:
- Учебное заведение. ("Здание школы")
- перен. Выучка, достигнутый в чём-нибудь опыт.
"Пройти хорошую школу в армии"
Происхождение:
Школа в переводе с греч. σχολή – «учение». При этом в античности школой называли свободное время, отдых, праздник, беседы о чем-либо, философские рассуждения, а значение «школа, учеба» появилось уже гораздо позже.
Однокоренные слова:
Школьный, школьница, школьник, дошколенок, дошкольный, школяр, пришкольный, внешкольный и др.
Синонимы:
Училище, учебное заведение, питомник, рассадник; общество, гимназия, подготовка, комплекс, толк, опыт, подкованность, педагогиум, студия…
Антонимы:
Неученье, незнание, свобода, рай, демократия…
Фразеологизмы:
Пройти школу жизни.
Загадка:
Стоит дом -
Кто в него войдёт,
Тот знания приобретёт.
Результатами проектной деятельности по русскому языку и литературе являются развитие творческого мышления учащихся, приобретение навыков работы в проекте, формирование коммуникативной культуры учащихся, интереса к предметам «Русский язык» и «Литература».
Критерии оценки ученического проекта
Максимальная оценка – 30 баллов
Глубина и степень проработанности проекта | 0-5 баллов |
Четкость структурирования информации | 0-5 баллов |
Умение аргументировать свои заключения, выводы | 0-5 баллов |
Привлечение знаний из других областей | 0-5 баллов |
Убедительность и яркость представления проекта | 0-5 баллов |
Эстетика оформления результатов проекта | 0-5 баллов |
Следует отметить, что на всех этапах работа с проектами у учащихся не вызывает особых затруднений. На поисковом этапе не все могут определиться с выбором темы или объектом проекта.
Таким образом, учащиеся 5-х классов подготовлены к проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Реальная математика", 6 класс
Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности....
Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"
Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...
Образовательная программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по математике", 8 класс
Программа курса предназначена для учащихся 8 класса, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий инт...
Программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 8 «А» класса
Программа ориентирована на развитие и формирование навыков проектной деятельности учащихся. Цель программы: Развитие и формирование у учащихся навыков проектной деятельности путе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для ученицы 6 класса
Данная программа развивает у детей элементы математического мышления и творческой инициативы, учит использовать конкретные математические знания во время работы над учебны...