открытый урок по русскому языку в 9 классе
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Хурматуллина Людмила Николаевна

Данный урок проводится в 9 классе при изучении темы "Сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных". Этот урок - знакомство с придаточными определительными и местоимённо-определительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_151216.rar676.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ижевская СОШ»

Конспект урока русского  языка в 9 классе на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Выполнил учитель

русского языка

                                                                      Хурматуллина  Л.Н.

                                           

Дата: 15.12.2016.

План-конспект урока

Ход урока

1. Оргмомент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Сложноподчиненные предложения», познакомимся с одним  из типов придаточных предложений, закрепим умения и навыки распознавания таких  предложений; поработаем над постановкой знаков препинания и составлением схемы, понаблюдаем за употреблением этих предложений в  речи, будем учиться уместному  употреблению  сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи.

Это цель нашего урока и умения, которые мы продолжим формировать.

А девизом нашего урока будут служить следующие слова:

Все простое - это не просто, сложное не так уж и сложно…

И. Николаев

 II. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные предложения».

        Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже известно о СПП.  Сегодня мы будем отрабатывать навыки работы в группах, умение слушать и слышать друг друга, тщательно выполняя каждое дело.  Для этого вам предлагаются следующие задания.

Задание 1. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)

Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде. Расскажите о классификации сложных  предложений.
(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению  систематизировать и обобщать материал, самим делать выводы.)

Задание 2. Нахождение соответствий. Групповая работа ( в парах). Кто быстрее и правильнее сделает?  (Каждая группа получает карточку с заданием – Приложение 1.)

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

1. Простые предложения –

...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

 (Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при необходимости скорректировать неправильно усвоенное).

Задание 3. Цифровой диктант. Различение на слух предложений. В тетрадях  сделайте  запись: виды сложных предложений.

 Простые       Бессоюзные          ССП         СПП

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

  Проверка: простые – 4; бессоюзные – 1, ССП – 3, СПП – 2,5.

  1. Переходить  дорогу опасно: лёд ещё очень тонкий.
  2. Мать поняла, что ребёнок заболел.
  3. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (А. Пушкин)
  4. Я всегда просыпался часа два до зари  и любил встречать без свечки рассвет.
  5. Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками.

     

  1.    Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель:

  • Вспомните второстепенные члены предложения?
  • На какой вопрос отвечает каждый из них?

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.

  1. Изучение, осмысление и усвоение нового материала.
  1. Работа с таблицей
  1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.

КАКУЮ?

[…СУЩ.], (КОТОРАЯ…)

  1. БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.

КАКОМУ?

[…СУЩ.], (ГДЕ…)

  1. УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.

[…СУЩ.], (КУДА…)

КАКОЙ?

  1. МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.

КАКУЮ?

[…СУЩ.], (ЧТО…)

     1.Анализ предложений по вопросам:

  • Рассмотрите сложноподчиненные предложения и их схемы. Что общего вы можете отметить в строении этих предложений?
  • Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словами.
  • Списать два любых предложения со схемами.
  • Чем присоединяется придаточное определительное к главному: союзом или союзным словом?
  1. Работа с учебником.

Задание: используя материал учебника (§ 22, стр. 69-70), самостоятельно заполнить таблицу в соответствии с планом.

ПЛАН

ОТВЕТЫ

  1. Вид придаточного.
  2. На какой вопрос отвечает?
  3. К чему прикрепляется в главном?
  4. Средства связи.

  1. Есть ли указательные слова?
  2. Позиция по отношению к главному?

  1. Схема или пример предложения.
  1. Определительное.
  2. Какой?
  3. К существительному.
  4. Союзные слова (который, что, где, куда и др.)
  5. Да (тот, такой и др.)
  6. Фиксированная (всегда после определяемого слова)

                                   какой?

  1. […+/- ук. слово+сущ.], (союзное слово который, куда, , где, что…).

   3.    Учитель обращает внимание на запись, сделанную на  доске. Нужно сравнить эти предложения.


    А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются    оттенками:

  • глагол усиливает значение действия;
  • причастный оборот подчеркивает признак предмета.

           Выводы: при помощи предложений с причастными оборотами и придаточными определительными можно выражать одну и ту же мысль.

? В чем разница между ними? (отличаются или оттенками значения, или сферой употребления)

? Как вы думаете, в каком стиле речи будут преимущественно использоваться предложения с причастным оборотом? (в художественном стиле речи)

? В каких стилях речи возможно употребление СПП с придаточными определительными?  (как в книжной, так и в разговорной речи)

Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Уместно вспомнить, что говорил об этом А.С. Пушкин.

  1. Просмотр таблицы «Вид придаточного определительного»  и примера (по слайдам)
  2. Указательные слова в СПП с придаточным определительным.
  3. Выводы (по слайдам)
  1. Первичное закрепление.

Учитель:

  1. В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом?

1-3 предложения на слайде

 4)Но ведь есть же  на белом свете  те далёкие края,  к которым так стремятся перелётные птицы!

      2. Редактирование:

1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».

2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

(Проверь себя:

1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на стене.

2. Наташа отдала телеги, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы, раненым.)

  1. Знакомство с местоимённо-определительными придаточными (слайды)

   V. Рефлексия

Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем

Форма деятельности:  Индивидуальная работа

Стимул:

Представьте, что вы на экзамене по русскому  языку. Вам достался вопрос о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. О чём бы вы рассказали?

Задание:  Составьте план рассказа.

Информация, необходимая для решения данной задачи: план с ответами.

Домашнее задание. 

1. Выучить § 22– стр. 69-70 или по плану

2. Задание по выбору:

1.  Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.

2. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным. (приложение 2)

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

 3. Выполнить упр.107 (по заданию учебника)

 

        Урок окончен. До свидания.


Приложение 1.

1. Простые предложения –

...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...