Авторская программа элективного курса для учащихся 9 класса "От фонетики к синтаксису"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Хурматуллина Людмила Николаевна

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование культуры. Этот курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного литературного языка, основами культуры устной и письменной речи. Элективный подготовительно-тренировочный курс состоит из двух самостоятельных, но в то же время связанных друг с другом модулей, позволяющих в полном объёме овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektiv_9_kl._2016-17_gg.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ижевская средняя общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального района РТ

«Рассмотрено»
на заседании ШМО учителей  гуманитарного цикла

______ /Валиева Л. Н./
                                  ФИО

Протокол №  1  
от «     » августа 2016 г.

«Согласовано»


заместитель директора по УР
___________/Галкина Е.В
./
                               ФИО
Протокол №
   1
от «     » августа 2016 г.

«Утверждено»


приказ №
от «     »  сентября 2016 г.
директор
_______/ Димухаметов Р.М.
/  

                         Ф.И.О.            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку

«От фонетики к синтаксису» 9 класса

учителя русского языка и литературы

 Хурматуллиной Людмилы Николаевны

на 2016-2017 учебный год

Рассмотрено на заседании

                                                                                                                педагогического совета

                                                                                                        Протокол №   1   от

                                                                                                                 «      »    августа    2016 г.

с. Ижёвка
2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Учащимся 9-го класса был предложен элективный курс «От фонетики к синтаксису», программа которого позволяет углубиться в основные вопросы лингвистики не только на базовом, но и на углубленном уровне, что не позволяет сделать обычный урок русского языка. Проблема состоит в том, что учебный план основной школы предлагает только 2 часа на изучение русского языка в 9-м классе, что не позволяет освоить задания повышенного уровня и досконально проработать творческое задание.

Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс, рассчитанный на год (1 час в неделю), «От фонетики к синтаксису». Название курса уже заявляет о языке как о системе, предполагает обзор уровней языка и языковых единиц (фонетику и звуки речи, морфемику, словообразование и морфемы, лексику и слово с его лексическим значением, морфологию и части речи, синтаксису и словосочетанию, предложению). При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Главные принципы, на которых строится курс, научность, системность, доступность.

Требования к уровню подготовки учащихся после освоения курса:

- Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.).

- Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил).

- Орфографическая и пунктуационная грамотность.

- Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);

- Умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).

Место курса в образовательном процессе.

Учащиеся не в состоянии усвоить большой объем информации, предлагаемой для изучения в 9-м классе из-за небольшого количества отведенных часов. Не всем удается эту информации систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс «От фонетики к синтаксису» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

Курс «От фонетики к синтаксису» рассчитан на учащихся  9 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Курс рассчитан на один год по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

- Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

- Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

- Углубленное изучение отдельных тем курса.

- Научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе)

Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Повторение проводится по основным разделам русского языка:

- лексика;

- фонетика;

- морфемика и словообразование;

- орфография и морфология;

- синтаксис;

- пунктуация;

- языковые нормы.

А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и  умение создавать текст  в жанре рецензии или эссе.

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).

Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

- Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь)  и т. д.)

- Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)

- Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).

- Анализ таблицы (например, при повторении  темы «Н и НН в различных частях речи»).

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения курса девятиклассники повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, объективно оценят свои знания по предмету, углубленно изучат отдельные темы курса, научатся писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе).

Модуль  I

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Первая часть модуля I – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых  являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  •  умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  •  умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию.

 Главная информация – это содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении  микротем,  являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть модуля I содержит три творческих задания:

- написание сочинения на лингвистическую тему;

- написание сочинения по прочитанному тексту;

- написание сочинения-рассуждения.

 Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное  умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Модуль  II

Учимся выполнять тестовые задания.

Модуль II включает углубленное изучение ряда тем. Тринадцать тем проверяют глубину и точность понимания содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий; комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания, подобранные для изучения данных тем имеют практическую  направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

№п/п

Название разделов

Тема занятий

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Часть 1

 Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом,

границы микротем исходного текста.

2

Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

3

Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

4

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

5

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

6

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

7

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

8

Часть 3

Структура сочинения на лингвистическую тему.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему.

9

Практическое занятие по написанию сочинения на лингвистическую тему

Создание собственного текста сочинения на лингвистическую тему.

10

Структура написания сочинения по прочитанному тексту

Знакомство с алгоритмом написания сочинения

11

Тезис сочинения на основе прочитанного текста. Аргументы в сочинении.

Подбор аргументов в сочинении на основе прочитанного текста.

12

Практическое занятие по написанию сочинения по прочитанному тексту

Создание собственного текста сочинения на основе прочитанного текста.

13

Структура написания сочинения-рассуждения

Знакомство с алгоритмом написания

14

Заключение в сочинении-рассуждении на основе прочитанного текста

 Знакомство с алгоритмом написания заключения

15

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста

Написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

16

Часть 2

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

17

Анализ текста. Лексическое значение слова.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

18

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

19

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

20

Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

21

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

22

Словосочетание. Вид связи в словосочетании.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

23

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

24

Простое осложненное предложение.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

25

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

26

Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматическая основа предложения.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

27

Знаки препинания в сложносочиненном и  сложноподчиненном предложении.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

28

Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

29

Виды подчинения в сложноподчинённом предложении.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

30

Сложные предложения с разными видами связи между частями

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

31

Заключительное занятие. Рекомендации учителя.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий

32

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

33

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ.

Работа с бланками ответов,

демонстрационным вариантом ОГЭ.

34

Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Работа с демонстрационным вариантом ОГЭ. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  лит...

Учебно-методический материал. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Введение в инженерную графику"

Особенность курса «Черчение» в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе для 9 классов – его чрезмерная сжатость, всего  один час  ...

Синтаксис сложного предложения Программа элективного курса для учащихся 10 классов

Элективный курс «Синтаксис сложного предложения» рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учебных заведений и имеет своей целью расширить и углубить содержание соответствующего ...

Авторская программа элективного курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера» для учащихся 9 класса

       Данная программа предусматривает освоение начальных профессиональных навыков по аранжировке цветов в дизайне интерьера....

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Избранные вопросы геометрии. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-х классов

Курс «Избранные вопросы геометрии» предназначен для изучения в 10-х классах общеобразовательных школ и рассчитан на  34 часа. Тематика курса составлена с таким расчетом, чтобы систематизировать и...


 

Комментарии

Мифтахова Эльза Габденуровна

Актуальная тема!