Учебно-методический материал. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Введение в инженерную графику"
рабочая программа (11 класс)

Гумарова Лариса Васильевна

   Особенность курса «Черчение» в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе для 9 классов – его чрезмерная сжатость, всего  один час  в неделю. В такое «прокрустово ложе» необходимо уложить знания,  умения и навыки начального курса черчения.

   Элективные занятия «введение в инженерную графику» ставит своей целью развитие разносторонних интересов и возможностей учащихся, а также углубление и расширение общеобразовательных знаний, так как обязательный курс черчения дает учащимся лишь минимум знаний и умений. Многие вопросы теории и чтения графических изображений просто не предусматриваются  основной программой, а практические и графические задания повышенного уровня  невозможно выполнить на уроках из-за недостатка  учебного времени.

    Элективный курс «Введение в инженерную графику»   является   основной базой  для дальнейшего изучения специальных графических курсов: компьютерной графике, строительного, горного, машиностроительного, топографического черчения и др.

Если, кто-то из преподавателей "Черчения" заинтересуется моим элективным курсов, пишите на ( loragumarova@mail.ru) , поделюсь индивидуальными заданиями (10 вариантов) по каждой теме

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             МКОУ «СОШ№23», п.Айхал

                               Элективный курс

    «Введение в инженерную графику»

                (для учащихся 10-11 классов)

                                   140 часов

                                                                                              Учитель черчения и ИЗО

                                                     Гумарова Лариса Васильевна

                                                 

                     

                                   

+                                    Пояснительная  записка

     

      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,  одобренного  Правительством  РФ  (распоряжение от 29.12.2001, №1756-р), нацеливает образовательные учреждения страны на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования.

      Каждая техническая идея, прежде чем воплотить в реальный объект, проходит графический этап. Для этого необходимо обладать техническими знаниями, графическими умениями и навыками, владеть графическими средствами информации. Знание условностей черчения, умение читать чертежи, работать над ними являются обязательным условием высокой производственно-технической культуры человека. Поэтому черчению в школе отводится роль общеобразовательного предмета.

        Развитие экономики нашей страны предусматривает постоянное ускорение темпов развития промышленности, требующее широкой механизации и автоматизации производственных процессов, внедрение новой техники и  технологии, расширение производственной базы. Это связано с разработкой многих проектно-конструкторских, производственных вопросов и вопросов управления, требующих широких знаний графических дисциплин, например «Черчение».

       Подготовка подрастающего поколения к  освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей – задача государственного масштаба. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит  должный уровень графической подготовки её выпускников.

   Особенность курса черчения в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе для 9 классов – его чрезмерная сжатость, всего  один час  в неделю. В такое «прокрустово ложе» необходимо уложить знания,  умения и навыки начального курса черчения. Очень часто многим учащимся не хватает полученных начальных знаний в той мере, в какой они могут быть использованы в дальнейшем, особенно при продолжении обучения в технических вузах или профессиональной деятельности.

    Иначе обстоят дела в тех общеобразовательных учреждениях, где есть возможность увеличить количество часов, углубленно изучать черчение. Это практикуется в основном в средних школах при промышленных предприятиях, которые заинтересованы в притоке молодых, технически подготовленных рабочих. Понимая,  что в наше время каждый грамотный человек должен уметь читать чертеж  независимо от своей профессии, многие директора средних школ  по собственному усмотрению отводят в сетке учебных предметов несколько дополнительных часов на углубленное изучение данной дисциплины.     

   Элективные занятия как одна из форм учебно-воспитательного процесса в школе ставит своей целью развитие разносторонних интересов и возможностей учащихся, а также углубление и расширение общеобразо-вательных знаний, так как обязательный курс черчения дает учащимся лишь минимум знаний и умений. Многие вопросы теории и чтения графических изображений просто не предусматриваются  основной программой, а практические и графические задания повышенного уровня  невозможно выполнить на уроках из-за недостатка  учебного времени.

    Элективный курс «Введение в инженерную графику»   является   основной базой  для дальнейшего изучения специальных графических курсов: компьютерной графике, строительного, горного, машиностроительного, топографического черчения и др.

   Познавательная активность учащихся в процессе приобретения знаний носит избирательный характер к учебным предметам. Жизненный и трудовой опыт  в определенной степени влияет на глубину усвоения, их отношения к учебе. Современная молодежь склонна относится практически к тем сведениям, которые излагает учитель. Ей свойствен прагматический подход к  знаниям: насколько они могут пригодиться в будущей трудовой деятельности. 

   Современные педагоги-психологи также утверждают, что потребность в значимых для жизненного успеха знаний – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Хотелось бы отметить, что в отношении значимости курс «Введение в инженерную графику» находится в выгодных условиях: сообщаемые в нем сведения имеют непосредственное отношение  к будущим трудовым профессиям и не только техническим. Ведь известно, что определенные сведения о предмете можно передать различными способами: описанием, рисунком, фотографией, чертежом, схемой. Из всех перечисленных способов чертеж дает наиболее исчерпывающие сведения о предмете; только он с необходимой полнотой и точностью может отразить форму, конструкцию и размеры предмета. Вот поэтому чертежом пользуются в различных областях народного хозяйства. По чертежам изготавливают станки и самолеты, строят мосты и шахты, возводят жилые здания, прокладывают шоссейные и железные дороги. По чертежам изготавливают обувь, шью одежду, делают мебель, озеленяют города и сельские поселки. По чертежам прокладывают путь лётчики и мореплаватели, врачи пользуются чертежом при изучении сложной медицинской аппаратуры. Чертёж необходим при изучении трактора, автомобиля и другой техники, даёт возможность человеку  разобраться в устройствах сложного механизма, машины. Поэтому на элективные занятия приглашаются  учащиеся 10-11 классов  планирующие своё обучение в различных вузах нашей страны, имеющие склонность  и  интерес к изучению черчения.

     

     

                      Методы и формы обучения

      Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения (при изучении теоретического материала)  и  практические  занятия  (графические  работы).

     На изучение элективного курса «Введение в инженерную графику»,   отводится 140  часов.

     Часы, отведенные на занятия,  проводится в  10 и в 11 классе  - по 2 астрономических часа в неделю  неделю.

    Форма  занятий – групповая.

    Наполняемость группы – 10-15 человек. Зачисления производится по заявлениям родителей или учащихся. Состав группы утверждается приказом директора школы.

     При планировании факультативного курса «Введение в инженерную графику»,   мною учитывались установленные дидактикой принципы:

  1. политехническая направленность курса;
  2. научность;
  3. системность и последовательность;
  4. сознательность и активность учащихся;
  5. наглядность;
  6. прочность усвоения знаний;
  7. доступность.

     В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования необходимо «создать условия для осуществления дифференциации содержания в обучении старшеклассников, обеспечить

углубленное изучение отдельных предметов». Целесообразным становится в данном случае разработка индивидуальных заданий для выполнения контрольно-графических работ  к элективному курсу «Введение в инже-нерную графику», с включением в них заданий различного уровня слож-ности. Поэтому мною разработаны индивидуальные задания по  разделам и темам, которые представлены в приложении данного элективного курса.

    Индивидуальные задания на выполнение контрольно-графических работ для элективного курса составлены в соответствии с программой. Задания содержат всё необходимое для выполнения графических работ по черчению. Здесь изложены требования  к оформлению листов, методические реко-мендации к выполнению заданий, справочные данные, а также даны примеры выполнения каждого листа.  

    В приложении  даны индивидуальные задания по вариантам.

    В процессе  обучения курса «Введение в инженерную графику» старше-классник должен выполнить все  графические  работы для получения зачета или оценки по данному курсу.                    

                                             

                   

                   Цели и задачи элективного курса

     

      По подсчётам учёных-экономистов доля графической информации в мире выпускаемой продукции уже сегодня составляет 80%. Они также утверждают, что если мощь государства в недалёком прошлом оценивалась сначала запасами недр, затем энерговооружённостью, то сейчас зависит от объёма информации, которая становится важным национальным ресурсом, особым видом продукта, товаром. Устанавливаемое на Земле информа-ционное пространство, не знающее государственных границ, требует от каждого гражданина владение информационными технологиями, т.е. умения создавать, хранить, обрабатывать, преобразовывать и использовать информацию, в том числе и графическую. Будущее развитие нашего производства, во многом зависит от уровня графической культуры подрастающего поколения.  

      В связи с этим  главной целью элективного курса  «Введение в инженер-ную графику» является приобщение старшеклассников к графичес-кой культуре, а также углубление общеобразовательных знаний и трудовой политехнической подготовки.

    Сегодня  на профильную школу возложена задача максимально раскрыть индивидуальность, способности личности, подготовить учащихся к продолжению образования, а также участвовать в их профессиональной ориентации.

    Социальный заказ, поступающий от учащихся и родителей, предъявляет повышенные требования к школе. Введение в школьную программу изучения элективного курса «Введение в инженерную графику» позволит старшеклассникам повторить и  расширить представления о роли и значении графических изображений в реальной жизни; закрепит и значительно шире поможет использовать комплекс полученных начальных знаний и навыков; позволит получить дополнительный объём технических знаний, а также совершенствовать и развить графические умения и навыки,  которые необходимы для дальнейшего изучения последующих общеинженерных и технических дисциплин; расширит  общетехнический кругозор.      

    Элективный курс  поможет сформировать у старшеклассников весьма важные свойства  всесторонне  развитой  личности: самоуважение; стремление к знаниям; ответственность; дисциплинированность, а также   повысит интеллектуальный рост старшеклассников; будет способствовать умению  самостоятельно  приобретать и применять полученные знания, умению работать в группе, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.

     

         

       Цель  курса  конкретизируется в основных задачах.

Обучающие:

-изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов, способов отображения её  на плоскости и правил считывания;

-формировать основные знания о правилах оформления чертежей и требования ГОСТов;

-продолжать учить учащихся аккуратно и рационально работать, правильно применять чертежные инструменты и принадлежности;

-продолжать обучать основным правилам и приемам выполнения  более сложных графических  построений и чертежей различного назначения;

-формировать знания об основах прямоугольного проецирования, способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также построения прямоугольной изометрической и диметрической проекциях;

-развивать способность изображать технический рисунок используя различные способы оттенения;

-сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;

-научить уч-ся самостоятельной работе со справочной и специальной литературой, учебными материалами;

-научить разрабатывать проекционные чертежи.

Развивающие:

-развивать творческие способности и способствовать формированию элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве;

-развивать статические и динамические пространственные представления и воображения;

-развивать пространственное, образное и логическое мышление;

-развивать политехнический кругозор путем ознакомления уч-ся с основами технологии изготовления деталей, элементами деталей, изучения роли чертежа в современном производстве, процесса проектирования;

-развивать глазомер, умение на глаз определять размеры деталей.

Воспитывающие:

-формировать эстетический вкус, аккуратность;

-формировать познавательный интерес и потребность к  самообразованию и творчеству;

-формировать умения применять графические знания в новых ситуациях;

-привить уч-ся культуру графического труда.

    Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических и практических работ.

                              У Ч Е Б Н Ы Й     П Л А Н

                                       140 часов

 Раздел 1     Общие сведения по оформлению технологического чертежа и     

                                    геометрические построения

                                                20 часов

Чертежные инструменты и принадлежности, их назначение и приемы работы с ними  (1 час)

Оформление чертежей (9 часов)

Геометрические построения (6 часов)

Кривые линии(4 часа) 

                                       

 Раздел 2   Основы начертательной геометрии  и проекционное черчение

                                                 59 часа

Способы получения графических изображений (4 часа)

Аксонометрические проекции и техническое рисование (12 часов)

Проецирование геометрических тел и их элементов(6 часов)

Проекционные задачи (20 часов)

 

Проецирование моделей (17часов)

                                         

Раздел 3      Основы   машиностроительного черчение

                                        61 часов

                                               

Основные сведения о конструкторской документации (2часа)

Изображение изделий на машиностроительных чертежах(21 часов)

Резьба и резьбовые соединения(3 часа)

Разъёмные соединения(11часов)

Неразъёмные соединения(4 часа)

Чертежи и эскизы деталей(5 часов)

Разработка рабочей документации(11 часов)

Построение схем, диаграмм, графиков (4 часа)

    С О Д Е Р Ж А Н И Е      П Р О Г Р А М М Ы                              

                                      РАЗДЕЛ 1

                          Общие  сведения  по оформлению

     технологического  чертежа и геометрические построения

Глава 1

Чертежные инструменты и принадлежности, их назначение и приемы работы с ними.

Материалы и принадлежности для черчения. Готовальня и её содержимое. Инструменты, предназначенные для выполнения чертежей тушью. Линейки

и угольники. Бумага. Подготовка инструментов к работе. Рациональные приемы работы и  организация рабочего места.

Глава 2

Оформление чертежей

Форматы чертёжные. Обозначение форматов и расшифровка.

Рамка и основная надпись чертежа технических вузов.

Линии чертежа. Их назначение и применение.

Масштабы.

Шрифты чертежные. Размеры шрифтов, установленные  ГОСТом. Прописные и строчные шрифты, основные и широкие, с наклоном и без наклона. Группировка букв по ширине в каждом шрифте.

Выбор заглавных букв, расстояние между буквами, словами и строками.     Основные правила нанесения  размеров на чертежах. Размерные числа, выносные и размерные линии. Линейные и угловые размеры. Изображение стрелки, знаки, надписи. Рекомендации по выполнению чертежей.

Глава 3

Геометрические построения.

Проведение параллельных и перпендикулярных линий.

Деление отрезка прямой  на  равные части.

Построение и деление углов.

Нахождение центра окружности или дуги и определение величины их радиусов.

Деление окружности на равные части (4; 8; 3; 6; 12; 5; 7; 14) и построение правильных вписанных многоугольников.

Сопряжения. Основные  элементы сопряжений (центр сопряжения, радиус сопряжения, точки касания). Сопряжение двух прямых (скругление углов). Сопряжение дуги окружности прямой линией. Сопряжение двух дуг (внутреннее и внешнее). Смешанное сопряжение. Применение сопряжений в технических деталях. Рекомендации по выполнению сопряжений на чертежах.

Глава 4

Кривые линии

Построение циркульных кривых (овал, овоид, коробые кривые).

Применение циркульных кривых в технических деталях.

Построение лекальных кривых, полученных в результате сечения конуса (эллипс, парабола, гипербола).                                      

                             

Раздел 2

                         Основы начертательной геометрии

                               и проекционное черчение

Глава 5

Способы получения графических изображений.

Метод проекций.

Центральное и параллельное проецирование.

Прямоугольное (ортогональное) проецирование.

Ортогональная система трех плоскостей проекций.

Ортогональный чертёж  точки, прямой и геометрического тела

Глава 6

Аксонометрические проекции

Геометрические тела в ортогональных и аксонометрических проекциях.

Техническое рисование

Стандартные аксонометрические проекции.

Прямоугольная изометрическая проекция.

Косоугольная фронтальная диметрическая проекция.

Построение  плоских фигур.

Построение окружности.

Построение геометрических фигур в аксонометрии.

Многогранники (призмы, пирамиды) и их ортогональные проекции.

Тела вращения (цилиндр, конус, тор, шар) и их ортогональные поверхности. Построение точки, лежащей на поверхности многогранников и тел вращения.

Выполнение технического рисунка геометрических тени нанесение светотени на их поверхности (шатировка, шраффировка, точечное оттенение)

Выполнение технического рисунка модели.

Глава 7

Проецирование геометрических тел и их элементов

Комплексный чертёж геометрических тел

Проекции геометрических тел.

Проекции точки, лежащей на поверхности предмета.

Глава8

Проекционные задачи.

Пересечение многогранников проецирующей плоскостью: призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.

Построение линии взаимного пересечения поверхностей двух многогранников и тел вращения.

Глава 9

Проецирование модели

Комплексный чертёж и аксонометрическая проекция модели

Технический рисунок модели

Понятие о разрезах                                                 

Раздел 3

                Основы  машиностроительного черчение

Глава10

Основные сведения о конструкторской документации.

Стандартизация и ЕСКД (единая система конструкторских документаций)

Виды изделий (детали, сборочная единица, комплект).

Конструкторские документы и стадии их разработки.

Глава 11

Изображение изделий на машиностроительных чертежах.

Геометрические основы конструкции формы деталей.

Виды. Выносные элементы.

Разрезы. Определение.

Классификация разрезов  в зависимости от положения секущей плоскости относительно главных измерений предмета, в зависимости от полноты измерения.

Сложные разрезы, их обозначение и изображение на чертежах. Условности и упрощения при выполнении разрезов. Выполнение штриховки  в разрезах в зависимости от материалов.

Сечение. Определение. Классификация сечений по месту их расположения на чертеже. Изображение и обозначение сечений на чертежах и их обводка. Штриховка сечений в зависимости от материалов.

Глава 12

Резьба и резьбовые соединения.

Общие сведения о резьбе. Профили резьб и их основные параметры (треугольные резьбы, трапецеидальная, упорная, прямоугольная ,круглая)

Изображение и обозначение резьбы.

Технологические элементы резьбы.

Глава 13

Разъёмные соединения

Разъёмные соединения и их элементы. Крепёжные детали. Резьбовые крепёжные изделия.

Болт. Изображение и условное обозначение болта.

Гайка. Изображение и условное обозначение гайки.

Шпилька. Классификация шпилек. Образование гнезда. Изображение и условное обозначение шпильки.

Шайба. Подбор шайбы для болта и шпильки.

Болтовое соединение.

Шпилечное соединение.

Винт. Изображение и условное обозначение винта. Винтовое соединение.

Штифтовое соединение.

Шпоночное соединение.

Зубчатые передачи. Пружины.

Глава 14

Неразъёмные соединения

Клёпаные соединения

Соединения деталей сваркой

Паяные, клеёные соединения

Соединение сшиванием.

Глава 15

Чертежи и эскизы деталей

Основные требования к чертежам деталей

Выбор изображений и планировка эскиза или чертежа.

Определение размеров деталей с натуры.

Нанесение размеров на эскизах и чертежах деталей.

Глава 16

Разработка рабочей документации

Общие сведения о сборочном чертеже

Спецификация

Деталирование

Разработка чертежей деталей

Глава 17

Построение диаграмм, графиков и схем

Кинематические схемы

Гидравлические схемы

Пневматические схемы

Виды изобразительных диаграмм и графиков

Работа акварелью и тушью

Фотомонтаж. Аппликации.Оформление диаграмм  и графиков надписями                      

                         Календарно-тематический план курса                      

                             «Введение в инженерную графику»

РАЗДЕЛ 1

Общие сведения по оформлению технологического чертежа и      

                                  геометрические построения   

 

Чертежные инструменты и принадлежности, их назначение и приемы работы с ними.   (1 час)

             

            Тема занятия                                  

кол-во                                                                 часов    

дат    

           

           Содержание урока


Инструменты, материалы и принадлежности для черчения.

Рациональные приемы работы и  организация рабочего места.


1 час


Материалы и принадлежности для черчения. Готовальня и её содержимое. Инструменты, предназначенные для выполнения чертежей тушью. Линейки и угольники. Бумага. Подготовка инструментов к работе. Рациональные приемы работы и  организация рабочего места.


Оформление чертежей  (9 часов)

Форматы.

Рамка и основная надпись чертежа.

Линии чертежа.

1 час

Форматы.

Рамка и основная надпись чертежа

(для техникумов и институтов)

Линии чертежа


Шрифты чертежные

2 часа

Шрифты чертежные. Размеры шрифтов, установленные  ГОСТом.

Прописные и строчные шрифты, основные и широкие, с наклоном и без наклона. Группировка букв по ширине в каждом шрифте.

Выбор заглавных букв, расстояние между буквами, словами и строками.    

Графическая работа № 1

Шрифты

2 часа

Написать текст чертежным шрифтом русского алфавита.

(индивидуальные варианты заданий даны в приложении)

Основные правила нанесения размеров на чертежах.

Масштабы.

Рекомендации по выполнению  чертежей.       

2 часа

Основные правила нанесения  размеров на чертежах. Размерные числа, выносные и размерные линии.

Условные знаки

Линейные и угловые размеры.

Масштаб.

Рекомендации по выполнению чертежей.


Графическая работа № 2

Нанесение размеров


2 часа


Выполнить чертёж «плоской детали»  в масштабе М1:2.

 Нанести размеры.


Геометрические построения. (6 часов)

             

 

          Тема занятия

                                 


кол-во                                                                 часов    


дата  

           

         

           Содержание урока


Проведение параллельных и перпендикулярных линий.

Деление окружности на равные части.


2 часа


Проведение параллельных и перпенди-кулярных линий.

Деление отрезка прямой  на  равные части.

Построение и деление углов.

Нахождение центра окружности или дуги и определение величины их радиусов.

Деление окружности на равные части (4; 8; 3; 6; 12; 5;10; 7; 14) и построение правильных вписанных многоугольников.


Сопряжение.


1 час


Сопряжения. Основные  элементы сопряжений (центр сопряжения, радиус сопряжения, точки касания).

Сопряжение двух прямых (скругление углов).

Сопряжение дуги окружности прямой линией.

Сопряжение.

1 час

Сопряжение двух дуг (внутреннее и внешнее).

Смешанное сопряжение.

Применение сопряжений в технических деталях.

Рекомендации по выполнению сопряжений на чертежах.


Графическая работа № 3

Сопряжение


2часа


Построить чертёж плоской детали с элементами деления окружности на равные части

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)




Кривые линии (4 часа)

             

            Тема занятия  

                               

кол-во                                                                 часов    

дат    

           

           Содержание урока


Коробовые  кривых


1час


Построение циркульных кривых (овал, овоид, коробые кривые).


Лекальных кривых


1час


Построение лекальных кривых, полученных в результате сечения конуса (эллипс, парабола, гипербола).

                                     


Графическая работа № 4

Коробовые кривые


1час


Применение циркульных кривых в технических деталях.

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)


Графическая работа № 5

Лекальные кривые


1час


Применение лекальных кривых в технических деталях.

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)

Раздел 1

Основы начертательной геометрии и проекционное черчение


Способы получения графических изображений (4часа).

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Проецирование



1час


Метод проекций.

Центральное и параллельное проецирование.

Прямоугольное (ортогональное) проецирование.

Аксонометрические проекции


Ортогональная система трёх плоскостей проекций


1час


Ортогональная система трех плоскостей проекций

Ортогональный чертёж  точки, прямой и геометрического тела


Графическая работа № 6


Ортогональный чертёж точки, прямой и геометр.

тела


2часа


1.Построить три вида тетраэда по координатам

2. Построить безосный чертёж ребра АВ.

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)


Аксонометрические проекции и техническое рисование (12 часов)

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Стандартные аксонометрические проекции


1час


Основные виды аксонометрии

Прямоугольная изометрия.

Прямоугольная диметрия

Фронтальная диметрия.

Построение осей.

Аксонометрические проекции многоугольников

Аксонометрические проекции

Окружности.


Аксонометрические проекции

многогранников.

Построение точки, лежащей на поверхности многогранников


2 часа


Построение геометрических фигур

(призмы, пирамиды) в  изометрии

Построение точки, лежащей на поверхности многогранников


Тела вращения  и их ортогональные проекции

Построение точки, лежащей на поверхности тел вращения.


2часа 


Построение цилиндра, конуса в

изометрии

Построение точки, лежащей на поверхности тел вращения.


Наглядность технического рисунка и его отличие от чертежа


1час


Определение технического рисунка

Наглядность рисунка

Виды оттенений (шатировка, шраффировка, точечное оттенение)


Технические рисунки плоских фигур


1час

Тех. рисунки плоских фигур:

-квадрат

-треугольник

-шестиугольник

-круг


Технический рисунок геометрических тел


1час


Выполнение технического рисунка

геометрических тел

Нанесение светотени на их поверхности (шатировка, шраффировка, точечное оттенение

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Графическая работа № 7


Аксонометрические проекции

геометрических тел


2 часа


Построение прямоугольных  изомет-рических проекций предметов многогранной поверхности и поверхностей вращения, основания которых последовательно располагаются на плоскостях H,V,W


Графическая работа № 8


Технический рисунок геометрических тел

2 часа


Выполнение тех. рисунка деталей

с натуры, оттенение поверхности детали,

Построение третьего вида

по двум заданным, выполнение аксонометрической проекции детали


Проецирование геометрических тел и их элементов (6 часов)

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Комплексный чертёж геометрических тел

1час

Прямоугольное проецирование.

Плоскости проекций.

Выбор главного вида.

Вспомогательная прямая.

Комплексный чертёж геометрических тел (конус,цилиндр)


Построение проекций точек, принадлежащих поверхности тел вращения

1час

Проекции точки, лежащей на поверхности  тел вращения


Комплексный чертёж

многогранников

1час

Комплексный чертёж многогранников.


Построение проекций точек, принадлежащих поверхности многогранников

1час

Проекции точки, лежащей на поверхности многогранников


Графическая работа № 9


Построение геометрических тел и точки лежащей на поверхности предмета.

2 часа

 Выполнить комплексный чертёж геометрических тел (многогранника и тела вращения)

 Построить проекции точки, лежащей на поверхности предмета.

                                                       

                                                                                         


Проекционные задачи  (20 часов)

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Сечение многогранников

проецирующей плоскостью


2 часа

   

Пересечение многогранников проецирующей плоскостью: призмы, пирамиды, цилиндра  т.д.


Графическая работа №10


Сечение  многогранника

плоскостью


2 часа

   

Построить фигуру сечения многогранника (пирамиды)  секущей плоскостью.

  Определить натуральную величину сечения.

   Построить аксонометрическую

проекцию усеченной части много-

гранника.

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)

Сечение тел вращения

проецирующей плоскостью


2 часа

Пересечение тел вращения проецирующей плоскостью: цилиндр,конус.


Графическая работа № 11


Сечение  цилиндра плоскостью.


2 часа

   

Построить фигуру сечения цилин-

дра плоскостью.

   Определить натуральную величи-ну сечения.

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)


Линии взаимного пересечения поверхностей двух многогранников.


2 часа


Построение линии взаимного пересечения поверхностей двух многогранников.


Графическая работа № 12


Пересечение поверхностей двух многогранников


2 часа


Построить линию пересечения шестигранной и трёхгранной призмы.

Вычертить три вида.

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)

   

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Взаимное пересечение поверхностей многогранников с поверхностями  тел вращения


2 часа


Построение линии взаимного пересечения поверхностей многогранников с телами вращения


Взаимное пересечение поверхностей  тел вращения


1час


Построение линии взаимного пересечения поверхностей тел вращения


Взаимное пересечение поверхностей тел вращения


1час


Построение линии взаимного пересечения поверхностей тел вращения

                           

Графическая работа №13


Пересечение поверхностей

вращения


2 часа


Построить линию пересечения конуса и цилиндра.

Вычертить три вида.

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)

 

Построение линии среза


2 часа


Построение линии среза


Проецирование моделей (17часов)

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Компоновка и последовательность выполнения чертежа модели


2 часа


Выбор главного вида.

Вспомогательная прямая.

Комплексный чертёж моделей.


Графическая работа № 14

Комплексный чертёж модели


1час


Построить комплексный чертёж по наглядному изображению детали.

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)


Построение третьей проекции модели  по двум данным проекциям


2 часа


Построение третьей проекции по двум заданным.


Графическая работа № 15


Построение третьей проекции модели по двум данным


1час


Построение третьей проекции по двум заданным.

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)



Построение трёх проекций модели по её наглядному изображению


2 часа


Построение трёх проекций модели по её наглядному изображению


Графическая работа №16


Построение трёх проекций модели по её наглядному изображению


1час


Построение модели по её наглядному изображению после мысленного разворота предмета в пространстве

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)


Аксонометрическая проекция модели


1час


Выполнение аксонометрических проекций моделей

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Аксонометрическая проекция модели


1час


Выполнение аксонометрических проекций моделей


Технический рисунок модели


1час


Выполнение  технических рисунков различных моделей

с различными видами оттенения


Технический рисунок модели


1час


Выполнение  технических рисунков различных моделей

с различными видами оттенения


Графическая работа № 17

Комплексный чертеж и

технический рисунок модели


2 часа


Построить третий вид модели по двум заданным


Выполнить технический рисунок

учебной модели с различными видами оттенения

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)



Построение чертежей моделей, состоящих из простых геометрических тел и имеющих


2часа


Построение чертежей моделей, состоящих из простых геометрических тел и имеющих

линии пересечения поверхностей






                   Раздел 3

                   Основы  машиностроительного черчения


Основные сведения о конструкторской документации (2часа)

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Стандартизация и ЕСКД (единая система конструкторских документаций)




2часа


Стандартизация и ЕСКД (единая система конструкторских документаций)

Виды изделий (детали, сборочная единица, комплект).

Конструкторские документы и стадии их разработки.



Изображение изделий на машиностроительных чертежах (21 часов)

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Изображение изделий на машиностроительных чертежах


1час


Геометрические основы конструкции формы деталей.

Виды.

Выносные элементы.


Разрезы.

Простые разрезы.

Соединение половины вида и разреза.


2часа


Разрезы. Определение. Классификация разрезов. Условности и упрощения при выполнении разрезов. Выполнение штриховки  в разрезах в зависимости от материалов. Соединение половины вида и разреза.


Графическая работа № 19

Простые разрезы


2часа 


1.Построить третий вид по двум данным

2. Выполнить простой разрез


Разрезы (вырезы) на аксонометрических изобржениях.


3часа


Разрезы (вырезы) на аксонометрических изобржениях.

Нанесение штриховки на разрезах в аксонометрических проекциях


Графическая работа № 20

Разрезы на аксонометрических проекциях


2часа


           

 Выполнить аксонометрическую проекцию детали с вырезом одной четвёртой четверти или части, аналогичной  ей        

(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)


Сложные разрезы.

Ступенчатые разрезы


2часа


Сложные разрезы, их обозначение и изображение на чертежах. Условности и упрощения при выполнении сложного ступенчатого  разреза.


Графическая работа № 21

Ступенчатые разрезы


2часа


1. Выполнить чертёж детали в трёх видах по двум данным.

2. Выполнить ступенчатый разрез.

3. Нанести размеры.


Сложные разрезы.

Ломаные разрезы


2часа


Сложные разрезы, их обозначение и изображение на чертежах. Условности и упрощения при выполнении сложного ломаного разреза.


Графическая работа № 22

Ломаные разрезы


2часа


Выполнить ломанный разрез

Нанести размеры


Сечение.


1час


Сечение.

Определение.

Классификация сечений по месту их расположения на чертеже.

Изображение и обозначение сечений на чертежах и их обводка.

Штриховка сечений в зависимости от материалов.


Графическая работа № 23

Сечения


2часа


. Просверлить (мысленно) сквозное вертикальное отверстие диаметром 16мм, проходящее через ось вращения в части I и II

2. Просверлить (мысленно) сквозное горизонтальное отверстие  диаметром 20мм, проходящее через ось вращения детали.

3. Выполнить необходимые сечения.


Резьба и резьбовые соединения (3 часа).

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Общие сведения о резьбе.


1час


Общие сведения о резьбе. Профили резьб и их основные параметры (треугольные резьбы, трапецеидальная, упорная, прямоугольная ,круглая)

Изображение и обозначение резьбы.


Резьба


2часа


Изображение и обозначение резьбы.

Технологические элементы резьбы.


Разъёмные соединения (11часов)

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Разъёмные соединения и их элементы.


2часа


Разъёмные соединения и их элементы. Крепёжные детали.

Резьбовые крепёжные изделия.

Болт. Изображение и условное обозначение болта.

Гайка. Изображение и условное обозначение гайки.

Шпилька. Классификация шпилек. Образование гнезда. Изображение и условное обозначение шпильки.

Шайба. Подбор шайбы для болта и шпильки.


Графическая работа № 24

Болтовое соединение


2часа


Выполнить болтовое соединение


(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)


Графическая работа № 25

Шпилечное соединение


2часа

Выполнить шпилечное соединение


(индивидуальные варианты заданий  и образец выполнения даны в приложении)


Винтовое соединение.








Штифтовое соединение.


1час







1час


Винт. Изображение и условное обозначение винта.

Винтовое соединение.

Изображение и условное обозначение

штифтового соединения

шпоночного соединения.



Изображение и условное обозначение

штифтового соединения


Шпоночное соединение.



1час


Изображение и условное обозначение

шпоночного соединения.

Зубчатые передачи.

Пружины.


1час

Виды зубчатых передач  

Цепная передача

Храповый механизм

Пружины.

Зубчатые передачи.

Пружины.


1час

Виды зубчатых передач  

Цепная передача

Храповый механизм

Пружины.

\

Неразъёмные соединения (4 часа)

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Клёпаные соединения

Соединения деталей сваркой


2 часа


Изображение и условное обозначение

клёпаного соединения  и

о соединения  деталей сваркой


Паяные, клеёные соединения

Соединение сшиванием.


2 часа


Изображение и условное обозначение

паяного, клеёного и сшиваемого соединений.


Чертежи и эскизы  деталей (5 часов)

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Эскизы деталей


1 час

Основные требования к чертежам деталей

Выбор изображений и планировка эскиза или чертежа.


Эскизы деталей


1 час


Выбор изображений и планировка эскиза или чертежа.

Определение размеров деталей с натуры.

Нанесение размеров на эскизах

Способы простановки линейных размеров


 Условности и упрощения при выполнении эскиза


1 час


Условности и упрощения при выполнении эскиза

Нанесение размеров на эскизах и знаков шероховатостей

Учёт производственных требований при постановке размеров


Графическая работа № 26

Эскизирование деталей


2часа


Выполнить эскизирование детали с натуры


Разработка рабочей документации (11часов)


Основные сведения о сборочном чертеже


1 час


Основные сведения о сборочном чертеже

-чертёж общего вида

-ремонтные сборочные чертежи


Спецификация

1 час

Основные графы сборочного чертежа:

-формат          - обозначение

-зона               - наименование

-позиции         - примечание


Разрезы на сборочных чертежах


1час


Штриховка двух смежных деталей

Штриховка на разных изображениях одной т той же детали сбороч.чертежа


Размеры на сборочных чертежах


1 час


- установочные и присоединительные размеры

- габаритные размеры

- эксплуатационные размеры


Порядок чтения сборочного чертежа


1 час


Последовательность чтения сборочного чертежа

Паспорт изделия


Условности и упрощения на сборочных чертежах


1 час


Условности и упрощения на сборочных чертежах

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Графическая работа № 27 Сборочный чертёж


5 час


Выполнить сборочный чертёж

(выбрать самостоятельно),указать позициями все детали, из которых он состоит.

В спецификацию внести все детали сборочной единицы.

Выполнить деталирование сборочного чертежа (3-х или более), выбранных самостоятельно деталей, указав все необходимые разрезы размеры.


Построение диаграмм, графиков, схем (4 часа)

             

            Тема занятия  

                               


кол-во                                                                 часов    



дата

           

           Содержание урока


Схемы


2 часа


Кинематические схемы

Гидравлические схемы

Пневматические схемы


Диаграммы и графики


2 часа


Виды изобразительных диаграмм и графиков

Работа акварелью и тушью

Фотомонтаж

Аппликации

Оформление диаграмм  и графиков надписями



                     Список  используемой  литературы

1. Баранов Л.А.

    Панкевич А.П. 

Основы черчения: Учебник для техникумов. – 2-е изд.перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1982.-351с.

2. Баханов Ю.Н.   

Сборник заданий по техническому черчению:

Учебное пособие для СПТУ. – 3-е изд. перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 1988.- 223 с.

3. Боголюбов С.К. 

Индивидуальные задания по курсу черчения:

Практическое пособие для учащихся техникумов. – М.: Высшая школа,1989. –368с.

4. Боголюбов С.К.

   Воинов А.В.

Черчение.- М.: Машиностроение, 1985.- 334с.

5.Ботвинников А.Д.

    Ломов Б.Ф.

Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. – М.: Педагогика,1979, - 255с.

6.Брилинг Н.С.

    Евсеев Ю.П.

Задания по черчению: Учебное пособие для техникумов. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Стройиздат,1984.-256с.

7Брилинг Н.С.

Черчение.- М.: Стройиздат,1989.-420с.

8 Вышнепольский И.С. 

Техническое черчение с элементами программированного обучения: Учебник для средних профессиональных училищ. – 4-е изд.,испр. – М.: Машиностроение,1988. – 240с.

9 Жданова Н.С. Методические указания  к курсу «Черчение» для студентов.-Магнитогорск,1989.-18с.

10КрыловН.Н.

Начертательная геометрия: Учеб. для вузов. – 7 изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 224 с.

11Лагерь А.И.

Инженерная графика: Учебник для общеинженерных специальностей вузов. – 3-е изд.,перераб. и  доп. – М.: Высшая школа.2004.- 334с.

12. Мишуковская Ю.И.

Сборник заданий по графике. – Магнитогорск, 1995.- 35с.

13. Начертательная геометрия .Инженерная графика: Метод. Указания и контрольные задания для студентов инж.-техн. спец. вузов,

(  С.А.Фролов, А.В. Бубенков, В.С.Левицкий, И.С. Овчинников.) – М.: Высшая школа,1990. – 225 с.

14.Розов С.В.

Курс черчения: Учебник для техникумов. – М.: Машиностроение, 1975.-312с.

15. Справочное руководство по черчению ( В.Н. Богданов, И.Ф. Малежик, А.П. верхола и др.) – М.: Машиностроение,1989. – 864.

16. Чекмарёв А.А.

Учебник для немаш. спец. вузов. –7-е изд., стер.– М.: Высшая школа. 2006.- 365с.

17. Чекмарёв А.А.

     Осипов В.К.

Инженерная графика: Справочные материалы. – М.: Гуманит. Изд. Центр.ВЛАДОС.-

416с.

                 

                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

                  Оформление  и  порядок  выполнения

                       контрольно-графических  работ

1.Оформление графических работ

     

    Контрольно-графические работы выполняются на листах чертёжной бумаги формата А3 (420X297). К каждой работе прилагаются методические рекомендации. Графические листы оформляются рамкой: стрёх сторон от линии формата (сверху, снизу, справа) по 5 мм, а слева – 20 мм для подшивки. В правом нижнем углу помещается надпись, установленная  ГОСТ 2.104.-68. В основной надписи чертежа указываются следующие сведения:

Графа №1 – шифр работы.

Первые буквы русского алфавита соответствуют начальным буквам раздела черчения, к которому относится выполненный чертёж. А именно:

ГЧ – геометрическое черчение

ПЧ – проекционное черчение

МЧ – машиностроительное черчение

СБ – сборочный чертёж

ПЧ - проекционное черчение                            X     04     15     11А

№ индивидуального варианта

№ графической работы

№ класс, литер

Графа № 2 – название темы или изделия;

Графа № 3 – обозначение материала (графу заполняют  только на чертежах деталей);

Графа № 4 – литера, присвоенная данному конструкторскому документу по ГОСТ 2.103-68. На учебных чертежах следует ставить индекс У (учебный чертёж).

Графа № 5 – масса изделия, изображаемого на чертеже, в килограммах без указания единицы измерения;

Графа № 6 – масштаб, в котором изображен предмет на данном чертеже;

Графа № 7 – порядковый номер листа;

Графа № 8 – Общее количество листов;

Графа № 9 – МОУ СШ № 23 (наименование учебного учреждения);

                         

Графа № 10 – фамилия исполнившего чертёж;

Графа № 11 – подпись лица, выполнившего чертёж;

Графа № 12 – дата подписания документа;

Графы № 13-17 – на учебных чертежах не заполняются.

      Графа №1 заполняется шрифтом 7. Графы №2, 3, 9 – шрифтом 5. Все остальные надписи выполняются шрифтом 3,5. Фамилия ученика и шифр пишутся шариковой ручкой с черным стержнем.

   

    Контрольно-графические работы сдаются на проверку учителю в установленный срок.

    Работа ученика будет зачтена, если чертежи выполнены правильно, а качество графического оформления удовлетворяет установленным требованиям. Работа, содержащая неверное выполненные чертежи, значительное число ошибок или недочетов в графике или в оформлении, не зачитывается и возвращается ученику на доработку и исправление ошибок, после устной или письменной  рецензии преподавателя.

2. Порядок выполнения графических работ

подготовить чертёжные инструменты и принадлежности;

  1. изучить цели и задачи графической работы;
  2. повторить теоретический материал, используя справочную литературу или конспект по данной теме;
  3. прочитать пояснения к каждому листу;
  4. подготовить чертёжные инструменты и принадлежности;
  5. вычертить рамку;
  6. вычертить основную надпись чертежа в нижнем правом углу (55 X 185)
  7. скомпоновать чертёж;
  8. осуществить все построения карандашом  (2Т) в тонких линиях. После тщательной проверки видимый контур обвести карандашом (М или 2М), обозначить линии невидимого контура детали (ТМ);
  9. сохранить линии построения на чертежах;
  10. заполнить основную надпись чертежа.

                      Графическая работа № 1

Тема «Шрифты»

Содержание: изучение конструкции шрифта.

Задание:

  1. написать  текст чертёжным шрифтом русского алфавита.

Краткие пояснения к заданию

    Подобрать содержание надписи самостоятельно (изречение, народная мудрость, стихотворение, фрагмент сказки, рассказа и другой прозы). Количество строк – не меньше десяти.

    Выполнить надписи чертёжным шрифтом по ГОСТ 2.304-81, размер строчного шрифта 5 или 7 мм на усмотрение старшеклас-сника.

    Написать снизу название произведения и имя автора.

    Взять расстояние между нижними строками не менее 1,7xН

(Н-номер шрифта) для более удобного чтения текста.

                         

Графическая работа № 2

Тема «Нанесение размеров»

Содержани: выполнить чертёж плоской детали в масштабе.

Задание:

  1. выполнить чертёж плоской детали в масштабе
  2. нанести размеры

Краткие пояснения к заданию

Ознакомиться с заданием.

 Провести анализ геометрической формы и симметричности детали. Выбрать положение формата: если длина детали больше высоты, то  - по горизонтали; если высота больше длины, то  - по вертикали. Выбрать масштаб изображения.

Определить рабочее поле чертежа.

Разметить и построить изображение тонким карандашом.

Нанести размеры:

-по длине,

-по высоте,

-нанести размер толщины.

Обвести видимые контуры детали.

Проверить заполнение основной надписи чертежа.

                           

 Графическая работа № 3

Тема «Сопряжения»

Содержание: изучение приёмов деления окружности на равные части, правил построения сопряжений.

Задание:

  1. Выполнить чертёж плоской детали с элементами сопряжения и геометрическим делением окружности на равные части
  2. Нанести размеры.

Краткие пояснения к заданию

 Сопряжением принято называть плавный переход одной линии в другую .

    Общая для этих линий называется точкой сопряжения.

    Плавный переход прямой линии в дугу обеспечивается лишь тогда, когда прямая является касательной к дуге, т.е когда точка сопряжения лежит на перпендикуляре, опущенном на прямую из центра окружности, которой принадлежит дуга. Если это условие не выполняется, переход будет не плавным, а с изгибом.

    Плавный переход одной окружности в другую достигается только тогда, когда окружности имеют общую касательную в точке сопряжения, которая лежит на прямой , соединяющей центры окружности, которым принадлежат дуги.

    Касание бывает внешним и внутренним. При внешнем касаниии расстояние между центрами окружностей равно сумме их радиусов, а при внутреннем – разности их радиусов.

    Различают и другие виды сопряжений:

  1. сопряжение двух прямых линий дугой окружности;
  2. сопряжение прямой с окружностью;
  3. смешанное сопряжение двух заданных окружностей.

    При выполнении задания, где требуется деление окружности на равные части, применяют циркуль или треугольники (с углами 45,30 и 60), используя математические и геометрические способы.

Методические указания к выполнению

 1. Закомпоновать лист с учётом расположения плоской детали.

 2. Выбрать необходимый масштаб.

 3. Начать построение плоской детали с нахождения межосевых    расстояний

     центров и    сопрягаемых окружностей, которые определяют размеры и  

     форму детали.      

 4. Проанализировать форму детали, произвести расчёты для нахождения   и

     центров и точек сопряжений.

 5. Нанести размеры и обвести контур детали сплошной основной толстой

     линией.

                     Графическая работа № 4-5               

Тема «Коробовые и лекальные  кривые»

Содержание: изучение закономерностей построения коробовых  и лекальных кривых, области их применения в технике.

Задание:

-на листе выполняются шесть кривых, которые чертят все ученики, но по размерам своих вариантов, взятых из таблицы № 2.

 

Краткие пояснения к заданию

 

  1. Выбрать масштаб изображения каждой кривой, в зависимости от данных в таблице. Использовать разные масштабы для того, чтобы закомпоновать все шесть кривых на одном формате.
  2. Начать построение «овалов», «эллипса», «овоида» с определе-ния  центра, а затем провести начальные окружности.
  3. Вычертить «завиток», используя каждый центр дважды.
  4. Построить участок гиперболы по заданному углу l и точке К,

     угол  l дан в таб.№2, точки К,А и В выбрать самостоятельно.

  1. Построить параболу по заданному фокусу F, бисектриссе СD,                                      перпендикулярной оси АВ. Точки 1, 2, 3, выбрать самостоя-тельно.
  2. Подписать название каждой кривой шрифтом №7
  3. Указать все масштабы в основной надписи чертежа.

                     

                   Графическая работа № 6

Тема «Ортогональный чертёж точки, прямой и

           геометрического тела»

Задание:

  1. Построить три вида тетраэдра по координатам, данным в таблице
  2. Построить безосный чертёж ребра АВ. Образец выполнения задания смотреть в приложении.

 

Краткие пояснения к заданию

  1. Задать начало координат точку О и провести оси.
  2. По заданным координатам построить вершины тетраэда и последовательно их соединить.
  3. С помощью постоянной прямой построить третью проекцию тела.
  4. Обозначить конкурирующие точки на трёх проекциях. Определить  видимость ребер.
  5. Построить безосный чертёж одного ребра по разности координат.

 

 

                   Графическая работа № 7-8

Тема

« Аксонометрические проекции и технический рисунок »

Содержание: построение  прямоугольных изометрических проекций предметов многогранной поверхности  и поверх-ностей вращения, основания которых последовательно располагаются на плоскостях Н, V, W.

Задание:На листе необходимо выполнить две задачи:

1. Построить ортогональный чертёж предмета, состоящего из призмы и пирамиды. Построить прямоугольную изометрическую проекцию предмета, расположенного своим основанием на поверхности  Н,V,W. (индивидуальные варианты заданий смотреть в приложении)

2. Построить главный вид предмета, состоящего из поверхностей вращения. Построить прямоугольную изометрию предмета, расположенного своим основанием на плоскостях Н,V,W. (индивидуальные варианты заданий смотреть в приложении)

+Краткие пояснения к заданию

  1. Ознакомиться с заданием и изучить теоретический материал, вычертить в масштабе 1:1 заданные фигуры на черновике.
  2. Подготовить формат А3 и, используя опыт черновика, скомпоновать чертёж на листе и вычертить его в тонких линиях.
  3. Начинать построение необходимо с оснований многогранников и тел вращения.
  4.  Оттенять поверхности многогранников шраффировков, а тела вращения штриховкой с учётом законов распределения светотени на предметах.
  5. Сохранить оси на аксонометрических проекциях.

                 Графическая работа № 9

Тема

«Построение геометрических тел и точки лежащей на поверхности предмета »

Задание:

На листе необходимо выполнить две задачи:

1. Выполнить ортогональный чертёж геометрического тела.         и прямоугольную изометрию.

     2. Построить проекции точек на поверхности геометрических  

     тел.  

+Краткие пояснения к заданию

   Выполнить комплексный чертёж геометрического тела и построить изометрическую проекцию.

   Проанализировать и установить видимость той грани многогранника или части тела вращения поверхности, которой принадлежит заданные точки А и В.

   Построить проекцию точки А или В на том виде, на котором геометрическое тело спроецировалось в фигуру своего основания.

   Построить проекции точек А или В на третьем виде геометрического тела.

   Обвести чертёж.

                 

                      Графическая работа № 10

Тема «Сечение многогранников»

Задание:

Построить фигуру сечения многогранника плоскостью.

Определить натуральную величину сечения.

Краткие пояснения к заданию

 В зависимости от положения секущей плоскости фигурой сечения пирамиды может быть:

  1. Многоугольник, подобный основанию, если секущая плоскость параллельна основанию.
  2. Многоугольник, не подобный основанию, если секущая плоскость наклонена к основанию.
  3. Треугольник, если секущая плоскость проходит через вершину пирамиды.

   На образце и в условии задачи дана прямая треугольная пирамида, в любом сечении которой всегда будет треугольник. Она пересечена фронтально-проецирующей плоскостью. Точки 1,2 и 3 лежат на фронтальном следе Р. Горизонтальные проекции 1,2,3 этих точек находятся в пересечении линий связи, проведенных из фронтальных проекций 1, 2, 3 с горизонтальными проекциями ребер пирамиды. Для построения профильной проекции сечения находят профильные проекции его точек 1,2,3, которые соединяют отрезками прямых. Натуральная величина фигуры сечения найдена методом вращения окружности вокруг оси, перпендикулярной фронтальной плоскости проекций. В нашем случае она совпадает с точкой пересечения следов плоскости сечения, с точкой Р. Искомые точки натуральной фигуры сечения получаются в результате пересечения горизонтальных линий связи, проведенных с горизонтальной проекции фигуры сечения и вертикальных, полученных в результате вращения.

  1. Выполнение чертежа следует начинать с вычерчивания трех видов пирамиды по заданным координатам и следов секущей плоскости.
  2. Следует при расположении видов учесть, что чертёж будет развиваться влево. Поэтому всю работу сначала надо выполнить сплошными тонкими линиями.
  3. На чертеже вместо букв нанести размеры вашего варианта.
  4. Сохранить линии построения и обозначить все необходимые точки.

                      Графическая работа №11

Тема «Сечение цилиндра плоскостью»

Задание:

Построить фигуру сечения цилиндра плоскостью.

Определить натуральную величину сечения.

Краткие пояснения к заданию

В зависимости от положения плоскости, пересекающей прямой  круговой цилиндр, фигурой сечения может быть:

  1. Круг (нормальное сечение), если секущая плоскость перпендикулярна оси вращения цилиндра.
  2. Эллипс, если секущая плоскость наклонена к оси вращения цилиндра.
  3. Прямоугольник, если секущая плоскость параллельна оси вращения цилиндра.

На образце и в условии задачи дан прямой круговой цилиндр и фронтально-проецирующая плоскость сечения Р. Фигурой сечения является эллипс, горизонтальная проекция которого совпадает с одноименной проекцией цилиндра – окружностью, а фронтальная  - представляет собой отрезок 1-7 на фронтальном следе Р. Точки 1 и 7 являются соответственно низшей и высшей точками линии пересечения и одновременно концами большой оси эллипса. Точки 4 и 4 соответственно ближайшей и наиболее удаленной относительно плоскости V точками линии пересечения и одновременно малой оси эллипса. Промежуточные точки 2,3, 5 и 6 нужны для построения профильной проекции фигуры сечения и для определения его истинной величины. Положение горизонтальных проекций точек определено делением на 12 равных частей окружности, в которую проецируется цилиндр, а положение фронтальных и профильных проекций – при помощи линий связи. Истинная величина фигуры сечения  найдена вращением вокруг горизонтального следа плоскости Р, т.е  вокруг перпендикулярной фронтальной плоскости проекций и совпадающей на главном виде с началдом следов плоскости Р. Построения показаны стрелками.

1.Выполнение чертежа следует начинать, вычерчивая сплошными тонкими линиями сначала три вида с секущей плоскостью.

2.При компоновке листа следует учитывать, что чертёж будет развивать влево.

3. На чертеже следует обозначить необходимые точки и сохранить линии построения.

4. Вместо указанных буквенных параметров следует нанести размеры вашего варианта.

                      Графическая работа №12

Тема «Пересечение поверхностей двух многогранников»

Задание:

Построить линию пересечения шестигранной и трехгранной призмы

Вычертить три вида и, по выбору старшеклассника аксо-нометрическую проекцию.

Краткие пояснения к заданию

     В задании предлагаются две призмы, одна правильная шестигранная, в основании другой лежит равнобедренный треугольник. В результате взаимного пересечения двух многогранников образуется одна или  две замкнутые ломаных линии.

Две замкнутых ломаных линии образуются, если поверхность одного многогранника полностью пронизывает поверхность другого. Если поверхность одного многогранника только частично врезается в поверхность другого, то образуется ломаная линия. Точка вершины ломаной линии пересечения поверхностей многогранников являются точками пересечения  ребер одного из многогранников с гранями другого и наоборот.

   Наиболее просто строят линии пересечения двух призм, боковые грани которых  - проецирующие плоскости (смотри образец выполнения задания в приложении).

  1. Выполнение чертежа следует начинать с вычерчивания трёх видов по заданным координатам.
  2. На чертежах вместо букв нанести размеры вашего варианта.
  3. В процессе построения линии пересечения определите, из скольких частей  она будет состоять.
  4. сохраните на чертеже необходимые линии построения и обозначение точек.

   

 

                      Графическая работа №13

Тема «Пересечение поверхностей вращения»

Задание:

Построить линию пересечения конуса и цилиндра по размерам.

Вычертить четыре вида, а аксонометрическую проекцию по желанию старшеклассника.

Краткие пояснения к заданию

 Линии взаимного пересечения тел вращения строят способам вспомогательных секущих плоскостей или способом вспомогательных секущих сфер. Для правильного выбора способа построение предварительно определяют поверхности, составляющие форму детали. Построение каждой линии пересечения начинают с определения её опорных точек: крайних точек кривой на каждой из проекции  и точек видимости. Точками видимости называют те, проекции которых являются границей видимой и невидимой частей линии пересечения.

  1. Выполнение чертежа следует выполнять с вычерчивания трёх видов усеченного конуса и цилиндра, для решения задачи методом вспомогательных секущих плоскостей.
  2. Для решения задачи методом вспомогательных секущих сфер выполняем дополнительно главный вид пересекающихся тел на свободном поле чертежа.
  3. На чертеже вместо букв нанести размеры вашего варианта.
  4. Линия пересечения тел вращения, полученная различными способами должна быть идентична.
  5. Следует сохранить необходимые линии построения и обозначение точек.

                 

                 

                      Графическая работа №14

Тема «Комплексный чертёж»

Задание:

Выполнить комплексный чертёж модели.

Нанести размеры.

Краткие пояснения к заданию

1 этап

Дать анализ геометрической формы детали и её симметричности.

2этап

Выбор видов: главного, сверху, слева.

Анализ их графического состава и симметричности

3 этап

Выбор положения масштаба и формата изображения

4этап

-установление рабочего поля чертежа;

-расчет и построение габаритных прямоугольников;

-проведение осей симметрии

5 этап

Построение очертания главного вида

  1. установление опорных точек;
  2. построение видимых очертаний;
  3. построение осевых линий;
  4. построение невидимых  очертаний.

6этап

Построение очертания вида сверху

  1. установление опорных точек;
  2. построение видимых очертаний;
  3. построение центровых линий;

          построение невидимых  очертаний;

7этап

Построение очертания вида слева

  1. установление опорных точек;
  2. проведение постоянной прямой  - продолжаем горизонтальные линии габаритного прямоугольника вида сверху до пересечения с продолжением вертикальных линий габаритного прямоугольника вида слева, соединяем полученные точки;
  3. построение видимых очертаний (от опорных точек или с помощью линий связи: вначале проводят линии с главного вида, а затем с вида сверху через постоянную прямую);
  4. проведение центровых линий;
  5. построение невидимых очертаний.

8этап

Нанесение размеров

-нанесение размеров по длине детали;

-по высоте детали

_по ширине детали

9этап

Обводка чертежа

10 этап

Заполнение основной надписи

Проверка чертежа

           

                   Графическая работа №15

Тема «Построение третьей модели по двум данным»

Задание:

Построить третий вид по двум заданным

Краткие пояснения к заданию

1 этап

Дать анализ геометрической формы детали и её симметричности.

2этап

Представляют наглядное изображение детали

3 этап

Выбор положения масштаба и формата изображения

4этап

-установление рабочего поля чертежа;

-расчет и построение габаритных прямоугольников;

-проведение осей симметрии

5 этап

По наглядному изображению детали устанавливают очертания недостающего вида и анализируют его графический состав.

6этап

Построение очертания вида слева

  1. установление опорных точек;
  2. проведение постоянной прямой  - продолжаем горизонтальные линии габаритного прямоугольника вида сверху до пересечения с продолжением вертикальных линий габаритного прямоугольника вида слева, соединяем полученные точки;
  3. построение видимых очертаний (от опорных точек или с помощью линий связи: вначале проводят линии с главного вида, а затем с вида сверху через постоянную прямую);
  4. проведение центровых линий;
  5. построение невидимых очертаний.

8этап

Нанесение размеров

-нанесение размеров по длине детали;

-по высоте детали

_по ширине детали

9этап

Обводка чертежа

10 этап

Заполнение основной надписи

Проверка чертежа

                   

Графическая работа № 16

Тема«Построение трёх видов по наглядному изображению»

Содержание: построение трёх видом по наглядному изображению после мысленного разворота предмета в пространстве

 Задание:

-мысленно поверните деталь так, чтобы затонированная грань расположилась параллельно фронтальной плоскости проекций

(индивидуальные варианты заданий смотреть в приложении)

+Краткие пояснения к заданию

  1. Не перечерчивать из задания на лист наглядное изображение детали.
  2. Расположить виды по середине листа с учётом будущих размеров.
  3. Выполнить в рабочей тетради наглядное изображение детали после поворота, если возникают трудности с изображением видов.
  4. проанализировать наглядное изображение и выяснить, какие грани, ребра, пазы и отверстия после поворота стали невидимыми , на каких видах их следует изображать штриховыми линиями.
  5. Не повторять автоматические места нанесения размеров с наглядного изображения на комплексный чертёж.

                   

                  Графическая работа № 18

Тема «Проецирование модели»

Задание:

  1. Выполнить чертеж детали в трёх проекциях, по двум данным.
  2. Нанести необходимые размеры.

Краткие пояснения к заданию

    Чертёжи должны не только определять форму и размеры предметов и их отдельных частей, но и быть достаточно простыми и точными в графическом исполнении. Построения изображений основаны на правилах проецирования.

    В техническом черчении приняты следующие основные методы построения изображений:

  1. метод центральных проекций;
  2. метод ортогональных проекций;
  3. метод аксонометрических проекций.

                    Графическая  работа  №19                                        

 

Тема «Простые разрезы»

Задание:

  1. Построить третий вид по двум данным.
  2. Выполнить необходимые  простые разрезы.
  3. Нанести размеры.

Краткие пояснения к заданию

    Разрез – изображение предмета , мысленно рассеченного одной или несколькими плоскостями. При этом мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений того же предмета. На разрезе показывают то, что получается в секущей плоскости и что расположено за ней. Часть предмета, попавшая  в секущую плоскость, на чертеже заштриховывается под углом 45 градусов.

    В зависимости от расположения секущей плоскости относительно горизонтальной плоскости проекций, простые разрезы разделяются на:

горизонтальные, вертикальные, наклонные, местные. Вертикальные разрезы делятся на: фронтальные (на виде спереди), и профильные (на виде слева).

    Разрезы, служащие для выявления формы предмета лишь в отдельном месте, называются местными, они не обозначаются.

    Наклонные разрезы выполняются на свободном поле чертежа в проекционной связи с видом или без неё и обозначаются следом секущей плоскости, направлением взгляда и буквенным обозначением.

                           

                           

                         Графическая  работа  № 20    

                                 

Тема «Простые разрезы на аксонометрических проекциях »

Задание:

1. Выполнить аксонометрические проекцию детали с вырезом одной четвёртой части или части, аналогичной ей (графическая работа №16)

Краткие пояснения к заданию

    Аксонометрическая проекция (прямоугольная изометрия) выполняется с вырезом четвёртой части (части аналогичной ей), так чтобы секущие плоскости проходили по осям X  и Y   (или параллельно им) и через оси вращения отверстий.

    При выполнении простых горизонтальных, фронтальных и профильных разрезов в случаях, когда секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии предмета в целом, а соответствующие изображения расположены на одном и том же месте в непосредственной проекционной связи и не разделены какими-либо другими изображениями, положение секущей плоскости не отмечают и разрез надписью не сопровождают.

    Допускается соединять в одном изображении часть вида и часть соответствующего разреза, разделяя их сплошной волнистой линией. При сочетании вида с разрезом невидимый контур внутренних поверхностей предмета на части вида не показывают.

    Если соединяются половина вида и половина разреза, каждый из которых является симметричной фигурой, то разделяющей линией служит ось симметрии.

    В тех случаях, когда линии контура детали, например, контур ребра (внутреннего или внешнего) совпадает с осью симметрии, границей между частью вида и частью разреза должна служить не осевая линия, а сплошная волнистая, проводимая рядом с осевой.

                        Графическая  работа  № 21                                  

 

Тема «Сложные разрезы.

            Ступенчатый разрез»

Задание:

  1. Выполнить чертёж детали в трёх видах по двум данным.
  2. Выполнить ступенчатый разрез.
  3. Нанести размеры.

Краткие пояснения к заданию

   

    При рассечении детали несколькими секущими плоскостями получаем сложный разрез.

    Сложные разрезы бывают ступенчатыми и ломанными. Если секущие плоскости между собой параллельны (например, ступенчатый  горизонтальный разрез, ступенчатый фронтальный  разрез, ступенчатый   профильный разрез).

    При выполнении ступенчатых разрезов секущие плоскости условно совмещают в одну плоскость и изображения строят, считая, что все части сечения принадлежат одной секущей плоскости.

    Линия сечения для сложных разрезов состоит из начального и конечного штрихов и угловых штрихов в местах пересечения секущих плоскостей. Правила вычерчивания линии сечения и оформления её те же, что и для простых разрезов. Отмечать угловые штрихи линии сечения буквами следует только в тех случаях, когда на одном изображении встречается несколько сложных разрезов и существует опасность ошибки в обозначении секущих плоскостей. При сложном разрезе штрихи проводят также у мест пересечения секущих плоскостей между собой.

   

                        Графическая  работа  № 22                                

 

Тема «Сложные разрезы.

            Ломаный разрез»

Задание:

  1. Повернуть мысленно часть детали по направлению стрелки указанной на чертеже.
  2. Выполнить чертёж преобразованной детали, состоящей из двух видов (главный и сверху)
  3. Выполнить ломаный разрез
  4. Нанести размеры.

Краткие пояснения к заданию

Сложные разрезы называют ломаными, если секущие плоскости пересекаются под углом, отличным от прямого. При выполнении ломаных разрезов секущие плоскости условно поворачивают до совмещения в одну плоскость. Если совмещенные плоскости окажутся параллельными одной из основных плоскостей проекций, то ломаный разрез допускается помещать на месте соответствующего вида.

   При повороте секущей плоскости части предмета, расположенные за ней, вычерчиваются так, как они проецируются на соответствующую плоскость, с которой производится совмещение

   Исключение составляют части предмета, лежащие в плоскости, параллельной секущей плоскости. их следует вычерчивать так,  как они проецируются на свободную плоскость, т.е поворачивать вместе с секущей плоскостью. Обозначаются ломаные разрезы аналогично сложным, т.е. указывают след секущих плоскостей, направление взгляда и буквенное обозначение.

                          Графическая работа № 23                              Тема «Сечение»

Задание:

  1. Просверлить мысленно сквозное  вертикальное отверстие  диаметром 16 мм, проходящее через ось вращения в части 1и 2.
  2. Просверлить сквозное горизонтальное отверстие диаметром 20 мм , проходящее через ось вращения детали.
  3. Выполнить необходимые сечения.

Краткие пояснения к заданию

    Сечение – это изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или или несколькими плоскостями. На сечении показывают только то, что получается непосредственно в  секущей плоскости. Сечения разделяются на вынесенные и наложенные. Предпочтительно применять вынесен-ные сечения.

    Контур вынесенного сечения выполняют сплошной основной линией. Сечение штрихуют под углом 45 градусов к основной надписи чертежа.

    Вынесенное сечение можно располагать на продолжении линии секущей плоскости, вблизи от исходного изображения, в разрыве между частями изображения или на свободном месте поля чертежа.

    Если вынесенное сечение имеет симметричную форму и расположено вблизи изображения на продолжении линии секущей плоскости, то линию сечения  выполняют штрихпунктирной тонкой линией, буквами не обозначают и сечение не подписывают.

    Для линии сечения применяют разомкнутую линию с указанием стрелками направления взгляда и обозначают её одинаковыми прописными буквами русского алфавита. Сечение сопровождают надписью по типу «А-А»

   

                       Графическая работа № 24                             

Тема «Болтовое соединение»

Задание:

Построить чертёж болтового соединения

                   Графическая работа № 25                          

 

Тема «Шпилечное соединение»

Задание:

Построить чертёж шпилечного соединения

          Графическая работа № 26                           

Тема «Эскизирование»

Задание:

Построить эскиз учебной модели

             Графическая работа № 27                           

Тема «Сборочный чертеж»

Задание:

1.Выполнить сборочный чертёж (сборочный узел выбрпть самостоятельно)

2.Указать позициями все детали, из которых он состоит

3. Заполнить спецификацию

4. Выполнить деталирование сборочного чертежа, т.е. комплексные чертёжи выбранных вами деталей, указав все необходимые разрезы, сечения и размеры.

5. В основной надписи чертежа в графе «материал» указать материал, из которого изготовлена деталь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование элективного курса в 10 классе по математике. "Функции и графики"

Планирование элективного курса в 10 классе. 34 часа....

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ для элективного курса по обществознанию для 9 го класс

Собраны разного рода задачи и ситутивные материалы по Административному праву из разных источников...

Рабочая программа элективного курса по математике "Красавицы функции, их свойства и графики"

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 14 часов для учащихся 9-х классов.Программа элективного курса по теме «Красавицы функции, их свойства и графики» предусматривает углубление темы «Построение г...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс для учащихся 10-х классов «По тропам родного края » на материале романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»

Курс «По тропам родного края » призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Нахождение троп на практике предлагает...