Программа курса внеурочной деятельности "Олимпионик" (русский язык)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Олимпионик» для обучающихся 5-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Главной задачей в рамках перехода к новым образовательным стандартам является создание в образовательном учреждении условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности может быть достигнуто при комплексном использовании организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий. Программа внеурочной деятельности направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_po_napravleniyu.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Стрежевой Томской области

Управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №5 городского округа Стрежевой

с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»                                               «Утверждено»                                  

на заседании МС                                                        приказом директора МОУ СОШ№5

31 августа  2016 г.                                                       Гришко Н.А.

                                                                                       №84/1 от 31 августа 2016 г.

«Олимпионик»

 (программа внеурочной деятельности  для обучающихся 10-11 лет,

срок реализации: 1 год)

Составитель: Бондаренко А.В.,

учитель русского языка и литературы

Стрежевой – 2016

Программа курса внеурочной деятельности «Олимпионик»

по направлению «Общеинтеллектуальное»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Олимпионик» для обучающихся 5-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Главной задачей в рамках перехода к новым образовательным стандартам является создание в образовательном учреждении условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности может быть достигнуто при комплексном использовании организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий. Программа внеурочной деятельности направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность курса заключается в том, что  программа реализует цели общекультурного воспитания, что является одной из главных задач современного образования. Значимость данной программы состоит в приобретении учащимися теоретической и практической базы для анализа языковых норм и формирования у школьников грамотной выразительной речи.

Практическая значимость  – программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами в области русского языка и литературы  на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников  и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Особенностью данного курса является интегративный межпредметный характер. Он включает в себя сведения различных образовательных курсов: русского языка, литературы.

Цель данного курса -  создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку и литературе, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам  по русскому языку и литературе.

Задачи.

Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.

Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:

  • научность, связь теории и практики;
  • принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
  • принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  • принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
  • непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.
  1. В соответствии с требованиями ФГОС ООО во внеурочной деятельности реализуются современные образовательные технологии: информационная технология, технологии проектного и личностно ориентированного обучения. Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
  • Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
  • Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
  • Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.

Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является проектная деятельность, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивную и поисковую деятельность, публичное выступление. Данная работа позволяет учащимся в практической ситуации демонстрировать полученные знания.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные:

  • уважение ценностей семьи, общества;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться словарями, справочниками;
  • умение осуществлять анализ и синтез;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;
  • способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Срок  реализации программы  - 1 год, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Тематическое планирование

Тема

Всего часов

Из них:

Теория

Практика

Раздел «Фонетика»

1

Произношение и написание слов.

3

1

2

Раздел «Орфоэпия»

2

Нормативные варианты произношения

2

1

1

Раздел «Словообразование»

3

Морфемы слова

3

1

2

4

Способы словообразования

Раздел «Лексикология»

5

Антонимы. Синонимы. Омонимы.

2

1

1

6

Фразеологизмы

2

2

Раздел «Морфология»

7

Грамматические признаки самостоятельных частей речи

5

2

3

8

Служебные части речи

2

1

1

9

Омонимия частей речи

1

-

1

Раздел Стилистика»

10

Паронимы

3

1

2

11

Порядок слов

1

-

1

12

Стили и типы речи.

2

1

1

Раздел «История языка»

13

Из истории языка

2

1

1

Раздел «Выразительные средства языка»

14

Выразительные средства языка

4

1

3

Раздел «Слово о слове»

15

Виды словарей

2

1

1

Содержание курса

Раздел «Фонетика» - 3 часа.

Тема «Произношение и написание слов»

Соотнесение звука и буквы, сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетический анализ слова. Фонетический принцип русской орфографии

Характеристика звуков русской речи. Фонетика: принцип буквенной орфографии.

Раздел «Орфоэпия» - 2 часа.

Тема «Нормативные варианты произношения»

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.  Работа с орфоэпическими словарями.

Раздел «Словообразование» - 3 часа.

Тема «Морфемы слова»

Структура слова. Разбор слова по составу. Принципы деления слова на морфемы.

Тема «Способы словообразования»

Различные способы образования слов. Словообразовательная цепочка.

Раздел «Лексикология» - 4 часа

Тема «Антонимы. Синонимы. Омонимы. Многозначность»

Слова-синонимы: правильное употребление в речи. Лексические нормы синонимов. Особенности синонимического ряда слов.

Понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Способы и причины образования нескольких значений у слова.

Тема «Фразеологизмы»

Понятие «фразеологический оборот». Особенности фразеологических сочетаний. Правильное употребление фразеологизмов в речи.

Раздел «Морфология» - 8 часов.

Тема «Грамматические признаки самостоятельных частей речи»

Основные грамматические категории имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, числительного.

Знакомство с наречием и его грамматическими признаками.

Грамматические «ловушки».

Тема «Служебные части речи»

Грамматические категории служебных частей речи.

Тема «Омонимия частей речи»

Основные принципы отличия омонимичных частей речи. Совпадение разных форм наречий и прилагательных, наречий и предлогов, наречий и существительных.

Раздел Стилистика» - 6 часов.

Тема «Паронимы»

Паронимы и их использование в речи.

Тема «Порядок слов»

Основные правила порядка слов в устной и письменной речи. Составление текстов.

Тема «Стили и типы речи»

Язык и речь. Функциональные стили речи. Понятие литературного языка. Типы речи. Разбор текстов разных стилей. Составление текстов различных типов.

Раздел «История языка» - 2 часа

Тема «Из истории языка».

Алфавит. Плоногласие и неполноглаие.

Раздел «Выразительные средства языка» - 4 часа

Тема «Выразительные средства языка»

Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.).

Раздел «Слово о слове» - 2 часа.

Тема «Виды словарей»

Знакомство  с лексическим значением слов. Работа с различными словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

1. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку: книга для учащихся 5-7 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1989

2. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: просвещение, 1985

3. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. М. – Просвещение, 1976

4. Воронина Н. В. , Егорова Т. В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006

5. Панов М.В. Занимательная орфография. М., 1984.

6. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. М.: - Аванта+, 1999.

7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). М., 1984.

8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.

9. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 и 3 (А.М.Камчатнов, С.И.Львова, О.М.Александрова и др.). – М.: Просвещение, 2009, 2011

10. Глинкина Л. А. Аз, буки, веди...- Челябинск: Челябинский областной Славянский культурный центр. 1991

11        Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. М.: Айрис-пресс, 2006.

12.        Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. М.: Айрис-пресс, 2010.

13.        Московский интеллектуальный марафон. 5-8 классы: Сборник заданий. М.: Вербум-М, 2000.

14.        Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. М.: Владос, 2002.

15.        Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.

16. Глинкина Л. А. Аз, буки, веди...- Челябинск: Челябинский областной Славянский культурный центр. 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Английский язык и традиции. Театр на английском языке".

Данная программа может быть использована учителями английского языка, ведущими внеурочную деятельность по предмету. Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 5 - 7 классы. Программа рассчитана н...

Авторская программа курса внеурочной деятельности по английскому языку "Современная грамматика английского языка для подготовки к сдаче ГИА" для 7-8 классов основного общего образования (базовый уровень)

Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 7-8 классов. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения грамматического матер...

Программа курса внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" 8 класс

Цель программы: Развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 8 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому язык...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

Программа курса внеурочной деятельности «Чтобы язык не заплетался» для 6 класса

Программа курса  внеурочной деятельности «Чтобы язык не заплетался» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:- приказа Министерства обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...