Программа курса внеурочной деятельности "Олимпионик" (русский язык)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_po_napravleniyu.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Стрежевой Томской области
Управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №5 городского округа Стрежевой
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Согласовано» «Утверждено»
на заседании МС приказом директора МОУ СОШ№5
31 августа 2016 г. Гришко Н.А.
№84/1 от 31 августа 2016 г.
«Олимпионик»
(программа внеурочной деятельности для обучающихся 10-11 лет,
срок реализации: 1 год)
Составитель: Бондаренко А.В.,
учитель русского языка и литературы
Стрежевой – 2016
Программа курса внеурочной деятельности «Олимпионик»
по направлению «Общеинтеллектуальное»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Олимпионик» для обучающихся 5-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Главной задачей в рамках перехода к новым образовательным стандартам является создание в образовательном учреждении условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности может быть достигнуто при комплексном использовании организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий. Программа внеурочной деятельности направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса заключается в том, что программа реализует цели общекультурного воспитания, что является одной из главных задач современного образования. Значимость данной программы состоит в приобретении учащимися теоретической и практической базы для анализа языковых норм и формирования у школьников грамотной выразительной речи.
Практическая значимость – программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами в области русского языка и литературы на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Особенностью данного курса является интегративный межпредметный характер. Он включает в себя сведения различных образовательных курсов: русского языка, литературы.
Цель данного курса - создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку и литературе, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам по русскому языку и литературе.
Задачи.
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.
Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:
- научность, связь теории и практики;
- принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
- принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
- непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.
- В соответствии с требованиями ФГОС ООО во внеурочной деятельности реализуются современные образовательные технологии: информационная технология, технологии проектного и личностно ориентированного обучения. Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
- Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
- Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
- Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является проектная деятельность, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивную и поисковую деятельность, публичное выступление. Данная работа позволяет учащимся в практической ситуации демонстрировать полученные знания.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные:
- уважение ценностей семьи, общества;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- умение пользоваться словарями, справочниками;
- умение осуществлять анализ и синтез;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Срок реализации программы - 1 год, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Из них: | |
Теория | Практика | |||
Раздел «Фонетика» | ||||
1 | Произношение и написание слов. | 3 | 1 | 2 |
Раздел «Орфоэпия» | ||||
2 | Нормативные варианты произношения | 2 | 1 | 1 |
Раздел «Словообразование» | ||||
3 | Морфемы слова | 3 | 1 | 2 |
4 | Способы словообразования | |||
Раздел «Лексикология» | ||||
5 | Антонимы. Синонимы. Омонимы. | 2 | 1 | 1 |
6 | Фразеологизмы | 2 | 2 | |
Раздел «Морфология» | ||||
7 | Грамматические признаки самостоятельных частей речи | 5 | 2 | 3 |
8 | Служебные части речи | 2 | 1 | 1 |
9 | Омонимия частей речи | 1 | - | 1 |
Раздел Стилистика» | ||||
10 | Паронимы | 3 | 1 | 2 |
11 | Порядок слов | 1 | - | 1 |
12 | Стили и типы речи. | 2 | 1 | 1 |
Раздел «История языка» | ||||
13 | Из истории языка | 2 | 1 | 1 |
Раздел «Выразительные средства языка» | ||||
14 | Выразительные средства языка | 4 | 1 | 3 |
Раздел «Слово о слове» | ||||
15 | Виды словарей | 2 | 1 | 1 |
Содержание курса
Раздел «Фонетика» - 3 часа.
Тема «Произношение и написание слов»
Соотнесение звука и буквы, сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетический анализ слова. Фонетический принцип русской орфографии
Характеристика звуков русской речи. Фонетика: принцип буквенной орфографии.
Раздел «Орфоэпия» - 2 часа.
Тема «Нормативные варианты произношения»
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Работа с орфоэпическими словарями.
Раздел «Словообразование» - 3 часа.
Тема «Морфемы слова»
Структура слова. Разбор слова по составу. Принципы деления слова на морфемы.
Тема «Способы словообразования»
Различные способы образования слов. Словообразовательная цепочка.
Раздел «Лексикология» - 4 часа
Тема «Антонимы. Синонимы. Омонимы. Многозначность»
Слова-синонимы: правильное употребление в речи. Лексические нормы синонимов. Особенности синонимического ряда слов.
Понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Способы и причины образования нескольких значений у слова.
Тема «Фразеологизмы»
Понятие «фразеологический оборот». Особенности фразеологических сочетаний. Правильное употребление фразеологизмов в речи.
Раздел «Морфология» - 8 часов.
Тема «Грамматические признаки самостоятельных частей речи»
Основные грамматические категории имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, числительного.
Знакомство с наречием и его грамматическими признаками.
Грамматические «ловушки».
Тема «Служебные части речи»
Грамматические категории служебных частей речи.
Тема «Омонимия частей речи»
Основные принципы отличия омонимичных частей речи. Совпадение разных форм наречий и прилагательных, наречий и предлогов, наречий и существительных.
Раздел Стилистика» - 6 часов.
Тема «Паронимы»
Паронимы и их использование в речи.
Тема «Порядок слов»
Основные правила порядка слов в устной и письменной речи. Составление текстов.
Тема «Стили и типы речи»
Язык и речь. Функциональные стили речи. Понятие литературного языка. Типы речи. Разбор текстов разных стилей. Составление текстов различных типов.
Раздел «История языка» - 2 часа
Тема «Из истории языка».
Алфавит. Плоногласие и неполноглаие.
Раздел «Выразительные средства языка» - 4 часа
Тема «Выразительные средства языка»
Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.).
Раздел «Слово о слове» - 2 часа.
Тема «Виды словарей»
Знакомство с лексическим значением слов. Работа с различными словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
1. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку: книга для учащихся 5-7 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1989
2. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: просвещение, 1985
3. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. М. – Просвещение, 1976
4. Воронина Н. В. , Егорова Т. В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
5. Панов М.В. Занимательная орфография. М., 1984.
6. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. М.: - Аванта+, 1999.
7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). М., 1984.
8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.
9. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 и 3 (А.М.Камчатнов, С.И.Львова, О.М.Александрова и др.). – М.: Просвещение, 2009, 2011
10. Глинкина Л. А. Аз, буки, веди...- Челябинск: Челябинский областной Славянский культурный центр. 1991
11 Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. М.: Айрис-пресс, 2006.
12. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. М.: Айрис-пресс, 2010.
13. Московский интеллектуальный марафон. 5-8 классы: Сборник заданий. М.: Вербум-М, 2000.
14. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. М.: Владос, 2002.
15. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.
16. Глинкина Л. А. Аз, буки, веди...- Челябинск: Челябинский областной Славянский культурный центр. 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для 5 класса "Увлекательное страноведение" 2014-2015г.г.
Ограниченное количество учебных часов и рамки школьной программы не позволяют в полной мере удовлетворять интересы подростков. Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей,...
Авторская программа курса внеурочной деятельности "Английский язык и традиции. Театр на английском языке".
Данная программа может быть использована учителями английского языка, ведущими внеурочную деятельность по предмету. Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 5 - 7 классы. Программа рассчитана н...
Авторская программа курса внеурочной деятельности по английскому языку "Современная грамматика английского языка для подготовки к сдаче ГИА" для 7-8 классов основного общего образования (базовый уровень)
Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 7-8 классов. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения грамматического матер...
Программа курса внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" 8 класс
Цель программы: Развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 8 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому язык...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...
Программа курса внеурочной деятельности «Чтобы язык не заплетался» для 6 класса
Программа курса внеурочной деятельности «Чтобы язык не заплетался» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:- приказа Министерства обр...