Программа курса внеурочной деятельности "Олимпионик" (русский язык)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_po_napravleniyu.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Стрежевой Томской области
Управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №5 городского округа Стрежевой
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Согласовано» «Утверждено»
на заседании МС приказом директора МОУ СОШ№5
31 августа 2016 г. Гришко Н.А.
№84/1 от 31 августа 2016 г.
«Олимпионик»
(программа внеурочной деятельности для обучающихся 10-11 лет,
срок реализации: 1 год)
Составитель: Бондаренко А.В.,
учитель русского языка и литературы
Стрежевой – 2016
Программа курса внеурочной деятельности «Олимпионик»
по направлению «Общеинтеллектуальное»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Олимпионик» для обучающихся 5-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Главной задачей в рамках перехода к новым образовательным стандартам является создание в образовательном учреждении условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности может быть достигнуто при комплексном использовании организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий. Программа внеурочной деятельности направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса заключается в том, что программа реализует цели общекультурного воспитания, что является одной из главных задач современного образования. Значимость данной программы состоит в приобретении учащимися теоретической и практической базы для анализа языковых норм и формирования у школьников грамотной выразительной речи.
Практическая значимость – программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами в области русского языка и литературы на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Особенностью данного курса является интегративный межпредметный характер. Он включает в себя сведения различных образовательных курсов: русского языка, литературы.
Цель данного курса - создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку и литературе, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам по русскому языку и литературе.
Задачи.
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.
Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:
- научность, связь теории и практики;
- принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
- принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
- непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.
- В соответствии с требованиями ФГОС ООО во внеурочной деятельности реализуются современные образовательные технологии: информационная технология, технологии проектного и личностно ориентированного обучения. Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
- Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
- Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
- Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является проектная деятельность, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивную и поисковую деятельность, публичное выступление. Данная работа позволяет учащимся в практической ситуации демонстрировать полученные знания.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные:
- уважение ценностей семьи, общества;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- умение пользоваться словарями, справочниками;
- умение осуществлять анализ и синтез;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Срок реализации программы - 1 год, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Из них: | |
Теория | Практика | |||
Раздел «Фонетика» | ||||
1 | Произношение и написание слов. | 3 | 1 | 2 |
Раздел «Орфоэпия» | ||||
2 | Нормативные варианты произношения | 2 | 1 | 1 |
Раздел «Словообразование» | ||||
3 | Морфемы слова | 3 | 1 | 2 |
4 | Способы словообразования | |||
Раздел «Лексикология» | ||||
5 | Антонимы. Синонимы. Омонимы. | 2 | 1 | 1 |
6 | Фразеологизмы | 2 | 2 | |
Раздел «Морфология» | ||||
7 | Грамматические признаки самостоятельных частей речи | 5 | 2 | 3 |
8 | Служебные части речи | 2 | 1 | 1 |
9 | Омонимия частей речи | 1 | - | 1 |
Раздел Стилистика» | ||||
10 | Паронимы | 3 | 1 | 2 |
11 | Порядок слов | 1 | - | 1 |
12 | Стили и типы речи. | 2 | 1 | 1 |
Раздел «История языка» | ||||
13 | Из истории языка | 2 | 1 | 1 |
Раздел «Выразительные средства языка» | ||||
14 | Выразительные средства языка | 4 | 1 | 3 |
Раздел «Слово о слове» | ||||
15 | Виды словарей | 2 | 1 | 1 |
Содержание курса
Раздел «Фонетика» - 3 часа.
Тема «Произношение и написание слов»
Соотнесение звука и буквы, сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетический анализ слова. Фонетический принцип русской орфографии
Характеристика звуков русской речи. Фонетика: принцип буквенной орфографии.
Раздел «Орфоэпия» - 2 часа.
Тема «Нормативные варианты произношения»
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Работа с орфоэпическими словарями.
Раздел «Словообразование» - 3 часа.
Тема «Морфемы слова»
Структура слова. Разбор слова по составу. Принципы деления слова на морфемы.
Тема «Способы словообразования»
Различные способы образования слов. Словообразовательная цепочка.
Раздел «Лексикология» - 4 часа
Тема «Антонимы. Синонимы. Омонимы. Многозначность»
Слова-синонимы: правильное употребление в речи. Лексические нормы синонимов. Особенности синонимического ряда слов.
Понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Способы и причины образования нескольких значений у слова.
Тема «Фразеологизмы»
Понятие «фразеологический оборот». Особенности фразеологических сочетаний. Правильное употребление фразеологизмов в речи.
Раздел «Морфология» - 8 часов.
Тема «Грамматические признаки самостоятельных частей речи»
Основные грамматические категории имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, числительного.
Знакомство с наречием и его грамматическими признаками.
Грамматические «ловушки».
Тема «Служебные части речи»
Грамматические категории служебных частей речи.
Тема «Омонимия частей речи»
Основные принципы отличия омонимичных частей речи. Совпадение разных форм наречий и прилагательных, наречий и предлогов, наречий и существительных.
Раздел Стилистика» - 6 часов.
Тема «Паронимы»
Паронимы и их использование в речи.
Тема «Порядок слов»
Основные правила порядка слов в устной и письменной речи. Составление текстов.
Тема «Стили и типы речи»
Язык и речь. Функциональные стили речи. Понятие литературного языка. Типы речи. Разбор текстов разных стилей. Составление текстов различных типов.
Раздел «История языка» - 2 часа
Тема «Из истории языка».
Алфавит. Плоногласие и неполноглаие.
Раздел «Выразительные средства языка» - 4 часа
Тема «Выразительные средства языка»
Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.).
Раздел «Слово о слове» - 2 часа.
Тема «Виды словарей»
Знакомство с лексическим значением слов. Работа с различными словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
1. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку: книга для учащихся 5-7 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1989
2. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: просвещение, 1985
3. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. М. – Просвещение, 1976
4. Воронина Н. В. , Егорова Т. В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
5. Панов М.В. Занимательная орфография. М., 1984.
6. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. М.: - Аванта+, 1999.
7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). М., 1984.
8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.
9. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 и 3 (А.М.Камчатнов, С.И.Львова, О.М.Александрова и др.). – М.: Просвещение, 2009, 2011
10. Глинкина Л. А. Аз, буки, веди...- Челябинск: Челябинский областной Славянский культурный центр. 1991
11 Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. М.: Айрис-пресс, 2006.
12. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. М.: Айрис-пресс, 2010.
13. Московский интеллектуальный марафон. 5-8 классы: Сборник заданий. М.: Вербум-М, 2000.
14. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. М.: Владос, 2002.
15. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.
16. Глинкина Л. А. Аз, буки, веди...- Челябинск: Челябинский областной Славянский культурный центр. 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа курса внеурочной деятельности "Английский язык и традиции. Театр на английском языке".
Данная программа может быть использована учителями английского языка, ведущими внеурочную деятельность по предмету. Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 5 - 7 классы. Программа рассчитана н...
Авторская программа курса внеурочной деятельности по английскому языку "Современная грамматика английского языка для подготовки к сдаче ГИА" для 7-8 классов основного общего образования (базовый уровень)
Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 7-8 классов. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения грамматического матер...
Программа курса внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" 8 класс
Цель программы: Развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 8 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому язык...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...
Программа курса внеурочной деятельности «Чтобы язык не заплетался» для 6 класса
Программа курса внеурочной деятельности «Чтобы язык не заплетался» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:- приказа Министерства обр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...