Программа элективного учебного предмета «СТИЛИСТИКА. Стилистический синтаксис»
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Особенностью данной программы является её ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. Усиленное внимание к речевому аспекту в изучении русского языка определяет и структура данной программы: в ней не только представлена система понятий, подлежащих изучению, но выделена информация об особенностях употребления в речи языковых единиц. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.stilistika.stilisticheskiy_sintaksis.docx | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стиль-это единственная форма фразы, в которую укладывается данная мысль
Л.Н.Толстой
Содержание программы элективного учебного предмета «Стилистика. Стилистический синтаксис» соответствует
- обязательному минимуму образования по русскому языку,
- Требованиям к уровню подготовки выпускников школы,
- действующему базисному учебному плану(2004г.),
- основным идеям, заложенным в основную образовательную программу школы и программу развития школы на период до 2016года
Особенностью данной программы является её ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. Усиленное внимание к речевому аспекту в изучении русского языка определяет и структура данной программы: в ней не только представлена система понятий, подлежащих изучению, но выделена информация об особенностях употребления в речи языковых единиц. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. В грамматической стилистике большее внимание уделяется стилистическому синтаксису. Программа предусматривает наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа художественного произведения
Цель: в совершенствование и развитие навыков содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме, повышение грамотности учащихся, развитие культуры устной и письменной речи, подготовка к ЕГЭ
Задачи:
- закрепить и углубить знания, развивать умения создавать тексты различных стилей и жанров;
- научить осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- обеспечить практическое владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- научить правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последова тельность, связность. соответствие теме);
- научить соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
- развивать навыки речевого самоконтроля, оценивание своей речи с точки зрения её правильности;
- закрепить навыки анализа текста; уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты. ▪воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- прививать интерес и любовь к русскому языку;
- воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
В результате обучения выпускник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельности, целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога. Спецкурс должен помочь в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Задачи решаются при использовании таких форм работы:
▪ общеклассная
▪ групповая
▪ индивидуальная
▪ парная
▪ фронтальная
▪ дифференцированная
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами,
▪ работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
▪семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
▪работа с разнообразными лингвистическими словарями.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:
•владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
•производить синтаксический, речеведческий разбор, анализ текста;
▪пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, ▪правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
•иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
• владенеть нормами сочетаемости слов, конструирования предложений и текста;
•владеть лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами пунктуации
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ:
1.Обобщающие:
▪ репродуктивные
▪ творческие
▪ подготовительные
▪ поисковые
Итоговый контроль:
▪ проверочные работы ▪ тесты
Элементы применяемых технологий:
▪технология проблемного обучения.
▪ личностно-ориентированное обучение
▪тест- технологии
▪ИКТ
▪технология разноуровневого обучения
▪технология поэтапного формирования умственных действий
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик
▪овладевает глубокими систематизированными знаниями;
▪способен работать с разнообразной информацией;
▪может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
▪способен аргументировано доказать собственную точку зрения
Планирование рассчитано на 34 часа(1 час в неделю)
ТЕМЫ | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | часы | |
1 | Строй простого предложения | Классификация простых предложений. Синонимия простых предложений Параллельное употребление предложений. Разнообразные формы выражения сказуемого в простом предложении Стилистические функции сказуемых. | 2 часа |
2 | Стилистические функции порядка слов в предложении | Синтаксическая и стилистическая роль слов в предложении Обособленное согласованное определение, не согласованные определения. Управляющее слово в словосочетании. Смысловое выделение обстоятельств | 3 часа |
3 | Согласование сказуемого с подлежащим | Грамматическое согласование и согласование по смыслу Собирательные существительные с количественным значением Разряды местоимений. Союзные слова. Обратное согласование Субстантивированные не изменяемые части речи, сложносокращённые слова, нерасчленимая группа слов Прямой порядок слов, характер отношения между однородными подлежащими. Союзы между однородными членами | 6 часов |
4 | Согласование определений и приложений | Смысловое согласование. Синонимичные конструкции .Сочетание родового понятия с видовым. | 2 часа |
5 | Варианты форм, связанных с управлением | Различия между беспредложными и предложными конструкциями. Морфологическая омонимия Связь предлогов с устойчивыми выражениями. Предлоги с изъяснительным значением. Предлоги, выражающие пространственные, причинные отношения | 4 часа |
6 | Стилистические особенности предложений с однородными членами | Незамкнутый и замкнутый синонимичный ряд. Повторяющиеся предлоги перед группами однородных членов | 2 часа |
7 | Стилистическое использование обращений, вводных и вставных конструкций | Разнообразие значений вводных слов Обращения- метафоры, обращения-метонимии, обращения- перифразы, риторические обращения | 2 часа |
8 | Стилистика сложных предложений | Сочинительные и подчинительные союзы. Союзные слова. Синонимия союзных слов Разнотипность частей сложного предложения. Смещение конструкций. Неправильное употребление союзов и союзных слов | 2 часа |
9 | Параллельные синтаксические конструкции | Грамматические и стилистические особенности причастий при использовании причастных оборотов Грамматические и стилистические особенности деепричастий при использовании деепричастных оборотов | 2 часа |
10 | Стилистическое использование периода. | Смысловые отношения частей в периоде | 1 час |
11 | Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи | Средства выражения и стилистическая функция прям ой и несобственно-прямой речи | 1 часа |
12 | Стилистические фигуры | Синтаксический параллелизм как средство логического выделения Антонимы общеязыковые и контекстуальные. Оксюморон как средство усиления выразительности текста Возрастающая градация, нисходящая градация Инверсионные сочетания в русском языке Элипсис как стилистический приём Риторический вопрос как стилистическая фигура | 7 часов |
| |||
Календарно- тематическое планирование (34 часа) | ||||||
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | ||||||
№ п\п | ТЕМА УРОКА | ЦЕЛЬ | Знать | Уметь (практические навыки) | контроль | Дата |
Строй простого предложения (2 часа) | ||||||
1 | 1.Синонимия отдельных типов простого предложения | Классификация простых предложений. Синонимия простых предложений | Параллельное употреб ление предложений | Сопоставлять предложе ния. Подбирать синони мичные варианты | Упр.75 | |
2 | 2.Варианты форм сказуемого | Исследовать варианты форм сказуемого | Разнообразные формы выражения сказуемого в простом предложении Стилистические функции сказуемых | Находить простое глаголь ное сказуемое, вспомога тельный глагол, именную часть составного глаголь ного сказуемого | Упр 76. | |
Стилистические функции порядка слов в предложении (3 часа) | ||||||
3 | 1.Синтасическое и стилистическое значение порядка слов | Выявить значение порядка слов в предложении. | Синтаксическая и стилис тическая роль слов в предложении | Определять стилистичес кую нагрузку слова в нача ле и в конце предложения | 57 Упр.77 | |
4 | 2.Место подлежащего и сказуемого в предложении | Выявить значения расположения главных членов предложения. Понятие инверсии | Логическое выделение члена предложения | Находить инверсию в тек сте. Определять стилисти ческую роль | 58 | |
5 | 3.Место второстепенных членов в предложении | Исследовать место определе ния в предложении ,зависимость от стиля речи Исследовать место дополнения в предложении , зависимость от стиля речи. Формы выражения обсто ятельственных слов | Обособленное согласо ванное определение, не согласованные определе ния. Управляющее слово в словосочетании. Смысловое выделение обстоятельств | Выделять на письме обо собленные определения. выявлять их роль в тексте Препозиция дополнения в безличных предложениях Использовать значение места обстоятельственных слов при создании текста | Упр.78,79 | |
Согласование сказуемого с подлежащим ( 6 часов) | ||||||
6 | 1.Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное | Проследить синонимичность использования множествен ного и единственного числа глагола- сказуемого | Грамматическое согла сование и согласование по смыслу | Исправлять стилистичес кие тексты. Согласовы вать сказуемое с подлежа щим | 63 Упр.80 | |
7 | 2.Сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием | Проследить синонимичность использования множествен ного и единственного числа глагола- сказуемого | Собирательные сущест вительные с количест венным значением | Исправлять стилистичес кие тексты. Согласовы вать сказуемое с подлежа щим | 64 Упр.81,82 | |
8 | 3.Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение | Правило согласования сказу емого с приложением, нахо дящимся при подлежащем | Согласование по смыс лу. Сложносоставные сущест вительные. Ведущее слово при согласовании | Правильно согласовывать сказуемое с подлежащим | Упр.83 | |
9 | 4.Сказуемое при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределённым местоимением | Сопоставительный анализ предложений. Различные формы согласования | Разряды местоимений. Союзные слова. Обратное согласование | Правильно согласовывать сказуемое с подлежащим | 67 Упр.85 | |
10 | 5.Сказуемое при подлежащем, выраженном несклоняемым существительным, сложносокращённым словом, нерасчленимой конструкцией | Научить согласовывать сказуемое с подлежащим | Субстантивированные не изменяемые части речи, сложносокращённые сло ва, нерасчленимая группа слов | Выбирать форму согласо вания подлежащего со сказуемым | 68 Упр.86 | |
11 | 6.Согласование сказуемого с однородными подлежащими. | Проанализировать условия согласования сказуемого с однородными подлежащими | Прямой порядок слов, ха рактер отношения между однородными подлежащи ми. Союзы между однород ными членами | Объяснять форму согласо вания сказуемого с однородными подлежа щими. Мотивировать выбор | 70 Упр.87 | |
Согласование определений и приложений(2 часа) | ||||||
12 | 1.Согласование определения с существительными общего рода | Закрепить правила согласова ния определения с существи тельными общего рода | Смысловое согласование. Синонимичные конструкции | Объяснять форму согласо вания определения с суще ствительными общего рода. Мотивировать выбор | 71 Упр.92 | |
13 | 2.Согласование определения с существительным, имеющим при себе приложение 3.Согласование приложений | Усвоить правила согласова ния определения с существи тельными , имеющими при себе приложения . | Сочетание родового понятия с видовым. | Объяснять форму согласо вания. Мотивировать выбор | 71 76 Упр.93 | |
Варианты форм, связанных с управлением (4 часа) | ||||||
14 | 1.Синонимия беспредложных и предложных конструкций | Сопоставить синонимичные конструкции с непосредстве нным и посредственным уп равлением | Различия между беспред ложными и предложными конструкциями. Морфоло гическая омонимия | Исправлять нарушенные синтаксические связи при оборотах с предлогами | 78 Упр.94 | |
15 | 2.Синоминия предлогов | Находить различия в смысло вых или стилистических от тенках между синонимичны ми предлогами | Связь предлогов с устойчи выми выражениями. Пред логи с изъяснительным значением. Предлоги, вы ражающие пространствен ные, причинные отноше ния | Определять стилистичес кий характер использова ния предлогов.Возмож ность использования синонимических замен | 79 Уро.95 | |
16 | 3.Управление при синонимичных словах | Сопоставление конструкций. | Управление при синони мичных глаголах, однокоренных словах | Стилистическая правка текстов | 82 Упр.99 | |
17 | 4.Управление при однородных членах предложения | Исправление грамматичес ких (синтаксических ) оши бок | Зависимое слово при сло вах, требующих разного управления | Употребление общего до полнения при двух или не скольких управляющих словах | тест | |
Стилистические особенности предложений с однородными членами (2 часа) | ||||||
18 | 1.Стилистические функции однородных членов предложения. Союзы при однородных членах предложения | Проанализировать стилисти ческие функции однородных членов предложения | Незамкнутый и замкну тый синонимичный ряд. | Стилистическая окраска союзов при однородных членах предложения. | 87 Упр.102 | |
19 | 2.Предлоги при однородных членах предложения. Ошибки в сочетаниях однородных членов | Отметить варианты сочета ний однородных членов предложения | Повторяющиеся предлоги перед группами однород ных членов | Логический и граммати ко-стилистический анализ ошибок | Упр.103 | |
Стилистическое использование обращений, вводных и вставных конструкций ( 2 часа) | ||||||
20 | 1.Стилистические функции обращений | Функции обращений в разных стилях речи | Обращения- метафоры, обращения-метонимии, обращения- перифразы, риторические обращения | Указывать стилистичес кие функции обращений | 90 Упр.104 | |
21 | 2.Стилистические функции вводных слов и вставных конструкций. | Сопоставление отдельных разрядов вводных конструк ций | Разнообразие значений вводных слов | Указывать стилистические функции вводных конст рукций | 91 Упр.106 | |
Стилистика сложных предложений(2 часа) | ||||||
22 | 1.Стилистические функции союзов и союзных слов | Смысловая и стилистичес кая роль союзов в сложном предложении | Сочинительные и подчи нительные союзы. Союз ные слова. Синонимия союзных слов | Стилистические особен ности сложных предложе ний. Стилистические функции союзов | 95 Упр.107 | |
23 | 2.Стилистические ошибки в сложных предложениях | Выявить разнообразие струк турных типов сложного пред ложения, многосоставность сложных предложений | Разнотипность частей сло жного преложения. Сме щение конструкций. Не -правильное употребление союзов и союзных слов | Исправлять стилистичес кие ошибки. Указывать характер ошибки | 96 Упр.108 | |
Параллельные синтаксические конструкции(2 часа) | ||||||
24 | 1.Причастные обороты | Общая характеристика синтаксических конструк ций. Стилистические осо бенности причастных оборотов | Грамматические и стилистические особен ности причастий при ис пользовании причастных оборотов | Исправлять стилистичес кие ошибки. Указывать характер ошибки | Упр.109 | |
25 | 2.Деепричастные обороты | Общая характеристика син таксических конструкций Стилистические особеннос ти деепричастных оборотов | Грамматические и стили стические особен ности деепричастий при исполь зовании деепричастных оборотов | Исправлять стилистичес кие ошибки. Указывать характер ошибки | 99 Упр.111, 112 | |
Стилистическое использование периода( 1 час) | ||||||
26 | 1.Стилистические функции периода | Дать определение периода, проанализировать стилисти ческие функции периода | Смысловые отношения частей в периоде | Определять стилистичес кую функцию периодов | Упр.114 | |
Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи ( 1часа) | ||||||
27 | 1.Стилистические функции прямой и несобственно-прямой речи | Стилистические функции прямой речи | Средства выражения и сти листическая функция прям ой и несобственно- пря мой речи | Определять лексический состав и стилистические функции предложений, вводящих прямую речь | 103 105 Упр.116 | |
Стилистические фигуры | ||||||
28 | Анафора и эпифора | Стилистический выбор языковых средств | Образно- выразительная функция речи | Составлять текст, используя одну из фигур повторения. Находить случаи параллелизм. Определять их функцию в речи | 116 Упр.127 | |
29 | Синтаксический параллелизм | Рассмотреть стилистические функции синтаксического параллелизма | Синтаксический паралле лизм как средство логического выделения | 117 | ||
30 | Антитеза и оксюморон | Рассмотреть стилистические функции антитезы и оксюмо рона | Антонимы общеязыковые и контекстуальные. Оксю морон как средство усиле ния выразительности текста | Построение по принципу антитезы для усиления выразительности речи | упр.128 | |
31 | Градация | Рассмотреть стилистические функции градации. Измене ние признака по абстрактной | Возрастающая градация, нисходящая градация | Определять выразитель ную роль градации | 119 упр.129 | |
32 | Инверсия | Рассмотреть стилистические функции инверсии | Инверсионные сочетания в русском языке | Использование инверсии в сочинении-рассуждении | 120 Упр.132 | |
33 | Элипсис | Рассмотреть стилистические функции элипсиса | Элипсис как стилистический приём | Определять роль элипсиса в тексте | 121 упр.134 | |
34 | Риторический вопрос | Рассмотреть стилистические функции риторического вопроса | Риторический вопрос как стилистическая фигура | Использование ритори ческого вопроса в текстах разных стилей | упр.135 |
Литература
Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М..1980
Колесников Н.П. Синтаксическая омонимия в простом предложении. Ростов-на-Дону.,1981
Розенталь Д.Э.Справочник по русскому языку «Практическая стилистика» М.: Оникс 21 век.»Мир и образование», 2001
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. Сложное синтаксическое целое.М.,1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"
Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...
Программа элективного учебного предмета "Трудные вопросы математики" (10 класс)
Программа элективного учебного предмета по математике в 10 классе организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче единого государственного экзамена по мат...
Программа элективного учебного предмета "Основы экономических знаний"
Программа составлена для 9-х классов, 1 раз в неделю в течение года. Основная цель курса «Основы экономических знаний» - формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоя...
Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год
В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса «Вы и ваши гены»....
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...
Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»
Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...
Рабочая программа элективного учебного предмета «Стилистика. Культура речи»
Цели элективного учебного предмета:– углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;– научить различным приемам использования их выразительных средств;&ndash...