Учение с увлечением (методическое пособие)
методическая разработка
Комплект материалов может быть использован как в качестве интеллектуальных конкурсов на внеклассном мероприятии, так и в качестве диагностических работ в детском объединении туристско-краеведческого направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchenie_s_uvlecheniem_metodicheskoe_posobie.docx | 54.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга)
Методические материалы
«Учение с увлечением»
Тесты и викторины для диагностических работ
в детских объединениях
туристско-краеведческого направления
Автор: Соколов Дмитрий Леонидович –
педагог-организатор,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2020 год
Аннотация
Настоящий комплект материалов может быть использован как в качестве интеллектуальных конкурсов на внеклассном мероприятии, так и в качестве диагностических работ в детском объединении туристско-краеведческого направления.
Пояснительная записка
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения подразумевают беспристрастную диагностику в тестовом режиме, позволяющую чётко выделить разделы, недостаточно усвоенные детьми. В дополнительном образовании вообще и в туристско-краеведческой направленности в частности это особенно актуально, поскольку пробелы в тех или иных знаниях могут подвергнуть обучающихся опасности в выездных мероприятиях.
Для педагога, чётко понимающего, чему он хочет научить детей, но испытывающего затруднение в определении критериев оценки личностного роста ребёнка, как в предметном, так и в метапредметном плане, данный комплект, несомненно, может стать подспорьем, своего рода копилочкой, способной дополняться уже исходя из опыта педагога.
Количество заданий в тестах и викторинах позволяет вывести объективную оценку теоретической составляющей универсальных умений обучаемого.
С одной стороны, комплект викторин и тестов рассчитан на общий кругозор и может быть использован как в помещении на каком-то развлекательно-познавательном мероприятии, так и в длительном путешествии детской группы, чтобы скрасить досуг после тяжелого пройденного за день маршрута. В то же время есть материалы, отражающие разделы, знание которых необходимо для обеспечения безопасности группы. Они могут завершать, например полугодовой инструктаж по технике безопасности.
Количество заданий в каждом тесте и викторине кратно 10. А это позволяет оценивать знания обучающихся как по 5-ти, так и по 10- бальной шкале. Кроме того, по количеству правильных ответов педагог может определить градацию оценки высокого, среднего и низкого уровня освоения материала.
Например, в викторинах и тестах, содержащих по 10 вопросов:
8-10 правильных ответов – высокий уровень освоения материала,
4-7 правильных ответов – средний уровень освоения,
3 и менее – низкий уровень.
В тестах, содержащих 20 вопросов, соответственно: 16-20 – высокий, 7 -15 – средний, 6 и менее – низкий.
Данный комплект материалов не является окончательной версией и будет дополняться, как автором, так и рекомендуется к дополнению педагогами в соответствии со своим направлением и опытом работы.
Тест по безопасности
- В ожидании руководителя перед занятием в спортзале нужно:
а) переодеться и ожидать в раздевалке;
б) играть со спортивными снарядами и кувыркаться на матах;
в) кричать и веселиться;
г) спокойно делать уроки и ждать команду к переодеванию.
- Если при посадке в транспорт группа разделилась, отставшие или уехавшие:
а) доезжают до следующей остановки и возвращаются назад к тому же месту, от которого уехали;
б) едут до конечной станции и там ждут у головного вагона;
в) едут до станции назначения, а если не знают её, выходят на следующей остановке, где останавливаются все поезда, и ждут следующего поезда против дверей, где вышли;
г) добираются до кабины машиниста (например, перебегая из вагона в вагон, заявляют, что потерялись и просят остановить поезд.
- При движении группы в походе участникам нужно находиться:
а) впереди всех;
б) в зоне видимости руководителя группы;
в) между направляющим и замыкающим;
г) в зоне слышимости группы
- При движении группы в походе через населённый пункт нужно:
а) познакомиться со всеми жителями, спросив, как у них дела;
б) громко петь, что все местные жители знали, какая группа дружная;
в) пройти тихо, не привлекая внимания, здороваясь со встречными;
г) остановиться на длительный привал, чтобы хорошо отдохнуть.
- При заготовке дров в походе главное нужно:
а) держаться подальше от колющего дрова, от спиливаемого дерева и держать подальше руку от зубьев пилы;
б) все сухие деревья валить в южном направлении, поскольку там больше сучьев и вероятности, что дерево свалиться туда;
в) разжигать костёр дровами из только лежащих деревьев и валяющихся веток;
г) заготавливать дрова с большим запасом, чтобы, если понравиться место, можно было остаться ещё на одну ночёвку.
- При виде какого-то препятствия на маршруте, необходимо:
а) ждать пока его увидит руководитель группы;
б) передать о наличии данного препятствия по цепочке группы и, если нужно, ждать решения руководителя;
в) не пускать никого, пока заметивший препятствие не попытается устранить его самостоятельно;
г) никому не сообщать об этом препятствии, чтобы не сеять в туристской группе панику.
- Если участник детской группы получил повреждение или почувствовал недомогание, он должен:
а) определить способ лечения и оказать себе помощь сам;
б) попросить аптечку у ответственного за неё и лечиться самостоятельно;
в) позвонить родителям и сообщить, что болит, спросив их совета;
г) обратиться к руководителю, чтобы решение по лечению принимал он.
- Если участник похода на маршруте почувствовал, что обувь жмёт или носок одет плохо, нужно…
а) идти и терпеть, поскольку настоящий турист должен уметь превозмогать любую боль.
б) передать по цепочке руководителю просьбу остановиться и поправить носок, иначе проблема участника может стать проблемой группы;
в) никого не отвлекать, остановиться самому и спокойно решить свою проблему самостоятельно;
г) идти в ближайший населённый пункт, самостоятельно снявшись с маршрута, чтобы не натереть ногу ещё больше.
- Для страховки в походе используются верёвки
а) плетёные капроновые, диаметром не более 6 мм;
б) плетёные капроновые, диаметром в 10-11 мм, а если не на переправах и не при вертикальном спуске – от 8 мм;
в) кручёные верёвки повышенной прочности, диаметром 10-12 мм со страховочными петлями для всей группы;
г) толщины и длины по принципу «чем толще и длиннее, тем надёжнее.
- О выходе на маршрут и его завершении группа должна сообщить:
а) всем друзьям и знакомых во всех социальных сетях, где пройдена регистрация;
б) администрации выпускающей организации, в маршрутно-квалификационную комиссию и поисково-спасательную службу;
в) в полицейский участок, управление промышленности и торговли, детскую поликлинику по месту регистрации;
г) в региональный комитет телерадиовещания для более полного и достоверного освещения событий похода.
Туристская викторина Команда________________
- При движении туристской группы вдоль дороги группа идёт:
а – по правой стороне; б – в колонну по 3; в – по 1-му по обочине навстречу движению
- Как правильно отклонять ветви деревьев при движении группы по лесу?
а – перпендикулярно тропе б – вперёд по ходу в – назад, против движения
- Когда на маршруте группе оптимально проходить населённые пункты?
а – утром б – днём в – вечером
- Выберите основные требования к туристскому снаряжению:
а – непродуваемость б – надёжность в – плавучесть г – компактность
д – универсальность е –мягкость ж – лёгкость з – квадратность
- Какая обувь подходит больше для длительного маршрута?
а – резиновые сапоги б – ботинки в – кроссовки
- Рюкзак укладывается следующим образом:
а – всё тяжёлое кладётся вниз б – самое тяжёлое кладётся наверх
в – так, чтобы центр тяжести рюкзака был ближе к центру тяжести человека
- Основной фактор, определяющий выбор места для бивуака - наличие:
а – навеса; б – близости питьевой воды; в – топливных ресурсов; г – населённого пункта
- Палатку лучше установить:
а – на склоне б – на вершине холма в – в лощине на пригорке
- В лесу костёр рекомендуется разводить в месте, где между:
а – стволами 3 м б – корнями 15 м в – кронами не менее 5-ти м
- Какой мусор нельзя оставлять в лесу, так как природа с ним не справится?
а – пластиковую тару г – целлофановые пакеты ж – остатки каши
б – стеклянную посуду д – влажные салфетки з – туалетную бумагу
- Назовите основные отличия топографических карт от спортивных:
а – разный способ обозначения рельефа б – цвет, масштаб и магнитное склонение
в – наличие, или отсутствие теней хребтов
- В туризме и ориентировании используются компасы:
а – геологические б – зеркальные в – учебные г - жидкостные
- Сопоставьте элементы рельефа:
| а – верхняя точка холма б – нижняя часть холма д – линия водосбора в – обрыв, врезанный в склон г – линия на карте, проведённая на одной высоте е – точка водораздела ж – линия водораздела | 1- __ 2- __ 3- __ 4- __ 5- __ 6- __ 7- __ |
- Азимут это:
а – угол между двумя заданными ориентирами б – заданное направление н северо-восток
в – угол между направлением на север и направлением на заданный объект.
- Расставьте рекомендуемый объём котлов (в литрах на) на человека в походе – (0,5л; 0,4 л; 0,35 л) для «первого» – _л для «второго» – _л для напитка – __л
- Какие продукты вы бы не взяли в длительный пеший поход?
а – масло топлёное е – мясо сушёное л– сухофрукты
б – молоко сгущёное ж – греча м – сухое молоко
в – орехи в ассортименте з – молоко в бутылке н – картофель
г – тушёнка в стекл/банке и – рыбные консервы о – колбаса варёная
д – капуста белокочанная к – сало-шпик п – сахарный песок
Краеведческо-географическая викторина
- Какое из названий высочайшей вершины правильное: Джомолунгма, или Эверест? Оба – это европейское и азиатское название горы
- Какой водопад считается самым полноводным в мире Ниагарский
- Какая река считается самой длинной в мире с притоками – Амазонка
- Назовите самую глубокую точку мирового океана Марианская впадина
- Водоем - наибольший в мире резервуар пресной воды Озеро Байкал
- Назовите самый северный город-миллионник Санкт-Петербург
- Какое старейший город в России находится на территории Ленинградской области? Старая Ладога
- В состав какой республики входили эти земли в XII в.? Новгородской
- В каком веке Новгородская республика прекратила существование, подавленная Великим князем Московским? В XVв
- Какой страной были захвачены эти земли в смутное время? Швецией
- Кто решил перенести в эти места столицу России? Пётр Великий
- С каких 3-х островов начинался С-Петербург? Заячий, Берёзовый, Котлин
- Как назвали в 1708 году губернию вокруг города? Ингерманландская
- Какой город Ленобласти берёт исчисление с 1777 года? Луга
- Кому принадлежат строки «Есть в России город Луга Петербургского округа. …»? А. С. Пушкину
- Кому противостояли первые рабоче-крестьянские отряды в феврале 1918 года, что стало началом Красной Армии? генералу Юденичу
- При каком руководителе в 1931 году Ленинград стал городом республиканского значения? при Сергее Мироновиче Кирове
- Что в июле 1941 послужило причиной приостановки наступле-ния на Ленинград группы армий «Север»? Лужский оборонительный рубеж
- Какая дата считается началом Блокады Ленинграда? 8 сентября 1941
- В честь какой героини-партизанки, уроженки села Стрешево, погибшей у Мшинской, названа ж/д станция? разъезд Антонины Петровой
- Каким орденом награждён город Луга в 1977 году в связи со своим 200-летием? Орденом Отечественной войны» I степени
- Какой пригород СПб – побратим финского городка Миккели? Луга
- В каком виде спорта команда Ленобласти выиграла в этом году Евролигу? В водном поло женская команда из г. Кириши
Викторина по истории Вооружённых сил России
- Сколько лет было Александру Невскому, когда он с русской дружиной одержал победу над рыцарями на Чудском озере?
а) 42 года; б) 50 лет; в) 31 год; г) 20 лет.
- Кто из русских полководцев совершил переход с войсками и даже с артиллерией через альпийские горы?
а) А. В. Суворов; в) А. Г. Орлов;
б) М. И. Кутузов; г) Пётр Первый.
- Кем был создатель первого русского самолёта А. Ф. Можайский?
а) гусаром-кавалергардом;
б) военным моряком;
в) капитаном-бомбардиром от артиллерии;
г) конструктором космических кораблей.
- Какое событие в феврале 1918 года считается началом создания Красной Армии?
а) появление первого русского танка;
б) запуск военного дирижабля под Москвой;
в) отпор войскам Юденича под Петроградом;
г) победа над Мамаем на Куликовом поле.
- Где состоялся прорыв Блокады Ленинграда?
а) на Ораниенбаумском плацдарме; в) на Невском пятачке;
б) в районе посёлка Марьино; г) на Ладожском озере.
- Кого из советских военачальников по итогам Великой Отечественной войны назвали «Маршалом Победы»?
а) маршала Рокоссовского К. К.; в) маршала Жукова Г. К.;
б) маршала Тухачевского М. Н.; г) маршала Конева И. С..
Географическая викторина
- Назовите самую северную точку Земли
а) Северный Полюс; б) Южный Полюс; в) Северная Земля; г) г. Мурманск
- Какое озеро самое глубокое в мире?
а) Ладожское; б) Онежское; в) Чудское; г) Байкал.
- Назовите самую высокую горную вершину Земли
а) Джомолунгма (Эверест); б) Эльбрус; в) Анапурна; г) Арарат.
- Какая страна самая большая по площади?
а) Китай; б) Канада; в) Россия; г) США.
- От какой обсерватории начинается отсчёт времени?
а) от Пулковской в Санкт-Петербурге;
б) Обсерватория «Ай-Петри» в Крыму;
в) Гринвичская обсерватория в Великобритании.
- Извержение какого вулкана изображено в картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи»?
а) Везувий; б) Фудзияма; в) Ключевская сопка;
- Какой из четырёх мировых океанов считается самым небольшим?
а) Тихий; б) Северный ледовитый; в) Атлантический; г) Индийский.
- Где проложили самый длинный тоннель в мире?
а) Под Финским заливом между Ломоносовым и Кронштадтом;
б) Под проливом Ла-Манш между Францией и Великобританией;
в) Под Японским морем между Японией и Сахалином.
- Кто совершил первое кругосветное путешествие?
а) Фернан Магелан; б) Христофор Колумб; в) Америго Виспуччи; г) Пржевальский.
- Назовите современника, пересёкшего океан на вёсельной лодке?
а) Фёдор Конюхов; б) Фёдор Емельяненко в) Джек Воробей
Викторина «Животный и растительный мир Земли»
- Назовите самое быстрое животное на Земле
а) гепард; б) мангуст; в) кенгуру; г) жираф.
- Назовите самую высокую в мире траву?
а) мурава; б) Иван-чай; в) камыш; г) бамбук.
- Назовите самое гигантское млекопитающее
а) кит; б) слон; в) медведь; г) жираф.
- Какие меры принимаются против укуса клещей?
а) головной убор, избегание сухого леса и травы, самоосмотр;
б) массовое использование духов и одеколонов;
в) раствор йода и зелёнка.
- Какие растения подтверждают чистоту в водоёмах?
а) осока; б) рогоз; в) ряска; г) магнолия; д) роза
- Где в Ленинградской области находится питомник, в котором содержат зубров и бизонов?
а) в Шапках; б) в Орехово; в) Лигово; г) в Токсово.
- Как можно определить возраст растущей сосны?
а) по высоте дерева; б) по толщине ствола;
в) по количеству поясов из веток; г) по цвету хвои.
- В искусственных Саблинских пещерах живут летучие мыши.
Зимой они спят, повиснув вниз головой под потолком и сложив крылья. Почему туристов просят не светить на них фонариками?
а) они проснутся и умрут с голоду; б) чтобы они не ослепли;
в) чтобы песок в пещере не высох и не обвалился;
- Какое главное отличие лягушки от жабы?
а) лягушка – земноводное, а жаба - членистоногое;
б) лягушка бывает только зелёной, а жаба только жёлтой;
в) лягушка может стать царевной, а жаба – нет;
г) лягушка прыгает, а жаба ползает.
- Какое растение обладает антибактериальными лечебными свойствами и используется для повязки на ранку?
а) лопух; б) ревень; в) папоротник; г) подорожник.
Викторина по оказанию первой помощи | |||
1. Чем характеризуется венозное кровотечение? | |||
1. Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном. 2. Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета. 3. Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску. | |||
2. Какие признаки закрытого перелома конечностей? | |||
1. Синяки, ссадины на коже. 2. Конечность искажена, поврежден кожный покров, видны осколки костей. 3. Сильная боль, припухлость мягких тканей и деформация конечности. | |||
3. Как оказать помощь пострадавшему при 1 степени обморожения? | |||
1. Дать горячее питье. 2. Растереть место обморожения до красноты. 3. Снять одежду с места обморожения, если она сырая, обложить сухим материалом или ватой, перебинтовать, дать горячий напиток (чай). | |||
4. Как правильно одеть на пострадавшего рубашку, пиджак при ранении руки? | |||
1. Одежду одевают сначала на больную руку, затем на здоровую. 2. Разницы нет, как одевать пострадавшего. 3. Одежду одевают сначала на здоровую, а затем на больную руку пострадавшего. | |||
5. Как оказать помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути? | |||
2. Наклонить пострадавшего и резко похлопать ладонью между лопатками. 3. Открыть рот и осторожно удалить инородное тело. | |||
6. Чем характеризуется артериальное кровотечение? | |||
1. Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску. 2. Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном. 3. Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета. | |||
7. Как оказать помощь на месте происшествия при простой и неглубокой ране? | |||
1. Наложить жгут выше раны. 2. Промыть водой, наложить стерильную или чистую ткань, прибинтовать. 3. Простая и неглубокая рана не требует оказания помощи. | |||
8. Как оказать помощь пострадавшему при солнечном и тепловом ударах? | |||
1. Усадить пострадавшего в тень, напоить холодным напитком, наложить холодный компресс на грудь. 2. Уложить пострадавшего на спину в прохладном, проветриваемом месте, расстегнуть одежду, сделать холодные компрессы на голову, шею, дать выпить прохладное питье. 3. Быстро перенести пострадавшего в тень, уложить на спину так, чтобы голова была ниже туловища, сделать растирание в области сердца. | |||
9. Как оказать помощь пострадавшему в ДТП при сильном ушибе грудной клетки? | |||
1. Обеспечить пострадавшему свободное дыхание, придать полусидячее положение, вызвать скорую помощь, до приезда – контролировать состояние. 2. Уложить на спину, к месту ушиба приложить тепло. 3. Уложить пострадавшего, сделать искусственное дыхание, обеспечить тёплым питьём.
| |||
10. Как правильно снять одежду с пострадавшего при повреждении руки или ноги? | |||
1. Сначала снять одежду с поврежденной конечности, затем со здоровой. 2. Снимать с обеих конечностей одновременно для ускорения оказания первой помощи. 3. Сначала снять одежду со здоровой конечности, затем с поврежденной. |
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Учебное пособие.-СПб. "Паритет", 2000 г.
- Биржаков М.Б. Введение в туризм. – Санкт-Петербург: Питер, 2002.
- Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд./под ред. А.М. Прохорова. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 1998.
- «Я знаю ответы» Симон Хачатрян Питер 2018г
- «Природные ресурсы мира» Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. - М.: Россия, 2009г.
- «Первая помощь» - Методическое пособие ГБНОУ ДООТЦ «Балтийский берег» -2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников
Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованны...
Учение с увлечением
Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...
Учение с увлечением
Классный час: "Учение с увлечением"Цель: Познакомить детей с основами учения с увлечением, подвести к мысли, что недостаточно просто учиться, необходимо учиться с увлечением.Задачи: 1. Помочь детям ос...
Учение с увлечением
Эта книга С.Соловейчика рассказывает просто о сложном - как учиться, как научить ребенка, помочь ему в обучении. Книга будет полезна родителям, стремящимся создать благоприятные условия для развития с...
Методическое пособие по теме "Учение о клетке" для учителей биологии 10-11 классов.
Дидактические материалы включают в себя учебные тексты, тесты, задачи, упражнения, вопросы для самоконтроля, эвристические задания, рефераты, проблематику внеурочной и внеклассной с учащимися в объеме...
Проект. Учение с увлечением. Пособие для начинающих
Выбор темы исследования связан с трудностями, возникшими в процессе изучения предмета «Русский язык», в частности морфологии. Возникла идея абстрактные понятия русского языка облечь в интересные осяза...
Методическое пособие "Приемы повышения мотивации школьников к учению"
Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются л...