Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Каюмова Альфия Ураловна

Знать, что такое синонимы. Уметь находить синонимы в тексте и определять оттенки их лексического значения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_sinonimy.doc75 КБ
Office presentation icon na_otkr_urok_sinonimy.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:

                                                 Тема: Синонимы.

Класс: 5 «В»

Учитель: Каюмова А.У.

Цель:  знать, что такое синонимы. Уметь находить синонимы в тексте и определять оттенки их лексического значения;

Задачи:

 Образовательные:  уметь видеть в тексте синонимический ряд и составлять самим ряды синонимов; учить определять виды синонимов ( лексические и контекстуальные); уметь употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения

Развивающие:

развитие памяти, образного мышления, умения проводить сопоставительный анализ текстов, интеллектуальное и речевое развитие.

Воспитательные:

формировать чувства милосердия и любви к животным, повысить интерес к русскому языку.

Оборудование:   у каждого лист для работы; глобус, указка; проектор, экран, программа PowerPoint, колонки для прослушивания музыки.

На доске: записана дата, прикреплены 4 листа с ребусом, записано:

Синонимы – это …  

Синонимы  бывают … и …  

Синонимический ряд – это…  

Роль синонимов в речи …; на месте пропусков прикреплены листы с распечатанными ответами.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Слайд1

- Здравствуйте. Сегодня у нас гости. Давайте покажем как мы умеем работать дружно и активно. Сегодня вы не будете писать в тетради. У каждого есть рабочий лист, который к концу урока будет заполнен  (показываю сама). Посмотрите на него. На уроке вы узнаете много нового и интересного.  Вы готовы к работе?

 

 2.Актуализация знаний.

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

 – Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

             3. Введение в тему. Мы продолжаем изучать  лексику. А какова наша тема, вы узнаете посмотрев на экран. Отгадываем и записываем на рабочий лист: Синонимы.

- Это слово латинского происхождения и состоит из 2 корней: син – одинаковый, онима – слово.(2 слайд)

Поставьте ударение.  Давайте произнесём это новое слово.

 4.Постановка цели (детьми) (узнать, что такое синонимы, уметь находить их в тексте, определять оттенки лексического значения).

    1.  Сегодня мы познакомимся с этим явлением  лексики. Посмотрите на доску. Здесь незаконченные предложения, которые мы допишем в течение урока. Что же нам нужно узнать?

 

  На доске:  

Синонимы – это …  ( Что такое синонимы?)

Синонимы  бывают … и …  (Какие бывают синонимы?)

Синонимический ряд – это… (Что такое синонимический ряд?)  

Роль синонимов в речи…(Какова роль синонимов в речи?)

5. Объяснение нового материала.

Итак, работаем над 1-ым вопросом,и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка

Слайд 3.  

 Лесная сказка

     Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

     - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

     - И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

     Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

Беседа.

1. Назовите глаголы, характеризующие движения зайцев.(щелчок) Записываем на лист под цифрой 1. (Собрались, сбежались, приплелись.)  Определите их значение. Что общего? Есть ли различия?  (близкие по смыслу, но различаются оттенками лексического значения)    

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.) (щелчок) Запись на лист под цифрой 2. Что скажете о значении этих слов?(близкие по значению)  А какие это части речи?(глаголы – одна и та же часть речи)

 

     Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые являются одной и той же частью речи, близкие по смыслу, но различаются оттенками значения.  Это и есть «Синонимы».1-ая запись на доске.

Это только 1-ая тема в разделе «Лексика», на последующих уроках вы будете знакомиться с другими лексическими явлениями. Давайте поработаем с учебником. Откройте с.162.прочитаем определение. Что же такое синонимы?  

 Мы говорим о лексических синонимах  2-ая запись на доске  

     У вас в тетради записаны  группы синонимов, объединённых одним значением. Прочитайте их. Перед вами два синонимических ряда. 3-я запись на доске. Что такое синонимический ряд?

- Кто главный герой сказки Мамина-Сибиряка? (Заяц) Он сегодня у нас в гостях . Слайд 4. Хотя зимой зайчики меняют цвет на белый, наш ещё серенький. Посмотрим, каким он станет к концу урока. 

   

6. Сведения о зайце.

     Очень хочется побольше узнать о нашем госте. А помогут нам в этом интересные люди.

 (подготовленные ученики) 

 Слайд 5

  Географ (в руках глобус):   Есть За́ячий остров, который находится в самом широком месте устья Невы, его длина — 750 метров, ширина — около 400 метров.

Слайд 7

 Экскурсовод (в руках указка).  Существуют памятники зайцу. Памятник доблестному зайцу был открыт в Михайловском 25 декабря 2000 года.

 Александр Сергеевич Пушкин находился в  своём селе Михайловском в ссылке, и не имел права выезжать из имения без ведома властей.  В конце декабря 1825 года он  самовольно решил поехать в Петербург. Однако, завидев перебежавшего ему дорогу зайца,  поэт поворотил карету, потому что верил в приметы. А перебегающий дорогу заяц – плохая примета.

 Слайд 8

 Памятник Зайчику, спасшемуся от наводнения, воздвигнут в Петербурге  на Заячьем острове.

 

7. Музыкальная пауза  

Мы узнали немного нового о нашем главном герое. А каков же он? Попробуем определить, прослушав музыку. Это произведение Петра Ильича Чайковского «Сентябрь. Охота» из альбома «Времена года».Определите характер музыки. Слайд 9. Итак, каков же характер музыки?  (быстрый, стремительный, скорый, бойкий, резвый, проворный). Соответствуют ли эти слова  движениям зайца? Какие по значению эти слова? (близкие – синонимы). Запишем их на лист под цифрой 3 и на доску.

 

8. Поиск синонимов и однокоренных слов в тексте.

Итак, мы подобрали синонимический ряд для характеристики зайца. Теперь наша задача узнать,   могут ли быть  синонимы у слова «заяц».   Ответим  на этот вопрос, прочитав отрывок из произведения Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Слайд 10. Дед Мазай спасает зайцев от наводнения. Какой он человек?(добрый) Кому из вас приходилось спасать животное от гибели, поднимите руки? Почему вы это делали?(жалко) Посмотрите, сколько добрых людей в вашем классе!  Я читаю, вы следите. Перед вами таблица после стихотворения. Слайд 11. В ней 2 столбика. Какой вы можете заполнить?  (лексические синонимы)

 

Работа в парах. Читайте ещё раз. Заполняем таблицу 1 столбик.

Лексические синонимы

Контекстуальные синонимы

заяц

 заяц

(зверёк)

(горемыка)

 (зверишка)

 

 (косой)

 

 Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверкам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои,— ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой:

 «То-то! — сказал я: — не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Этак гуторя, плывем в тишине.

 

 Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его — тягота не велика! …………………………………….

Лодку причалил — и: «с богом!» сказал.

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: «у-х!

Живей, зверишки!

Смотри, косой, 

Теперь спасайся,

А чур, зимой

Не попадайся!

 Проверяем синонимы. (щелчок) Перечитайте выделенное предложение. Как ещё называет автор зайчика? (горемыка) Почему?  Разве это слово имеет значение – заяц? Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными синонимами.- запись на доске (продолжаем).Запишем слово «горемыка» во 2-ой столбик нашей таблицы (щелчок).

Итак, мы узнали, что кроме лексических синонимов есть ещё какие?

 9. Физкультминутка.

Вспомните, как сидел зайчик на столбике. Выпрямите спинку и внимательно следите за тем, что увидите на экране. Слайд 12.

Я называю слово и кидаю вам мяч, вы кидаете обратно, называя синоним к слову.

10. Редактирование текста.

Продолжаем разговор о зайце. Мы не всё о нём сказали. В ваших листах есть тексты под номером 5. Прочитайте его. В нём пропущены слова, характеризующие зайчика. Посмотрите слова для справок. Прочитайте их. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

 Каковы они по значению? (близкие) Какое это лексическое явление?(синонимы)

 Ваша задача: вставить подходящие слова на месте пропусков, вставить пропущенные буквы и подготовиться объяснить орфограммы. Работайте. 

 Нет более ро(б,п)кого животного, чем заяц. Даже при слаб…м шум… он пугается и бежит. Только поздно вечером или ноч(ь,ъ)ю ………………. зайчишка выходит из своего убежища. А с ра(с,сс)ветом прячет(?)ся в каком-нибудь укромн…м уголке. Много у ……………… зайчика врагов.  

Проверяем по 1 предложению. Этот текст не закончен. Запишите последнее предложение на доске и на листах, где отведена пустая строчка (1 человек), объясняя орфограммы. «За ним охотятся   голодный волк, хищный ястреб  и охотник».  Объясните запятую в этом предложении. Составьте схему однородных членов.

 Какой текст вам больше понравился, с синонимами или без? Какой более яркий и интересный? Есть ли повторы?

  Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы?

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок. Заканчиваем запись на доске.

 Открыть крышку проектора.

Слайд 13 (заяц-цветы)

Куда же делся наш серый зайчик? Да вот же он. Как он изменился! Ему так понравились ваши ответы, что он просто расцвёл.  Какие чувства он вызывает? Ответы детей. Некоторые ваши ответы я поместила на слайд, но здесь попались и совсем неподходящие слова.(щелчок) Выберите синонимический ряд, описывающий наше настроение. Остальные исчезают. Давайте расположим слова по нарастанию признака и запишем на листы под цифрой 6: удивление, радость, восхищение, восторг.(щелчок)

 

удивление

восхищение

восторг

Грусть

Печаль

Тоска

радость

Горе

11. Итог урока.

Итак, ребята, о каком лексическом явлении мы говорили на уроке? Что вы узнали? Посмотрите по записи на доске.

Синонимы – это слова одной части, по-разному звучащие, но имеющие близкие или совпадающие значения.    

Синонимический ряд – это группа синонимов.

Синонимы  бывают лексическими и контекстуальными.  

Роль синонимов в речи: Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

 

Ребята, давайте составим синквейн на тему Синонимы.  

Синонимы.

Контекстуальные, лексические.

Звучат, совпадают, выражают.

Делают речь богатой, яркой.

Лексика.

12. Домашнее задание.    

  Подобрать  синонимический ряд к словам родина, смелый, охранять.  Упр. 361 (объяснить)

 

Оценивание.                                            

Пятнадцатое  декабря.

Тема:_________________________

1._____________________________________________________________________  

2._____________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________

4.

 Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверкам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои,— ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой:

 «То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Этак гуторя, плывем в тишине.

 

 Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его — тягота не велика! …………………………………….

Лодку причалил — и: «с богом!» сказал.

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: «Ух!

Живей, зверишки!

Смотри, косой, 

Теперь спасайся,

А чур, зимой

Не попадайся!

Лексические синонимы

Контекстуальные синонимы

заяц

 заяц

 

 

 

 

 

 

5. Нет более ро(б,п)кого животного, чем заяц. Даже при слаб…м шум(е,и) он пугается и бежит. Только поздно вечером или ноч(ь,ъ)ю ______________________ зайчишка выходит из своего убежища, а с ра(с,сс)ветом прячет(?)ся в каком-нибудь укромн…м уголке. Много у ____________________________ зайчика   врагов.

_______________________________________________________________________

 Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

6._____________________________________________________________________  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Синонимы

              Закрепить знания учащихся о синонимах;           продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;            определять смысловые и стилистические отличия с...

Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе

Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА.  УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....

Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс

Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...

Стилистика. Синонимы

Задания полезны как для расширения словарного запаса учащихся, так и для развития "языкового вкуса"....