Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 - 9 классов составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и УМК С.И. Львовой, В.В. Львова.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rya_5-9_klass_lvova.docx | 77.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 - 9 классов составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и УМК С.И. Львовой, В.В. Львова.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Особенностью данной программы является ее ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. Усиленное внимание к речевому аспекту в изучении русского языка определяет и оригинальную структуру данной программы: в ней не только представлена система понятий, подлежащих изучению, но выделена информация об особенностях употребления в речи языковых единиц. Проведена идея дифференциации программного материала. Программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и истории русистики, включении сведений о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
Основные цели и задачи
Курс русского языка направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Целью преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся.
Одно из основных направлений преподавания - организация работы по овладению осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, составлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного и других видов разбора.
Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков является обязательным при изучении всех разделов программы, тем самым создается непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащегося. Развитие речи способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности. В программе специально выделены часы на развитие связной речи, которые пропорционально распределяются между изучаемым материалом.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Оно дано в начале и в конце года, а также перед началом изучения каждой темы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5-9 классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный курс рассчитан на 735 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных организаций Российской Федерации (вариант 1). Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме: 5 класс — 175 ч, 6 класс — 210 ч, 7 класс — 140 ч, 8 класс — 105 ч, 9 класс — 105 ч.
В даннойпрограмме реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия; познавательные универсальные учебные действия; регулятивные универсальные учебные действия. Обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Коммуникативные:
- владение всеми видами речевой деятельности,
- построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- адекватное восприятие устной и письменной речи;
- точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.
Познавательные:
- формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;
- осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;
- определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами.
Регулятивные:
- постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- осознавание самого себя как движущей силы своего научения;
- осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельностии предполагают целенаправленное развитие речемыслительныхспособностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить формирование общекультурного уровня человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (175 часов)
Лингвистика — наука о языке.Введение в лингвистику. |
Фонетика. Гласные и согласные звуки. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте. Слог. Ударение. |
Орфоэпия. Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков |
Графика. Алфавит и его использование. Звуки и буквы. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я. |
Морфемика. Морфема — значимая часть слова. Чередование гласных и согласных в морфемах. |
Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова. Тематические группы слов. |
Орфография. Разделы русской орфографии. Правописание корней. Правописание окончаний. Правописание слов с ь и ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания. |
Морфология. Части речи в русском языке. Образование форм слова с помощью окончания. |
Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка. Употребление в речи этикетных слов. |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов предложения, по количеству грамматических основ. Простое осложнённое предложение. Предложения с прямой речью. Зачем нужны знаки препинания. Основные разделы пунктуации. |
Текстоведение. Понятие о тексте. Типы речи. План текста. Основные нормы построения текста. |
Основные разделы лингвистики. Систематический курс. Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание букв а — о в корнях с чередованием. Буквы о — ё после шипящих в корнях слов. Словообразование имён существительных. Словообразование имён прилагательных. Словообразование глаголов. Правописание приставок. Образование слова и его морфемное строение. |
Лексикология и фразеология. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Написание букв ы — и после ц. Лексика ограниченного употребления. Устаревшие слова. Фразеология. |
Морфология. Имя существительное. Общее значение имён существительных и их употребление в речи. Правописание суффиксов -чик-, -щик-. Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик ). Морфологические признаки имени существительного. Синтаксическая роль имени существительного. |
Имя прилагательное. Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи. Морфологические признаки имени прилагательного. Синтаксическая роль имени прилагательного. |
Глагол. Общее значение глаголов и их употребление в речи. Инфинитив. Постоянные морфологические признаки глагола. Правописание корней с чередующимися гласными е — и. Изменение глаголов по наклонениям. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Изъявительное наклонение. Безличные глаголы. Синтаксическая роль глагола. Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи. |
6 класс (210 часов)
Родной язык. Общие сведения о языке. Роль родного языка в жизни человека. Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях, языке художественной литературы. |
Русская орфография как система правил. Орфография как раздел правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них (на основе изученного). Правописание корней –зар-//-зор-, -гар-//-гор-, -кас-//-кос-. Правописание букв ы и ив корнях после приставок. Правописание приставок при- и пре-. Правописание некоторых иноязычных приставок. Правописание суффиксов -к- и –ск- в именах прилагательных. Употребление букв ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах. Употребление ъ и ь (повторение). Слитные, дефисные и раздельные написания (повторение). |
Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. Основные признаки предложения. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Основные типы грамматических основ. Простое осложненное предложение. Виды осложнения простого предложения. Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное. Способы передачи прямой речи. Прямая речь и слова автора. Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). |
Текстоведение. Текст и его признаки: типы речи и их особенности; стили речи (повторение). Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь. Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи. Смысловые части текста, отражение их в плане. Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования. Описание как тип речи. Разновидности описания: описание места, состояния природы, характера человека и его внешности и т.п. |
Морфология.Морфология как раздел лингвистики. Имя существительное. Самостоятельные и служебные части речи. Деление самостоятельных частей речи на три группы: склоняемые (существительные, прилагательные, числительные, местоимения); спрягаемые (глаголы); неизменяемые (наречия). Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имен существительных. Типичные морфемные модели имен существительных. Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных. Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных. Бессуффиксный способ образования имен существительных. Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения. Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования и употребления в речи. Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении. Имя существительное в тексте. |
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица. Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения. Имя прилагательное в тексте. Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. |
Глагол. Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление глаголов. Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций. Глагол в тексте. Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи. |
Деепричастие и причастие как глагольные формы. Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике. |
Деепричастие. Грамматические признаки деепричастия. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении. Деепричастие в тексте. |
Причастие. Грамматические признаки причастия. Семантические различия прилагательного и причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия. Склонение причастий. Причастный оборот. Культура речи. Правильное употребление причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. Причастия в тексте. Переход некоторых причастий в разряд прилагательных. |
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа. Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Разряды имен числительных по строению. Культура речи. Правильное употребление имен числительных. Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении. Синтаксические особенности количественных числительных. Имя числительное в тексте. |
Местоимение. Особенности местоимения как части речи. Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные, имена прилагательные и имена числительные. Разряды местоимений. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчиненных предложений (союзные слова). Местоимения в тексте. Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста. |
7 класс (140 часов)
Язык как развивающееся явление. Понятие о языке как развивающемся явлении. Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных фамилий. |
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах). Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Фонетика. Орфоэпия. Основные средства звучащей речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Соотношение звука и буквы. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Словообразование самостоятельных частей речи. Морфологические и неморфологические способы образования слов. Словообразование наречий. Лексика и фразеология. Основные лексические нормы русского литературного языка. Смысловые и структурные различия однокоренных прилагательных. Правильное употребление паронимов в речи. Фразеологический словарь: его назначение, строение, содержание словарной статьи. Грамматика: морфология и синтаксис. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи. Глагол и его формы (деепричастие и причастие). Трудные случаи образования деепричастий и причастий. Основные виды словосочетаний по морфологическому способу выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний. Морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого. Морфологические средства выражения второстепенных членов предложений. Синтаксическая роль причастного и деепричастного оборотов. Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи. Правильное употребление самостоятельных частей речи. |
Текстоведение. Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста. Основные требования к связному высказыванию: точность, логичность, правильность, выразительность и уместность. Точность и логичность речи. Ключевые слова текста. Структурные особенности текста. Разные способы развития основной мысли текста: последовательное или параллельное раскрытие темы. Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка. Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту. Уместность речи как соответствие ее целям и условиям речевого общения. Речевая ситуация. Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Сочетание типов речи в тексте. |
Морфология.Наречие. Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи. Разряды наречий по знамению. Семантические особенности местоименных наречий. Группы местоименных наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи. Правописание наречий. Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении. Наречие в тексте. Культура речи. Правильное употребление наречий. |
Морфология. Служебные части речи и междометия. Самостоятельные и служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правильное употребление предлогов. Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Союзы одиночные, повторяющиеся и двойные. Попарное соединение союзом однородных членов предложения. Правильное употребление союзов. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола. Разряды частиц по значению и употреблению. Разряды частиц по составу. Интонационные особенности предложений с частицами. Правильное употребление частиц. Междометия и звукоподражательные слова; их грамматические особенности. Основные функции междометий. Разряды междометий. |
Омонимия слов.Трудные случаи разграничения языковых явлений. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов. Омонимия слов разных частей речи. Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические (омофоны), графические (омографы), грамматические (омоформы). Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка. |
8 класс (105 часов)
Русский язык – национальный язык русского народа |
Повторение изученного в 5-7 классах |
Функциональные разновидности русского языка. Основные функции русского языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Основные сферы общения: разговорно-бытовая, деловая, научная, общественно-политическая; словесно-художественное творчество. Задачи речи: передача информации, общение, воздействие на читателя (слушателя). Основные способы воздействия. |
Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Средства связи в словосочетании. |
Предложение как единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Речевое высказывание и речевая ситуация. Порядок слов в предложении. Инверсия как изобразительный прием. Основные виды предложений. Структура предложения. |
Односоставные предложения. Виды односоставных предложений: именные (назывное), глагольные (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное). Грамматические отличия односоставных полных предложений и неполных двусоставных предложений. |
Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Предложения с обособленными членами предложения. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. |
9 класс (105 часов)
Русский литературный язык. Основные формы существования национального русского языка. Понятие о литературном языке. Нормированность – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные. Виды лингвистических словарей (обобщение). Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура поведения человека. Понятие экологии языка. |
Повторение изученного в 5-8 классах. Основные единицы языка: звук (фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение. Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Вопрос о тексте как единице языка и речи. |
Текстоведение. Текст и его признаки (обобщение). Основные требования к содержанию текста. Основные средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные. Анафора как риторическая фигура речи. Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление). Коммуникативная цель рассуждения. Структура текста-рассуждения. Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише). Публичная речь как разновидность устной речи. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. Основные требования к публичному выступлению. Чтение и изложение текста (подробное и сжатое). Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста. Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста. Сочинение текста. Основные этапы создания текста. |
Синтаксис и пунктуация.Сложное предложение как единица синтаксиса. Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) предложения. |
Сложносочиненное предложение. Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложносочиненного предложения. *Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные, противительные, разделительные отношения. |
Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях. Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т.п.). Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки). |
Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзное предложение, его грамматические особенности. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: 1) со значением перечисления; 2) со значением причины, пояснения, дополнения; 3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий. |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная; 2) подчинительная и бессоюзная; 3) сочинительная и бессоюзная; 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная. Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. *Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. |
Синтаксические конструкции с чужой речью. Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью; 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью; 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе); 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей). Прямая и косвенная речь. *Несобственно-прямая речь. Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др. Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций (по словам…, как писал…). Основные требования к цитированию. |
Тематический план
5 класс
Темы | Количество часов | Основные виды деятельности |
Лингвистика – наука о языке (2часа) | ||
Лингвистика как наука о языке. | 2 | фронтальная беседа; коллективная работа по материалам учебника |
Введение в лингвистику (70 часов) | ||
Фонетика | 3 | групповая работа по учебнику; фронтальная беседа; коллективная работа по материалам учебника; конспектирование материала учебника; индивидуальная, коллективная работа над ошибками по диагностическим картам типичных ошибок; работа в парах сильный – слабый с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; разные виды диктантов с последующей само- и взаимопроверкой по памятке выполнения работы над ошибками; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания |
Орфоэпия | 4 | |
Графика | 5 | |
Морфемика | 4 | |
Лексикология | 4 | |
Орфография | 14 | |
Морфология | 3 | |
Культура речи | 3 | |
Синтаксис и пунктуация | 30 | |
Текстоведение (10часов) | ||
Текстоведение | 10 | лабораторная работа в группах; проектная работа; творческая работа; коммуникативные и игровые ситуации; составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа) работа в группах;проектная работа; творческая работа; создание презентации |
Основные разделы лингвистики. Систематический курс (79 часов) | ||
Словообразование | 12 | групповая работа по учебнику; фронтальная беседа; коллективная работа по материалам учебника; индивидуальная, коллективная работа над ошибками по диагностическим картам типичных ошибок; конспектирование материала учебника; составление памяток по теме для лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; практическая работа в парах сильный – слабый; разные виды диктантов с последующей само- и взаимопроверкой по памятке выполнения работы над ошибками; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; орфографический минимум; проектирование дифференцированного домашнего задания; проектирование выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
Лексикология и фразеология | 14 | |
Морфология. Имя существительное | 14 | |
Имя прилагательное | 13 | |
Глагол | 26 | |
Повторение изученного в 5 классе (14 часов) | ||
Повторение изученного в 5 классе | 14 | практическая работа в парах сильный – слабый; разные виды диктантов с последующей само- и взаимопроверкой по памятке выполнения работы над ошибками; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания |
Итого | 175 ч. |
6 класс
Темы | Количество часов | Основные виды деятельности |
Родной язык. Общие сведения о языке (2 часа) | ||
Родной язык. Общие сведения о языке | 2 | коллективная работа по материалам учебника; конспектирование материала учебника;фронтальная беседа |
Русская орфография как система правил (13 часов) | ||
Правописание: орфография | 13 | индивидуальная, коллективная работа над ошибками по диагностическим картам типичных ошибок; работа в парах сильный – слабый с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; разные виды диктантов с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания |
Синтаксис и пунктуация (13 часов) | ||
Синтаксис и пунктуация | 13 | самостоятельная работа с само- и взаимопроверкой по памятке выполнения работы над ошибками; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания |
Текстоведение (13 часов) | ||
Текстоведение | 13 | лабораторная работа в группах; проектная работа; творческая работа; коммуникативные и игровые ситуации; составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа) |
Морфология (147 часов) | ||
Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке | 2 | групповая работа по учебнику;фронтальная беседа; коллективная работа по материалам учебника; индивидуальная, коллективная работа над ошибками по диагностическим картам типичных ошибок; конспектирование материала учебника; составление памяток по теме для лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; практическая работа в парах сильный – слабый; разные виды диктантов с последующей само- и взаимопроверкой по памятке выполнения работы над ошибками; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания;орфографический минимум; проектирование дифференцированного домашнего задания;комментирование выставленных оценок |
Имя существительное | 20 | |
Имя прилагательное | 20 | |
Глагол | 20 | |
Деепричастие и причастие как глагольные формы | 2 | |
Деепричастие | 24 | |
Причастие | 20 | |
Имя числительное | 19 | |
Местоимение | 20 | |
Повторение изученного (22 часа) | ||
Повторение изученного | 22 | фронтальная беседа; коллективная работа по материалам учебника; конспектирование материала учебника; разные виды диктантов с последующей само- и взаимопроверкой по памятке выполнения работы над ошибками; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; орфографический минимум; практическая работа в парах сильный – слабый |
Итого | 210 часов |
7 класс
Темы | Количество часов | Основные виды деятельности |
Язык как развивающееся явление (1 час) | ||
Язык как развивающееся явление | 1 | устное развернутое высказывание |
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6-м классах – 37 часов) | ||
Лингвистика ка наука о языке Фонетика и орфоэпия | 2 | индивидуальная, коллективная работа над ошибками по диагностическим картам типичных ошибок; работа в парах сильный – слабый с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; групповая работа по учебнику;фронтальная беседа; коллективная работа по материалам учебника; конспектирование материала учебника; составление памяток по теме для лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; практическая работа в парах сильный – слабый работа со словарями, справочниками, составление собственных словариков «Говорю правильно» |
Словообразование самостоятельных частей речи | 6 | |
Лексика и фразеология | 2 | |
Грамматика: морфология и синтаксис | 11 | |
Орфография | 11 | |
Пунктуация | 3 | |
Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи | 2 | |
Текстоведение (16 часов) | ||
Текстоведение | 16 | лабораторная работа в группах; проектная работа; творческая работа; коммуникативные и игровые ситуации; составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа) |
Морфология (69 часов) | ||
Морфология. Наречие. | 28 | групповая работа по учебнику; коллективная работа по материалам учебника; фронтальная беседа; индивидуальная, коллективная работа над ошибками по диагностическим картам типичных ошибок; конспектирование материала учебника; составление памяток по теме для лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; практическая работа в парах сильный – слабый; разные виды диктантов с последующей само- и взаимопроверкой по памятке выполнения работы над ошибками; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; орфографический минимум; проектирование выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
Морфология. Служебные части речи и междометия Самостоятельные и служебные части речи | 1 | |
Предлог | 10 | |
Союз | 15 | |
Частица | 12 | |
Междометия и звукоподражательные слова | 3 | |
Омонимия слов. Трудные случаи разграничения языковых явлений (5 часов) | ||
Омонимия слов разных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений | 5 | лабораторная работа в группах, самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; орфографический минимум |
Повторение изученного в 7-м классе (12 часов) | ||
Повторение изученного в 7-м классе | 12 | групповая работа по учебнику;фронтальная беседа; коллективная работа по материалам учебника; разные виды диктантов с последующей само- и взаимопроверкой по памятке выполнения работы над ошибками; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; орфографический минимум; практическая работа в парах сильный – слабый; проектная работа; творческая работа; проектирование выполнения домашнего задания |
Итого | 140 |
8 класс
Темы | Количество часов | Основные виды деятельности |
Русский язык - национальный язык русского народа(2 часа) | ||
Русский язык - национальный язык русского народа. | 2 | коллективная работа по материалам учебника; конспектирование материала учебника; фронтальная беседа |
Повторение изученного в 5-7 классах (7 часов) | ||
Повторение изученного в 5-7 классах. Основные разделы лингвистики. | 7 | групповая работа по учебнику;фронтальная беседа; коллективная работа по материалам учебника; разные виды диктантов с последующей само- и взаимопроверкой по памятке выполнения работы над ошибками; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; орфографический минимум; практическая работа в парах сильный – слабый; творческая работа |
Функциональные разновидности русского языка (14 часов) | ||
Функциональные разновидности русского языка | 14 | лабораторная работа в группах; проектная работа; коммуникативные ситуации; составление учащимися авторского текста в различных жанрах (жанры официально-делового стиля, портретный очерк); комментирование работ; устные выступления; коллективная работа по материалам учебника; лингвистический анализ отрывков из художественных произведений |
Синтаксис и пунктуация (72 часа) | ||
Синтаксис как раздел лингвистики | 2 | коллективная и групповая работа по материалам учебника; фронтальная беседа; работа с само- и взаимопроверкой; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; практическая работа в парах сильный – слабый; проектная работа; творческая работа; лабораторная работа в группах; конспектирование материала учебника |
Словосочетание как единица синтаксиса | 3 | |
Предложение как единица синтаксиса | 9 | |
Строение простого предложения | 6 | |
Односоставные предложения | 15 | |
Простое осложненное предложение | 37 | |
Повторениеизученного(10 часов) | ||
Повторениеизученного в 8 классе. | 10 | групповая работа по учебнику; фронтальная беседа; коллективная работа по материалам учебника; разные виды диктантов с последующей само- и взаимопроверкой; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; орфографический минимум; практическая работа в парах сильный – слабый; лабораторная работа в группах; проектирование выполнения домашнего задания |
Итого | 105 |
9 класс
Темы | Количество часов | Основные виды деятельности |
Русский литературный язык (5 часов) | ||
Русский литературный язык | 5 | коллективная работа по материалам учебника; конспектирование материала учебника;фронтальная беседа |
Повторение изученного в 5-8 классах (18 часов) | ||
Повторение изученного в 5-8 классах | 18 | групповая работа по учебнику;фронтальная беседа; коллективная работа по материалам учебника; разные виды диктантов с последующей само- и взаимопроверкой по памятке выполнения работы над ошибками; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; орфографический минимум; практическая работа в парах сильный – слабый;проектирование выполнения домашнего задания |
Текстоведение (9 часов) | ||
Текстоведение | 9 | лабораторная работа в группах; творческая работа; коммуникативные ситуации; составление учащимися разного вида планов; составление учащимися авторского текста в различных жанрах; устные выступления; работа по компрессии текста |
Синтаксис и пунктуация. Сложные предложения (62 часа) | ||
Сложное предложение как единица синтаксиса | 2 | работа с само- и взаимопроверкой; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; практическая работа в парах сильный – слабый; проектная работа; творческая работа; лабораторная работа в группах;коллективная работа по материалам учебника; конспектирование материала учебника; фронтальная беседа; проектирование дифференцированного домашнего задания |
Сложносочиненное предложение | 11 | |
Сложноподчиненное предложение | 35 | |
Бессоюзное сложное предложение | 6 | |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | 8 | |
Синтаксические конструкции с чужой речью | 5 | |
Повторение изученного (6 часов) | ||
Повторение изученного в 5-9 классах | 6 | групповая работа по учебнику; фронтальная беседа; коллективная работа по материалам учебника; разные виды диктантов с последующей само- и взаимопроверкой по памятке выполнения работы над ошибками; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; орфографический минимум; проектирование дифференцированного домашнего задания; практическая работа в парах сильный – слабый |
Итого | 105 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. С.И. Львова. Программа по русскому языку. 5-11 классы. М.: Мнемозина, 2009
- «Русский язык. 5 класс» В 3-х ч. С.И. Львова, В.В. Львов, М., «Мнемозина», 2013
- «Русский язык. 6 класс» В 3-х ч. С.И. Львова, В.В. Львов, М., «Мнемозина», 2014
- «Русский язык. 7 класс» В 3-х ч. С. И. Львова, В.В. Львов. М., «Мнемозина», 2015
- «Русский язык. 8 класс» В 2-х ч. С.И. Львова, В.В. Львов. М., «Мнемозина», 2016
- «Русский язык. 9 класс» В 2-х ч. С.И. Львова, В.В. Львов. М., «Мнемозина», 2016
- «Уроки русского языка. 5 класс» Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 5 класс» И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2009
- «Уроки русского языка. 6 класс» Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс» И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2010
- «Уроки русского языка. 7 класс» Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс» И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2011
- «Уроки русского языка. 8 класс» Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс» И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2011
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте по дробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способа ми: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого тек ста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; тол ковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; про водить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфо логические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний и предложений разных видов и конструировать их по предложенной схеме; анализировать разные виды простых и сложных предложений; определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...