Написание сочинения -рассуждения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sochinenie_-rassuzhdenie.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обучение написанию сочинения –рассуждения
Цели:
1.Знать критерий написания сочинения – рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку.
2. Научиться определять проблему текста, формировать навыки написания сочинений-рассуждений на основе заданного текста.
3. Развивать творческие способности старшеклассников.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Самое главное в работе над сочинением-рассуждением знать критерий оценивания. Для начала главное умение, которому мы сегодня должны научиться,- это определение проблемы. Это первое, что вы должны сделать, в первый раз читая текст. Проблема текста – это предмет рассуждения автора. Но проблему необходимо не только выявить, но и правильно сформулировать. Ёе вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
- Какие типы проблем вы знаете?
Одиннадцатиклассники перечисляют типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические.
- Алгоритм написания сочинения.
выявление темы
( о чем текст)
- Ключевые слова
- ( -…вот тема, к которой обращается автор текста
- -Автор посвящает статью…;
- - автор обращается к актуальной теме-теме…)
Проблема-
- (от греч.)-задача-вопрос, требующий изучения.
- Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в Р.п;
- Проблем может быть несколько;
- Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего
- Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема+сущ. в Р.П.», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции
Возможные проблемы:
- проблема исторической памяти ( зачем человеку хранить память о прошлом?);
- - истоках, о своем детстве (почему, повзрослев, человек ощущает проблема отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом?);
- - памяти о своих связь с домом проблема своего детства?);
- - проблема человека перед самим собой (может ли человек свободным от общества, от других прочности человека ( почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую нравственной проявляется нравственная сущность человека?);
- - проблема ответственности людей?);
- - проблема выбора профессии с учетом личных интересы?) и общественных интересов ( могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные
В комментарии не должно быть:
-пересказа исходного текста или его части.
-рассуждений по поводу всех проблем текста.
-комментариев о действиях героев текста.
-избегать повторов слова «проблема».
-не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что …», «проблема о мужестве и стойкости….»
Определяем авторскую позицию:
-Авторская позиция в публицистическом стиле обозначена прямо, ее легко обнаружить;
-Авторская позиция в художественном стиле может быть прямо не заявлена .
Автор может:
Посвящать свою статью
Решать заявленную проблему
Ставить ряд нравственных вопросов, требующих немедленного ответа
Передать глубину проблем (чувства, идеи, раздумий, размышлений)
Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
Призывать нас к…
Говорить с тревогой о наболевших проблемах и тд.
Поработаем с текстом Алексина.
(1) Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2) В романах, повестях, рассказах автор непременно – порою даже непроизвольно – делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.
(2) Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4) Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я и сейчас с уверенностью назвать не могу:
(5)А люди ищут счастья,
Как будто
Счастье,
Счастье есть.
(6) Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7) Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8) Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9) Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10) Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!
(11) А если бы вдруг и было… (12) Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13) Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки… (14) Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15) Они постигли непостижимые сложности бытия. (16) Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17) Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18) Под волей он разумел свободу. (19) Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20) Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподобился тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21) «Покой нам только снится…» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (22) Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже не снится. (23) Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворительный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24) Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25) Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26) А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою прочитал счастливой. (27) Вот вам и «абсолютно»!
(28) На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:
(29) Ты жизнь мне дал,
Но счастья не дал.
(30) Ты сам на свете был гоним,
Ты в жизни только зло изведал…
(31) Тяжко приходилось бессмертным. (32) «В жизни только зло изведал…»…(33) Это относилось и к самому поэту. (34) Но сколько мудрости и света подарил он людям?!
(По А.Алексину)
III. Определение проблемы данного текста.
- Обратите внимание, что на определение проблемы указывают ключевые слова. Назовите их.
- Счастье, понятие «счастье», абсолютно счастлив, бездумное, безграничное, беспечное счастье. А в стихотворении М.Ю. Лермонтова используется контекстуальный антоним «зло».
-Выявите основную мысль текста. На какой вопрос пытается ответить в тексте Анатолий Алексин?
-Что являет собой в реальности понятие «счастье»?
-Это и есть проблема, поставленная автором перед читателем.
-А какова позиция писателя, т.е. как он сам отвечает на этот вопрос?
-(8) Абсолютно счастливым не бывал никогда (12). Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно.
-Вот мы и определили проблему и позицию автора.
-А к какому типу проблем можно отнести данную проблему?
-Эта проблема текста является философской, потому что относится к общим вопросам развития общества любого человека.
IV Построение композиции сочинения
1.Небольшое вступление от трёх до пяти предложений.
2. Проблема.
3. Комментарий к проблеме.
4. Позиция автора.
5. Собственное мнение.
6. Аргумент 1.
7. Аргумент 2.
8. Вывод.
V. Написание фрагмента сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)...
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
Работа с текстом в 11 классе....
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в системе ЕГЭ...
Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"
Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это специальный курс для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...