Урок русского языка в 6 классе "Собирательные числительные".
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Урок усвоения новых знаний. Цель: закреплять ранее изученное о числительных; познакомить с собирательными числительными, их изменением и употреблением в речи, готовить к итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Ряжская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок русского языка в 6 классе
Собирательные
числительные
Учитель русского
языка и литературы
Архипова Е.А.
Ряжск – 2015
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Обучающие цели:
- Повторить изученное о имени числительном;
- Познакомить с собирательными числительными;
- Углублять представление о числительном;
- Отрабатывать умение употреблять числительные в речи;
- Закреплять умение решать тесты.
Развивающие цели:
- Развивать речь учащихся, умение правильно и лаконично излагать мысли;
- Развивать критическое мышление;
Воспитывающие цели:
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку.
Ход урока.
- Организационный момент. (Слайд 1)
- Мобилизирующий этап. Актуализация проблемы. (Слайд2)
«Третье лишнее»
Семнадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.
Две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.
- Что общего во всех словосочетаниях? (В них есть количественные числительные)
- Найдите «третье лишнее» словосочетание в каждой строке.
- Аргументируйте свой ответ.
- Что обозначают числительные – пятеро, трое? (Несколько предметов как единое целое)
- Как называются эти числительные? (Собирательные числительные)
- Обозначение темы и цели урока.
- Какова же тема сегодняшнего урока?
Собирательные числительные. (Слайд 3)
- Объясните орфограмму в корне слова. (Слайд 4) Запишите тему урока.
- Сформулируйте, отталкиваясь от темы, цель урока. Используйте для этого опорные фразы:
Цель: (Слайд 5)
- Повторить всё, что…
- Познакомиться с …
- Учиться правильно … в речи …
Ответ ученика:
- Цель нашего урока: познакомиться с собирательными числительными;
- Повторить всё, что мы изучили о числительном;
- Учиться правильно употреблять собирательные числительные в речи.
- Работаем над первой целью урока.
- Расскажите всё о числительном, опираясь на вопросы-схемы. (Слайд 6)
Имя числительное - …, которая обозначает …
Имя числительное отвечает на вопросы …
Имена числительные делятся на ….
Количественные числительные бывают следующих разрядов:
А) …
Б) …
В) …
Простые числительные состоят …., составные - ….
5. Изучение нового материала.
- Мы успешно справились с первой целью нашего урока. Начнём работу над второй и поговорим о собирательных числительных.
- Посмотрите на слайд. (Слайд 7)
Перед вами название сказки «Три поросёнка». Как изображены их домики? Какое числительное употреблено в названии сказки?
А вот название другой сказки. Как изображены её герои? Какое числительное использовано в названии?
- Что обозначают собирательные числительные? (Несколько предметов как одно целое)
- А как вы думаете, сколько в русском языке собирательных числительных. (Слайд 8)
- Как они образуются? (Слайд 9, 10) Запишите эти числительные.
- Прочитайте информацию в учебнике – § 65.
- Как изменяются собирательные числительные? (Слайд 11)
6. Закрепление изученного.
- Приступаем к реализации третьей цели урока. Будем учиться употреблять собирательные числительные в речи.
- В чём особенность собирательных числительных? (Слайд 12)
- Собирательные числительные в русском языке употребляются не со всеми существительными.
(Слайд 12)
- Что обозначают эти существительные? (Лиц мужского пола, существительные, имеющие форму только множественного числа, с существительными, обозначающими детёнышей животных, с личными местоимениями) (Слайд 13)
- Обратите внимание, с какими существительными не употребляются собирательные числительные? (Слайд 14)
- Расскажите всё о собирательных числительных по плану. (Слайд 15)
7. Упражнение.
- Упражнение на слайде с объяснением (устно). (Слайд 16)
- Упражнение 372 самостоятельно. (Слайд 17)
8. Физкультминутка. (Слайд 18)
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали,
А теперь мы с вами встали,
Свои косточки размяли.
На счёт «один» кулак сожмём,
На счёт «два» в локтях согнём.
На счёт «три» - прижмём к плечам,
На «четыре» - к небесам.
Хорошо прогнулись – друг другу улыбнулись.
- Какие числительные употреблены в стихотворении?
9. Продолжаем знакомство с собирательными числительными.
- Кроме девяти собирательных числительных в русском языке есть ещё одно: оба (обе). (Слайд 19)
- Сейчас мы выясним, с какими существительными употребляется это числительное? Попробуйте согласовать это числительное с изображёнными на слайде предметами. Запишите.
- Сделайте вывод. (Слайд 20)
- Рассмотрите, как склоняется числительное оба (обе). (Слайд 21)
- В чём разница?
10. Упражнение. (Слайд 22)
- Выполните упражнение самостоятельно
Проверка с объяснением.
11. Тест. (Распечатан на каждого ученика)
Проверку осуществляет учитель. Ученики, справившиеся с заданием, помогают учителю.
Собирательные числительные.
1. Собирательные числительные обозначают
А) порядок предметов при счёте;
Б) количество предметов;
В) несколько предметов как одно целое.
2. Собирательные числительные сочетаются с
А) именами существительными, обозначающими детёнышей животных;
Б) именами существительными, обозначающими лиц женского пола;
В) именами существительными, обозначающими лиц мужского пола.
3. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и
А) прилагательные в единственном числе;
Б) прилагательные во множественном числе;
В) существительные во множественном числе.
4. Найди ошибку:
А) семеро козлят;
Б) пятеро кошек;
В) четверо друзей;
Г) трое саней.
5. Найди ошибку:
А) на обоих журналах;
Б) на обеих берегах;
В) обе подруги;
Г) оба друга.
Ключ.
1 – В; 2 – А, В; 3 – Б; 4 – Б; 5 – Б.
12. Рефлексия. (Слайд 23)
На слайде появляется изображение чемодана, мельницы, мусорной корзины.
- Выберите, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мельница – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу (информация бесполезная).
13. Домашнее задание. (Слайд 24)
§ 65, упр. 373, 375 (готовиться писать под диктовку)
Собирательные числительные.
1. Собирательные числительные обозначают
А) порядок предметов при счёте;
Б) количество предметов;
В) несколько предметов как одно целое.
2. Собирательные числительные сочетаются с
А) именами существительными, обозначающими детёнышей животных;
Б) именами существительными, обозначающими лиц женского пола;
В) именами существительными, обозначающими лиц мужского пола.
3. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и
А) прилагательные в единственном числе;
Б) прилагательные во множественном числе;
В) существительные во множественном числе.
4. Найди ошибку:
А) семеро козлят;
Б) пятеро кошек;
В) четверо друзей;
Г) трое саней.
5. Найди ошибку:
А) на обоих журналах;
Б) на обеих берегах;
В) обе подруги;
Г) оба друга.
Собирательные числительные.
1. Собирательные числительные обозначают
А) порядок предметов при счёте;
Б) количество предметов;
В) несколько предметов как одно целое.
2. Собирательные числительные сочетаются с
А) именами существительными, обозначающими детёнышей животных;
Б) именами существительными, обозначающими лиц женского пола;
В) именами существительными, обозначающими лиц мужского пола.
3. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и
А) прилагательные в единственном числе;
Б) прилагательные во множественном числе;
В) существительные во множественном числе.
4. Найди ошибку:
А) семеро козлят;
Б) пятеро кошек;
В) четверо друзей;
Г) трое саней.
5. Найди ошибку:
А) на обоих журналах;
Б) на обеих берегах;
В) обе подруги;
Г) оба друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-141454-1352610822.jpg)
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-305365-1412620212.jpg)
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/26/picture-376039-1635267979.jpg)
Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"
Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-538065-1416849975.jpg)
Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)
Цели:1) обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2) повторить разряды числительных;3) вспомнить особенности склонения числительных; 4) ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-844024-1478403012.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".
Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-949648-1505830551.jpg)
Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"
Конспект урока русского языка в 6 классе "Разряды количественных числительных"....
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...