Урок русского языка в 6 классе "Собирательные числительные".
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Архипова Елена Алексеевна

Урок усвоения новых знаний. Цель: закреплять ранее изученное о числительных; познакомить с собирательными числительными, их изменением и употреблением в речи, готовить к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse_sobiratelnye_chislitelnye.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Ряжская средняя общеобразовательная школа №2»

Урок русского языка в 6 классе

Собирательные

числительные

                                                                                               Учитель русского

языка и литературы

                                                                                          Архипова Е.А.

 

Ряжск – 2015

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Обучающие цели:

  • Повторить изученное о имени числительном;
  • Познакомить с собирательными числительными;
  • Углублять представление о числительном;
  • Отрабатывать умение употреблять числительные в речи;
  • Закреплять умение решать тесты.

Развивающие цели:

  • Развивать речь учащихся, умение правильно и лаконично излагать мысли;
  • Развивать критическое мышление;

Воспитывающие цели:

  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  (Слайд 1)
  2. Мобилизирующий этап. Актуализация проблемы. (Слайд2)

«Третье лишнее»

Семнадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.

Две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

 - Что общего во всех словосочетаниях? (В них есть количественные числительные)

 - Найдите «третье лишнее» словосочетание в каждой строке.

 - Аргументируйте свой ответ.

 - Что обозначают числительные – пятеро, трое? (Несколько предметов как единое целое)

 - Как называются эти числительные? (Собирательные числительные)

  1. Обозначение темы и цели урока.

     - Какова же тема сегодняшнего урока?

            Собирательные числительные. (Слайд 3)

    - Объясните орфограмму в корне слова. (Слайд 4) Запишите тему урока.

    - Сформулируйте, отталкиваясь от темы, цель урока. Используйте для этого опорные фразы:

   Цель: (Слайд 5)

  1. Повторить всё, что…
  2. Познакомиться с …
  3. Учиться правильно … в речи …

Ответ ученика:

 - Цель нашего урока: познакомиться с собирательными числительными;

 - Повторить всё, что мы изучили о числительном;

 - Учиться правильно употреблять собирательные числительные в речи.

  1. Работаем над первой целью урока.

 - Расскажите всё о числительном, опираясь на вопросы-схемы. (Слайд 6)

Имя числительное - …, которая обозначает …

Имя числительное отвечает на вопросы …

Имена числительные делятся на ….

Количественные числительные бывают следующих разрядов:

А) …

Б) …

В) …

Простые числительные состоят …., составные - ….

5. Изучение нового материала.

 - Мы успешно справились с первой целью нашего урока. Начнём работу над второй и поговорим о собирательных числительных.

 - Посмотрите на слайд. (Слайд 7)

  Перед вами название сказки «Три поросёнка». Как изображены их домики? Какое числительное употреблено в названии сказки?

  А вот название другой сказки. Как изображены её герои? Какое числительное использовано в названии?

 - Что обозначают собирательные числительные? (Несколько предметов как одно целое)

 - А как вы думаете, сколько в русском языке собирательных числительных. (Слайд 8)

 - Как они образуются? (Слайд 9, 10)  Запишите эти числительные.

- Прочитайте информацию в учебнике – § 65.

- Как изменяются собирательные числительные? (Слайд 11)

6. Закрепление изученного.

 - Приступаем к реализации третьей цели урока. Будем учиться употреблять собирательные числительные в речи.

 - В чём особенность собирательных числительных? (Слайд 12)

- Собирательные числительные в русском языке употребляются не со всеми существительными.

 (Слайд 12)

 - Что обозначают эти существительные? (Лиц мужского пола, существительные, имеющие форму только множественного числа, с существительными, обозначающими детёнышей животных, с личными местоимениями) (Слайд 13)

 - Обратите внимание, с какими существительными не употребляются собирательные числительные? (Слайд 14)

- Расскажите всё о собирательных числительных по плану. (Слайд 15)

7. Упражнение.

 - Упражнение на слайде  с объяснением (устно). (Слайд 16)

 - Упражнение 372 самостоятельно. (Слайд 17)

8. Физкультминутка. (Слайд 18)

Дружно с вами мы считали

И про числа рассуждали,

А теперь мы с вами встали,

Свои косточки размяли.

На счёт «один» кулак сожмём,

На счёт «два» в локтях согнём.

На счёт «три» - прижмём к плечам,

На «четыре» - к небесам.

Хорошо прогнулись – друг другу улыбнулись.

   - Какие числительные употреблены в стихотворении?

9. Продолжаем знакомство с собирательными числительными.

  - Кроме девяти собирательных числительных в русском языке есть ещё одно: оба (обе). (Слайд 19)

 - Сейчас мы выясним, с какими существительными употребляется это числительное? Попробуйте согласовать это числительное с изображёнными на слайде предметами. Запишите.

 - Сделайте вывод.  (Слайд 20)

 - Рассмотрите, как склоняется числительное оба (обе). (Слайд 21)

 - В чём разница?

10. Упражнение. (Слайд 22)

 - Выполните упражнение самостоятельно

  Проверка с объяснением.

11. Тест.  (Распечатан на каждого ученика)

 Проверку осуществляет учитель. Ученики, справившиеся с заданием, помогают учителю.

Собирательные числительные.

1. Собирательные числительные обозначают

А) порядок предметов при счёте;

Б) количество предметов;

В) несколько предметов как одно целое.

2. Собирательные числительные сочетаются с

А) именами существительными, обозначающими детёнышей животных;

Б) именами существительными, обозначающими лиц женского пола;

В) именами существительными, обозначающими лиц мужского пола.

3. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и

А) прилагательные в единственном числе;

Б) прилагательные во множественном числе;

В) существительные во множественном числе.

4. Найди ошибку:

А) семеро козлят;

Б) пятеро кошек;

В) четверо друзей;

Г) трое саней.

5. Найди ошибку:

А) на обоих журналах;

Б) на обеих берегах;

В) обе подруги;

Г) оба друга.

Ключ.

1 – В; 2 – А, В; 3 – Б; 4 – Б; 5 – Б.

12. Рефлексия.   (Слайд 23)

  На слайде появляется изображение чемодана, мельницы, мусорной корзины.

 - Выберите, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мельница – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу (информация бесполезная).

13. Домашнее задание.  (Слайд 24)

 § 65, упр. 373, 375 (готовиться писать под диктовку)

Собирательные числительные.

1. Собирательные числительные обозначают

А) порядок предметов при счёте;

Б) количество предметов;

В) несколько предметов как одно целое.

2. Собирательные числительные сочетаются с

А) именами существительными, обозначающими детёнышей животных;

Б) именами существительными, обозначающими лиц женского пола;

В) именами существительными, обозначающими лиц мужского пола.

3. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и

А) прилагательные в единственном числе;

Б) прилагательные во множественном числе;

В) существительные во множественном числе.

4. Найди ошибку:

А) семеро козлят;

Б) пятеро кошек;

В) четверо друзей;

Г) трое саней.

5. Найди ошибку:

А) на обоих журналах;

Б) на обеих берегах;

В) обе подруги;

Г) оба друга.

Собирательные числительные.

1. Собирательные числительные обозначают

А) порядок предметов при счёте;

Б) количество предметов;

В) несколько предметов как одно целое.

2. Собирательные числительные сочетаются с

А) именами существительными, обозначающими детёнышей животных;

Б) именами существительными, обозначающими лиц женского пола;

В) именами существительными, обозначающими лиц мужского пола.

3. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и

А) прилагательные в единственном числе;

Б) прилагательные во множественном числе;

В) существительные во множественном числе.

4. Найди ошибку:

А) семеро козлят;

Б) пятеро кошек;

В) четверо друзей;

Г) трое саней.

5. Найди ошибку:

А) на обоих журналах;

Б) на обеих берегах;

В) обе подруги;

Г) оба друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"

Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...