ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
план-конспект урока русского языка (8 класс) на тему
Открытый урок - обобщение по теме "Вводные слова, словосочетания и обращения" содержит материал по подготовке к ЕГЭ (А22), метапредметность (знак), задания на развитие орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели:
обучающие: обобщить полученные знания по теме; подготовить к ЕГЭ;
развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение анализировать предложение;
воспитательные: вызывать интерес и уважение к русскому языку.
Метапредмет: знак.
Метатема: выделительные знаки препинания.
Оборудование: презентация PowerPoint, медиапроектор, экран; учебник.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Введение в тему урока.
- Ребята, когда-то в Древней Руси, еще до появления алфавита, люди использовали «черты» и «ризы», с помощью которых люди сообщали друг другу какую-либо информацию. Многие народы использовали знаковую систему. И сейчас тоже используется знаковая система. Например, для передачи звуков в русском письме используются особые знаки – буквы. Так что же такое знак? Рассмотрим толкования этого слова:
1. Пометка, изображение, предмет, к-рыми отмечается, обозначается что–н. Условный з. Дорожные знаки (на автомобильных дорогах, на улицах: информирующие об особенностях дороги, о правилах движения). Товарный з. (на товаре, изделии, отличающий изделия данного предприятия). Денежные знаки (то же, что деньги в 1 знач.). З. почтовой оплаты (марка).
2. Внешнее обнаружение, признак чего–н. Знаки внимания. Молчание — з. согласия. Дурной з. (плохое предзнаменование).
3. Жест, движение к-рым сигнализируют, сообщают что–н. Подавать знаки рукой.
(Из Толкового словаря С.И.Ожегова)
- Предлагаю вам игру «Крестики – нолики» на правописание –н-/-нн- в суффиксах причастий», где «х» - -нн-, а «0» - -н-. Сейчас мы тоже будем использовать знаки.
- Задание. Игра «Крестики-нолики»
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 |
- А какие знаки используются нами особенно часто на уроках русского языка, кроме букв? (Знаки, обозначающие морфемы; знаки, используемые для схематичного изображения предложений; знаки препинания.)
- Действительно, чаще всего мы пользуемся знаками препинания.
- На какие три группы можно поделить знаки препинания? (Отделительные, разделительные и выделительные.)
- Остановимся на выделительных знаках препинания.
Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.
Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.
Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
- Где мы используем выделительные знаки препинания? (При вводных словах, словосочетаниях, предложениях и обращениях.)
- Для чего? (Чтобы выделить те слова или словосочетания, которые не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Эти слова или словосочетания служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения.)
- Задание.
Прочитать предложения (каждый читает по два предложения). Определить, чем являются выделенные слова. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения (выполняет ученик у доски).
- Зима, говорят, в этом году будет холодная. – О случившимся говорят по-разному.
- Это казалось странным. – Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
- Работа может быть закончена в срок. – Читателю, может быть, уже наскучили мои записки.
- Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. – Недовольство его было очевидно.
- Итак, я жил в Одессе. – Мы и так уже опаздывали на вокзал.
- Ты, главное, не пугайся. – Главное в человеке – честность.
- К сожалению его примешивалась обида. – К сожалению, дорогу нам преградил разлившийся ручей.
- Дельный, что и говорить, был старик тот самый. – Счастлив он был так, что и говорить нечего.
- Задание. «Сказано – сделано»
Подберите предложения. в которых обращение будет стоять:
а) вне предложения (Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.);
б) в начале предложения (Соседка, перестань срамиться!);
в) в середине предложения (Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей.);
г) в конце предложения (О чем ты воешь, ветр ночной?).
(Делимся на две группы)
ФИЗМИНУТКА
Для укрепления глазных мышц
1. Поставьте карандаш на расстояние 15-20 см от глаз, смотрите на его кончик
3-5 секунд; затем переведите взгляд вдаль, повторить 10-12 раз;
Для улучшения мозгового кровообращения
2. И.п. — сидя на стуле, руки на поясе. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п.
Повторить 3-4 раза. Темп медленный
- Работа с текстом. Упражнение 451.
- Прочитать текст;
- Какова его главная мысль? (Надо бережно относится к родной речи);
- Записать, объяснить знаки препинания;
- Составить схему с обращением.
- Слуховой диктант.
- Внимательно слушаем предложения, а записываем только схемы.
- Рядом с кашарами, или укрытиями для овец, расположены домики чабанов.
[-.-.-., -.-.-, __ __].
- Не глядя на доску, могут играть в шахматы только хорошие мастера.
[-.-.-., _____ ____ ].
- Расширять свои знания можно лишь тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. [___ ___ ], (когда _____ ).
- А.С.Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург. [___ - , , ].
- Не сбылись, мой друг, пророчества пылкой юности моей. [ , , ]
- Тест ЕГЭ (А21. Пунктуация в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и обращениями)
- А 21. ТЕСТЫ
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Май (1) по словам старожилов (2) всегда был теплым в этих краях. Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по словам дилетантов (4) никак нельзя.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Почему в XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Господин Великий Новгород? Во-первых (3) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (4) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 3
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
О хозяйственности человека только (1) по словам соседей (2) судить нельзя. Она (3) по ее словам (4) не теряла надежды встретиться со мной.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 3
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В полку (1) по словам капитана (2) был у него великолепный врач. Арсеньев понял (3) по словам проводника (4) что именно в этих местах начинается река Лефу.
1) 1, 2
2) 1, 2, 4
3) 3, 4
4) 1, 3
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Попал он (1) однако (2) к профессору Стравинскому не сразу (3) а побывав в другом месте. Однако (4) умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 2, 3
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Комната (1) казалась (2) мрачной. В середине сентября (3) казалось (4) вернулись погожие летние денечки.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 3
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Толстые (1) напротив того (2) косились и пятились от дам. Щегольской экипаж остановился (3) напротив того (4) дома, откуда и доносилась музыка.
1) 1, 3
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 4
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.
1)1, 2, 3, 4
2)3, 4
3)2
4)1, 3
Вывод.
- Вводные слова, словосочетания, предложения и обращения выделяются на письме, так как они не являются членами предложения и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения, называют того, к кому обращаются.
- Домашнее задание: упр. 463, §200-201; подготовиться к диктанту.
- Рефлексия. Выбери:
- Превзошёл сам себя
- Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди
- Не ударил лицом в грязь
- Бил мимо цели
- Язык плохо подвешен
- Из кожи вон лез
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Презентация к открытому уроку русского языка в 8 классе...
Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс
Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...
"Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения"
Презентация теста в форме ЕГЭ по русскому языку. Работа отмечена дипломом общероссийского конкурса "Лучшее из опыта работы" Информационно-Методического ЦентраМАУНЕД "Магистр"...
Тесты по теме "Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения"
Тесты предназначены для использования на уроках русского языка при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ....
Раздаточный материал по теме: Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
Раздаточный материал по теме: Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Материал для зачета, 18 вариантов...
Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)
В данном материале рассматривается теоретическая и практическая часть 18 задания ЕГЭ по русскому языку, в котором проверяется знание выпускниками пунктуации (наки препинания в предложениях со сл...