Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Интегрированное занятие по русскому языку и литературе способстует развитию творческого начала в юном читателе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_otkrytiy.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тангутская средняя общеобразовательная школа
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса
Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры- путешествия по стране Филологии «Час открытий»
для учащихся 6 класса
Игра- путешествие по стране Филологии «Час открытий»
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение; формировать навыки публичного выступления, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности; прививать интерес к изучению русского языка и литературы как на уроках, так и во внеурочное время.
Задачи:
обучающая:
повышать познавательный интерес к предметам "Русский язык" и "Литература" через различные занимательно-познавательные задания
развивающая:
способствовать развитию творческих способностей учащихся
воспитатывающая: прививать любовь к русскому языку и литературе
Планируемые результаты
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы
личностные универсальные учебные действия, т.е.:
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
чувства прекрасного и эстетического;
регулятивные универсальные учебные действия,
т.е. научатся:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-оценивать правильность выполнения действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не -совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в -ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
Оборудование:
Презентация "Путешествие по стране Филологии»
Организация игры:
В игре участвуют две команды учащихся, деление на команды производится перед началом игры, участники выбирают себе название. Игра проводится в несколько туров, игроки переходят от одной станции к другой. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
Ход игры
- Слово учителя. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности.
.(1 слайд) Здравствуйте, ребята! Садитесь. Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего занятия
( 2 слайд) Сегодня вы отправитесь в игру-путешествие по стране «Филология». Вы будете сочинять стихотворения, отгадывать шарады, составлять анаграммы и многое другое, чего вы, может, никогда не делали. И пусть игра-путешествие «Час открытий» принесёт вам много счастливых минут!
( 3 слайд) Девиз: Нам без улыбки трудно жить, Улыбкой нужно дорожить.
( 4 слайд) Разрешается думать, размышлять, соображать, ломать голову, раскидывать умом и шевелить мозгами.
( 5 слайд) *Запрещается грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать.
( 6 слайд) В стране Филологии вы остановитесь на станциях: «Разминка», «Анаграммы", «Шарады» , «Танцевальная», «Буриме"," Хокку", « блиц»
( 7 слайд) В путеществие вы отправитесь тремя группами (две команды учащихся 6 класса и команда учителей) представьте, пожалуйста, названия своих команд. (Представление)
( 8 слайд) - Итак, путешествие начинается. Старт! На старте вам необходимо предъявить билетик, а именно ответить на вопрос: Какую фразу произнес первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин во время старта на корабле «ВОСТОК»?
(9 слайд) Ответ: «Поехали!»
- лайд) 1 станция - Разминка.
(11 слайд) В русском языке 33 буквы?
(12 слайд) Существительное ночь относится ко 2 склонению?
(13 слайд) Существительное нога относится к среднему роду?
(14 слайд) Глагол читать относится к 1 спряжению?
(15 слайд) В слове обороноспособность 7 букв О ?
(16 слайд) 1 Станция "Анаграммы"
Анаграмма - слово анаграмма происходит от греческих слов, смысл которых можно толковать как "Новая запись". Это способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов. Сейчас анаграммами называют просто перемешивание букв составляющих исходное слово, иногда перемешивание производится с сохранением слогов, таким образом, облегчая поиск исходного слова. Довольно часто анаграммы используются для получения псевдонимов, беря за базу настоящее имя. К примеру имя Дима может трансформироваться в Амид или Идам, а фамилия Орлов в Ролов, Лоров. Анаграммы можно также использовать в качестве тренировки эрудиции, разгадывая при этом незнакомые или малознакомые слова.
(17 слайд) Задания: Попробуй найти анаграммы к словам :
спаниель -апельсин
каратист-артистка
рубашечка - чебурашка
Водополье- половодье
Антиквар-травинка
покраснение — пенсионерка
полковник — клоповник
стационар — соратница
(18 слайд) Станция "Шарады"
Шара́да (фр. charade, от окс. charrado — букв. «беседа, болтовня») — разновидность загадки. Игра в шарады — салонная игра. Иногда словом «шарада» называют тайну, загадку вообще.
Шарада представляет собой разбивку слова на слоги таким образом, чтобы каждый слог имел смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах.
Пример:
Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь.
(сук-но)
(19 слайд) Задания: отгадай шарады или составь свои:
1.Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Ответ: «Кар-тина».)
(20 слайд) Слева ---.Первый слог в удивлении я восклицаю,
Второй слог я с книжной полки снимаю,
Когда же первый со вторым соединится,
То получится мельчайшая частица.
(Ответ: «А-том».)
(20 слайд) Справа ----. Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
(Ответ: «За-дача».)
(21 слайд) Станция «Танцевальная»(физкультминутка)
(22 слайд) Станция "Буриме"
Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них.
(23 слайд) Задания: Сочините стихи на заданные рифмы:
Слева ...Машу
...кашу
...мишке
...книжки
Справа ...у тропинки
...травинки
...бежит
...лежит
(24 слайд) (Учителя) ...весна
...сна
…звенят
...ребят
(25 слайд) Станция "Хокку"
Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. Правда, смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные и утонченные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность. Ведь хокку – это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах. И если человек никогда не обращал внимания на восход солнца, шум прибоя или же ночную песню сверчка, то проникнуться красотой и лаконичностью хокку ему будет весьма сложно.
Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.
Примеры хокку:
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймёте мои стихи,
Когда заночуете в поле
Станция "Хокку"
Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. Правда, смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные и утонченные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность. Ведь хокку – это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах. И если человек никогда не обращал внимания на восход солнца, шум прибоя или же ночную песню сверчка, то проникнуться красотой и лаконичностью хокку ему будет весьма сложно.
Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.
Примеры хокку:
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймёте мои стихи,
Когда заночуете в поле
Задания:
сочини хокку на темы:
1. "Зима"
2. "Школа"
3. "Мой компьютер"
(26 слайд) Задания:Сочините хокку на темы:
1. "Зима"
2. "Школа"
3. "Мой компьютер"
( 27 слайд) БЛИЦ - (нем. blitz — молния) - молниеносная игра, надо быстро ответить
Блиц-игра:
- Существительное тюль в русском языке мужского рода?
- Букву Ё придумал Н.М.Карамзин, а кто придумал букву Э?
- Фразеологизм «авгиевы конюшни» обозначает «неубранное место, находящееся в беспорядке »?
- Самый древний знак препинания – запятая?
- У глагола вынуть нет корня вообще?
- Как будет правильно торты или торты?
- Числительное пятый порядковое?
- Сколько падежей в русском языке?
(28 слайд) Ура! Приехали!
(29 слайд) Слово учителя. Рефлексия
Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали на нескольких станциях огромной страны под название Филология.
Что узнали нового и интересного?
Чему научились?
Чего никогда не делали и сумели сделать?
Что показалось трудным?
(30 слайд) Подведение итогов игры Закончить занятие я хочу одной очень интересной притчей.
Притча:
...Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников и повёл их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, будет назван умнейшим". Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха, отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и - о, чудо! - она стала поддаваться, и раскрылась. Тогда мудрец сказал: "Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы".
- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом мероприятии каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете "открыть любую дверь".
РЕЗЕРВ ПРОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ
Станция «Литературная»
1 команде - прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина
2 команде - прочитать наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова
3 команде - прочитать наизусть басню И.А.Крылова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Грамотность»
Данное мероприятие проводится для учащихся 7-8 классов. Разнообразные и необычные задания интересны для ребят....
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"Своя игра" для 7 класса
Цели: • активизировать познавательную деятельность детей, • развивать логику, интеллект, • способствовать повышению интереса к изучению русского языка, • воспитывать чувство коллек...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе по ФГОС (открытый урок): Игра -путешествие "День открытий"
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе по ФГОСИгра -путешествие "День открытий"Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе было проведено на Метапред...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе . Игра "Эрудит-шоу" 5-7 классы
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку для 5-7 классов.Материалы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.Игру можно провести в рамках недели русского языка и лите...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе . Игра "Эрудит-шоу" 5-7 классы
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку для 5-7 классов.Материалы можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.Игру можно провести в рамках недели русского языка и лите...
Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры- путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса.
Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия «Час открытий» можно проводить и в рамках «Недели русского языка и литературы»...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Русского языка»
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Русского языка»...