Урок русского языка в 5 классе по теме согласные твердые и мягкие.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хисамова Фания Фаузятовна

Урок русского языка в 5 классе по теме согласные твердые и мягкие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока:  

систематизация сведений о твердых и мягких согласных звуках.

Тип урока: 

 Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: 

карточки с заданиями, разноцветные карточки для определения настроения, толковый словарь, звездочки (около30 штук).

Краткое описание: 

 на уроке происходит обобщение и систематизация знаний о твердых и мягких согласных звуках, полученные в период обучения в нечальной школе, повторяются основные понятия фонетики.

Ход урока.

I. Оргмомент. Инструктаж обучающихся.

- Доброе утро! Сегодня на уроке русского языка вы работаете в командах. Отвечать нужно, только обсудив вместе ответ. Капитан, которого вы выбрали, называет того, кто будет произносить ответ. За верный ответ и правильно выполненное здание команда получает звезду.

II. Повторение изученного ранее.

1. «Аукцион знаний» о звуках речи.

- Каждая команда за 1 минуту должна вспомнить как можно больше сведений о звуках речи.

- При проверке команда называет что-либо о звуках речи, не повторяя уже названное другой командой.

2. Работа с карточками.

Задание.

Подчеркните слова, в которых есть чередования звуков.

Вода – водичка, май – майский, друг – дружба, сложить – слагать, расписаться – роспись, лампа – лампочка.

3. Взаимопроверка выполнения заданий на карточках.(При чтении и комментировании одним из обучающихся.)

III. Подготовка к восприятию темы урока.

- Чем отличаются звуки, обозначенные буквой д в словах вода – водичка?

-О таких звуках мы будем говорить на уроке.

IV. Объявление темы урока.

- Запишем тему урока в тетрадях. Подумайте, что вы знаете по данной теме и что хотели бы узнать?

- Заполните в таблицах-карточках первый и второй столбики.

V. Систематизация изученного ранее.

1. Заполнение таблицы.

- Умеете ли вы различать мягкие и твердые согласные? Проверим. Начертите в тетрадях таблицу и заполните ее.

Твердые согласные звуки

Мягкие согласные звуки

Имеющие пару

Не имеющие пару

Имеющие пару

Не имеющие пару

[б]

[в]

[г]

[д]

[з]

[к]

[л]

[м]

[н]

[п]

[р]

[с]

[т]

[ф]

[х]

[ж]

[ш]

[ц]

 

,]

,]

,]

,]

,]

,]

,]

,]

,]

[п,]

,]

,]

,]

,]

,]

,]

,]

,]

 

 

 

 

2. Самопроверка по учебнику (с. 114).

3. Связный рассказ по таблице о твердых и мягких согласных звуках.

4. Знакомство со смыслоразличительной функцией  твердых и мягких согласных звуков.

- Как вы думаете, можно ли превратить мель в мел? Каким образом? Какую роль играет буква ь на конце слова мель? Какова роль мягкого звука [л,] и твердого [л] в этих словах?

- Выполним упражнение, в котором сможете понаблюдать над различением значений слов и их звуковым составом,  - №271 (с. 114).

Проверка: устные ответы обучающихся.

- Дополнительное задание выполняем в тетрадях. (Напрмер, стал сильнее - нержавеющая сталь, литровая банка – истопить баньку.)

5. Физкультминутка.(Дети встают возле своих мест.)

                        Руки кверху поднимаем, 

                        А потом их отпускаем.

                        А потом их развернем

                        И к себе скорей прижмем.

                        А потом быстрей, быстрей

                        Хлопай, хлопай веселей.

6. Словарно-орфоэпическая работа.(Упр. №272.)

- Прочитайте про себя слова, записанные на доске. Найдите их в учебнике на полях (в рамке), проверьте, не ошиблись ли в их произнесении. Прочитаем вместе (хоровое чтение слов музей, текст, тема.)

- Выясним, что обозначают эти слова. (Трое учеников читают толкования слов, взятые из словаря.)

- Составьте и запишите  предложение со словом музей. (Например, Мы с друзьями посетили музей. Мне понравился музей. Я часто ходу в музеи.)

7. Словарный диктант.

Футбол, жюри,  хоккей, щука, вокзал, рюкзак, баскетбол, брошюрарапорт, салют, парашют, компьютер, цирк.

- Подчеркните те слова, в которых все согласные твердые.

8. Взаимопроверка.

9. Частичный фонетический разбор слов.

- Запишите слова, которые видите на доске, обозначая квадратными скобками мягкие согласные звуки.(По одному ученику от команды выходят к доске и  подписывают мягкие звуки.)

Птичка, речной, звенеть, нянчить, зеленый, конь.

10. Запись слов по транскрипции. (По одному ученику от команды выходят к доске.)

[буквар,], [дач,н,ик], [каз,ба], [р,эщ,ик], [й,ама], [й,ош]

11.Самостоятельная работа (упр. №273) – резервное задание.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Проанализируйте, как вы работали на уроке.

-Что понравилось?

- Выберите карточку того цвета, который соответствует вашему настроению.

Выставление отметок за работу на уроке. (Отмечаем команды, работавшие дружно.)

Домашнее задание: учить теоретические сведения на с. 114, выполнить упр. №273;

и по желанию сделать транскрипцию 10 слов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Согласные твердые и мягкие"

Цель урока: повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развивать навык характеристики согласных звуков по твердости- мягкости, закрепить умение строить текст; развивать речь обучающи...