Урок русского языка в 5 классе на тему "Согласные твердые и мягкие"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Магомедгаджиева Саидат Османовна

Цель урока: повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;

развивать навык характеристики согласных звуков по твердости-

мягкости, закрепить умение строить текст;

развивать речь обучающихся;

воспитывать любовь к матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00027237-a74d7e0e.doc984 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка

в 5б классе

Согласные

твердые и мягкие

Тема урока:         Согласные твердые и мягкие.

Цель урока:         повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;

                              развивать навык характеристики согласных звуков по твердости-

                              мягкости, закрепить умение строить текст;

                              развивать речь обучающихся;

                              воспитывать любовь к матери.

Тип урока:           комбинированный урок с  использованием ИКТ

Оборудование:    слайдовая презентация урока, таблички, учебник.

ХОД УРОКА:

I.   Организационный момент.

СЛАЙД № 1

II.  Повторение пройденного материала. Вопросно-ответная беседа.

      1)    Что изучается в фонетике?

      2)    Что изучается в графике?

      3)    Сколько в русском языке букв?

      4)    Сколько в русском языке звуков?

      5)    На какие 2 группы делятся звуки?

      6)    Какими бывают гласные?

      7)    Какими бывают согласные?

      8)    Чем отличаются буквы и звуки?

      9)    Чем отличаются буквы Ъ и Ь от других букв?

      10)  Какие изменения, происходящие со звуками, мы изучали

              на предыдущем уроке?

                          (позиционные чередования звуков

СЛАЙД № 2

СЛАЙД № 3

 

 III.  Поэтическая минутка.

 СЛАЙД № 4

Если слышишь парный звук, будь внимателен, мой друг,

парный сразу проверяй, слово смело изменяй:

«зуб» на «зубы», «лед» на «льды» - будешь грамотным и ты.

-   Где растет морковь?                         - На грядках.

-   Буквы пишут где?                             - В тетрадках.

-   Чистим что мы?                                - Зубки.

-   Надеваем в холод?                            - Шубки.

-   Любим все?                                       - Снежки, салазки.

-   А читаем часто?                                - Сказки.

Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

-   Грядка. Нет чего?                             - Нет гряДок.

-   А тетрадка?                                       - Нет тетраДок.

-   Зубки!                                                - Изменили – зуБы.

-   Шубки!                                              - Проверяем – шуБы.

Ждем снеЖинок и салаЗок. И побольше чудных скаЗок.

     IV.   Игра «Невидимка».

-А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки.        (Обучающиеся находят и записывают слова  лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех)

                                                                   

 СЛАЙД № 5

-  Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А слова «мел» и «мель»  различаются только тем, твердым или мягким звуком оканчивается слово.  Именно об этом сегодня мы и будем говорить. Записывайте тему сегодняшнего урока.

   

СЛАЙД № 6

V.  Введение нового материала.  

1.   Наблюдение за словами.

СЛАЙД № 7

-Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все слова русского языка имеют пару по твердости-мягкости. Но есть и такие, которые не могут образовать такой пары.  Это согласные [ж], [ш], [ц] – они не могут образовать мягкой пары; и  [ч'], [щ'], [й'] – они не могут образовать твердой пары.

2.  Работа по таблице.

СЛАЙД № 8

                                   

                                  (Обучающиеся записывают согласные звуки в тетрадки).

3.  Работа с учебником.  Чтение теоретической части учебника (стр. 107-108).

4. Наблюдение за словами и звуковым составом.

СЛАЙД № 9

5.  Физминутка.

     

      VI.   Закрепление материала.

 1. Выполнение упражнений 270, 274 (устно),  271 (письменно).

 2.  Игра «Превращения».

СЛАЙД № 10

 3. Развитие речи. Создание текста.

СЛАЙД № 11

 - Посмотрите на экран. Что нужно сделать, чтобы набор слов стал  текстом?

(Ребята создают свои тексты, затем проверяют по следующему слайду).

СЛАЙД № 12

   

VII.   Музыкальная минутка. Исполнение «Гимна гласным и согласным».

СЛАЙД № 13

 

 VIII.  Домашнее задание.

Упражнение 30 (стр.88)

СЛАЙД № 14

   IX.   Итоги урока.

Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Конспект урока русского языка 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости"

Задачи:- расширить представления обучающихся о мягком знаке – показателе мягкости;- совершенствовать умение правильно писать слова;- формировать умение работать в паре;- организовывать самооценивание ...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....