конспект урока русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока по теме "Сочинительные союзы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_7_klasse_sochinitelnye_soyuzy.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема. Сочинительные союзы как средство синтаксической связи в предложении в тексте.
Цели: расширить знания о союзе как служебной части реи, углубить знания учащихся о сочинительных союзах как средстве синтаксической связи между членами предложения, компонентами текста, работая на примерах стихотворений А.С.Пушкина, дать почувствовать учащимся богатство, силу, гибкость, красоту русского языка и великое мастерство поэта.
I . Оргмомент.
1. Объявление темы урока.
2.Постановка задач перед учащимися. Выделение ключевых слов в задачах.
3.Обращение к эпиграфу урока
Поэзия Пушкина - неисчерпаемый источник,
который, как в сказке, поит "живой водою" всех,
кто прикасается к нему.
Вс. Рождественский
4. Запись в тетради.
Неисчерпаемый (черпать), неиссякаемый (иссякнуть-истощиться, исчезнуть, чрезвычайно обильный, непрекращающийся (перестать).
Источник (3 знач.) перен.
То, что даёт начало чему-то, откуда исходит что-то.
II. Основная часть
1. Обращаемся к 1-ой цели урока. Повторяем определение союза.
Вспоминаем разряды сочинительных союзов.
2.Вторую задачу решаем на примерах поэзии А.С.Пушкина.
"У нас ведь всё от Пушкина",- писал Ф.М.Достоевский.
"Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин", - так сказал в XX веке А.Блок.
Домашнее задание предполагало работу над произведениями А.С.Пушкина. Так совпало, что все они о зиме. Пусть это будет нашим прощанием с зимой.
3. "Зимнее утро"
Читая, что нужно передать?
(Необычайной бодростью и свежестью запитывает от стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". Радостный тон передает светлое, ничем не омраченное счастье человека)
- Какое стремительное и краткое начало!
- Обратимся ко 2 и 3 строфам.
- Какую схему вы составили?
Охарактеризуйте предложение.
-Какие союзы используются?
- А какие картины передает поэт? Одновременные? Последовательные?
(одновреме.)
- Части равнозначны. Определите вид глаголов. (все несовершенного вида)
- Мы видим: снег, лес, ель, речку.
- А слышим? Трещит затоплена печь. Произнесите.
- Какова роль соединительного союза и
Соединительные отношения установ. ! повт. ливаются на фоне одновременности.
- С какой строчки меняется покой? (Не велеть) что сделать сов-в) запречь, предадимся бегу, навестим)
Действия разновременные, последовательные
Схема
- Знаки препинания?
- Какова роль союзов соединительных.
Вывод. Соед. Соединяет части сложного предложения.
_ Мы начали выполнять вторую задачу.
(Соединительные союзы выполняют средством связи между частями сложного предложения, между членами предложения)
- ни-ни - повторяющийся союз
- да-и , знаки как при и (разг. окрака)
- не только, но и; как, так и.
(подчеркивают обязательный характер соединения) градационные союзы.
Замкнутая структура. Обязательный характер соединения.
Мы не только накануне переворота, но мы вошли в него(Герцен)
- тоже, также (= и). Стоят не на положенном месте, внутри части.
( Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно (Л......)
Не спутать с бесс. сл. предложением
4. Обратимся к схеме предложения.
а)Вечор, ты помниш, ..........
вечор - нынче. а
анти= против, противоположность противительные союзы играют роль противопоставления и сопоставления.
б)В "Зимнем утре" прием кнтраста, а литерат. прием антитеза.
в) А ещё: эпитеты, сравнения, инверсия (когда?) обособленные второст чл. ?
г) Вернемся к противительным союзам да=но (архаичность, разговон.)?
однако=но (книжность)
же (книжность)
Люди переходили..... без особых затруднений, лошадям же досталось.
Все предложения с противительными союзами имеют закрытую структуру.
зато = но
только
5. "Все становится его предметом" (Гоголь)
"Зимний вечер"
- Как передана картина вечера?
- (Буря .....)
Но поэтому этого недостаточно.
Он изображает различные оттенки. Как?
(то ... то .... то ....)
= сравнения
_ схема предложения?
- Охарактеризуйте его
I часть
II часть
- разделительные союзы или выбор, или чередование. Как вы считаете?
- Выбор - или, либо. См. текст!
- Не то - не то
Роль -
Выраз. средство многосоюзие.
Что это?
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит
Обратим внимание!
Весь отрывок полон жизни (137Р)
А это достигнуто тем, что
Пушкин щедро пользуется глаголами.
Что делает вьюга?
(учащиеся называют)
- А основная мысль:
пусть воет вьюга, нагоняя
зимнюю тоску - мы не поддадимся ей,
дружеской беседой поддержим бодрость.
5. "Анчар" (синт. ср-во связи частей текста)
6.Подводим итог.
- Какие союзы относим к сочинительным?
- На какие группы делятся?
- Назовем каждую из них и вспомним роль её.
- Как называется выразительное средство, состоящее в намеренном увеличении количества союзов?
6. На холмах Грузии.....
Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит-оттого,
Что не любить оно не может.
7. Вывод по 3-ей задаче.
Стихотворения А.С.Пушкина полны движения, жизни.
"Они поют и сияют" (Вс.Рождественский)
Привлекает их простота, искренность, любовь к природе.
III.Д/з
О, весна без конца и без краю,-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита.
Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне.
"Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит.
Яркий снег сиял в долине......
Еще в полях белеет снег..... (Весенние воды)
Приложение
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы Грамат. форма с/соч.предл.. Части их равнозначны
Название группы сочинительных союзов | Какие отношения выражают | Союз как средство синтаксической связи | ||
Соединительные | и да (=и) да и тоже, также = и как... так и не только, но и | Соединительные, Одновременны Разновременные, Последовательные Значение сходства, обязательный характер соединения | Несов. в. Сов. в. Дочь училась хорошо, мальчик тоже занимался недурно Мы не только накануне переворота, но мы вошли в него | 1. 2. 3.Компоненты текста 4.Многосоюзие как средство выразительной речи. |
Разделительные | или (иль) либо то... то не то... не то то ли... то ли | взаимоисключение альтернатива (выбор) отношения чередования, неразличия | Не то я сам разучился, не то люди перестали меня понимать | "Цветок" Я помню чудное Анчар |
Противительные | а, но да (=но) однако же зато (=но) только | Сопоставление, противоположность (архаичность (книжность) (книжность Частичное противопоставление | Люди переходили без затруднений, лошадям же опять досталось. Потом стало тихо, только доносились звуки со двора |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ЦО № 49»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
в 7 классе
Тема «Сочинительные союзы»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «ЦО №49»
Лень Нина Терентьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...