Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_alfavit.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Графика. Алфавит.
Цели:
1 Познакомить учащихся с новым разделом науки о языке «графикой»; повторить алфавит, названия букв; закрепить умение пользоваться алфавитом. Повторить правописание проверяемой гласной в корне слова, написание гласной в личных окончаниях глагола; постановку тире между подлежащим и сказуемым. Повторить материал о стилях речи, вспомнить, что такое текст, его признаки.
2 Развивать интерес к русскому языку.
3 Продолжить развитие навыков грамотного письма, связной речи, развивать логику мышления.
План урока.
1Индив. задания. Фонетический разбор: Солнце, ярко
1Фронтальный опрос.
-Какое явление наблюдается в предложении?
Машины шинами шуршат. (С.Маршак)
-Как называется это явление? (звукопись)
-Что это значит?
-Выберите слово, в котором все согласные звуки звонкие: (дорога)
-Все согласные звуки глухие: (Печка)
-Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков (печаль)
-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв (ёжик)
-Мороз, ёжик, громко, печка, дорога, печаль.
-Назовите слова, которые заканчиваются на глухой согласный.
Алмаз, базар, запад, канат, санитар, вокзал, гром, настежь.
-Что вы знаете про гласные звуки? (Их 6: а о у ы и э)
-Я,Ё,Ю,Е – это что? (Это буквы, обозначающие два звука)
-А где можно увидеть все буквы одновременно? (В алфавите)
1 Вступительное слово учителя. (Цели и задачи урока.)
-_Мне очень нравятся слова из стихотворения:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит.)
- Сегодня мы поговорим об алфавите, его происхождении, выясним, какой раздел науки о языке изучает способы обозначения звуков, повторим пройденный материал.
Итак, тема урока: Алфавит.
- Алфавит очень важен в жизни человека, о нём много сказано, сложено стихов. Послушайте одно из стихотворений:
Прапрадедовской порой
Стали буквы в чёткий строй.
Строй как строй, да не простой.
Был он назван алфавит
И повсюду знаменит.
До сих пор с него, как встарь,
Начинается букварь.
Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
- О чём говорится в стихотворении? (О роли алфавита в жизни человека, о том, что с помощью букв образовываются слова.)
- А как иначе называется алфавит? (Азбука.)
2 Повторение.
- Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор.
Азбука – к мудрости ступенька. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., ничем не осл.
_-Как вы понимаете эти слова?
3 Работа по теме урока.
1) Беседа с учащимися.
- Кто создал азбуку? (Братья – философы Кирилл и Мефодий.)
- Как она называлась?
О создании Кириллицы нам расскажет Адель.
Славянская азбука еще очень молодая. Ей немногим более тысячи ста лет. Она была создана в середине 9 века выдающимися людьми своего времени – братьями Кириллом и Мефодием.
До 863 года азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, не существовало, хотя славяне пытались записывать свою речь при помощи греческих и латинских букв. Братья Константин и Мефодий родились и выросли в Византийском городе Фессолоники. Оба брата много читали, любили учиться. У них было два родных языка: греческий и славянский. Константин же вообще знал 22 языка и другие науки. За великую мудрость его прозвали философом. Константина и пригласил моравский князь Ростислав создать азбуку для славян. В работе ему помогал старший брат Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Первая азбука, которую они составили, называлась глаголицей.
Глаголица – изобретение яркое и самобытное, её буквы не скопированы с другого алфавита, а созданы самостоятельно. Количество букв в глаголице близко количеству звуков старославянского языка. Начертания многих букв в глаголице имели в своей основе крест, треугольник, круг: с, т, в, л, о. Константину не суждено было вернуться на Родину. По дороге домой он тяжело заболел , в Риме принял монашество , получил имя Кирилл. Похоронен он в Риме.
А ученики Кирилла и Мефодия создали еще одну азбуку и в честь Кирилла назвали ее Кириллицей. Русский алфавит произошёл от древнерусской кириллицы.
24 мая – День славянской письменности и культуры – единственный церковный и государственный праздник, установленный в память о первых просветителях.
Наш алфавит и кириллица. Что можете сказать?
-Слова азбука и алфавит – синонимы. Давайте попробуем догадаться, как произошло слово – азбука. (Слайд) Аз+буки,
_-Может быть кто-нибудь знает как произошло слово алфавит? Есть еще одна азбука - Латиница (английский язык на латинском алфавите) Альфа +бета (Вита)
---Давайте сравним древнерусскую кириллицу и наш современный алфавит. Что скажете? Как выглядят буквы? Похожи ли на наши?(Изображались по разному)
---- Итак, ребята, раздел науки о языке, изучающий способы обозначения звуков речи на письме, или начертания букв называется «графика».
- Запишите вторую половину темы. (Рядом со словом «Алфавит» записываем: «Графика».)
-Работа по учебнику. Стр.118. Графика.
-Каллиграфия. (Записать). Что это? (Правильное красивое письмо). Вот как должны мы писать.
(Так для чего нужен Алфавит? Азбука? (Чтоб записывать устную речь?))
-Сейчас мы сделаем упражнение, которое тоже про письмо. (КАРТОЧКИ, Слайд)
Работа в тетрадях.
3) Работа с текстом.
П..сьмо одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква это фигурная линия, рисунок. Рисунок произнести нельзя.
- Прочитайте, докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу, расположены в определённой последовательности, объединены общей темой.)
- Какова тема текста? (Звуки и буквы, письмо.)
- Какого стиля этот текст? (Научного. Сообщаются научные сведения, даётся объяснение терминов «звук» и «буква».)
- Обратите внимание, что это текст научно – популярного подстиля. Бывает так, что необходимо донести информацию научного характера широкому кругу людей. В этом случае и используется научно – популярный подстиль. Он отличается от строго научного более простым изложением научных понятий, специальных терминов.
- Какова основная мысль этого текста? (В чём различие буквы и звука.)
- Чем же различаются звук и буква? (Звук произносят и слышат, букву пишут, читают.)
- Назовите буквы и звуки в выделенном слове.
4) Физкультминутка.
5) Работа с учебником.
- Откройте стр. 119. Прочитайте материал об алфавите.
6) Проверка усвоения материала.
- Продолжите предложение по данному началу.
- Алфавит – это… (буквы, расположенные в определённом, обязательном для всех порядке.)
- В алфавитном порядке записываются… (слова в орфографическом словаре, справочнике.)
- В устной речи мы имеем дело… (со звуками в словах.)
- На письме звуки обозначаются… (буквами.)
- Прочитайте алфавит, правильно произнося названия букв.
- А теперь произнесите алфавит по памяти. (1 чел)
8) Работа с пословицами.
- Почему появились такие пословицы?
Азбуку учат, во всю избу кричат.
Азбука – наука, а ребятам мука (бука).
- После ответов ребят подготовленный ученик рассказывает стихотворение.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как АЗ и БУКИ
В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
(Н. Кончаловская «Наша древняя столица».)
- Рассказ учителя.
Учебный день, действительно, начинался очень рано, в семь часов утра, и продолжался до самого вечера с двухчасовым перерывом на обед. Учащиеся сначала учили названия букв и их изображение, затем – склады из двух букв, из трёх букв, а потом переходили к чтению текста. Каждый, выполняя своё задание, учил вслух.
- А теперь мы попробуем применить знание алфавита в игре «Кто быстрее?»
Задание №2 в карточке. Расположите слова в алфавитном порядке.
(Азбука, алфавит, буква, гласные, графика, глухой, звонкий, мягкий, речь, согласные, твёрдый, фонетика.)
-Проверим.
4. Обобщение. Подведение итогов урока.
- Для чего надо хорошо знать алфавит? (Знание алфавита помогает человеку в жизни. Зная алфавит, легко упорядочить записи, легко сориентироваться в словаре.)
- Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Приложения.
- Работа в тетрадях.
3) Работа с текстом.
П..сьмо одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква это фигурная линия, рисунок. Рисунок произнести нельзя.
- Продолжите предложение по данному началу.
- Алфавит – это…
- В алфавитном порядке записываются…
- В устной речи мы имеем дело…
- На письме звуки обозначаются…
Работа в тетрадях.
3) Работа с текстом.
П..сьмо одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква это фигурная линия, рисунок. Рисунок произнести нельзя.
- Продолжите предложение по данному началу.
- Алфавит – это…
- В алфавитном порядке записываются…
- В устной речи мы имеем дело…
- На письме звуки обозначаются…
Работа в тетрадях.
3) Работа с текстом.
П..сьмо одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква это фигурная линия, рисунок. Рисунок произнести нельзя.
- Продолжите предложение по данному началу.
- Алфавит – это…
- В алфавитном порядке записываются…
- В устной речи мы имеем дело…
- На письме звуки обозначаются…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...