Внеклассное мероприятие в 9 классе "Путешествие по лексическому маршруту"
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Черняева Наталья Владимировна

Внеклассное мероприятие в 9 классе "Путешествие по лексическому маршруту"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_9_klass.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку 

для учащихся 8-9 классов.

«Путешествие по лексическому маршруту»

План

1.     Что такое слово.

2.     Выступление учащихся.

Устаревшие слова.

Заимствованные слова.

Синонимы.

Антонимы.

Омонимы.

Фразеологизмы.

3. Подведение итогов.

Итак, В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…

И в дни седого февраля докажем знанием, талантом,

Что СЛОВО нам дано не зря!

Сценка «Загадочный сундук».

Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!

Маша: Ты чего это, Вася кричишь?

Вася: Я не кричу, я слово подбираю.

Маша: Какое слово?

Вася: Какое, какое… Нужное!

Маша: А зачем оно тебе?

Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!

Маша: А почему?

Вася: Почему, почему… Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?

Маша: Ничего ты мне не говорил.

Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!

Достаёт письмо, читает:

«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,

В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.

Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово!

В памяти поройся – может быть, припомнится,

Только скажешь ты его, и сундук откроется! »

Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?

Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.

Маша: И не открывается?

Вася: ни в какую!

Маша: А ты попробуй ещё раз!

Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!

Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.

Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!

Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.

Вася:  Что же ты молчишь! Говори!

Маша: Я тебе на ушко скажу.  (Шепчет)

Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.

Маша: А этого не говорил. Попробуй!

Вася: Попробовать? Слово – то для меня какое – то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!

Маша: Вот видишь, как всё просто!

Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся!

Маша: Спасибо.

Вывод.

(Чтение стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не  взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.

Художественная миниатюра «РУСЬ»

Русь. Короткое – в один слог всего!  - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь.  Русские.  Россия.  Россияне.

Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На  севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по – старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо – смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как – то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.

- На русь? – ахнул я.

- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

- Анна Ивановна, а что такое русь?

- Русью светлое место зовём. Где солнышко.  Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь – светлое место! Русь – страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

Автор: С. Романовский



- Что  такое  слово? Загляните в толковый словарь. Вы найдете там такое определение слова: это «единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении».

Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из которых употребляется в речи как самостоятельное целое (единица). Как известно, все слова языка образуют его словарный состав,   или его   лексику.

Станция 1. Омонимы. Сообщение учащегося.

Отгадайте омонимы.

1

  1. Это – древнейший прибор.
  2. Это – достоинство карты.
  3. Это - заменители балла.
  4. С этим не справилась Мартышка.
  5. Это нарисовано на капюшоне королевской кобры.(Очки)

2

  1. Так называют самую лёгкую байдарку.
  2. Это листы огородного растения.
  3. Раньше без него не писали ручки.
  4. У птиц они заменяют шерсть. 
  5. Ими наполняют подушки.(Перо)

    3
  1. Его образует группа родственных учреждений.
  2. С добавлением гласной к этому слову получим фамилию изобретателя акваланга.
  3. Это растительная форма.
  4. В его гуще любят строить гнёзда птицы.
  5. К нему можно отнести и сирень, и жасмин, и розы.(Куст)

    4
  1. С ним сравнивают либо совсем юных, либо старых, но бодрых.
  2. Раньше брадобреи подкладывали его за щёку клиентам.
  3. На юге растёт тот, которого называют бешеным.
  4. Его срывают всегда зелёным и на еду, и на консервирование.
  5. Это овощ. (Огурец)


5

  1. Со старинных времён они носят имена собственные, такие как: Лебедь, Голодарь, Медведь и даже Козёл.
  2. Ими раньше пользовались водолазы и железнодорожные кондуктора.
  3. В его названии дважды звучит старорусское слово, означающее круг.
  4. Он работает языком.
  5. Если работают сразу с тремя из них, раздаётся трезвон.(Колокол)

    6
  1. Это флотская команда закончить работу.
  2. Она иногда стоит в танцевальном номере.
  3. Её мелко рассыпал Соловей в басне И.А.Крылова.
  4. Она нужна некоторым работникам.
  5. Над ними бьются ученики на уроках математики.(Дробь)

    7
  1. Это переход неустойчивых звуков аккорда в устойчивые.
  2. Это слово даёт возможность спокойно покинуть урок.
  3. Это окончание проблемной ситуации.
  4. Это синоним позволения.
  5. Его просит у родителей, когда собираются идти гулять.(Разрешение)
  1. В какую бочку не налить воды? 

     (Бочка - фигура высшего пилотажа)

2. Каким патроном не зарядишь ружье?

(Патроном для электрической лампочки)

3. В какой клетке не держат птиц и зверей?

(В грудной)

4. В каких лесах не водится дичь?

(В строительных)

5. Из какого крана не берут воду?

(Из подъемного)

6. Каким поясом нельзя подпоясаться?

(Земным)

7. Какой вид литературного произведения обознача ется мужским

именем?

(Роман) 

    8. Из какого сосуда не напьешься?

(Из кровеносного)

9. Какую мышь не съест кошка?

(компьютерную)

10. От каких вирусов не спасет маска и лекарства?

(Сбои компьютерных программ)

11. Каким ключом не откроешь дверь?

(Музыкальным, родником)

12. Какие ручки не пишут?

(дверные)

Станция 2. Фразеологизмы. Сообщение учащегося.
Задание: определить известные фразеологизмы, если все слова фразы «перевёрнуты», то есть заменены антонимами или словами из одного ряда понятий.


Мокнуть от ненависти


Сохнуть от любви


Этак вон там кошка вырыта


Так вот где собака зарыта


Шипеть под солнцем


Выть на Луну


Двумя войнами отмытые


Одним миром мазаны


Три ботинка – не комплект


Два сапога – пара


Распорото чёрными ножницами


Шито белыми нитками


Как животное на суше


Как рыба в воде


В город бабушке


На деревню дедушке


Доставать брёвна из квадрата


Вставлять палки в колёса


Чёрные слоны


Белые мухи 




Станция 3. Устаревшие слова. Сообщение учащегося.

Вы прибыли на станцию забытых слов. Послушайте стихотворение, им посвященное.

Исчезнувшие слова.

А вам не горько, что в гримасах быта,

В толпе, привыкшей огрызаться зло,

Так много превосходных слов забыто,

Исчезло, кануло во мрак, ушло?

А вам не хочется, чтоб кто-то вдруг

Вас проводил такими вот словами:

«О, да хранит Вас небо, милый друг,

И благоденствие да будет с Вами!»

А как мы называем слова, о которых идёт речь в стихотворении? (Ответ: Это слова, которые вышли из активного употребления в речи , и называют их устаревшими). Вам предлагается вспомнить забытые слова. Ваше задание подписать устаревшие названия частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии: чело, ланиты, очи, уста, выя, перси, рамена, десница, перст.


Станция 4. Антонимы. Сообщение учащегося.

К каждому выделенному слову отыщите его пару  (антоним), сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.

Друг, развязать,  длинный, сладкий, убавить,   ложь,  прибавить, недруг, завязать, короткий, правда, горький.

Станция 5. Антонимы. Сообщение учащегося.

Каждое предложение содержит по два синонима. Найдите.

1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная. (А. М. Горький.) 2. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф. М. Достоевский.) 4. Одет он был в довольно ветхий, старенький пальтишко, «из  которого уродливо вырос. (Ф. М. Достоевский.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. П.. Чехов.)

Станция 6. Заимствованные слова. Сообщение учащегося.

Какими русскими словами можно заменить иноязычные слова:

Трасса

Дискуссия

Авеню

Маэстро  

Атеист

Ситуация

Триумф     

Лозунг

Итоги мероприятия.

(Чтение стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не  взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Люби и храни

Наш великий язык!

1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная. (А. М. Горький.) 2. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф. М. Достоевский.) 4. Одет он был в довольно ветхий, старенький пальтишко, «из  которого уродливо вырос. (Ф. М. Достоевский.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. П.. Чехов.)

1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная. (А. М. Горький.) 2. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф. М. Достоевский.) 4. Одет он был в довольно ветхий, старенький пальтишко, «из  которого уродливо вырос. (Ф. М. Достоевский.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. П.. Чехов.)

Трасса

Дискуссия

Авеню

Маэстро  

Атеист

Ситуация

Триумф     

Лозунг


Устаревшие слова

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Фразеологизмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие к Неделе русского языка и литературы "Лексическая тема "Хлеб"

Разработка внеклассного мероприятия с использованием пословиц, поговорок, загадок, сказок о хлебе...

Презентация к внеклассному мероприятию "Лексическая тема "Хлеб"

Презентация к внеклассному мероприятию "Лексическая тема "Хлеб" дополняем непосредственно разработку мероприятия. В ней использованы картинки, сказки, загадки, пословицы и поговорки, иллюстрирующие да...

План-конспект внеклассного мероприятия по английскому языку в 3 классе Лексический КВН по теме «Продукты»

внеклассное мероприятие по английскому языку для тренировни знаний по теме "Продукты"...

План-конспект внеклассного мероприятия по английскому языку Лексический КВН по теме «Продукты» c театрализованной постановкой сказки "Репка " на английском языке

План-конспект внеклассного мероприятия  по английскому языку  Лексический КВН  по теме «Продукты» c театрализованной постановкой сказки "Репка " на английском язык...

Внеклассное мероприятие "Путешествуем по Италии: маршрутами М.В. Нестерова"

Внеклассное мероприятие посвящено знакомству с Италией посредством воспоминаний художника М.В. Нестерова через выполнение ученического проекта. Был составлен путеводитель по Италии на основе изучения ...