Внеклассное мероприятие "Путешествуем по Италии: маршрутами М.В. Нестерова"
проект по географии (9, 10, 11 класс)

Ивченко Лариса Анатольевна

Внеклассное мероприятие посвящено знакомству с Италией посредством воспоминаний художника М.В. Нестерова через выполнение ученического проекта. Был составлен путеводитель по Италии на основе изучения воспоминаний художника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ивченко Л.А. учитель ГБОУ СОШ  № 625 с углубленным изучением математики г. Санкт-Петербург, к. п. н.,

Е-mail: ivchenko.06@mail.ru

Внеклассное мероприятие «Путешествуем по Италии: маршрутами М.В. Нестерова»

Аннотация.

Внеклассное мероприятие посвящено знакомству с Италией посредством воспоминаний русского художника М. В. Нестерова через выполнение ученического проекта.

Ключевые слова: Италия, М.В. Нестеров, путеводитель по Италии, достопримечательности Италии, репродукции этюдов и картин М.В. Нестерова.

Цель: составление путеводителя[1] по Италии на основе изучения воспоминаний художника М.В. Нестерова и другой литературы о художнике; формирование умений работы с неадаптированными текстами, географической картой.

Оборудование:  «Италия. Физическая карта», компьютер, проектор, экран; презентация каждого маршрута путешествий.

Мероприятие представляет собой продукт работы над проектом. Класс был поделен на четыре группы. Каждая группа знакомилась с воспоминаниями художника и составляла путеводитель по маршруту одной (двух) поездок. Выступления групп сопровождались иллюстративным рядом презентации.

Сценарий мероприятия.

Учитель. Русский художник, мастер сюжетных композиций и пейзажа, портретист Михаил Васильевич Нестеров много путешествовал. Не раз бывал за границей, в особенности ему нравилось приезжать в Италию.  В своих воспоминаниях, письмах родным и друзьям Нестеров не скупится на выражение восхищения этой страной.  «Благословенная», «давно любимая», «заветная», «близкая, дорогая и любящая сердцу» - все это о ней, об Италии. Нестерову посчастливилось побывать в Италии пять раз. И каждый раз уезжая, он внутренне надеялся на новую встречу.

Выступление первой группы. Маршрут первого путешествия (1889 год) (отмечен на карте)

Москва - Варшава - Вена - Земмеринг -  Венеция -  Падуя -  Флоренция - Пиза -   Рим - Неаполь   - Помпея - Кастелламаре - Сорренто -  Капри - Милан   -  Швейцария - Париж   - Мюнхен -  Берлин - Дрезден - Минск – Москва.

Ученик первый. В 1889 году Петр Михайлович Третьяков приобрел для своей галереи первую картину Нестерова «Пустынник». Воодушевленный своим первым успехом, на деньги, полученные за картину (500 рублей) Михаил Васильевич отправляется в первое заграничное путешествие, большая часть времени которого была запланирована им для посещения  Италии. Готовясь к нему, художник купил словарь-разговорник, расспросил Мамонтовых, часто бывавших в Италии, почитал книги по истории искусства. «Не было ни задач, каких бы то ни было, ни ответственности перед собой, ездил, наслаждался и отдыхал»[2], - так писал о своей первой заграничной поездке Нестеров.  

12 мая 1889 года из Москвы художник отправляется через Варшаву в Вену, затем на поезде – через Альпы в сторону Земмеринга. На австрийско-итальянской границе пересел на  «итальянский поезд с маленькими, бедными вагонами, особенно в сравнении с нашими – русскими…  Новый говор, оживленный и красивый, поразил слух мой, - вспоминает Нестеров, - железнодорожные служащие – экспансивные, небольшого роста – сменили крупных, медлительных австрийцев-северян. Вот еще немного, и я в заветной, давно любимой Италии. «Аванти!»[3] и поезд наш двинулся. Маленькие вагоны закачались, задвигались, побежали как-то по-новому, не по-нашему…Паровоз засвистел, влетел в туннель, и через несколько минут мы были в ином, волшебном мире. Солнце сразу пахнуло на нас как-то по-южному. Постройки, костюмы – все иное…<...> Вот она – подлинная Италия! Какая радость!<...> Я в Италии <…>. Тут все и сразу показалось мне близким, дорогим и любезным сердцу. Я мчался, как опьяненный, не отрываясь от окна. <...> Мчался туда, где жили и творили Тинторетто, Веронез, Тициано Вечеллио..»[4].  

Ученик второй. В «великолепной» (как выражался Нестеров) Венеции, первой остановке в Италии, восхищался мостом Риальто, ее дворцами. В гондоле по «Канале Гранде» добрался до старого отеля Кавалетто (XIII век).  «Я сижу, как в итальянской опере. Ночь. Венецианская ночь, полная особых музыкальных созвучий. Воздух, насыщенный теплом, влажными испарениями канала. Мы проходим под мостом, въезжаем в сеть маленьких каналов. Чувство оперы усиливается. <…> Тихий плеск воды, мы скользим по темной поверхности каналов…В темноте иногда видим яркое освещение траттории[5] <…> Звуки мандолины и чей-то тенор ди грация врываются страстным, влюбленным порывом в тишину волшебной венецианской ночи, и долго еще мы, удаляясь, слышим любовный восторг певца и вторящие ему звуки мандолины. Это нас приветствует дивная «владычица морей». Она хочет подчинить себе без остатка молодого дикаря-художника. Он твой, Венеция! Он тебя любит почти так же, как свою бедную, холодную Родину…»[6].

Расположенный в самом сердце Венеции, отель «Кавалетто» «соседствует» рядом с пьяцца (площадью) Святого Марка, на которой находится средневековый собор св. Марка и Дворец дожей. «Я остановился, пораженный этим единственным во всем мире архитектурным творением, – вспоминал Нестеров <…> Долго я бродил по диковинной площади, по оригинальности своей схожей с нашей Красной площадью, где так же поражает глаз и воображение чудо – Василий Блаженный».[7]

Собор св. Марка, крупнейший в Италии памятник византийского зодчества, был построен в 829-832 гг., перестроен в 1073-1095 гг., его готико-ренессансный фасад окончен в XV веке. Внутренность собора св. Марка по мнению художника соответствовала внешнему виду, но «последний был неожиданней, смелей, фантастичней…византийская базилика, со всеми ее особенностями, была налицо» [8].

Постройка Дворца дожей, как известно, была начата в IX веке. Возведение корпуса, выходящего на набережную, относится к XIV веку, западного – к 1424-1442 гг., восточного – к 1483-1498 гг., достраивался дворец в XVI веке. В этих шедеврах представлены элементы византийской, романской, готической и ренессансной архитектуры. «Я …не только был восхищен, но и как-то растерялся перед тем, что представилось мне, моему глазу, готовому ко всему чудесному. Ведь недаром же попал я в Италию, страну художественных чудес»[9]. Во Дворце дожей Нестеров полностью отдался возникшему чувству восхищения гениальными творениями венецианских мастеров Тинторетто, Тициана, Веронеза.

В галерее Академии любовался Тицианом, Карпаччо. Записал наиболее понравившиеся картины, а некоторые зарисовал. Посетил церковь Санта Мария деи Фрари, в которой находилась картина Тициана «Ассунта».

На площади рядом с церковью Сан Джованни э Паоло был поражен   статуей кондотьеру Бартоломео Коллеони -  конным памятником   работы Вероккьо (1479-1490).  Её и в другие свои приезды в Венецию он осматривал с особым восхищением.

 Михаил Васильевич наслаждался прогулками по Венеции, побывал на рынке, почте. Неохотно расставался художник с Венецией.  

Ученик третий. Направляясь во Флоренцию, заехал в Падую, где   осмотрел   собор и Капеллу дель Арена с фресками Джотто.

Флоренция встретила Нестерова вся в цветах, в чайных розах…Остановился в маленьком отеле Каза Нардини недалеко от Дуомо собора  Санта Мария дель Фьоре (XIII-XV вв). «Тут было все иное, чем в Венеции, и мне еще больше пришлось по вкусу»[10], «красива, своеобразна была Венеция, но и лицо Флоренции было прекрасно, и я с тех пор полюбил ее на всю жизнь».[11] Во Флоренции побывал в соборе, осмотрел баптистерий, бронзовые двери Гиберти.  Был в Академии, в монастыре св. Марка, в кельях которого скульптура Микеланджело и фрески приводили его в восторг. «Все мне хотелось запечатлеть в памяти, в чувстве, всех их полюбить так крепко, чтобы любовь эта к ним уже не покидала меня навек».[12]

В монастыре был пленен миниатюрами книг, как их техническими достижениями, так и любовью, с которой они были сделаны. В галереях Питти и Уффици, в монастыре св. Марка, в галереи Академии и в некоторых церквах, как Сан Миньято аль Монте, Санта Мариа Новелла побывал по нескольку раз.  Любил гулять по берегам Арно, на Сан-Миньято.

Ученик четвертый. На восьмой день пребывания во Флоренции выехал в Рим, предварительно заехав в Пизу – небольшой город расположенный почти на берегу Лигурийского моря. В Пизе посетил Кампосанто – крытое кладбище (1278 год, архитектор Джованни ди Симоне) с его знаменитыми росписями XIV века. Был очарован её серебристо-светлыми строениями, падающей башней и редким по красоте баптистерием.  «Превосходный этюд этого пизанского мотива я потом видел у своего друга, польского художника Яна Станиславского, влюбленного, как и я, в Италию».[13] 

Ученик пятый. Дорога в Рим была живописной. Приближаясь к столице Италии, Нестеров ещё издали увидел купол св. Петра, возвышающийся над ним.  «Кто не знает, кто не пережил того особого чувства, когда подъезжаешь, да еще впервые, к Вечному городу!.. – вспоминает художник, –   … я с таким напряженным вниманием ждал того момента, как увижу купол св. Петра… Вот, вот он! Его громада как бы покоится на огромном плато. Он стоит, как сказочная голова богатыря среди поля, чистейшего поля. И лишь тогда, когда поезд пронесется еще много верст, вы видите, что на этом поле, около этой головы-купола ютятся тысячи зданий, дворцов, храмов, сотни тысяч живых существ живут, движутся вокруг него, такого спокойного, величественного в своей гениальной простоте».[14] Пораженный его размером, собор св. Петра, не произвёл на живописца особенного впечатления как произведение искусства. Ему он показался холодным (как и его мозаика) и напыщенным. Он не соответствовал его «представлению о христианском храме, он был слишком католическим, торжествующим, гордым для православного понимания храмоздательства.  Это было небо, притянутое к земле, а не земля, вознесенная к небесам».[15]

В Риме Михаил Васильевич остановился на знаменитой улице артистов, на Виа Систина (Via Sentina), в маленькой комнате дома «ченто венти трэ».[16] Виа Систина находится рядом с церковью Санта Тринита деи Монти на площади Испании, недалеко от нее расположены дворец Барберини, вилла Медичи, вилла Боргезе с огромным парком.

В первый же день пребывания в Риме Нестеров в компании «русских» был на Пинчо - холме в северной части старого Рима, в парке, идущем от лестницы Тринита деи Монти до Пьяцца дель Пополо. Вечера проводил в траттории у сеньора Чезаре, где для русских был особый стол.  Не раз с приятелями бывал в знаменитом кафе Греко.

Художник знакомится с искусством Рима. Из живописи его поразили ватиканские фрески Рафаэля и потолок Сикстинской капеллы Микеланджело. «И до сих пор эти вещи остаются для меня первенствующими в Риме. <…> Время Возрождения и его памятники живописи захватили меня всецело и без остатка»[17].  Помимо Ватикана, Михаил Васильевич любил бывать в церкви Сан Пьетро ин Винколи за Колизеем, в которой, кроме превосходного органа особенно привлекал «Моисей» Микеланджело.

О Колизее Нестеров писал в письме родным: «Чудовище полуразрушенное. Ему около трех тысяч лет. Оно построено задолго до Р.Х. В лунную ночь этот гигант как бы дремлет, усталый тем, что видел на своем веку. Он, как голова из «Руслана», забылся тяжелым сном, ни стоны, ни кровь больше не трогают его».[18]

Отправившись за город, художник осмотрел остатки дворца императора Адриана, но не проникся восторгом от мраморных глыб, из которых когда-то была создана знаменитая вилла, приятные же впечатления оставила окружающая его местность, природа, маслины, олеандры в цвету, многовековые пинии, пальмы.

Будучи в Риме Михаил Васильевич написал один небольшой этюд на Пинчио. На Виа Грегориана купил приятных для живописи лимонных дощечек.  На Пьяцца ди Спанья видел фонтан, в котором любили «освежать тела» русские пенсионеры-художники.

Через неделю пребывания в Риме Нестеров «стал чувствовать безотчетную радость, какое-то удовлетворение, как будто к молодости прибавилось еще что-то, быть может, здоровье или удача». Он спрашивал себя: «Что с тобой, чему ты рад?». И когда тот же вопрос задал своим приятелям, то кто-то из них ему сказал: «Вы забыли, что вы в Риме. Его воздух в себе имеет эту тайну, и, пожив однажды в Риме, вас всю жизнь будет тянуть сюда».  Однако я не скажу, что в то время я был так увлечен им. Нет, в те дни вспоминалась Флоренция, и лишь позднее я «почувствовал» Рим, его силу, как Вечного города».[19] Подводя итоги месячного пребывания в Риме, Нестеров писал: «Я своими глазами видел, своим умом постиг, своим чувством пережил великий Рим, все его великие моменты. И это для меня было чрезвычайно важно. Я знал, как ценно первое личное впечатление. Я теперь его имел и надеялся, что мне удастся сделать соответствующие выводы.  Также я почему-то думал, что в Италию и впредь мне путь не заказан, что в эту дивную страну, в Рим я еще не раз вернусь, переживу все вновь, дополню».[20] 

Ученик шестой. 11 июня 1889 года ездил в Тиволи - небольшой древний городок, приютившийся на обрывистых утесах, в верстах 30 от Рима. «Громадные утесы, с вершины их, стремглав, бурча со страшным шумом, спадают вниз и разбиваются о дикие утесы целые водопады. Исчезая, они снова вырываются где-нибудь в противоположной стороне, еще с большей силой и шумом… Целые пропасти раскрываются, поглощая водяные массы. Радужная пыль стоит в воздухе. Гранитные облака нависли над обрывами, вдали древний храм богини Весты, он разрушен, но остатки его еще дают понять, что было когда-то»[21] - делился впечатлениями он от водопада в письме родным.

Ученик седьмой. Следующий пункт пребывания Нестерова в Италии – Неаполь. Этот шумный приморский город не тронул душу художника. Во время своего трехдневного пребывания в нем, Нестеров три раза посетил Неаполитанский музей, в котором собраны «прелестные вещи по части живописи <…> рассматривая их, невольно переносишься за несколько тысяч лет. Тут все так сохранено, как было в злополучный день этого города. Например, хлебы в печке, разные принадлежности туалета, обеденный стол и проч».[22] Был в загородном дворце Каподимонте («не отличающийся особенным вкусом», по характеристике Нестерова), в котором много современной живописи.  Из его парка открывается дивный вид на море, внизу расположен Неаполь и громадная вулканическая гора, из кратера которой всегда идет дым. Во время прогулки по старой, папской Санта Лючиа покупает для родственников «рикорди ди Наполи».[23] Поднимаясь по «ослиной»[24] лестнице на громадную гору, на вершине которой находится старинная крепость Сан-Мартино и музей при ней, любовался расстилавшимся голубым Неаполитанским заливом с туманными вдали островами   Искья, Капри.

Ученик восьмой. Из Неаполя живописец заехал в Помпею. Остановился в гостинице «Диомед», что в трех шагах от вокзала.  «Целые улицы с разрушенными домами. Сохранились улицы и названия. Вот Via Annunziata, дальше Via Диамера. Вот кладбище, <…> тут и там развалины храмов, дворцов, все это когда-то жило, поражало красотой…<…> А вот и Везувий. Это его соседство наделало тут всякие такие чудеса. Он и теперь еще дымится, а когда смеркается, то по его громадному остову текут огненные потоки лавы, а из главного кратера то и дело вырывается вместе с дымом огонь».[25] Купался в Неаполитанском заливе. Написал этюд акварелью – вид из окна на террасу и горы.

Ученик девятый. Через Кастелламаре на извозчике едет в Сорренто, восхищается его дивной природой. Прибыл на Капри «о котором много слышал и мечтал о нем давно».[26] Остановился в отеле «Грот Блё», небольшой комнатке с окном на море, на Везувий. Планировал в течение двух-трех недель отдохнуть и поработать.  С удовольствием обозревал   остров, его красоты, купался. Вставал ранним утром, когда рыбаки после ночи вытаскивали свои сети, «когда в воздухе так крепко пахнет морем, а вдали, еще едва заметный, курится Везувий» и писал этюды.  На Капри Нестеров написал около двадцати этюдов, которые считал удачными и некоторые из них планировал выставить в Москве.

Желая оставить о себе память, на двух дверях своей комнаты написал – на одной «Царевну – Зимнюю сказку», а на другой «Девушку-боярышню» на берегу большого северного озера, с церковкой вдали.

Ученик десятый. Далее путь на Париж лежал через Милан – «самый симпатичный после Флоренции итальянский город. Чисто, хотя и не похоже уж на Италию. Видел музей в палаццо Брера <…> видел (хотя лишь снаружи) знаменитый Миланский собор – весь из белого мрамора и в готическом вкусе...<…> хорош памятник Леонардо да Винчи и много других памятников. Хорош пассаж Виктора Эммануила. Вечером были в Национальном саду».[27]

Ученик одиннадцатый. После Милана через живописную Швейцарию Нестеров ехал во Францию, в Париж, увозя с собой «незабываемые впечатления о днях, проведенных в благословенной Италии».[28] Вспоминая путешествие 1889 года, Нестеров писал: «в первую мою поездку по Италии, я постиг всю силу чар великих художников.  <…> что удивительного в том, что они живут по четыреста-шестьсот лет. Ведь в них, как в матери-природе, источник жизни, в них – истина, а истина бессмертна».[29]

Выступление второй группы. Маршрут второго путешествия (1893 год) (отмечен на карте)  Одесса  -  Константинополь – Афины  -  Патрас -  Бриндизи - Реджо - Мессина -  Сицилия (Палермо)  -  Монреале  - Чефалу -  Неаполь - Рим - Флоренция - Равенна - Падуя – Венеция.

Ученик первый. Спустя четыре года, в мае 1893 года в одном из писем своему другу А.А. Турыгину Нестеров писал: «… Для знакомства же с древнехристианским искусством в подлинниках на месте думаю поехать…<…> в Италию. На этот раз путешествие мое начну с Константинополя, где осмотрю что следует, и через Грецию (заеду в Афины и на Афон) проберусь на юг Италии – Сицилию (Палермо), познакомлюсь с мозаиками Монреаля и др., что нужно – зачерчу и двинусь на север. Осмотрю мозаики Рима, проеду потом во Флоренцию (это моя слабость) и затем кончу Венецией и Равенной. Проезжу месяцев около трех…»[30]

Ученик второй. В июле 1893 года, побывав в Одессе, Константинополе и Афинах Нестеров на небольшом пароходике отправился через Патрас в Бриндизи – портовый городок на восточном берегу Адриатического моря. Из Бриндизи он должен был ехать поездом до Неаполя, а там снова пересесть на пароход и плыть в Сицилию, в Палермо.  В последний же момент принял решение, что ему лучше ехать на Реджо-ди-Калабрия в Мессину.  Но в результате недоразумения с железнодорожным расписанием, он оказался на маленькой станции в Калабрии Метапонто. Её унылый и пустынный пейзаж запечатлен в альбоме рисунков 1893 года, сохранившемся среди многочисленных зарисовок второго заграничного путешествия.  

По великолепной дороге до Реджо рассматривал станционные домики, утопающие в цветах высоких олеандров, часто встречающие пальмы, цветущие кактусы, алоэ, а также растущую по сторонам рельсов герань. По пути из Реджо до Мессины по железной дороге встречались горы, средневековые замки, сохранились следы античного мира – театр Таормино. Проезжал Этну, Катанью.  До самого Чефалу дорога проложена среди сжатых полей, холмов, частых тоннелей.

Из Мессины прибыл в один из старейших городов Италии – Палермо, столицу Сицилии. Остановился в отеле де Франс. «Те же узкие улицы, как и повсюду в Италии, то же чудное море с синеватыми далями …».[31] Гулял по центральной улице – виа Витторио-Эммануэле (corso Vittorio Emanuele), которая пересекает почти весь город. Посетил Марторане – одну из самых древнейших на Сицилии церковь XII века, известную преимущественно своими византийскими мозаиками.

Особенно поразила Михаила Васильевича Палатинская капелла, построенная  королем Роджером II в XII веке. О ней он   писал впоследствии: «… мозаики ее великолепны. Они, как драгоценный жемчуг, мягко сверкают по стенам, аркам, потолкам капеллы».[32] Нестеров имел возможность, даже во время богослужения, делать зарисовки  ее  мозаик. Сохранились зарисовки и памятников Палермо, сделанные Нестеровым.

Из Палермо по дороге, по сторонам которой тянутся то густо-лиловые, то бледно-лазоревые горы, Нестеров приехал в небольшой высящийся на скале городок Монреале. В XII веке тут был лишь монастырь, основанный одним из нормандских королей-завоевателей, поздней около которого и появился этот городок. Там Нестеров осматривает собор с его мозаиками, которые по достоинству ему представляются менее интересными нежели палатинские.

Вечерами художник проводил время в кафе на Пьяцца Марина, смотрел на палермских красавиц, катающихся в великолепных экипажах.

В маленьком городе Чефалу, что в 80 верстах от Палермо, художник посетил собор, однако его мозаики, за исключением расположенных в апсиде, мало прибавили к виденному ранее.  

Из Палермо  на пароходе Нестеров   прибыл  в Неаполь с его бледно-серо-голубым Неаполитанским заливом, едва дымящимся  Везувием,  синеющей вдали Искией. Но «дела ему не было, а развлекаться было некогда», и в тот же день он выехал в Рим.

В Риме остановился на Виа Аврора, неподалеку от знакомой ему уже по прежней поездке Виа Систина, в пансионате Марии Розада, в небольшой комнате, с прекрасным видом на его окрестности (Римская кампанья). «Я чувствовал себя прекрасно, как дома, уже сильно тогда полюбил Рим, чувствовал, хотя знал недостаточно, наслаждался римским воздухом, таким бодрым, молодящим», – вспоминал  Нестеров.[33]

В Риме почти ежедневно Нестеров бывал в двух церквах: Санта Мария Маджоре и Сан Джованни ин Латерано. Там он, зарисовывал все, что привлекало его внимание. В своих воспоминаниях художник повествует о трогательной легенде возникновения знаменитой базилики Санта Мария Маджоре (более 1600 лет назад). Из существовавших в Риме мозаик, её – одни из лучших, их колорит   напоминал Михаилу Васильевичу живопись Веронезе и Тициана.

Также Нестеров побывал в церквах Санта Мария ин Трастевере, в катакомбах св. Климента, на кладбище Сан Лоренцо, где похоронен Фортуни[34] и где ему поставлен грациозный памятник. Посетил живописец за городом катакомбы св. Агнессы,  Санта Пуденциана,  церковь Козьмы и Дамиана,  Санта Прочида,  Сан Клименте, – почти всюду, где сохранились памятники древнего христианского искусства.

В Риме Нестеров наряду со знакомством с памятниками раннего христианства или средневековья проводил многие часы в Ватикане, в Сикстинской капелле, изучал творения Микеладжело и Рафаэля.  «Все это действительно велико и благородно, – писал он А.А. Турыгину из Рима, – и не мне пытаться передать красоту виденного»[35]. Именно в Риме у Нестерова возникло понимание глубокой преемственности, существовавшей в истории культуры Италии.

В Риме для дочки Олюшки купил две маленькие куклы Чезаре и Беттину в национальных крестьянских костюмах. С сожалением Нестеров покидал Рим и, следуя поверью, для того чтобы еще вернуться, бросил сольди в  фонтан Треви.  

Флоренцию художник нашел все той же, как и   четыре года назад, при первом посещении. «…Я очень люблю за ее тихий, вдумчивый характер, за красоту ее физиономии и за ее прекрасное, трогательное искусство»[36], - писал он в письме Турыгину. Как и прежде, остановился он, в маленьком отеле Каза Нардини. Вновь побывал в Академии, в галереях Питти и Уффици, в церквах Санта Кроче и Санта Мария Новелла, в монастыре св. Марка с его замечательными фресками Фра Беато Анджелико и собранием миниатюр.

В свободный день съездил в Пизу и в Равенну. В Равенне, «как и во всяком итальянском городке, есть своя Пьяцца Витторио-Эммануэле, есть Корсо, Виа Джузеппе Гарибальди и Виа Кавур; поставлено всем им по памятнику…».[37] 

В этом городе, когда-то бывшем столицей итальянских провинций Византии, сохранились самые прекрасные образцы древних мозаик V-VI веков. Более всего своей необычайной жизненностью поразили Нестерова мозаики церкви Сан Витале (526-547 гг.), изображающие императора Юстиниана и императрицу Феодору со свитой. Были внимательно осмотрены и другие произведения – мозаики базилик Сант Аполлинаре Нуово (нач. VI в.), в том числе и самая древняя – Сант Аполлинаре ин Классе (вне городских стен, 549 г.), сооруженных в честь первого архиепископа Равенны, по преданию считавшегося учеником апостола Петра.  Художнику удалось виденное зарисовать акварелью. Ввиду того, что эта базилика находится ближе к отступившему от   Равенны морю, на её полу  постоянно стоит вода.  

Нестеров писал о Равенне: «тут, быть может, как нигде в Италии, византийское искусство, искусство мозаичное, представлено великолепно. Здесь художники-мозаичисты не были только копиистами, но сами и творили стиль, композицию, находили дивные цвета для своих творений».[38] 

Побывал на могиле поэта Данте. Несмотря на полученные  впечатления от искусства,  покидал Нестеров  Равенну  с большой радостью, с тем, чтобы никогда туда не возвращаться.

По дороге в Венецию заехал в Падую «всю в садах», осмотрел базилику Аполлинария (Иль Санто), вновь посетил дворец и капеллу Санта Мадонна дель Арена с великолепным Джотто по ее стенам.   

 Прибыл в Венецию, в которой ему вновь было очень приятно. В утренние часы каналы и залив радовали тишиной и ощущением спокойствия. Смотрел старые мозаики собора св. Петра.

Посетил собор в Торчелло, построенный в V веке, со знаменитыми средневековыми мозаиками, – местечке, расположенном на одном из мелких островков, которых много близ Венеции. «Взяв гондолу за три лиры туда и обратно (1р 20к), я поплыл по бесчисленным каналам Венеции, потом выехали в залив.  На небе и на воде было ясно и тихо, была еще утренняя прохлада, и так у меня стало на душе хорошо, как давно не было. Простил я Италии то, что она не понимает по-русски, простил ей и за то, что у меня такой приятный характер. Да нельзя и не простить было, уж очень хорошо. И я пользуюсь этими минутами, ловлю их»[39], – писал Нестеров родным.

        В конце августа 1893 года Нестеров возвратился в Россию. Спустя годы он с благодарностью вспоминал и эту свою поездку, памятуя о виденном и многому научившись.

Третья группа. Третья поездка М.В. Нестерова в Италию (1898 г.). Спустя пять лет, Нестеров ненадолго посещает Италию. Вновь «вдыхал воздух» Флоренции, любовался искусством, попивал кьянти[40] с художником Пурвитом. Написав несколько этюдов, уехал в Рим.  

Маршрут четвертого путешествия (1908 год) (отмечен на карте)  Киев -   Краков – Вена – Рим  – Неаполь  – Капри   – Флоренция  – Венеция.

         В четвертой поездке в Италию в феврале 1908 года Нестеров выступал в роли сопровождающего своих близких – сестры Александры Васильевны и дочери Ольги. Рим был первой остановкой в Италии.  Остановились, как и прежде в пансионе   Марии Розада на Виа Аврора. Восторженно-восхищенно осматривали   древние базилики, музеи, окрестности Рима.  Были в Палатине, Квиринале, Колизее. «Везде чувствуешь благословенную страну, прекрасную Италию»[41].  

Далее путь лежал в Неаполь. В Неаполе расположились в старом сыром доме на берегу моря в «Палаццо донна Анна», полном старинных легенд, связанных с судьбой когда-то погибшей в нем донны Анны. На набережной и из окон палаццо Нестеров писал море, окутанные в вечерние серо-голубые тона холмы Позилиппо.

После Неаполя путь лежал на Капри.  Узкими уличками пробрались к гостинице художников, старинному, пропитанному воспоминаниями, традициями   отелю «Пагано». С первых же дней Михаил Васильевич писал этюды, на которых его часто сопровождала сестра, любуясь видами острова.

 В начале путешествия Нестеров мечтал посетить города Италии, в которых не бывал прежде. Но восхищение спутниц природой Капри, прогулками, морем побудили Нестерова поступиться своими планами.

С Капри проехали во Флоренцию. Нестеров с удовольствием показывал своим спутницам все то, что ему давно было известно.

Прибыли в Венецию, о которой так много лет мечтала сестра художника.  Вновь канал Гранде, музеи, храмы, дворцы. Съездили на  Лидо. На острове Мурано в Венецианской лагуне посетили мозаичную фабрику, основанную в 1860 г. мозаичистом Антонио Сальвиати.  

Поездка подошла к концу, и «мы покинули Венецию, лагуны, а потом и прекрасную Италию», как всегда с сожалением.

 

Четвертая группа.

Маршрут пятого путешествия (1911 год)  (отмечен на карте)  Москва - Вена - Земмеринг -  Венеция -  Флоренция – Сиенна  -  Рим  -    Орвиетто  - Верона.

В 1911 году художник принимает решение поехать в Италию вместе с супругой Екатериной Петровной.  Он хотел показать ей города, в которых бывал ранее, и посетить те места, где еще не бывал прежде.

       4 октября Нестеровы выехали из Москвы обычным путем на Вену, Земмеринг, Венецию. «Опять сон наяву! Дивные видения молодости… Смотришь все с какой-то алчностью, упиваешься красотой, созданной богом и человеческим гением. Великолепный, непрерывный праздник красоты! <…> Красота в дивных, полных задумчивой тишины, тайны минувших веков каналах. Красота неожиданная в музыкальных звуках ласкала наш слух. Палаццо, украшенные кружевом мрамором, рынки, переполненные овощами, цветами. Какой-то фантастический хаос красок, ощущений. Музеи, храмы.. В них Тицианы, Тинторетто, Веронезы… Все они живут и дышат на нас своим великолепием. Они не умирали и умереть не могут. Века, как дни, для них не существуют. Богатства их  творений неисчерпаемы и юны. Боже, создавший Венецию, украсивший ее человеческим гением, как ты велик!»[42] 

     Во Флоренции восхищались музеями, церквами, берегами красивого Арно, «с головой окунувшись в итальянскую жизнь, такую очаровательную, так полно захватывающую чувство, зрение, слух».[43]

     Путь в Сиенну лежал между холмов: желто-красных, цвета «терра ди сиена». Пробежав по  кривым, но очаровательным улицам Сиенны, посетили собор, в котором любовались  фресками Пинтуриккьо. В ратуше смотрели сиенского Рафаэля.

      Супруга художника больше всего стремилась в Рим.  «И вот сейчас перед ее глазами далеко, далеко почудился Вечный город – над ним купол Буонаротти. Поезд несся по ровным долинам Ломбардии.  Мы оба напряженно всматривались вдаль и, сколько я ни помню, всегда с одним и тем же чувством подъезжал я к бывшей папской столице, с чувством  неизъяснимого восторга, счастья. Вот и опять сподобился увидеть тебя, великий Рим! Каждый раз одно и то же возрождение испытанного большого счастья. Видеть Рим, и сколько бы его не видеть – значит видеть века, тысячелетия истории человечества, многообразной, бурной, величественной, мрачной или победоносной, поражающей нас творческим гением.  От Цезаря до Гарибальди, от святых апостолов до Льва XIII, из века в век Рим остается Римом. И вот он перед  нами, мы у его ног».[44]

      Вновь знакомые улицы, памятники, храмы, сады Авроры, Виа Аврора, пансион. «Как здесь все мне любезно!»[45] Восхищались памятниками великого искусства: Сикстинской капеллой, Палатинским холмом, Латеранским собором, маленькой Сантой Праседой.  Посетили, проходившую в то же время, в Риме Международную художественную выставку с Русским отделом, где были представлены две картины художника «Вечерний звон» и «Мечтатели».

        В последние   дни пребывания в Риме были в  Ватикане. «Я прощался с Микеланджело, с Рафаэлем. Я не говорил им «прощайте», я сказал им «до свиданья». С прекрасным чувством мы оставили великий Рим»[46] - вспоминал живописец.

        Заехав  в Орвиетто – городок, «как орлиное гнездо, высоко ютившийся  на скале», осмотрели   собор, инкрустированный разноцветным мрамором.

        В тот же вечер прибыли в Верону. Из окна отеля видна веронская конка – трамвай без рельс, бегущий  по ее улицам,  шатаясь по сторонам. Наскоро осмотрели  античный театр, церковь Сан Джорджо с великолепной картиной  Веронезе «Мученичество св. Георгия», средневековый знаменитый дворик – гробницу рода Скала (Скалигеров) «и где же: не в Риме,  не во Флоренции, а в маленькой Вероне! <…> какая удивительная идея увековечить свой славный род в дивных памятниках ваяния…<…> Скалигеры у себя дома. Они здесь правили веронцами, воевали, жили и умирали».[47]

        Не хотелось Нестеровым покидать Верону, но дома ждали дела, и супруги не останавливаясь на пути, проехали итальянскую границу, Вену и в начале ноября были в Москве.

      На этом заграничное путешествие М.В. Нестерова в Италию, ставшее, к сожалению, последним, было завершено.  

Заключительное слово. Подведение итогов работы. Нам представилась возможность посетить места где бывал художник. Кому удастся посетить Италию на яву, тот может вспомнить впечатления полученные М.В. Нестеровым и сравнить их с полученными вами.

Всего доброго!

Список использованной литературы:

1.  Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве. Изд. 2-е. Вступ. Статья чл.-корр АП СССР А.А. Сидорова. М.: Молодая гвардия. – 1976. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 4.)

2.Нестеров М.В. Воспоминания. – Сост. А.А. Русакова. – М. – Сов. Художник, 1989. – 2-е изд., 415 с, 115 ил.

3. Нестеров М.В. Из писем (Вступительная статья, составление, комментарии А.А. Русаковой)  Искусство: Ленинградское отделение, 1968. – 451 с.

4. Никонова И. Михаил Васильевич  Нестеров М.: Искусство, 1984. – 24 с., 223 л. Ил. – (Жизнь в искусстве).

Интернет ресурсы

1.Товарищество передвижных художественных выставок http://www.tphv-history.ru/kartiny/kartiny-Nesterov.html (дата обращения: 9 марта 2019 г)


[1] Путеводитель по стране, городу - краткое справочное издание, предназначенные главным образом для туристов, содержат сведения о местных достопримечательностях, учреждениях культуры, путях сообщения, отелях и т.п.

[2] [2] 107. Родным  Палермо 12-14 июля 1893 г., С. 83

[3] Аванти! – вперед!, итал.

[4] [1, с. 110-112]

[5] Тратто́рия - тип ресторана, как правило, в итальянском стиле с соответствующей кухней и более «домашней» обстановкой. Для траттории характерен упрощённый сервис, более низкие цены и ориентация на постоянную клиентуру.

[6] [1, с. 113-115]

[7] [1, с. 115]

[8] [1, с. 116]

[9] [1, с. 115]

[10] [1, с. 117]

[11] [1, с. 118]

[12] [1, с. 118]

[13] [1, с. 121]

[14] [1, с.121 ]

[15] [1, с. 123]

[16] Сто двадцать три,  итал.

[17] [1, с. 124]

[18] [2] 25. Родным Рим 29 мая/10 июня 1889 г., С. 25

[19] [1, с.  123-124]

[20] [1, с. 126 ]

[21] [2] 26. Родным Рим 12/24 июня 1889 г., С. 26

[22] [2] 29.А.В. Нестеровой Неаполь 20 июня/2 июля 1889 г.,  С. 27

[23] Неаполитанские сувениры, итал.

[24]Ослиными лестницами в Италии называются часто встречающиеся громадные лестницы, приспособленные для ослов, на которых лежит вся трудная работа.

[25] [2] 30. Родным Помпеи. 22 июня/4 июля 1889 г. С. 28

[26] [1, с. 126]

[27] [2] 35. Родным Милан.18/30 июля 1889 г. С. 31

[28] [1, с. 130]

[29] [1, с.120]

[30] [2] 104. А.А. Турыгину Киев. 9 мая 1893 г, С. 80

[31] [2] 106. А.А. Турыгину Палермо. 12 июля 1893 г, С. 82

[32] [1, с. 204]

[33] [1, с. 208 ]

[34] Фортуни - испанский живописец и график

[35] [2] 112А.А. Турыгину Рим. 26 июля 1893 г.  С. 84-85

[36] [2] 112А.А. Турыгину Равенна. 14 августа 1893 г. С. 85-86

[37] [1, с. 210 ]

[38] [1, с. 210]

[39] [2] 113. Родным Венеция. 17 августа 1893 г, С. 86-87

[40] Кьянти -  знаменитое итальянское сухое красное вино

[41]  [1, с. 330]

[42] [1, с. 352, 354]

[43] [1, с.  354 ]

[44] [1, с. 354 ]

[45] [1, с. 354]

[46] [1, с. 356]

[47] [1, с. 356,357]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 7 классе. Сочинение по картине М.А.Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Данный урок может быть проведён как в 7, так и в 8 классе, предпочтительно после изучения жития св. Сергия Радонежского. В разработке представлена краткая биография художника, отрывки из жития преподо...

Сочинение по картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Сочинение по картине М.В.Нестерова "Видение отроку Варфоломею" 8 класс...

Урок-мастерская по литературе по картине М.В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Урок развития речи. Работа над описанием картины М.В.Нестерова "Видение отроку Варфоломею". урок проводится после изучения жанра жития, после прочтения произведения Б.Зайцева "Житие Сергия Радонежског...

Мини-проект "Мир вокруг нас" выполнен Нестеровой Витой , ученицей 2 "в" класса ГБОУ СОШ № 2038

Учащиеся начальной школы ГБОУ СОШ № 2038 сделали мини-проекты по теме "Мир вокруг нас"...

Мини-проект "Мир вокруг нас" выполнен ученицей 2 "в" класса Нестеровой Витой

Учащиеся начальной школы № 2038 выполнили мини-проекты по теме "Мир вокруг нас"....

Презентация "Библейская тема в творчестве Л. да Винчи, Рембрандта А. Иванова, М. Нестерова" 6 класс

Библейская тема  в в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Буанаротти,  Рембранта.Рембрандт «Возвращение блудного сына». Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Христианская тема в ...