Конспект урока по развитию речи в школе для детей с нарушенным слухом
план-конспект урока по русскому языку на тему

Мамина Эльвира Ринатовна

Конспект урока по развитию речи в школе для детей с нарушенным слухом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rr.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Предмет: «Развитие речи»

Тема: «Постановка вопросов к словам в словосочетаниях»

Цель: научить детей ставить вопросы к словам в словосочетаниях.

Задачи:

1.Предметные:

  • Научить детей ставить вопросы к словам в словосочетаниях
  • Актуализировать знания детей о родительном и именительном падежах
  • Отработка умения составлять словосочетания
  • Закрепление умения выполнять задания
  • Отработка правильного написания окончаний существительных
  • Закрепление умения отвечать на вопросы
  • Закрепление умения дополнять предложения

2.Метапредметные:

  • Развитие навыков работы в коллективе
  • Активизация и развитие остаточного слуха учащихся
  • Развитие умения работы у доски
  • Развитие диалогической речи

3.Коррекционные:

  • Коррекция и развитие произносительной стороны речи
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие слухового восприятия на материале урока
  • Коррекция дефектов речи

4.Личностые:

  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  • Воспитание аккуратности при письме
  • Воспитание взаимопонимания на уроках
  • Создание благоприятной атмосферы на уроке

Оборудование: учебник, таблички.

Этапы урока

Речь учителя, речь ученика

Примечания

1.Организация начала занятия.

+Здравствуйте, ребята.

-Здравствуйте, Эльвира Ринатовна.

+Скажите, какой сейчас урок?

-Сейчас урок развития речи.

+Как вы думаете, что мы с вами будем делать?

-Мы будем читать, писать, думать.

2.Основной этап урока.

А)Работа над составлением словосочетаний

Б)Работа на постановкой вопросов к словам в словосочетаниях.

В)Дополнение предложений.

Г)Дополнение словосочетаний.

Д)Постановка вопросов к словам.

Е)Закрепление умения отвечать на вопросы.

+Откройте учебники на странице 43. Мы будем выполнять задание №19. Прочитайте рассказ про себя.

-Я прочитал.

+Как называется рассказ, Артём?

-Рассказ называется «В столярной мастерской».

+Как называется рассказ, Даша?

-Рассказ называется «В столярной мастерской».

+В словосочетаниях «существительное-существительное» к словам ставятся вопросы «что?» и «для чего?». Например: что? – банка, мешок; для чего?  

+ Сейчас вы будете выполнять задание. Вам нужно соединить слова в словосочетания. Что вы будете делать?

-Мы будем соединять слова в словосочетания.

+Маша, выйди к доске.

-Ящик для рассады.

+Молодец. Артем, иди к доске. Рамка для чего?

-Рамка для картины.

+Правильно, садись. Даша, иди к доске.

-Табуретки для кухни.

+Правильно. Вы молодцы.

Артем, прочитай первое словосочетание. Какой вопрос ты поставишь к первому слову?

-Что?

+Верно. Какой это падеж?

-Именительный.

+Правильно. Какой вопрос ты поставишь ко второму слову?

-Для чего?

+Молодец. Какой это падеж?

-Родительный.

(Работа по аналогии с другими детьми).

+Сейчас мы с вами будем писать. Откройте тетради.  Напишите число и «классная работа». Вы должны вставить в предложения нужные слова. Даша, иди к доске.

-Обложку для книги.

+Молодец. Маша, иди к доске.

-Полку для посуды.

+Правильно, садись. Артем, иди к доске.

-Таз для стирки.

+Правильно, молодцы.

+Сейчас снова будем составлять словосочетания. Вы должны поставить слова в родительный падеж. На какой вопрос отвечает родительный падеж?

-Кого? Чего?

+Молодец, Даша. На какой вопрос отвечает именительный падеж, Маша.

-«Что?»

+Ответь полно.

-Именительный падеж отвечает на вопрос «что?»

+Зачеркивайте на табличках неправильные окончания и пишите правильные. Артем, иди к доске.

-Тарелка для каши.

+Молодец. Даша, иди к доске.

-Мешок для капусты.

+Правильно. Маша, выйди к доске.

-Полка для книга.

+Ребята, Маша правильно написала?

-Нет. Правильно – полка дли книги.

+Молодцы. Исправь ошибку, Маша.

+Молодцы, вы работали хорошо. Откройте учебники на странице 45, прочитайте текст.

-Я прочитал текст.

+Как называется текст, Маша?

-Текст называется «Наш новый стадион».

+Поставьте вопросы к словам. Даша, иди к доске.

- (что?) дорожка (для чего?) для бега.

+Молодец.

(Аналогичная работа с остальными учащимися).

+Сейчас откройте тетради. Дополните предложения словами. Маша, иди к доске.

-Ящик для песка.

+В каком падеже стоит слово «ящик»?

-Слово ящик стоит в именительном падеже.

+Молодец. Артем, иди к доске.

-Кастрюлю для супа.

+В каком падеже стоит слово «супа»?

-В родительном падеже.

+Молодец. Даша, выйди к доске.

-Кисточка для клея.

+Маша, где стоит ящик?

-Ящик стоит на столе.

+Артем, что Надя поставила на стол?

-Тарелку для хлеба.

Дети открывают учебники и читают рассказ. Учитель общается с детьми с помощью устной речи, дети отвечают устно или с помощью дактильной речи.

На доску вешается табличка с правилом.

На доске выписаны в два столбика слова в разном порядке.

(что?) Ящики

(для чего?) для рассады

 Дети выходят к доске и соединяют слова линиями. В случае затруднения – опора на текст.

После выполнения данного задания дети по очереди читают словосочетания и ставят вопросы к словам. На доске висят таблички с вопросами.

Ученики открывают тетради. Учитель пишет на доске предложения, рядом висят карточки с пропущенными словами. Дети по очереди выходят к доске и подставляют карточки на месте пропусков в предложениях.

На доске висят карточки со словами в именительном падеже. Дети должны подставить слова в словосочетания, изменив окончания.

На доске выписаны словосочетания. Дети по одному выходят к доске и подписывают вопросы к словам.

Учащиеся выходят к доске и подставляют карточки со словами на место пропусков в предложениях, оречевляя свои действия и отвечая на вопросы учителя. Если дети затрудняются с ответом, они могут воспользоваться текстом рассказа.

3. Организация окончания занятия.

+Ребята, вы молодцы, сегодня мы успели все сделать. Что мы делали на уроке?

-Мы писали, читали, составляли словосочетания.

+Артем, как ты думаешь, как ты работал? Покажи карточку.

-Я работал хорошо.

+Даша, как ты работала?

-Я работала активно.

+Маша, ты работала хорошо?

-Да, я старалась.

+Домашнее задание – доделать упражнение №20.

Послушайте свои оценки: Артем – 5, Даша – 5, Маша – 4.

Спасибо за работу. Приготовьтесь к следующему уроку и идите на перемену.

На столе перед детьми лежат карточки с изображениями смайликов: грустного и веселого. Дети показывают смайлик, который, по их мнению, соответствует их работе на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи в школе VIII вида

Данный конспект поможет учителю дефектологу подготовится к уроку по развитию речи в 4 классе специальной коррекционной школы....

Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"

В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....

Методическая разработка и презентация к уроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха

Методическая разработка  и презентация куроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха.Урок направлен на формирование грамматического строя речи слабослышащих уча...

Особенности преподавания адаптивной физической культуры в младших и средних классах в коррекционной школе для детей с нарушением слуха и речи»

Данная     работа    посвящена    особенностям    физического    развития  слабослышащих    школьник...

Использование разных форм речи в процессе обучения детей с нарушением слуха.

Использование  разных  форм  речи  в  процессе  обучения детей с нарушением слуха....

Использование элементов игровой технологии на уроках биологии в Школе для детей с нарушениями слуха

Применение игровой технологии в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий способствует активной работе детей с нарушениями слуха на уроках биологии, укрепляет мотивацию на из...