Использование разных форм речи в процессе обучения детей с нарушением слуха.
статья
Использование разных форм речи в процессе обучения детей с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_raznyh_form_rechi_v_protsesse_obucheniya_detey_s_narusheniem_sluha.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование разных форм речи в процессе обучения детей с нарушением слуха.
В обучении детей с нарушением слуха используются устная, письменная и дактильная форма речи. Дактильная речь является по существу устно – дактильной; так как общение в дактильной форме сопровождается устной речью.
Новое слово или фраза дается детям сначала в устной, а затем в устно – дактильной форме. При этом обязательно используются письменные печатные таблички, облегчающие детям восприятие речевого материала и его запоминание. При пользовании табличками побуждают детей устно – дактильно читать зафиксированные на них печатными буквами слова и фразы. Затем слово или фраза снова проговариваются взрослым устно. Хорошо усвоенный речевой материал постепенно начинает употребляться взрослым и детьми только в устной или в устно – дактильной форме (без табличек).
Наблюдаются заметные различия в возможностях детей овладевать разными формами речи. Часть детей сравнительно неплохо воспринимает речевой материал, предъявляемый им в устно–дактильной форме. К ним взрослый обращается в устной или в устно–дактильной форме. Однако большинство детей при восприятии речевого материала, данного в устной или устно – дактильной форме, нуждаются в опоре на письменную речь.
Если ребенка затрудняет чтение дактильных знаков с руки, чтобы облегчить восприятие речи, подходим к нему и побуждаем говорить устно или дактилировать вместе с ним.
У некоторых детей с нарушением слуха запаздывает или нарушается формирование произвольных движений, имеются затруднения в воспроизведении дактильных знаков.
Движения пальцев у них некоординированны, дактильные знаки смешиваются. В этом случае необходимо особенно внимательно следить за тем, как ребенок дактилирует, показывать образец, исправлять, прибегать к совместному дактилированию, побуждать повторить слово, в состав которого входит «трудный знак», несколько раз.
Как правило, нарушение произвольных движений, а также отсутствие внимания и умения сосредоточиться осложняет и усвоение техники письма. Буквы получаются разной высоты, неправильных очертаний, ребенок пропускает некоторые элементы букв, буквы в словах и т.д. Такие дети нуждаются в индивидуальной помощи: необходимо смотреть, как ребенок пишет, исправлять ошибку, показывать, как надо писать, учить использовать образец, напоминать, что списывать следует, прочитав сначала слово целиком и т.д. Если же и такой помощи недостаточно, прибегают к дополнительным приемам : выделяют строку красным карандашом, ставят опорные точки, пишут букву, слово вместе с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.
В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...
Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).
В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом, координацией между слухом и голосом в опоре на ...
Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.
В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов. В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...
Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".
Работая в школе (СКУ 1 вида) столкнулась с проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог Фролова Е.С. Цель за...
Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.
Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...
Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»...