Использование разных форм речи в процессе обучения детей с нарушением слуха.
статья

Коба Елена Алексеевна

Использование  разных  форм  речи  в  процессе  обучения детей с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  разных  форм  речи  в  процессе  обучения детей с нарушением слуха.

         В  обучении детей с нарушением слуха используются  устная, письменная  и  дактильная  форма  речи. Дактильная  речь  является  по  существу  устно – дактильной; так  как  общение  в  дактильной  форме  сопровождается  устной  речью.

         Новое  слово  или  фраза  дается  детям  сначала  в  устной, а  затем  в  устно – дактильной  форме. При  этом  обязательно  используются  письменные  печатные  таблички, облегчающие  детям  восприятие  речевого  материала  и  его  запоминание.  При  пользовании  табличками  побуждают  детей  устно – дактильно  читать  зафиксированные  на  них  печатными  буквами  слова  и  фразы. Затем  слово  или  фраза  снова  проговариваются  взрослым  устно. Хорошо  усвоенный  речевой  материал  постепенно  начинает  употребляться  взрослым  и  детьми  только  в  устной  или  в  устно – дактильной  форме  (без  табличек).

         Наблюдаются  заметные  различия  в  возможностях  детей овладевать  разными  формами  речи. Часть  детей  сравнительно  неплохо  воспринимает  речевой  материал,  предъявляемый  им  в  устно–дактильной  форме. К  ним  взрослый  обращается  в  устной  или  в  устно–дактильной  форме. Однако  большинство  детей  при  восприятии  речевого  материала, данного  в  устной  или  устно – дактильной  форме, нуждаются  в  опоре  на  письменную  речь.

        Если  ребенка  затрудняет  чтение  дактильных  знаков  с  руки, чтобы  облегчить  восприятие  речи,  подходим  к  нему  и  побуждаем  говорить  устно  или  дактилировать  вместе  с  ним.

         У  некоторых детей с нарушением слуха запаздывает  или  нарушается  формирование  произвольных  движений, имеются  затруднения  в  воспроизведении  дактильных  знаков.

Движения  пальцев  у  них  некоординированны, дактильные  знаки  смешиваются. В  этом  случае  необходимо  особенно  внимательно  следить  за  тем, как  ребенок  дактилирует,  показывать  образец, исправлять, прибегать  к  совместному  дактилированию, побуждать  повторить  слово,  в  состав  которого  входит  «трудный  знак», несколько  раз.

        Как  правило, нарушение  произвольных  движений, а  также  отсутствие  внимания  и  умения   сосредоточиться  осложняет  и  усвоение  техники  письма. Буквы  получаются  разной  высоты, неправильных  очертаний, ребенок  пропускает  некоторые  элементы  букв, буквы  в  словах  и  т.д.  Такие  дети  нуждаются   в  индивидуальной  помощи: необходимо  смотреть, как  ребенок  пишет, исправлять  ошибку, показывать,  как  надо  писать, учить  использовать  образец, напоминать, что  списывать  следует,  прочитав  сначала  слово  целиком  и  т.д.  Если  же  и  такой  помощи  недостаточно,   прибегают  к  дополнительным  приемам : выделяют  строку  красным  карандашом, ставят  опорные  точки, пишут  букву, слово  вместе  с  ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...