Использование элементов игровой технологии на уроках биологии в Школе для детей с нарушениями слуха
статья по биологии

Применение игровой технологии в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий способствует активной работе детей с нарушениями слуха на уроках биологии, укрепляет мотивацию на изучение предмета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение элементов игровой технологии на уроках биологии.

Учителя нередко сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием самостоятельно работать, да и просто учиться. Причиной снижения интереса глухих детей к урокам является и то, что отсутствие слуха негативно отражается на их психологическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями.

Поэтому, я как учитель, нахожусь в постоянном творческом поиске, стараясь использовать на уроках разнообразные методы и приемы работы для развития и активизации мыслительно-познавательной деятельности учащихся.

Наряду с традиционными видами работ применяю на своих уроках элементы инновационных педагогических технологий, среди которых особое место уделяю игровой технологии. Еще классики русской педагогики (К.Д. Ушинский, В.А Сухомлинский, А.С Макаренко, А.Г. Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость методической разработки игр для школьников. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение игр одним из главных предметов» - писал К.Д. Ушинский.

         Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Каждый учитель находится в постоянном творческом поиске, стараясь использовать на уроках разнообразные методы и приемы работы.

Учебная игровая деятельность, как форма обучения, в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

«Возможностей, которые раскрывают перед наблюдательным педагогом, игра, в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности не может дать никакой, даже лучший в методическом плане урок», – утверждает В.Ф. Шаталов.

 Применение игровых технологий в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий способствует активной работе неслышащих и слабо слышащих учащихся на уроке, укрепляет мотивацию на изучение предмета. Дети с недостатками слуха, как и все дети, очень любят играть, и на уроках с удовольствием разгадывают кроссворды, отгадывают загадки, ребусы.

Мной разработаны не только уроки, где фрагментарно применяются игровые  моменты, выборочно на всех этапах и видах урока (при закреплении и обобщении пройденного материала, контроле уровня усвоения знаний учащихся), но и уроки, где игра – ведущий метод.

(Урок – игра «Лист», обобщающий урок по теме «Птицы» и другие уроки).

При проведении игр я ставлю перед собой такие цели:

  1. Реализовать в процессе преподавания биологии технологию развития творческих возможностей учащихся через дидактическую игру.
  2. Формировать у учащихся при помощи дидактической игры потребность к творческой самореализации.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые я использую на своих уроках. Для развития абстрактного мышления использую следующие игры -  упражнения:

Слайд № 1

«Игра «Пятый лишний» .

Например, при обобщении темы «Семейства покрытосеменных растений» я применяю игру «Пятый лишний».

Условия игры:

Среди растений одного семейства необходимо найти растение другого семейства, затем установить общие признаки растений данного семейства, определить, к какому семейству относятся эти растения.

Слайд №2

Игра «Крестики-нолики»

В этой игре выигрышный путь составляет ряд растений с сетчатым жилкованием. Ряд может быть расположен горизонтально, вертикально или по диагонали. Учащиеся должны угадать, как этот ряд расположен.

Чтобы играть, учащиеся должны хорошо знать учебный материал сравнивают, анализируют, обобщают и находят выигрышный путь.

 У неслышащих детей словесно-логическое мышление формируется позднее, чем у слышащих детей, ввиду того, что они не владеют полноценной речью.

Для развития логического мышления я предлагаю игры.  

Слайд №3.

«Лабиринт»

В этой игре учащимся  предлагается найти выход из «Лабиринта». Игру начинают с левого верхнего угла.

Ребята читают правильные и неправильные утверждения в табличках и, в зависимости от того, согласны с этим утверждением или нет, делают ходы. Если они согласятся с этим утверждением, они идут по стрелке «Да», а если не согласны – то по стрелке «Нет». Если играющий ошибется, то он заблудится в Лабиринте. Игра заканчивается на нижнем правом  углу. Свои ходы ребята фиксируют, и у них должна получиться схема из цифр. Побеждает тот, кто найдет все дороги. Например, при этой игре должен получиться вот такой цифровой ряд.

Слайд №4 (мухи).

«Узнай родственника»

«Назови родственника».

Чтобы играть, ребята должны хорошо знать учебный материал, уметь рассуждать, уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, т.е. учатся логически мыслить. В этой игре учащиеся должны выделять общие признаки и  делать обобщение.

Слайд№5.

Графический диктант.

При проверке знаний учащихся также часто применяю графические диктанты.

Я читаю им вслух верные или неверные утверждения. Учащиеся должны на прямой линии с помощью специальных знаков  отмечать верность или ошибочность этих утверждений. Если они согласны с данными утверждениями отмечают вот так                 , если не согласны отмечают вот таким знаком           .

        В результате должен получиться графический рисунок.

        Написание графического диктанта интересно учащимся тем, что идет взаимопроверка работ учащихся. Я даю установку, что они должны быть внимательными потому, что они теперь учителя и ответственны за оценку работы своих товарищей.

        У учащихся развивается слухо-зрительная память, внимание, мышление .

        В жизни неслышащего и слабослышащего ребенка важная роль принадлежит памяти. У неслышащих детей, в отличие от слышащих детей, отмечают трудности длительного запоминания. Поэтому для развития памяти детей использую развивающие игры-упражнения по развитию памяти.

        При развитии точности запоминания предлагаю учащимся следующие игры-упражнения.

Игра: (видеоролик)

«Послушай и повтори» слова в том же порядке:

«Лягушки, квакши, жабы, тритон и саламандры».

        

        При развитии объема памяти предлагаю сильным учащимся следующие упражнения:

«Послушай, запомни и назови слова парами:

«слива – костянка»,

«горох-бобы»,

«пшеница – зерновка»,

 «мак-коробочка»,

«дуб – желудь».

        В конце урока при обобщении тем я часто провожу блиц-турниры (краткие ответы на вопросы). Такой опрос позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся и проверить уровень усвоения большого объема учебного материала.

Блиц – турнир.

  1. Назовите самого большого жука? (жук-дровосек, 18 см)
  2. Какая бабочка утратила способность летать? (тутовый шелкопряд)
  3. Где расположены органы вкуса мух? (на передних лапках).
  4. Чем питаются самки комаров? (кровью).
  5. Чем питаются самцы комаров (нектаром).

        Ребятам очень нравятся игры с использованием средств обратной связи, например, использование сигнальных  карточек.

        Предлагаю учащимся игру на развитие внимания «Определите семейства растений». Учащимся раздаю сигнальные карточки, на доске вывешиваю табличку.

Семейства

Сигнальная карточка

1.Розоцветные

Красный круг

2.Сложноцветные

Синий круг

3.Бобовые

Зеленый круг

4.Злаки

Квадратики

 

        Я показываю гербарное растение или картинки растений, ученики поднимают сигнальные карточки. Потом все вместе проверяем ответы учащихся, определяем, кто ответил правильно, а кто ошибся.

Эти игры обучают глухих детей прием мыслительной деятельности, развивают внимание, память и мышление учащихся.

        На своих уроках также я провожу интеллектуальные игры с использованием элементов телевизионной версии игр «Своя игра», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес».

Подводя итоги применения элементов игры на уроках биологии, я выделяю следующие положительные результаты:

        Применение элементов игры дает возможность наряду с традиционными формами обучения существенно повысить мотивационную сферу учебного процесса, что отражается на качественных и количественных показателях познавательной деятельности учащихся. Я добилась 100 % успеваемости учащихся,  повысилось качество знаний.

Вывод

        Таким образом, я пришла к выводу, что применение элементов игровой технологии на уроках биологии положительно влияет на обучение и развитие  неслышащих и слабослышащих детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов различных технологий на уроках биологии

Использование интерактивной доски на уроках биологии...

Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"

В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....

Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Использование элементов игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Использование игровых технологий способствует формированию познавательного интереса к предмету. Игры развивают ум, внимание детей, тренируют память. Игра помогает облегчить восприятие и усвоение новог...

Учебно-методический материал "Использование игровых технологий на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе

Представленные задания по биологии предназначены для воспитанников коррекционной школы VIII вида. Они так же могут быть использованы во внеклассной работе по предмету. Различные задания такого характе...

Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности школы для детей с нарушением слуха

Статья рассказывает об опыте использования информационно-коммуникационной платформы "Сферум" в образовательной деятельности ГКОУ школы-интерната г.Тихорецка для глухих и слабослышащих учащих...