«Сочинение-рассуждение 15.3 (по материалам ОГЭ)»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему
В конспекте представлена поэтапная работа над сочинением-рассуждением, связанным с толкование слова "добро".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-rassuzhdenie_po_materialam_oge._chto_takoe_dobro.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:________________
Класс: IV (II), 8 класс
Тема: «Сочинение-рассуждение (по материалам ОГЭ).»
Цель: учить грамотному построению текстов-рассуждений.
Задачи: 1. Познавательные: повторить группы приставок; проанализировать типичные ошибки в тестировании в формате ОГЭ и сочинениях из д\з.
2. Практические: обучить точному построению сочинения-рассуждения
3. Развивающие: работать над речью учащихся, развивать мышление, память.
4. Воспитательные: воспитывать культуру ученического труда
Оборудование: распечатка с памяткой.
Ход урока.
- Орг. Момент
- Сообщение темы урока.
- Актуализация ранее изученного.
- Назовите три группы приставок. Чем регулируется их написание?
- Орф. работа.
надбавить безнаказанный принести
сжечь бесконечный приколоть
сделать избежать пристанционный
подшутить бесстрашный пришкольный
подойти бессонный присесть
престарый
премилостивый
прервать
преследовать
- Тестирование «Правописание приставок».
Вопрос 1. В каком слове приставка означает "неполноту действия"?
A | присутствовать |
B | принести |
C | прибрежный |
D | приоткрыть |
Вопрос 2 |
В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
A | беззаветно | |
B | впал | |
C | отзвук | |
D | свалялся | |
Вопрос 3 |
В каком слове приставка является неизменяемой (постоянной)?
A | отдал | |
B | бездельник | |
C | взвесил | |
D | преемник | |
Вопрос 4 |
В каком слове приставка близка приставке "пере-"?
A | преглубокий | |
B | пресечь | |
C | прекрасный | |
D | предлинный | |
Вопрос 5 |
В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?
A | отбросил |
B | распилил |
C | предпочитать |
D | надкусил |
Вопрос 6 |
В каком слове приставка означает "приближение"?
A | приделать | |
B | пригородный | |
C | пришить | |
D | приехать | |
Вопрос 7 |
В каком слове приставка означает "близость к чему-либо"?
A | присесть | |
B | приволочь | |
C | приморский | |
D | приползти | |
Вопрос 8 |
В каком слове приставка близка по значению к слову "очень"?
A | преступник | |
B | пребывать | |
C | престарый | |
D | презренный | |
Вопрос 9 |
В каком слове приставка означает "присоединение"?
A | привязать |
B | прибежать |
C | пришкольный |
D | приоткрыть |
Вопрос 10 |
В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»
A | несговорчивый |
B | сбор |
C | здесь |
D | разбить |
Вопрос 11. В каком слове правописание приставки зависит от её значения?
A | отдал |
B | бездельник |
C | привилегия |
D | приехать |
- Работа по теме урока.
- Анализ текста, на материале которого пишется рассуждение.
- Какова тема этого текста?
- Назовите стиль данного текста.
- Какой тип речи использован в тексте?
- В каком варианте задания № 3 есть метафора? Докажите.
- Почему собака постоянно приходила на берег моря?
- Почему Коста её подкармливал?
- Как вы понимаете смысл финала текста: «Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...».
- Составление плана к сочинению-рассуждению.
Конечно, оценивая поступок Косты, мы должны сказать, что он делает доброе дело, ухаживая за собакой, потерявшей хозяина.
Сегодня мы опять поговорим о таком важном понятии как «добро».
- Прочитайте задание 15. 3.
- Что значит дать определение слову?
В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ДОБРО.
- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (из толкового словаря)
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу (С. И. Ожегов).
Добро - положительное начало в нравственности, противоположность злу (С. Н. Ушаков).
- Как ещё можно дать толкование слову, не имея под рукой толкового словаря? (подбирая синонимы)
Добро – всё положительное, всё полезное, благость, благодеяние, полезное дело, услуга, пожертвование.
- подберите антонимы к слову.
Добро – зло, жестокость, худо, скверный поступок, дурной поступок.
В этой же части сочинения мы пишем комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
- Какая структурная часть является второй? Назовите требование, предъявляемое в задании к этой части.
- Чем сочинение завершается?
- Анализ памятки к написанию текста-рассуждения.
План сочинения | Речевые клише | Пример написания |
1.Тезис (объяснение лексического значения слова) Комментарий к тезису (2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). К-ий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. | Добро – это… Что такое добро? Я думаю, что это … . Добро… Что мы понимаем под этим словом? Мне кажется, что … . Ваше мнение по поводу описываемого понятия. | Добро – это благодеяние, то полезное и хорошее, что может совершить человек по отношению к окружающим. Добрый поступок, на мой взгляд, должен исходить от чистого сердца и быть бескорыстным. Он обязательно принесёт пользу своему адресату. Докажу свою точку зрения.
|
Аргументы - примеры. 1-й - из прочитанного текста (цитата или № предложения) 2-й – из Вашего жизненного опыта (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.) | Обратимся к тексту (автор). В предложении № … говорится о … . Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… Это можно доказать, обратившись к предложению № … текста. В нем… Доказательством также служит история из моей жизни. Доказательством также служит пример из … . | Обратимся к тексту Ю. Яковлева. В нем говорится о мальчике, ухаживавшем за собакой, потерявшей своего хозяина. Коста подкармливал своего четвероногого друга, сделал ему дом из старой лодки и гулял с ним (предложения № 11, 22-23, 44). Мальчик понимал, что собака никогда не перестанет ждать своего хозяина (предложение № 48 – 49) и хотел помочь ей в её «вечном ожидании». Коста – по-настоящему доброй души человек, понимающий значение своего поступка и желающий помочь попавшему в беду другу, которым в данном случае является собака. Ещё одним доказательством могут послужить события из жизни А. С. Пушкина. Когда поэту грозила ссылка в Сибирь за то, что он «наводнил Россию возмутительными стихами», его друзья добились, чтобы А. С. отправили на юг России. Опального поэта всё время поддерживали лицейские товарищи: вопреки запрету, И. И. Пущин посетил его в Михайловском, где поэт находился под надзором родного отца; друзья-декабристы намеренно не посвящали его в свои тайны, оберегали от царского гнева. Как здорово, что в жизни А. С. были добрые, верные друзья, готовые прийти на помощь! |
Вывод. (общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис) | Таким образом, … . Итак, … . Следовательно, … . | Таким образом, добро – это нечто положительное, полезное, совершаемое на благо другого: человека, четвероногого питомца – одним словом, живого существа. |
5. Итог урока. Домашнее задание.
Д/з соч. «Что такое добро? »
- Тестирование «Правописание приставок».
Вопрос 1. В каком слове приставка означает "неполноту действия"?
A | присутствовать |
B | принести |
C | прибрежный |
D | приоткрыть |
Вопрос 2 |
В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
A | беззаветно | |
B | впал | |
C | отзвук | |
D | свалялся | |
Вопрос 3 |
В каком слове приставка является неизменяемой (постоянной)?
A | отдал | |
B | бездельник | |
C | взвесил | |
D | преемник | |
Вопрос 4 |
В каком слове приставка близка приставке "пере-"?
A | преглубокий | |
B | пресечь | |
C | прекрасный | |
D | предлинный | |
Вопрос 5 |
В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?
A | отбросил |
B | распилил |
C | предпочитать |
D | надкусил |
Вопрос 6 |
В каком слове приставка означает "приближение"?
A | приделать | |
B | пригородный | |
C | пришить | |
D | приехать | |
Вопрос 7 |
В каком слове приставка означает "близость к чему-либо"?
A | присесть | |
B | приволочь | |
C | приморский | |
D | приползти | |
Вопрос 8 |
В каком слове приставка близка по значению к слову "очень"?
A | преступник | |
B | пребывать | |
C | престарый | |
D | презренный | |
Вопрос 9 |
В каком слове приставка означает "присоединение"?
A | привязать |
B | прибежать |
C | пришкольный |
D | приоткрыть |
Вопрос 10 |
В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»
A | несговорчивый |
B | сбор |
C | здесь |
D | разбить |
Вопрос 11. В каком слове правописание приставки зависит от её значения?
A | отдал |
B | бездельник |
C | привилегия |
D | приехать |
- Тестирование «Правописание приставок».
Вопрос 1. В каком слове приставка означает "неполноту действия"?
A | присутствовать |
B | принести |
C | прибрежный |
D | приоткрыть |
Вопрос 2 |
В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
A | беззаветно | |
B | впал | |
C | отзвук | |
D | свалялся | |
Вопрос 3 |
В каком слове приставка является неизменяемой (постоянной)?
A | отдал | |
B | бездельник | |
C | взвесил | |
D | преемник | |
Вопрос 4 |
В каком слове приставка близка приставке "пере-"?
A | преглубокий | |
B | пресечь | |
C | прекрасный | |
D | предлинный | |
Вопрос 5 |
В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?
A | отбросил |
B | распилил |
C | предпочитать |
D | надкусил |
Вопрос 6 |
В каком слове приставка означает "приближение"?
A | приделать | |
B | пригородный | |
C | пришить | |
D | приехать | |
Вопрос 7 |
В каком слове приставка означает "близость к чему-либо"?
A | присесть | |
B | приволочь | |
C | приморский | |
D | приползти | |
Вопрос 8 |
В каком слове приставка близка по значению к слову "очень"?
A | преступник | |
B | пребывать | |
C | престарый | |
D | презренный | |
Вопрос 9 |
В каком слове приставка означает "присоединение"?
A | привязать |
B | прибежать |
C | пришкольный |
D | приоткрыть |
Вопрос 10 |
В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»
A | несговорчивый |
B | сбор |
C | здесь |
D | разбить |
Вопрос 11. В каком слове правописание приставки зависит от её значения?
A | отдал |
B | бездельник |
C | привилегия |
D | приехать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки учащихся к ГИА в части, касающейся написания сочинения-рассуждения.
Представленные материалы помогут ученику 8-9 классов и учителю в подготовке к ГИА по русскому языку в части, касающейся написания соч...
Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....
Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению
Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...
Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА"
Урок предназначен для обучающихся 9 класса. На уроке расширяем и углубляем представление учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работу по созданию устных и письменных реч...
Материалы для подготовки к сочинению - рассуждению в 11 классе
Материалы для подготовки к сочинению - рассуждению в 11 классе...
Урок развития речи (подготовка к сочинению-рассуждению «Человек- всегда ли это звучит гордо»? на материале повести А.М.Горького «Детство») в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС
ГИА по русскому языку в 9 классе предполагает разнообразные виды деятельности ученика: умение воспринимать текст на слух и давать сжатый письменный пересказ, выполнять задания с выбором ответа из неск...
Материалы к уроку по теме "Сочинение-рассуждение по теме "Что такое патриотизм?"
Материалы включают в сеюя конспект урока и презентацию по теме "Сочинение-рассуждение по теме "Что такое патриотизм?"....