Лингво-литературоведческая игра «Крестики-нолики»
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Братишко Виктория Валерьевна

Чтобы урок русского языка радовал наших учеников, а работа на уроке была интересной и познавательной, мы предлагаем вашему вниманию лингво-литературоведческую игру в форме всем известной с детства игры «Крестики-нолики». Выполняя задания, ребята проверят свои знания по многим разделам курса русского языка и литературы. У школьников сохраняется элемент выбора и создается атмосфера загадки, интриги. В заданиях  подобраны  вопросы разного уровня сложности,  вопросы  серьезные  и шуточные .

Игра «Крестики-нолики» может проводиться как на уроке на этапе итогового повторения в конце года(или ,наоборот, для развития мотивации в начале года), так и во  внеурочной деятельности. Рекомендуем проводить игру в 5-6 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий лингво-литературоведческой игры «Крестики-нолики»

Аннотация

Чтобы урок русского языка радовал наших учеников, а работа на уроке была интересной и познавательной, мы предлагаем вашему вниманию лингво-литературоведческую игру в форме всем известной с детства игры «Крестики-нолики». Выполняя задания, ребята проверят свои знания по многим разделам курса русского языка и литературы. У школьников сохраняется элемент выбора и создается атмосфера загадки, интриги. В заданиях  подобраны  вопросы разного уровня сложности,  вопросы  серьезные  и шуточные .

Игра «Крестики-нолики» может проводиться как на уроке на этапе итогового повторения в конце года(или ,наоборот, для развития мотивации в начале года), так и во  внеурочной деятельности. Рекомендуем проводить игру в 5-6 классах.

Цель: формирование толерантного поведения ученика в интеллектуальной соревновательной игре; осуществление элементов развивающего обучения на всех этапах обучения

Задачи:- привитие устойчивого интереса к самостоятельному инициативному чтению;

- обобщение и повторение  материалов  уроков;

-  развитие  быстроты и гибкости мышления, логики, смелости, уверенности в себе;

- развитие связной речи,  обогащение словарного запаса;

-  воспитание коллективизма, духа соревнований, товарищества, взаимовыручки и творческого созидания

Интеграция познавательных областей: «Социализация», «Коммуникация».

Методические приёмы: игровые ситуации, беседа-диалог, решение лингвистических задач, приём соотнесения, детективное расследование

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

  • умение использовать основные теоретические понятия,
  • постижение глубины прочтения произведения и глубины  овладения сущностью понятий
  • формирование потребности в чтении и изучении родного языка

Метапредметные результаты:

  • умение формулировать доказательные выводы,
  • формирование информационной культуры личности ученика,
  • формирование навыков творческой деятельности,
  • умение работать в группе, умение эффективно сотрудничать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; владение навыками самопрезентации  

Личностные результаты:

  • овладение навыками литературных игр, формирование эмоциональной сферы через воспитание стремления к победе

Ход игры

- Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы проводим игру «Крестики-нолики».  Уже заранее определён состав двух команд и выбраны  капитаны. Итак,  2 команды по 9 человек. Готовятся творческие представления команд( название команды, девиз). Определяется состав жюри(можно из учащихся старших классов).

Одна команда «Крестики», другая – «Нолики». Ведущий игры вручает командам отличительные знаки (эмблема с символами игры, заготовленные заранее командами). Представляются члены жюри. Каждому из них даётся  краткая  характеристика, чтобы поднять авторитет судейской коллегии.

Правила игры.

Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечёркивая клетку с названием выигранного конкурса. Проигравшая команда имеет право выбрать новую клетку на игровом поле. Победителем игры становится команда, которая во время игры выстроит в ряд 3 своих  знака, независимо, по вертикали, горизонтали или  диагонали. Если данное условие невыполнимо, то проводятся все 9 конкурсов и побеждает та команда, которая наберёт больше своих знаков. Если все же какая-нибудь команда поставит в ряд 3 своих знака, то игра  немедленно прекращается  и остальные конкурсы не разыгрываются (или разыгрываются болельщиками).

- Право первенства  на участие определим по загадке (для капитанов).

- Та команда, чей капитан угадал загадку, первой выбирает конкурс.

Рисуется поле. Клетки игрового поля нумеруются и заполняются названиями 9-ти конкурсов(в названии конкурса – интрига)

Что за прелесть эти сказки!

 

Всё наоборот

 

Спорт в литературе

 

К барьеру!

 

Оседлай Пегаса

Имена собственные

 

Сделай выбор

 

Подскажи словечко

Дальше, дальше!!!

Конкурсы

1.Дальше, дальше!!!

За 2 минуты участники команды должны ответить на большее число вопросов(вопросы читаются быстро, времени на обдумывание нет, отвечает любой член команды). Если ответа нет, капитан команды произносит «Дальше!», и ведущий переходит к следующему вопросу. Побеждает команда, давшая больше правильных ответов.

Блиц  КОМАНДА№1

1.Раздел науки о языке, изучающий значимые части слова и способы образования слов (словообразование)

2. Имя Лермонтова(Михаил).

3.Сколько букв в русском языке?(33)

4.Назовите правильно букву, которая обозначает звук [х ] (ха)

5.Как называли Геракла в римской мифологии? (Геркулес).

6. Слова, обозначающие  одно и то же, но отличающиесяся  оттенками лексического значения и употреблением в речи(синонимы)

7. Новые слова, возникающие в языке( неологизмы)

8. Псевдоним Пушкина, под которым он написал свои 5 знаменитых повестей( Белкин, «Повести Белкина»)

9. Что обозначает выражение «задирать нос»? (задаваться, зазнаваться)

10.Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов (корень)

11.Что такое ботфорты? (кавалерийские или болотные сапоги)

12.Как звали жениха мёртвой царевны? (королевич Елисей)

13. Есть ли окончание в слове пальто? (нет, т.к.  несклоняемое)

14. Как звали собаку, лаявшую на Слона? (Моська)

     15.Как правильно говорить фа[не]ра или  фа[нэ]ра? ([н’])

16.Кто написал «Мальчик с пальчик»( Перро)

17. Имя четвёртого Мушкетёра? (Д’Артаньян)

18.Русский путешественник, чьим именем назван один из городов Смоленской области. (Пржевальский)

19.Как правильно говорить: щавель-щавель(щавель)

20.Имя человека, предавшего Бога? (Иисус)

КОМАНДА№2

  1. Отчество Гоголя (Васильевич)
  2. Раздел науки о языке, изучающий правила написания слов (орфография)
  3. Распределение букв в определённом обязательном для всех порядке (алфавит, азбука)
  4. Назовите правильно букву, которая обозначает звук [л] (эль)
  5. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).
  6. Главный бог Олимпа в греческой мифологии (Зевс).
  7. Человек, любящий свою Родину? (патриот)
  8. Слова, вошедшие в русский язык из других языков (заимствованные).
  9. Что обозначает фразеологизм «витать в облаках» ( мечтать).
  10. Один из мифологических героев, прикованный к скале (Прометей).
  11. Часть слова, находящаяся  после корня, служащая для образования новых слов (суффикс)
  12. Есть ли окончание в слове «карандаш»? ( есть, нулевое)
  13. Сын царя Салтана (Гвидон).
  14. Знаменитый русский баснописец? (Крылов).
  15. Знаменитый смоленский поэт, создавший Василия Тёркина? (Твардовский)
  16. Что такое сеча? (битва).
  17. Как правильно говорить: поняла или поняла? (поняла)
  18. Кто из известных вам русских поэтов погиб на дуэли? (Пушкин, Лермонтов)
  19. Слова, употребляемые жителями той или иной местности

 ( диалектные).

  1. Графическое обозначение звука на письме (буква).

2.Спорт в литературе.

Отгадать, о каком литературном герое идёт речь(1 балл), автор и название произведения(1 балл).

1.Этот герой и прыгал с парашютом, и стрелял в тире, с большим успехом занимался конькобежным спортом. А его сын стал не просто «всеми признанным штангистом», а олимпийским чемпионом! Не зря герою  посвящена поэма в четырех частях. В молодости за необыкновенный рост герой получил прозванье «Каланча». Как его звали на самом деле? («По фамилии Степанов и по имени Степан»; «Дядя Степа»,

автор – С. Михалков)

2. Этой героине многое по плечу:играть в баскетбол, забивая семь мячей за матч, обыграть гроссмейстера в шахматы, прыгнуть через забор и обратно, победить космических героев.Как ее зовут? (Алиса Селезнева; «Сто лет тому вперед», автор – К.Булычев)

3. В XX веке болидами, по ассоциации с раскаленным небесным те-

лом,  стремительно рассекающим небосклон, стали называть гоночные

автомобили. Этот герой жил в XVIII веке, и он по праву может называться

человеком-болидом. Ведь он и летал на пушечном ядре, и сам становился

человеком-ядром, и побывал на Луне, куда его корабль забросила буря… Да

и вообще, самому правдивому человеку на земле не помешает еще один

«титул». О ком идет речь? (О бароне Мюнхгаузене; автор – Э.Распэ)

4.Эта героиня поражает своей физической силой: шутя поднимает лошадь, как заправский участник родео, укрощает быка, побеждает «чудо природы» – циркового силача Адольфа… Между тем, она еще ребенок и взрослой становиться не хочет. В какой стране поселилась эта необыкновенная девочка? Как ее зовут? (В Швеции; Пеппи Длинныйчулок; автор –А.Линдгрен)

5. Всем известно, что в некоторых видах спорта (например, в боксе) с большой точностью определяется вес спортсмена перед состязанием. От этого зависит, в какой весовой группе он будет выступать. А вот этому герою пришлось выпить пол-литра холодного ситро, чтобы весить «ровно 25 кило» и получить приз – подписку на журнал «Мурзилка». Кстати, он решил, что никогда не будет боксером, потому что не захотел использовать в качестве боксерской груши друга детства – плюшевого медведя. Как зовут этого замечательного героя? (Дениска Кораблев; автор – В.Драгунский)

6. Этот герой – военный, служащий в гвардии, в стрелковых войсках

(пользуясь современной терминологией). Но его жизнь часто зависит от отличного владения холодным оружием. Герой настолько известен,

что современных спортсменов часто именуют по его военной спе-

циальности, т.е. фактически стрелками, хотя они сражаются саблями,

рапирами и т.п. Назовите фамилию героя и его родину. (Д’Артаньян,

Гасконь; «Три мушкетера», автор –А.Дюма)

3. Имена собственные

Командам выдаются карточки с именами авторов и названиями произведений. Следует соотнести автора и название. Варианты на Ваше усмотрение. Мы приводим такой вариант

Автор

Название произведения

1

Д.Родари

1

Малыш и Карлсон

2

К.Г.Паустовский

2

Три Толстяка

3

Г.Х.Андерсен

3

Стальное колечко

4

Ш.Перро

4

Чиполлино

5

Братья Гримм

5

Малахитовая шкатулка

6

В.Гауф

6

Бременские музыканты

7

П.Бажов

7

Кот в сапогах

8

Ю.Олеша

8

Пастушка и трубочист

9

Э.Успенский

9

Карлик нос

10

А.Линдгрен

10

Трое из Простоквашино

Ответы:1-4; 2-3; 3-8; 4-7; 5-6; 6-9; 7-5; 8-2; 9-10; 10-1.

4.Оседлай Пегаса
По данным рифмам восстановите текст стихотворения, назовите   автора.

1.Ручьи – весною – соловьи -  листвою.

2.Зелёный – том – учёный - кругом.

3.Время  - племя - не   вы!

    Доля  - с поля - воля  - Москвы!

4. Злится – пора – стучится - со двора

Ответы:

  1. Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною…(А.Н.Плещеев)
  2. У лукоморья дуб зелёный…(А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
  3. Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!..(М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

4.Зима недаром злится, прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора…(Ф.И.Тютчев)

 5. К барьеру!(домашнее задание)
Л
итературная дуэль. Участники команд-соперниц задают друг другу по 5-6 вопросов. Усложненный вариант – вопросы задают все ученики класса.

6. Сделай выбор

Командам предлагается 10 вопросов( по 5 на команду) в тестовой форме

( отвечают поочерёдно). Все вопросы по одному из программных произведений( на усмотрение учителя). Можно использовать любую электронную версию тестов по литературе(смотри , например, электронное приложение)

7. Что за прелесть эти сказки!

Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина

 Вопросы викторины

1.Из какой это сказки:

«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна…»? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

2. О ком идёт речь:

«И, кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрён;

Кто в глаза ему смеётся,

Кто скорее отвернётся…»? (Королевич Елисей)

3.В какой сказке царица умерла от радости? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

4.Из какой это сказки:

«Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе.

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья».(«Сказка о царе Салтане»)

5. Какое произведение Пушкина так начинается:

« У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом»?(Поэма «Руслан и Людмила»)

6. Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы? (Царь Дадон)

7.Как правильно называется сказка о царе Салтане?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

8.О какой бабушке идёт речь:

« А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей…»?(Бабушка Бабариха)

9. «Вдруг шатёр распахнулся…и девица

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя».

Что это за девица? (Шамаханская царица)

10.Скольоко раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(2 раза)

8.Всё наоборот. Расшифруйте известное выражение, подобрав слова «наоборот»

1.Ты забываешь страшные годы ( Я помню чудное мгновенье)

2.Громче, кошки, мыши в подвале! (Тише, мыши, кот на крыше!)

3. В бурном потоке ангелы вымерли ( В тихом омуте черти водятся)

4.Вам рассказ разрушать и умирать мешает (Нам песня строить и жить помогает)

5.Кто их смерть? Работа! ( Что наша жизнь? Игра!)

6.Ничего  твоё оставляю без меня ( Всё моё ношу с собой)

9. Подскажи словечко.

1.Продолжите фразу М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан…»

а) людям; б) книгам;  в) только себе; г) родителям

2.   Продолжи фразу из повести-сказки Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят ….» а) в окно; б) в щёлочку;  в) на улицу; г) из тебя

3.Вспомните таёжный  закон из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»: «Идёшь в лес – бери еду, бери…»

а) соль; б) компас;  в) спички; г) тёплую одежду

4.С.Я.Маршак писал : «Литературе  так же нужны талантливые …., как и талантливые писатели»

а) поэты; б) критики;  в) редакторы; г) читатели

5. В сказке С. Экзюпери «Маленькиц принц» Лис говорит: « Зорк.. одн.. лишь…, самого главного глазами не увидишь»

а) память; б) любовь;  в) разум; г) сердце

6.Определяя художественное своеобразие своих рассказов, А.П.Чехов говорил так : « ….. – сестра таланта»

а) краткость; б) гениальность;  в) простота; г) сатира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Игра "Крестики-нолики"

Лексико-грамматическая разминка на уроке иностранного языка....

Математическая игра "Крестики - нолики".

Разработка внеклассного мероприятия по математике для 5 класса....

Урок-игра "Крестики-нолики" в 8-м классе на тему: "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей".

Урок расчитан на закрепление и повторение темы в игровой форме. Как в реальной игре "Крестики-нолики", здесь тоже учащиеся должны выстроить линию по горизонтали, по вертикали или по диагонали из четыр...

Лингвистическая игра "Крестики-нолики" для учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие позволяет обобщить знания учащихся 5-6 классов по русскому языку...

Открытый урок – игра «Крестики – нолики»

Цели:  Создание различных ситуаций, которые способствуют повышению мотивации, улучшению эмоционального фона урока как для учителя, так и для учащихся, а также конфликтности и напряженности при по...

Презентация – познавательная игра «Крестики-нолики», на тему «Зимние олимпийские игры»

Игра организована по принципу командного соревнования. Создаются 2 команды – «Крестики» и «Нолики».Количество человек в команде – от 3 до 10.На экране высвечивается...