А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Габриелян Юлия Викторовна

Цель

·         познакомить  ребят с фактами биографии А.С.Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века;

·         формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями;

·         воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_15.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

5  класс

Урок № 15.        

       

        Тема.   А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».

        Цель:        

  • познакомить  ребят с фактами биографии А.С.Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века;
  • формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями;
  • воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.

       

Оборудование: мультимедийная презентация, видеоролик.

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ статьи учебника «Из русской литературы XIX в.», с.84, ч.1.

III.  Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Краткие сведения о детстве А.С.Пушкина. Заполнение таблицы по ходу сообщения учителя и учащихся.

Детство А.С.Пушкина

Мои замечания об услышанном

Прадедушка – Абрам Петрович Ганнибал

Бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал

Отец поэта – Сергей Львович Пушкин

Мать поэта – Надежда Осиповна Пушкина

Лев Сергеевич, Ольга Сергеевна – брат и сестра поэта

Арина Родионовна Яковлева – няня поэта

Никита Тимофеевич Козлов – «дядька» поэта

3. Сообщение подготовленного ученика о прадедушке А.С.Пушкина Абраме Петровиче Ганнибале.

В биографии Ганнибала до сих пор ещё много невыясненного. Сын владетельного князька Ибрагим (Абрам) родился, вероятно, в 1688 году  в Африке. Традиционная версия связывала родину петровского арапа с севером Эфиопии.    На восьмом году жизни он был похищен вместе с братом и привезён в Константинополь, откуда в 1705 году  Савва Рагузинский привёз чёрных братьев в подарок Петру I, любившему всякие редкости и курьёзы, державшему и прежде «арапов».

Мальчики приняли православие (по всей вероятности, во второй половине июля 1705 года). Ибрагим получил русифицированное имя Абрама, его брат — имя Алексея. Отчество мальчикам было дано в честь Петра I.

Абрам Петрович «неотлучно» находился подле царя, спал в его комнате, сопровождал во всех походах. С 1714 года Петр I доверяет ему различные поручения, в том числе секретные, он становится ординарцем и секретарем царя. В 1716 поехал с государем за границу. В это время Абрам получал жалованья 100 рублей в год. Во Франции Абрам Петрович остался учиться; пробыв 1,5 года в инженерной школе, поступил во французское войско, участвовал в испанской войне, был ранен в голову и дослужился до чина капитана. Вернувшись в Россию в 1723, определён в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам царь.

После смерти Петра Ганнибал (такую фамилию он предпочёл носить с конца 1720-х годов, в честь знаменитого античного полководца Ганнибала) пристал к партии недовольных возвышением Александра Меншикова, за что был отправлен в Сибирь.

Поступив в 1740 году снова на службу, Ганнибал пошёл в гору с воцарением Елизаветы. Дослужившись до чина генерал-аншефа, Ганнибал был отправлен в отставку в 1762 г. и умер в 1781 году.

Вполне достоверных изображений Абрама Петровича до нас не дошло. Особое внимание привлекает так называемый французский портрет А.П.Ганнибала, который был найден в 1962 г. Ганнибал на портрете представлен в парадной одежде, напоминающей индийский костюм, в который облекались арапы царской свиты на торжественных церемониях.

4. Сообщение подготовленного ученика об отце А.С.Пушкина  Сергее Львовиче Пушкине.

Родители будущего поэта, Сергей Львович и Надежда Осиповна, были людьми своего времени, наделёнными сословными достоинствами и недостатками.

К числу достоинств Сергея Львовича следует отнести его светское, во французском духе, воспитание, природную находчивость в разговорах: он любил участвовать в салонных играх, сыпать остротами, устраивать домашние спектакли. Сам писал лёгкие стихи по-французски. Эта атмосфера, по-видимому, влияла на маленького Пушкина.

Сергей Львович собрал богатую библиотеку, состоявшую преимущественно из французских книг. Юный Пушкин забирался в кабинет отца и читал запоем всё без разбора.

Важны были и многочисленные литературные связи отца: его дом посещали Карамзин, Дмитриев, Жуковский, Батюшков. Связи умножались и через дядю поэта – Василия Львовича Пушкина.

И всё же Сергей Львович равнодушно относился к воспитанию детей. Сына Александра он недолюбливал за его непокорность.

5. Сообщение подготовленного ученика о матери А.С.Пушкина Надежде Осиповне Пушкиной.

Мать поэта, Пушкина Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, дочь Осипа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной, родилась 2 июля 1775 года. Детство и юность Надежды Осиповны прошли в Петербурге и загородном Кобрине. Надежда Осиповна получила хорошее домашнее воспитание, была начитана, прекрасно владела французским языком.

Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Ее называли прекрасной креолкой, тем самым, подчеркивая ее необычное происхождение. С Сергеем Львовичем Пушкиным Надежда Осиповна венчалась 28 сентября 1796 года в церкви соседнего с Кобриным села Воскресенского. Взаимная любовь и душевная привязанность соединили их судьбы на 40 лет.

Кроме сына Александра у Надежды Осиповны и Сергея Львовича были дети: Ольга, Николай, Лев. Другие же дети - Павел, Михаил, Платон и София - умерли в младенческом возрасте. Она, более чем муж, занималась воспитанием детей. Надежда Осиповна чрезвычайно гордилась успехами своего старшего сына Александра.

Во время последней болезни матери Пушкин проявлял большую заботу о ней, а после её смерти "жаловался на судьбу" за то, что он так недолго "пользовался нежностью материнскою". Пушкин сам отвёз тело матери для погребения в Святогорский монастырь и выказал желание быть похороненным рядом.

6. Слово учителя.

Русское воспитание Пушкин преимущественно получал в подмосковном селе Захарове. Захарово было постоянным местом пребывания Пушкиных в летние месяцы; куплено оно было бабушкой  Марией Алексеевной.  Мария Алексеевна брала на себя домашние заботы, нанимала «мамзелей» и учителей, сама учила детей.

Здесь в полную силу вступали родные привычки, заботливость бабушки. Она говорила и писала на таком прекрасном, истинно народном языке, что лучшего учителя и искать не надо. Позднее, когда Мария Алексеевна присылала письма внуку-лицеисту и он показывал их Дельвигу, барон приходил в восторг от их языка. Знала бабушка и огромное множество русских сказок, былин. Поведала она тогда внуку предания и из семейной хроники Пушкиных и Ганнибалов.

7. Сообщение подготовленного ученика о «дядьке» А.С.Пушкина Никите Тимофеевиче Козлове.

Козлов Никита Тимофеевич - преданный слуга Пушкина. Приставлен был к нему в детские годы в Москве, где «шаловливый и острый ребенок уже набирался ранних впечатлений, развиваясь и бегая на колокольню Ивана Великого и знакомясь со всеми закоулками и окрестностями златоглавой столицы»; доморощенный стихотворец, сочинявший стихи о Соловье-разбойнике, Еруслане Лазаревиче и Милитрисе Кирбитьевне. Состоял при Пушкине и в послелицейские годы. В беспокойные апрельские дни 1820 года, когда до губернатора столицы дошли слухи о вольнолюбивых стихах Пушкина, политический сыщик Фогель пытался подкупить Козлова, чтобы тот дал ему прочесть рукописи Александра Сергеевича, но верный старик отказал ему в этом.

Козлов был при ссыльном поэте на юге России. К нему относятся строки неоконченного стихотворения кишиневской поры:

Дай, Никита, мне одеться:

В митрополии звонят.

После женитьбы Пушкина Козлов остался его камердинером и верным слугой. В последние годы жизни поэта находился при нем в Петербурге. В апреле 1836 года он сопровождал в Святогорский монастырь Александра Сергеевича, ехавшего с телом матери для погребения. Козлов оказывал помощь Пушкину при издании «Современника»: часто приходилось посылать старого слугу в цензуру и типографию.

В трагический день 27 января 1837 года на долю Козлова выпала «печальная честь» перенести раненого поэта из кареты в квартиру. «Грустно тебе нести меня?» — спросил его Пушкин.

В начале февраля 1837 года Козлов вместе с А. И. Тургеневым выехал с телом Пушкина в Святогорский монастырь. По свидетельству Тургенева, преданный слуга желал «проводить останки его доброго барина к последнему его жилищу... стал на дрогах, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы».

8. Рассказ о няне А.С.Пушкина Арине Родионовне Яковлевой. (Просмотр видеоролика о няне Пушкина или работа с презентацией «Подруга дней моих суровых»).

Большую роль в воспитании поэта в национальном духе уже в тот период сыграла и прославленная им впоследствии в стихах няня Арина Родионовна, которая ему много сказывала о жизни.

Ижорская земля. На этой земле 10 апреля 1758 года в семье крестьянина Родиона Яковлева и жены его Лукерьи, родом из новгородских земель, родился третий ребёнок - дочь. По крещении её назвали в честь тётки Ирины. В быту же её с детства звали Ариной. С детства крестьянская дочь Арина была приучена к разнообразной работе в поле и дома. Девочка оказалась мастерицей-рукодельницей. Умела прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева. ...Пришло время, засватали Арину Родионовну за соседского крестьянина Фёдора Матвеева. 5 февраля 1781 года в суйдинской церкви молодых повенчали. Жили они по чужим домам в крайней стеснённости и скудности около 14 лет. Имели двоих сыновей и двух дочерей. Так и доживали бы свой век... Но судьба переменилась. Арина была взята в услужение в семейство Пушкиных.

Арина Родионовна  Яковлева – с 1759 года крепостная Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина. После замужества в 1781 году стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824 – 1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А.М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.

Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально".

К драгоценным реликвиям гатчинской земли, связанным с именем великого русского поэта А.С.Пушкина, относится музей "Домик няни" в деревне Кобрино, расположенной в четырех километрах от бывшей родовой усадьбы Ганнибалов в Суйде.

С виду домик кажется совсем крошечным и малопривлекательным.   Но прочтешь скромную надпись на фасаде, и дрогнет сердце: "Здесь жила няня Пушкина - Арина Родионовна".

Эта удивительная женщина оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта. Неслучайно любимой няне Пушкин посвятил несколько стихотворений. В одном из них он писал:

Да еще ее помянем:
Сказки сказывать мы станем —
Мастерица ведь была
И откуда что брала...

            Крепостная крестьянка Арина Родионовна жила здесь после замужества с 1781 года до своего отъезда в 1798 году вместе с семьей Пушкиных в Москву.

В 1824-26 гг. Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. Пушкин писал отсюда Вяземскому: «Няня моя уморительна. Вообрази, что в 70 лет она выучила наизусть новую молитву об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости»...

Воспоминания о старине и народной жизни, которыми щедро делилась Арина Родионовна со своим воспитанником и его друзьями, отразились во многих стихотворениях Пушкина.

Она хорошо знала народные обычаи, много деревенских событий, была кладезем познаний крестьянского быта.

Няне поэт посвятил много душевных поэтических строк, а после выхода в свет написанной в Михайловском третьей главы «Евгения Онегина» имя Арины Родионовны стало широко известным.

После отъезда Пушкина из ссылки няня осталась в Михайловском на положении ключницы, хранительницы усадьбы, исполняла его поручения. В последний раз няня приехала в Петербург в 1827 году в связи с замужеством Ольги Сергеевны. Арина Родионовна осталась в доме своей первой воспитанницы до своей кончины в 1828 году, успев повидать в Кобрине своего сына и внучку, других родных и близких людей.

В одной из своих тетрадей Пушкин сделал запись о кончине любимой няни, мамушки своей. Ощущением тревоги и горестной утраты веет от набросков стихов. Здесь же поэт рисует те самые портреты няни.

О смерти няни узнали друзья и знакомые Пушкина. Николай Языков, пользовавшийся попечением няни в свой приезд в Михайловское, написал стихотворение, посвященное её памяти:

Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим средь чужих гробов
Твой прах улёгся, изнуренный
Трудом и бременем годов.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна - "добрая подружка бедной юности моей" - скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной. Судя по стихотворению Н.М. Языкова "На смерть няни А.С. Пушкина", в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли.  

Выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище.

9. Работа со стихотворением А.С.Пушкина «Няне».

9.1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

9.2. Анализ содержания стихотворения.

- Какие чувства лирического героя отражены в стихотворении?

- Выпишите слова, передающие чувство сыновней любви поэта к няне.

- В каком слове звучит благодарность поэта за то, что няня разделила с ним тяжёлое время Михайловской ссылки?

- Какие оттенки чувства передают слова «голубка дряхлая моя»?

- В каких словах стихотворения ощущается боль?

- О чём грустит лирический герой? (Лирический герой далеко. Но он чувствует, что няня грустит, ожидая его, и поэтому испытывает острое чувство вины).

- Какие чувства героини переданы с помощью эпитетов, метафор, повторов и сравнений? Заполните правую часть таблицы.

Средства художественной выразительности

Пример

Чувства героини

Сравнение

«Будто на часах»

Постоянство томительного ожидания

Метафора

«Медлят поминутно спицы в её наморщенных руках»

Няня прислушивается  к звукам за окном, надеясь услышать долгожданный звук колокольчика: не едет ли кто-нибудь?

Метафора

«Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»

В душе няни беспокойство о любимом воспитаннике, тягостные предчувствия: судьба его неясна, жизнь не устроена

Эпитет

«Забытые ворота»

Тяжесть одиночества няни

Эпитеты

«Чёрный отдалённый путь»

Горечь долгой разлуки

Повторы

«Давно, давно ты ждёшь меня»

Грусть от долгого ожидания

9.3. Выразительное чтение учителем фрагмента из книги М.И.Цветаевой «Мой Пушкин». О каких переживаниях лирического героя рассказала М.Цветаева?

Кого я жалела? Не няню. Пушкина. Его тоска  по  няне  превращалась  в тоску по нему, тоскующему. И потом,  все-таки,  няня  сидит,  вяжет,  мы  ее видим, а он - что? А он - где? "Одна в глуши лесов сосновых -  давно,  давно ты ждешь меня". Она - одна, а его совсем нет! Леса сосновые я тоже  знала, у нас в Тарусе, если идти пачевской ивовой долиной,  которую  мать  называла Шотландией, - к Оке, вдруг  -  целый  красный  остров:  сосны!  С  шумом,  с треском, с краской, с запахом, после ивового однообразия  и  волнообразия  - целый пожар!      

Мама из коры умеет делать лодочки, и даже с парусом, я же  умею  только есть смолу и обнимать сосну. В этих соснах никто не живет. В этих соснах,  в таких же соснах, живет пушкинская няня. "Ты под окном свози светлицы"...-  у нее очень светлое окно, она его все время протирает (как мы  в  зале,  тогда ждем дедушкиного экипажа) - чтобы видеть, не едет ли Пушкин.  А  он  все  не ждет. Не приедет никогда.

     Но любимое во всем стихотворении место было "Горюешь будто  на  часах", причем "на часах", конечно, не вызывало во мне образа часового,  которого  я никогда не видела, а именно часов, которые всегда  видела,  везде  видела... Соответствующих часовых видений - множество. Сидит няня и горюет, а над  ней - часы. Либо горюет и вяжет и все время смотрит на часы. Либо - так  горюет, что даже часы остановились. На часах было и под часами, и на часы, -  дети к падежам нетребовательны. Некая же, все  же,  смутность  этого «на  часах» открывала  все  часовые  возможности,  вплоть  до  одного,  уже   совершенно туманного видения: есть часы зальные, в ящике, с маятником,  есть  часы  над ларем - лунные, и  есть  в  материнской  спальне  кукушка  с  домиком,  -  с кукушкой, выглядывающей из домика. Кукушка,  из  окна  выглядывающая,  точно кого-то ждущая... А няня ведь с первой строки - голубка...

     Так, на часах было и под часами, и на часы и, в конце концов,  немножко и в часах, и все эти часы еще подтверждались последующей строкою, а именно - спицами, этими стальными близнецами стрелок.  Этими  спицами  в  наморщенных руках няни и кончалось мое хрестоматическое "К няне".

     Да,  что  знаешь  в детстве - знаешь на всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве - не знаешь  на всю жизнь.

     Из знаемого же с детства: Пушкин из всех женщин на свете  больше  всего любил свою няню, которая была не  женщина. Из "К няне"  Пушкина  я  на  всю жизнь узнала, что старую женщину - потому-то родная - можно  любить  больше, чем молодую - потому что молодая и даже потому что - любимая. Такой нежности слов у Пушкина не нашлось ни к одной.

IV. Подведение итогов урока.

        - Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С.Пушкина «Няне»? (Лирический герой глубоко страдает, он испытывает чувство вины за долгое отсутствие. Поэтом создан трогательный образ любящей женщины. Чувства няни понятны любой женщине – матери, самоотверженно заботящейся о детях, бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, являясь отражением его человечности).

V. Домашнее задание.    

1.Стихотворение «Няне» выучить наизусть, с.94, часть 1.

2.Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», с.96-114.

3.Ответить на вопросы 1-2, с.115.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...

А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «К няне» – поэтизация образа Арины Родионовны.

Класс: 5Предмет: литератураУчебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 201...

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Няне"

Данная работа позволяет провести первый урок по творчеству А.С. Пушкина в 5 классе. В работе предлагается интересный прием изучения стихотворения "Няне" - подготовка к экранизации стихотворения....

А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».

Технологическая карта урока литературы в 5 классе...

А.С.Пушкин Детские годы

Презентация к уроку литературы в 5 классе....

Дополнительный материал к уроку литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. Стихотворение"Няне» «Няня Пушкина Арина Родионовна»

Это дополнительный материал для учителя при изучении темы "Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" Всем известно, что именно няня привила Александру Сергеевичу Пушкину любовь к русс...