Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимо- действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 . Моти- вация (са- моопреде ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологиче- ская и мотива- ционная подго- товка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово (стихи сочинены учащимися): Прозвенел опять звонок, Он созвал всех на урок. Всё у всех давно в порядке, Приготовили тетрадки. Все ребята – молодцы! Не несут домой «хвосты»! - Как всегда мы сегодня отправляемся в увлекательное путешествие в мир литературы, от замечательного поэта В.Жуковского (На доске вывешивается портрет Жуковского) и до одного его замечательного друга | Слушают учителя, участвуют в диа- логе с учителем. Размещают учеб- ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фрон- тальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную за- дачу |
|
2. Актуа- лизация и пробное учебное действие, целеполагание | Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых си туациях. Словесно-иллюстратив-ный рассказ с элементами беседы по теме «Повторение изученного» | 1. Проверка домашней работы (1-2 уч-ся с места вслух, тетради 3-5 учитель собирает и проверяет, пока дети занимаются решением кроссворда по сказке Жуковского «Спящая царевна» - Ребята, назовите фольклорные основы сказки «Спящая царевна»
2. Самостоятельная зачётная работа учащихся (раздаточный материал - карточки) - Решите кроссворд, составленный по сказке Жуковского «Спящая царевна». Дайте развёрнутый ответ из 4-6 предложений на вопрос кроссворда (пользоваться учебниками запрещается). - Работаем 15-20 минут, сдаём на проверку в конце урока. Физкультминутка: все устали после самостоятельной работы, отдохните немножко: встаньте похлопайте в ладоши на счёт до 9., помассируйте друг другу плечи. Закончили, садимся.
3. На прошлом уроке некоторые ребята получили индивидуальное задание, давайте их послушаем. 1 сообщение «Сказки А.С.Пушкина» (портрет на доске) - Как вы думаете, дети, почему прозвучало подобное сообщение. - А как связаны имена Жуковского и Пушкина. (они были друзьями, Пушкина считал Жуковского своим учителем-наставником в свой творческой работе, Жуковски подарил свой портрет…)
2 сообщение «Детство А.С.Пушкина» (детский портрет поэта на доске) (обсуждение выступление, 3 вопроса)
3 сообщение «Няня поэта» (портрет на доске) - Сформулируйте тему и основную цель урока. | Отвечают на во- просы. Строят понятные для партнера выска- зывания, формируют письменные выводы после анализа языкового материала | Индиви- дуальная, групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: устанавливают причинно-следствен- ные связи, делают выводы Регулятивные: принимают и сохра- няют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы, вопросы для уточ- нения инфор- мации
|
3. Выяв- ление мес та и при- чины затруднения | Взаимопроверка | - Действительно, няня была самым близким человеком, для поэта, ей он доверял свои душевные тайны, творческие замыслы: Я плоды своих скитаний, Гармонических статей Читаю только старой няне – Подруге юности моей. - — Что вы знаете о жизни Александра Сергеевича Пушкина? — Какие произведения великого поэта вы читали? Дополнительная информация для учителя: Арина Родионовна Яковлева – с 1759 года крепостная Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина. После замужества в 1781 году стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва. В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии. Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824 – 1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина. Похоронена на Смоленском кладбище С-Пб. | Обдумывают от- веты на вопросы и осознают, что достаточно или недостаточно знаний для полных ответов | Индиви- дуальная, в парах | Личностные: проявляют способность к самооцен-ке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материали- зованной и умственной форме. |
|
|
|
|
|
|
4. Закре- пление с комме нтирова-нием во внешней речи.
| Обобщение и системати- зация знаний, формирова-ние рациональ-ных способов применения их на практи-ке. Письменная работа.
| Выразительное чтение стихотворение «Няне» (время написания поэмы 1818-20гг, отрывок) — Кому посвящено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их. (1-й вопрос.) Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил Арине Родионовне, своей няне. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты». Поэт употребляет ласковые обращения: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! |
Однако отношение поэта к няне выражено не только в словах, но и в самом строе предложений, в музыкальности стиха. — Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? (2-й вопрос.) Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт? — Как вы понимаете следующие слова и выражения...? (3-й вопрос.) Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение. «Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки. «Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице. «Горюешь, будто на часах...» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу. «Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет. В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота. «Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу. — Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «...Задрожало зеркало затона...» — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора. Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства: — сравнение: «горюешь, будто на часах»; — эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»; — метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь...»; — противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы» — «на черный отдаленный путь»). Беседу завершим выразительным чтением стихотворения (прочитают его несколько детей). | Формулируют собственные мыс- ли, высказывают и обосновывают свою точку зре- ния. В сотрудни- честве с учите- лем и однокласс- никами делают выводы. Выполняют зада- ние, отвечают на вопросы | Индиви- дуальная, в парах | Личностные: оценивают содержание с этической точки зрения Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материали- зованной и умственной форме. Регулятивные: самостоятельно плани-руют необходимые действия, операции. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы. Пись- менные работы |
5. Творче- ская прак- тическая деятель- ность по реали- зации по- строен- ного про- екта | Подбор своих примеров, иллюстриру- ющих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов по заданию | Опишите внешность няни, используя сведения стихотворения и иллюстрацию портрета
| Работают с на- глядными посо- биями. Отвечают на вопросы, под руководством пе- дагога формули- руют правило | Фрон- тальная, индиви- дуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, само- стоятельно находят ее. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; | Вопро-сы для уточ- нения инфор- мации, письменные работы |
6. Рефлек-сия учебной деятель-ности | Заключительная беседа по вопросам | - Вот и закончилось сегодняшнее путешествие по миру литературы. Ребята, вы молодцы! Действительно, никто из вас домой не пойдёт с «хвостом», и память у вас отличная. А теперь, продолжите предложения: - Сегодня я вспомнил, что… как… о том… - Теперь я умею… смогу… - Настроение у меня... - Непонятным осталось… - Обсудим, что осталось непонятным? - Сегодня за работу на уроке я могу себе поставить…
Нарисуйте на оборотной стороне карточки смайлик вашего настроения, полученного на уроке.
ДОМАШНЯЯ РАБОТА выучить стихотворение «Няне» наизусть | Оценивают свои знания, отвечают на вопросы. Задают вопросы для уточнения информации | Фрон- тальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания. |
|