Олимпиадные задания по русскому языку (октябрь, 2016).
олимпиадные задания по русскому языку на тему
Структура вариантов заданий олимпиады в известной мере соотносится с муниципальным и региональным этапами Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Задания отражают следующие разделы языкознания: фонетика, орфоэпия, морфемика, словообразование, лексикология, морфология, синтаксис. Варианты состоят из 9 вопросов. Расположение заданий в рамках письменного тура определяется необходимостью смены форм умственной деятельности, переключения внимания и степенью сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnye_zadaniya_dlya_5-11_klassov_po_russkomu_yazyku.docx | 379.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Задания рассчитаны на 2 часа
5-6 классы
- Расставьте ударение в словах.
Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, шарфы, красивее.
- Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Запишите полученное слово и
составьте 3 словосочетания с антонимами к нему.
- Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить значения этих слов. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?
Полки, окуни, пряди.
- Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.
- Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Сева.
- Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
- Замените заимствованные слова русскими.
Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.
- Вставьте пропущенные буквы.
..гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.
- Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:
парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца?
Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением (70-100 слов).
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Задания рассчитаны на 2,5 часа
7 класс
Задание 1
Определите, сколько раз согласные звуки, имеющиеся в слове день, встречаются в следующем тексте.
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И «Яблочко»-песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая —
Степной малахит.
М. Светлов
Задание 2
Как называются жители Томска, Тулы, Горького, Омска, Одессы, Баку, Курска, Парижа, Кубы, Перу?
Задание 3
К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.
Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.
Задание 4
Мы говорим: «Дом сгорел дотла». Что такое тло?
Задание 5
Каким частям речи свойственны окончания:
А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;
Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;
В) -ем, -ете, -ут?
Задание 6
Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.
Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.
Задание 7
«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. ... то дурному утеха... Привычка…
Задание 8
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
Есть в истори… нашей страны одна праз…ничная дата о к…торой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истори… и культуры. Это праз…ник П(п)обеды – 9 М(м)ая.
Хр…нить праз…ник – значит сохранять в душе то чу…ство ед…нения в к…тором спл…лись гордость за О(о)течество гореч… непомерных утрат радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее любовь к людям вера в добро. Праз…ник П(п)обеды это праз…ник жизни победивш…й смерть. И в этом его великий смысл.
Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью П(п)обеды. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз...ника старшим – в…теранам служившим во благо О(о)тчизны.
Задание 9
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что может рассказать суффикс о слове?» (70-100 слов)
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Задания рассчитаны на 2,5 часа
8 класс
Задание 1.
Расставьте ударение в словах.
Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение, феномен.
Задание 2.
Ниже зашифрована довольно известная фраза. Расшифруйте её. Объясните закономерности, которые помогают расшифровать эту фразу.
Шыр-пир ю пяпюжкы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг.
Задание 3.
Определите падеж имён существительных в следующих предложениях:
По улицам слона водили. Цыплят по осени считают. Ель заслоняет клён. Музей посетили экскурсанты. Аквариум – искусственный водоём или резервуар для содержания рыб, водных животных и растений.
Задание 4.
Даны пары наречий-антонимов:
(в)шутку – (в)серьёз, (не)спеша – (в)торопях, (в)начале – (на)последок, (на)перерез – (в)догонку, (на)яву – (во)сне, (в)слух – (про)себя, (в)доволь – (в)обрез.
В скольких парах оба наречия пишутся слитно? Укажите их. Спишите наречия-антонимы, раскрыв скобки.
Задание 5.
Образуйте, по возможности, формы повелительного наклонения от следующих глаголов: петь, пить, поить, вить, веять, мыть, рыть, крыть, кроить, жечь, лечь, ехать, видеть.
Задание 6.
Подберите синонимы к словам, выделенным в тексте:
«Ну ты, – прибавил он громко, обращаясь к правой пристяжной, – я тебя знаю, потворница этакая! Любишь себе ПОТВОРСТВОВАТЬ, небось... (И он ударил её кнутом.) Совсем ОТЛУКАВИЛАСЬ лошадь, а ведь какой прежде СОГЛАСНЫЙ был ЖИВОТ...». (И.С. Тургенев. Записки охотника)
Задание 7.
Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали необособленными:
1) Стиснув зубы, они продолжали работать.
2) Низко опустив голову, она вышла из комнаты.
3) Ребята слушали, широко раскрыв глаза.
4) Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.
Задание 8.
Прочитайте отрывок из стихотворения С. Сергеева-Ценского «Наш язык». Какова основная мысль текста? Найдите индивидуально-авторское слово. Как называются такие слова? Дайте современное толкование слов вещее, святотатцы.
И слово вещее мы ценим,
И слово русское мы чтим,
И силе слова не изменим,
И святотатцев заклеймим, –
Тех, кто стереть готовы грани
Всех слов родного языка,
Всех самоцветов, цветотканей,
До нас дошедших сквозь века…
Задание 9.
Напишите сочинение-рассуждение на одну из данных тем (не менее 70 слов)
1) «Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир» (М. Кронгауз)
2) «Умейте читать с интересом и не торопясь» (Д. Лихачев)
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Задания рассчитаны на 3 часа
9 класс
Задание 1
Какие звуки может обозначать буква «И»? Перечислите условия, в которых данная буква обозначает эти звуки. Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
Задание 2
В современной психиатрии часто используется термин «фобия», обозначающий иррациональный неконтролируемый страх или устойчивые проявления различных страхов. Слово «фобия» имеет греческое происхождение (греч. Φόβος — «страх»). Названия многих навязчивых страхов образуются путем сложения латинских или греческих слов. Например, аквафобия (от лат. aqua — вода и греч. φόβος — страх) — страх воды, плавания.
Прочитайте данные ниже названия фобий. Определите боязнь, что они обозначают.
- Астрофобия -
- Библиофобия -
- Гелиофобия -
- Графофобия -
- Монофобия -
- Неофобия -
- Ксенофобия -
- Теофобия -
- Токсикофобия -
- Хронофобия –
Задание 3
В книге Льва Васильевича Успенского «Слово о словах» есть рассказ о говорах, окружающих Великие Луки, где на вопрос: «Вань, а ваши где?» – можно было услышать:
– Да батька уже помешался, так ён на будворице орет, а матка, тая шум с избы паше…
Сопоставьте этот пример с пословицами Песни играть – не поле орать. Дураков не орут, не сеют, они сами родятся.
Каково значение слова «орать» в русских говорах?
Попытайтесь сами перевести ответ Вани на современный литературный язык, используя данные ниже подсказки.
В псковских говорах слово будворица – ободворица означает «приусадебный участок», «огород»; шум – «мусор»; помешаться – «пахать поле по второму разу».
Задание 4
Какие из следующих слов можно отнести более чем к одной части речи? Укажите эти части речи. Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
Простой, рассердит, сердит, подвиг, смог.
Задание 5
Что означает выражение втирать очки? Объясните, как оно возникло в языке.
Задание 6
Объясните различия в написании данных слов:
1) выпишите –
выпишете –
2) ожог –
ожег –
3) навстречу –
на встречу –
4) насчет –
на счет –
Задание 7
Каково лексическое значение данных ниже слов? Укажите род этих существительных, образуйте и запишите форму именительного падежа множественного числа.
Городище -
Пожарище -
Топорище -
Задание 8
Выделите грамматические основы в приведенных ниже предложениях. Определите, являются ли эти предложения простыми или сложными. Охарактеризуйте каждую часть сложного предложения как двусоставную или односоставную и определите тип односоставного:
Письмо отправлено на прошлой неделе, это можно легко проверить по штампу на конверте.
Мальчику задали легкий вопрос, но он так растерялся, что не смог на него ответить.
Задание 9
Напишите сочинение-рассуждение (100-150 слов), раскрывая смысл высказывания К.А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но прежде всего – требованием смысла». В сочинении используйте 2-3 лингвистических термина.
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Задания рассчитаны на 3 часа
10 класс
1. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа Варлама Шаламова «Шоковая терапия». Письменно объясните значение слова «крупорушка». Укажите, каким способом образовано данное слово, бывшее в активном употреблении ещё шестьдесят лет тому назад, в эпоху Никиты Хрущёва.
Еще в то благодатное время, когда Мерзляков работал конюхом и в самодельной крупорушке – большой консервной банке с пробитым дном на манер сита – можно было приготовить из овса, полученного для лошадей, крупу для людей, варить кашу и этим горьким горячим месивом заглушать, утишать голод, еще тогда он думал над одним простым вопросом. Крупные обозные материковские кони получали ежедневно порцию казенного овса, вдвое большую, чем приземистые и косматые якутские лошаденки, хотя те и другие возили одинаково мало.
2.В чешском языке, который, как известно, является славянским, фраза «Очи к долу» в переводе на русский обозначает выражение: «Опустить глаза вниз». Объясните, какое общее древнее значение «роднит» следующие слова: дол, долина, Подолье (историческая область на Украине).
3. Расставьте ударение в словах:
Включат, диспансер, завидно, танцовщица, апостроф, иконопись, некролог, обеспечение, духовник, осведомишься.
4. От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».
1) Архангельск -
2) Одесса -
3) Кострома -
4) Киев -
5) Курск-
6) Пермь-
7) Рим –
8) Баку -
5. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела.
лоб |
|
ланита | |
глаза |
|
рот, губы | |
выя | |
грудь |
|
тело |
|
| рамена |
правая рука |
|
шуйца | |
| длань |
палец |
|
6. Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова:
Наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.
7. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.
1. Он тебе и копейки не даст.
2. А, попался! – воскликнул он.
3. Друг уехал, я ж остался.
4. Я уже год живу у родителей.
Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры.
8. Составьте сложноподчинённые предложения, в которых союзное слово «что» присоединяет разные типы придаточных частей.
9. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания учёного
Л. Т. Григорян: «В бессоюзном сложном предложении разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера-аргумента. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Если в сочинении насчитывается менее 70 слов, то оно оценивается нулём баллов.
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Задания рассчитаны на 3 часа
11 класс
1. Вспомните и запишите известные вам высказывания о русском языке (2 высказывания). Укажите авторов.
2. В какую историческую эпоху появилась в русском языке поговорка «Я – последняя буква алфавита»? Аргументируйте свой ответ.
3. Какие современные слова образованы от устаревших слов туга (печаль), коло (круг), тук (жир), сорок (мешок), позор (зрелище)?
4. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.
А) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного…..
Б) Не только женщины, желающие освободиться от ограничений, зависимости и добиться равных прав, добиваются….
В) Литературное, музыкальное и иное творческое воровство - …
Г) Постепенное, но неуклонное ухудшение, разрушение - ….
Д) Частые, непоследовательные изменения расписания уроков или ещё чего-нибудь мы воспринимаем ….
Е) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют….
Ж) Порочить кого-нибудь, выставлять в неблаговидном свете - значит….
Д…в…львация, с…б….рит, д…гр…дация, р…….б….л….тация, к…мпр….м…тировать, пр….ор….тет, л….т…ргический, пл…г…ат, л…в…лас, п…н….гирик, с…п…р…тист, …м….нс…пация, ч…х…рда, экв….в…лент.
5. Как (слитно, раздельно, через дефис) пишутся приведенные ниже слова? Запишите правильный вариант.
(К)наружи, (за)панибрата, (с)бухты(барахты), (на)показ, (на)рожон, (на)лету, (по)наслышке, (по)полуночи, (на)пропалую, (в)разрез.
6. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
1) не стоит и пуговицы;
2)убить двух птиц одним камнем;
3)на другой стороне холма и трава зеленее;
4)по самые локти;
5)что для одного – мясо, то для другого – яд;
6)просто, как упасть с бревна.
7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения:
наградить, висок, ветчина, обед.
8. К каким частям речи относятся и какую синтаксическую функцию выполняют выделенные слова в следующих предложениях?
- Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки. (М.Ю.Лермонтов)
- Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять-то. (А.Н.Островский)
- «Тьфу, пропасть! – говорят они. – И тот дурак, кто слушает людских всех врак». (И.А.Крылов)
9. Внимательно прочитайте предложение:
Характеристике персонажа у Гоголя не только служат портрет и речь героя, но и мельчайшие детали обстановки его дома.
Определите тип ошибки, запишите предложение в исправленном виде.
10. Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные в цитате, и дайте им определение.
Приутихло, приуныло море синее,
Приутихли, приуныли реки быстрые,
Приутихли, приуныли облака ходячие, -
Благоверная царица преставлялася…
(Из русской народной песни)
11. Прочитайте старославянский текст и запишите его на современном русском языке
12.Объясните, как вы понимаете высказывание выдающегося русского лингвиста И. Срезневского: «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа».
Напишите сочинение-рассуждение, приводя в качестве примеров этимологию известных Вам слов. (150-200 слов)
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Ключи
5-6 классы
(60 баллов)
- КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, шАрфы, красИвее.
(9 баллов: за каждое слово 1 балл)
- Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно жить.
(1 балл + за каждое словосочетание 1 балл=4 балла)
- Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.
6 баллов (по 1 баллу за каждое словосочетание) + 1 балл за объяснение
- Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж. р.), красивый тюль (м. р.), детский шампунь (м. р.), чёрный рояль (м. р.).
(5 баллов)
- Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод.
(5 баллов)
- Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой.
(3 балла за объяснение + 2 балла за верный разбор = всего 5 балов)
Если в разборе присутствуют ошибки, участник получает 0 баллов за разбор.
- Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа.
(5 баллов)
- Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.
(7 баллов)
- Проще пареной репы. (1 балл) + 12 баллов за сочинение = 13 баллов
Критерии оценивания сочинения
Критерии оценки | Баллы | |
К1 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
| 0 | |
К2 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки. | 2 | |
Допущены 2–3 ошибки | 1 | |
Допущены 4 ошибки и более. | 0 | |
К3 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки. | 2 | |
Допущены 2–4 ошибки. | 1 | |
Допущены 5 ошибок и более. | 0 | |
К4 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. | 2 | |
Допущены 2 ошибки. | 1 | |
Допущены 3 ошибки и более. | 0 | |
К5 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. | 2 | |
Допущены 3–4 ошибки. | 1 | |
Допущены 5 ошибок и более. | 0 | |
К6 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала нет | 2 | |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. | 1 | |
Допущены 2 (и более) ошибки в изложении материала или в употреблении терминов. | 0 | |
Максимальное количество баллов | 12 |
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Ключи
7 класс
(57 баллов)
Задание 1
По 0,5 балла за правильный ответ, всего 2 балла
Ответ: [д,эн,]: [д,] – 1 раз; [н,] – 3 раза.
Задание 2
Томичи, туляки, горьковчане, омичи, одесситы, бакинцы, куряне, парижане, кубинцы, перуанцы.
За каждое правильно образованное слово – 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Задание 3
Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.
По 1 баллу за правильный ответ, всего 11 баллов
Задание 4
Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло - основание. Сгореть дотла – сгореть до основания (5 баллов).
Задание 5
За каждый правильный и полный ответ по 1 баллу (всего 3 балла); за неполный ответ по 0,5 балла.
А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе, причастиям; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе 1 спряжения.
Задание 6
По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов
Себе – возвратное
Какого-нибудь – неопределённое
Который – относительное
Несколько – неопределённое
Он – личное
Некоторые – неопределённое
Те – указательное
Иные – определительное
Сам – определительное
Эти – указательное
Задание 7
По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов.
Коня узнают по зубам, человека - по речам.
Конь играет удилами, болтун - языком.
Плохой человек славится озорством, хороший - умом.
Привычка - вторая натура.
Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.
Задание 8
Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.
Хранить праздник – значит сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, вера в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий смысл.
Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.
Максимальный балл – 5. Проверяется по нормам оценки диктанта.
Задание 9
Критерии для оценивания сочинения-рассуждения
16 баллов (сочинение должно содержать не менее 70 слов)
А) орфографическая и пунктуационная грамотность
- нет ошибок / есть одна негрубая пунктуационная -5 баллов
- 1 орфографическая, 2 пунктуационные – 4 балла
- 2 орфографических, 2 пунктуационных – 3 балла
- более двух орфографических и трех пунктуационных – 0 баллов
Б) наличие /отсутствие грамматических и речевых ошибок
- нет ошибок / есть 1 речевая или 1 грамматическая – 3 балла
-2 ошибки – 2 балла
- 3 ошибки – 1 балл
- более трех ошибок – 0 баллов
В) наличие примеров-аргументов
- сформулированы тезис и 2 примера-аргумента – 4 балла
- сформулированы тезис и 1 пример-аргумент – 3 балла
- тезис не сформулирован, приведены 2 примера-аргумента – 2 балла
- во всех остальных случаях – 0 баллов
Г) композиционная стройность и смысловая цельность сочинения
- отсутствие логических ошибок, последовательность изложения не нарушена, нет нарушений абзацного членения – 3 балла
- последовательность изложения не нарушена, 1 логическая ошибка, 1 нарушение абзацного членения – 2 балла
- 2 логические ошибки, 2 случая нарушения абзацного членения – 1 балл
- более двух логических ошибок и двух нарушений абзацного членения – 0 баллов
Д) фактологическая точность
- отсутствуют ошибки в фоновом материале – 1
- 1 и более ошибок в фоновом материале - 0
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Ключи
8 класс
(58 баллов)
Задание 1.
Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение, феномен.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово. Максимальное количество – 5 баллов
Задание 2.
В зашифрованной фразе звонкие согласные стоят на месте глухих, а глухие – на месте звонких; сонорные р, м заменяют другие сонорные – соответственно л, н ; гласные буквы а, о, у, ы заменены на я, ё, ю, и ( и наоборот). Если эти закономерности уловить, то фраза-абракадабра легко расшифровывается: Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.
Оценка: 3 б. за фразу + 2 б. за объяснение. Максимальное количество – 5 баллов
Задание 3.
Определите падеж имён существительных в следующих предложениях:
По улицам (Д) слона (В) водили. Цыплят (В) по осени (Д) считают. Ель (И) заслоняет клён (В). Музей (В) посетили экскурсанты (И). Аквариум (И) – искусственный водоём (И) или резервуар (И) для содержания (Р) рыб (Р), водных животных (Р) и растений (Р).
Оценка: по 0,5 балла за каждый правильный падеж. Максимальное количество – 7,5 баллов
Задание 4. Эти наречия пишутся следующим образом: в шутку – всерьёз, не спеша – второпях, вначале – напоследок, наперерез – вдогонку, наяву – во сне, вслух – про себя, вдоволь – в обрез. Таким образом, оба слова пишутся слитно в двух парах: вначале – напоследок, наперерез – вдогонку.
Оценка: 2 б. – за указание количества, по 0,5 балла – за каждую правильно указанную пару (раскрытые скобки). Максимальное количество – 5,5 баллов
Задание 5.
Пой, пей, пои, вей, вей, мой, рой, крой, крои, жги, ляг, поезжай.
Оценка: по 0,5 балла за каждую форму. Максимальное количество – 6 баллов
Задание 6.
Потворствовать: потакать, попустительствовать, давать поблажку. Отлукавиться: хитрить, лениться, отлынивать. Согласный: послушный. Живот: животное.
Оценка: по 1 баллу за синоним. Максимальное количество – 8 баллов
Задание 7.
1) Со стиснутыми зубами... 2) С низко опущенной головой... 3) С широко раскрытыми глазами... 4) С твердым намерением... .
Оценка. За каждое правильно записанное предложение - 1 балл, максимально – 4 балла.
Задание 8.
Основная мысль текста (1 б). Индивидуально-авторское слово – цветотканей (1 б.), такие слова называются окказионализмами (1 б.).
Вещее – пророческое (1 б); святотатцы – люди, совершившие поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого (1 б.)
Максимальное количество – 5 баллов.
Задание 9.
Критерии для оценивания сочинения-рассуждения - 12 баллов
(сочинение должно содержать не менее 70 слов).
А) | Орфографическая и пунктуационная грамотность: - нет ошибок / есть одна негрубая пунктуационная - 3 балла - 1 орфографическая и 2 пунктуационные – 2 балла - 2 орфографических и 3 пунктуационные– 1 балл - более двух орфографических и трех пунктуационных – 0 баллов | |
Б) | Наличие /отсутствие грамматических и речевых ошибок: - 1 речевая и 1 грамматическая – 3 балла - 2 речевых и 3 грамматические – 2 балла - 4 речевых 5 грамматических – 1 балл - более четырех речевых и пяти грамматических – 0 баллов | |
В) | Наличие примеров-аргументов: - сформулированы тезис и 2 примера-аргумента – 3 балла - сформулированы тезис и 1 пример-аргумент – 2 балла - тезис не сформулирован, приведен 1 пример-аргумент – 1 балл - тезис и аргументы не сформулированы – 0 баллов | |
Г) | Композиционная стройность и смысловая цельность сочинения: - отсутствие логических ошибок, последовательность изложения не нарушена, нет нарушений абзацного членения – 3 балла - последовательность изложения не нарушена, 1 логическая ошибка, 1 нарушение абзацного членения – 2 балла - 2 логические ошибки, 2 случая нарушения абзацного членения – 1 балл - более двух логических ошибок и двух нарушений абзацного членения – 0 баллов | |
Итого: | 12 баллов |
Максимальное количество баллов за работу – 58.
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Ключи
9 класс
(80 баллов)
Задание 1
Буква «И» может обозначать:
а) гласный звук [и] в абсолютном начале слова, в позиции после гласного, после всегда мягкого согласного (игла, аист, читать);
б) гласный звук [и] и мягкость предшествующего парного по твердости/мягкости согласного звука в позиции после согласного (кино);
в) гласный звук [ы] в позиции после всегда твердого согласного (цирк);
г) звук [j] и гласный звук [и] в позиции после «ь» (после «мягкого знака») (лисьи).
За каждый правильно названный звук и приведенный пример по 1 баллу. Максимум - 8 баллов.
Задание 2
1. Боязнь звезд, звездного неба
2. Боязнь книг
3. Боязнь солнечного света
4. Боязнь писать, брать в руки письменные принадлежности
5. Боязнь одиночества
6. Боязнь нового
7. Боязнь иностранцев
8. Боязнь Бога
9. Боязнь отравления
10. Боязнь времени
За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум за задание - 10 баллов.
Задание 3
В русских говорах глагол «орать» употребляется для обозначения процесса возделывания земли.
Примерный перевод: Отец закончил вторую вспашку поля и теперь пашет огород, а мать, та выметает мусор из избы.
За правильное значение слова – 2 балла. За перевод без ошибок - 4 балла. При наличии отдельных ошибок в переводе количество баллов может быть уменьшено. Максимум - 6 баллов.
Задание 4
Простой – прилагательное (Простой мотив) и существительное (Простой машины).
Сердит – краткое прилагательное (Он на меня сердит) и глагол 3-го л. ед. числа наст. времени (Дочка часто сердит мать своим непослушанием).
Подвиг – существительное и глагол м.р. ед. ч. прош. времени (Этот пример подвиг его на новые свершения).
Смог – глагол и существительное (Над городом навис смог).
Рассердит – только глагол.
За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимум - 4 балла.
Задание 5
Втирать очки. Намеренно искажать что-либо с целью обмануть, получив для себя выгоду. Фразеологический словарь русского литературного языка/ А. И. Фёдоров. — 3-е изд., испр. — М.: Астрель: АСТ, 2008. — 878 с.
Выражение восходит к жаргону шулеров-картежников начала XIX в., имевших порошковые карты. При помощи особого клейкого состава они наносили на карты дополнительные очки из порошка красного или черного цвета. При необходимости эти очки незаметно стирались. Так шулеры незаметно «втирали очки» - превращали семерку в шестерку или четверку в пятерку. Понятно, что «втирать очки» стало означать «обжуливать», «обманывать».
За правильное значение фразеологизма – 2 балла. За объяснение происхождения фразеологизма – 6 баллов. Максимум - 8 баллов.
Задание 6
1) выпишите – глагол 1 спр., употреблен в повелительном наклонении. И – суффикс.
выпишете – глагол 1 спр., в форме 2 л., мн.ч. ЕТЕ – окончание.
2) ожог – существительное
ожёг – глагол
3) навстречу – наречие (= во встречном направлении) или предлог (= в направлении к)
на встречу – существительное с предлогом
4) насчет – производный предлог (= о)
на счет – существительное с предлогом
Необходимо объяснить написание двух слов в паре. Если дается ошибочное объяснение написания хотя бы одного слова в паре, то весь ответ не засчитывается.
За каждый правильный ответ -1 балл. Максимум - 4 балла.
Задание 7
Городище (большой город) – м. р., городищи; городище (древнее поселение) – с. р., городища.
Пожарище (большой пожар) – м. р., пожарищи; пожарище (место, где произошел пожар; остатки чего-л. сгоревшего) – с. р., пожарища.
Топорище (большой топор) – м. р., топорищи; топорище (рукоятка топора) – с. р., топорища.
В форме именительного падежа множественного числа такие слова женского и мужского рода имеют окончание -и, а среднего -а. Таким образом, во множественном числе дифференцируются омонимичные формы именительного падежа единственного числа существительных мужского и среднего рода. Ср.: топорище – топорищи (большие топоры) – топорища (рукоятки топоров); городище – городищи (большие города) – городища (древние поселения).
За каждое правильное определение лексического значения и указание рода по 1 баллу, безошибочное написание формы именительного падежа множественного числа по 1 баллу для каждого слова. Максимум - 18 баллов.
Задание 8
Письмо отправлено на прошлой неделе (двусоставн.), это можно легко проверить по штампу на конверте (односоставн. безличн.).
Мальчику задали легкий вопрос (односоставн. неопределенно-личн.), но он так растерялся (двусоставн.), что не смог на него ответить (двусоставн. неполн., не выражено подлежащее).
За каждую правильно выделенную грамматическую основу и за каждую правильную характеристику части – по 1 баллу. Максимум – 10 баллов.
Задание 9
Критерии оценки | ||
К1 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
К2 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки. | 2 | |
Допущены 2–3 ошибки | 1 | |
Допущены 4 ошибки и более. | 0 | |
К3 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки. | 2 | |
Допущены 2–4 ошибки. | 1 | |
Допущены 5 ошибок и более. | 0 | |
К4 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. | 2 | |
Допущены 2 ошибки. | 1 | |
Допущены 3 ошибки и более | 0 | |
К5 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. | 2 | |
Допущены 3–4 ошибки. | 1 | |
Допущены 5 ошибок и более. | 0 | |
К6 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала нет, верно используются лингвистические термины (2-3) | 2 | |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов | 1 | |
Допущены 2 (и более) ошибки в изложении материала или в употреблении терминов; лингвистические термины отсутствуют | 0 | |
Максимальное количество баллов | 12 |
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Ключи
10 класс
(69 баллов)
1. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа Варлама Шаламова «Шоковая терапия». Письменно объясните значение слова «крупорушка». Укажите, каким способом образовано данное слово, бывшее в активном употреблении ещё шестьдесят лет тому назад, в эпоху Никиты Хрущёва.
Еще в то благодатное время, когда Мерзляков работал конюхом и в самодельной крупорушке – большой консервной банке с пробитым дном на манер сита – можно было приготовить из овса, полученного для лошадей, крупу для людей, варить кашу и этим горьким горячим месивом заглушать, утишать голод, еще тогда он думал над одним простым вопросом. Крупные обозные материковские кони получали ежедневно порцию казенного овса, вдвое большую, чем приземистые и косматые якутские лошаденки, хотя те и другие возили одинаково мало.
Возможные ответы.
- Крупорушка – самодельное приспособление в виде полого барабана, в котором с помощью быстрого вращения перемалывали зерно, превращая его в крупу. В условиях продуктового дефицита и системы карточек советские люди «наловчились» делать крупу сами. Буквально «рушить крупу».
(3 балла за подробное объяснение значения).
- Слово образовано путём сложения двух основ с суффиксацией (2 балла).
Всего 5 баллов.
2.В чешском языке, который, как известно, является славянским, фраза «Очи к долу» в переводе на русский обозначает выражение: «Опустить глаза вниз». Объясните, какое общее древнее значение «роднит» следующие слова: дол, долина, Подолье (историческая область на Украине).
Возможные ответы.
Дол (общеславянское слово) – это низина, низко расположенное равнинное место. (1 балл) Долина, Подолье – район низменностей. (1 балл).
Всего 2 балла.
3. Расставьте ударение в словах:
ВключАт, диспансЕр, завИдно, танцОвщица, апострОф, Иконопись, некролОг, обеспЕчение, духовнИк, освЕдомишься.
По 0,5 балла за верный ответ.
Всего – 5 баллов.
4. От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».
архангелогородцы, -ец, -ка
одесситы, -ит, -ка
костромичи, -ич, -ка
киевляне, -ин, -ка
куряне, -ин, -ка
пермяки, -як, -ячка
римляне, -ин, -ка
бакинцы, -ец, -ка
По 1баллу за каждое верно образованное слово.
Всего – 8 баллов
5. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела.
лоб | чело |
щека | ланита |
глаза | очи |
рот, губы | уста |
шея | выя |
грудь | перси |
тело | плоть |
плечи | рамена |
правая рука | десница |
левая рука | шуйца |
ладонь | длань |
палец | перст |
По 1 баллу за каждое верно образованное слово.
Всего – 12 баллов
6. Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова:
Наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.
Ответы: пойти на лад, вогнать в гроб, скалить зубы, переливать из пустого в порожнее, смотать удочки, собаку съесть, оставить в дураках, белены объелся.
По 1 баллу за каждый верно написанный фразеологизм.
Всего – 8 баллов
7. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.
1. Он тебе и копейки не даст.
2. А, попался! – воскликнул он.
3. Друг уехал, я ж остался.
4. Я уже год живу у родителей.
Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры.
Возможный ответ: 1. И – частица, А – междометие, Ж – противительный союз, У – предлог.
2. Могут быть и другими частями речи: И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!); А – противительный союз (Солнце светит, а не греет), частица (Пойдем гулять, а?); Ж– частица (Я ж тебе говорил); У – междометие (У, безобразники!).
За определение части речи – по 0,5 балла за слово (2 балла); за указание на то, какими частями речи могут быть в других контекстах, – по 0,5 балла за каждую часть речи (до 3 баллов). За примеры – по 0,5 балла (до 3 баллов)
Всего - 8 баллов.
8. Составьте сложноподчинённые предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.
Возможный ответ:
Дом, что стоит на горе, принадлежит леснику: придаточная часть определительная.
Цени то, что даётся судьбой: придаточная часть местоименно-определительная. Посоветуй, что мне почитать: придаточная часть изъяснительная.
У него ничего не получалось, что бы он ни предпринимал: придаточная часть обстоятельственная уступительная (уступки).
За каждое правильно составленное предложение – по 1 баллу. За определение вида каждой придаточной части – по 1 баллу.
Всего - 8 баллов.
9. Если в сочинении насчитывается менее 70 слов, то оно оценивается нулём баллов.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Критерии | Баллы
|
С1. К1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
|
|
Обучающийся привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. | 2 |
Обучающийся привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса. | 1 |
Обучающийся привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан. | 0 |
С1. К2. Наличие примеров-аргументов
|
|
Обучающийся привёл 2 примера-аргумента, иллюстрирующих языковое явление. | 2 |
Обучающийся привёл 1 пример-аргумент, иллюстрирующий языковое явление. | 1 |
Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис. | 0 |
С1. К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
|
|
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
| 2 |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
| 1 |
В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
| 0 |
С1. К4. Композиционная стройность |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
| 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста | 1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4
| 8 |
Оценка грамотности
ГК1 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 орфографическая ошибка.
ГК2 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 пунктуационная ошибка.
ГК3 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет или допущена 1 грамматическая ошибка.
ГК4 1 балл ставится, если речевых ошибок нет или допущена 1 речевая ошибка.
ФК1 1 балл ставится, если фактических ошибок нет.
Максимальное количество баллов по критериям грамотности 5 баллов
Всего за сочинение – 13 баллов.
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2016-2017 учебный год
Русский язык
Ключи
11 класс
(87 баллов)
- За каждое высказывание 1 балл, за правильно названного автора
1 балл. Всего – 4 балла
2. За правильный ответ 2 балла.
Правильный ответ:
Эта поговорка не могла появиться до 1918 года, так как последней буквой до реформы орфографии была ижица.
3. Тужить, колесо, тучный, сорочка, позорный
За каждый правильный ответ – по 1 баллу, максимально – 5 баллов.
4.За каждый правильный ответ 1 балл. За грамотное написание слов 1 балл. Всего – 14 баллов.
Правильный ответ:
А) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного сибарит.
Б) Не только женщины, желающие освободиться от ограничений, зависимости и добиться равных прав, добиваются эмансипации.
В) Литературное, музыкальное и иное творческое воровство - плагиат.
Г) Постепенное, но неуклонное ухудшение, разрушение - деградация.
Д) Частые, непоследовательные изменения расписания уроков или ещё чего-нибудь мы воспринимаем как чехарду.
Е) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют девальвацией.
Ж) Порочить кого-нибудь, выставлять в неблаговидном свете - значит компрометировать.
5.
Кнаружи, запанибрата, с бухты-барахты, напоказ, на рожон, на лету, понаслышке, пополуночи, напропалую, вразрез.
За правильно записанное слово -0,5 балла, максимально – 5 баллов.
6.За каждый правильный ответ 1 балл. Всего – 6 баллов.
Не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит.
Убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев.
На другой стороне холма и трава зеленее – там хорошо, где нас нет.
По самые локти – по горло.
Что для одного – мясо, то для другого – яд – что русскому хорошо, то немцу смерть.
Просто, как упасть с бревна – как дважды два.
7.
Современное | Историческое членение |
Наград-и-ть | На-град-и-ть (от град – «город») |
Висок | Вис-ок (от висеть) |
Ветчин-а | Ветч-ин-а (от ветхий) |
Обед | Об-ед (от еда) |
По 1 баллу за каждую правильно разделенную на морфемы основу слова, всего – 8 баллов.
8.
- – имя существительное в роли подлежащего;
- – наречие в роли обстоятельства;
- – междометие, не является членом предложения.
По 0,5 балла за каждую позицию, максимально - 3 балла.
9. Нарушен порядок слов. Первая часть двойного союза должна ставиться непосредственно перед тем однородным членом, к которому относится, в данном случае – перед подлежащим.
Характеристике персонажа у Гоголя служат не только портрет и речь героя, но и мельчайшие детали обстановки его дома.
Назван тип ошибки – 1 балл;
Дано объяснение – 1 балл;
Записано предложение в исправленном виде – 1 балл. Максимально – 3 балла.
10.
Анафора, синтаксический параллелизм, инверсия, эпитет, олицетворение.
За правильный ответ – 5 баллов, за каждое определение – по одному баллу. Максимально – 10 баллов
11. Ответ
Иисус взглянул на него, полюбил его и сказал ему: «Одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест».
Он же, смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение.
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»
За правильный перевод - 10 баллов, за перевод, выполненный неточно, – 5 баллов, за понимание отдельных слов – 1 балл.
12.Оценка.
№ | Критерии оценки содержания и речевого оформления работы | Баллы | |
1 | Глубина и самостоятельность в раскрытии темы | ||
Учащийся понимает проблему, поставленную в теме творческой работы, объясняет ее смысл, аргументирует свою позицию и демонстрирует при этом самостоятельность суждений. Учащийся владеет фактическим материалом и умеет применять его при создании текста. В работе нет фактических недочетов, искажающих смысл текста | 2 | ||
Учащийся понимает проблему, поставленную в теме творческой работы, но объясняет ее смысл схематично, поверхностно. Учащийся владеет материалом, но он не всегда уместно применяется при создании текста. В работе есть 1-2 фактических недочета, не искажающих логику рассуждений. Тема работы раскрывается верно, но упрощенно | 1 | ||
Учащийся не понимает проблемы, поставленной в теме творческой работы, объясняет ее смысл крайне упрощенно или не объясняет совсем. Суждения учащегося по предложенной теме поверхностны, несамостоятельны. В работе есть более 2 фактических недочетов, мешающих пониманию сказанного | 0 | ||
2 | Аргументация собственного мнения | ||
Учащийся объективно аргументирует собственное мнение, приводит разнообразные примеры, устанавливая этимологические связи | 2 | ||
Учащийся пытается аргументировать собственное мнение, приводит примеры, не устанавливая этимологические связи | 1 | ||
Учащийся не аргументирует собственное мнение, не приводит примеров, не устанавливает этимологических связей | 0 | ||
3 | Последовательность, логичность и композиционная стройность работы | ||
Части сочинения логически связаны, нет нарушений последовательности, основная мысль доказывается последовательно и логично | 2 | ||
Части работы связаны между собой, но мысли повторяются, нарушается логика суждений, есть отступления от выбранного жанра и стиля работы | 1 | ||
Связи между частями и внутри частей нарушены или отсутствуют, в работе много повторов, отступлений от выбранной логики высказывания, главная мысль сочинения не развивается | 0 | ||
4 | Оправданная образность языка и оригинальность стиля | ||
Учащийся владеет разнообразной лексикой, использует разнообразные синтаксические конструкции. Лексика и синтаксис сочинения соответствуют избранному жанру и стилю изложения. Язык работы яркий, образный и демонстрирует эстетический вкус автора работы. Учащийся не затрудняется при использовании специальной лексики и сложных синтаксических конструкций. Стиль работы демонстрирует оправданную оригинальность авторского подхода к раскрытию темы | 2 | ||
Лексика и синтаксические конструкции работы недостаточно разнообразны, учащийся в отдельных случаях затрудняется в использовании специальной лексики и некоторых синтаксических конструкций. Образность языка либо недостаточна, либо не показывает эстетического вкуса автора работы | 1 | ||
В работе заметно слабое владение речью, есть случаи неверного употребления общеупотребительной и литературоведческой лексики и синтаксических конструкций, что мешает пониманию смысла работы. Образность языка и оригинальность стиля отсутствуют или применяются неоправданно | 0 | ||
5 | Эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения | ||
Учащийся строит собственный текст в единстве формы и содержания, с художественно-эстетических позиций, бережно относится к авторскому стилю при пересказе и цитировании. Созданное учащимся высказывание строится по законам определенного жанра, его структура соответствует научному, художественному или публицистическому стилю, выявляет личностное отношение к проблеме и демонстрирует соответствующее авторскому замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, отличается стилевым единством и однородностью | 2 | ||
Работа отличается единством формы и содержания, автор бережно и умело пересказывает и цитирует, однако не всегда соблюдает стилевое и жанровое единство собственного высказывания, чувство меры в проявлении эмоциональности стиля, личностное отношение к проблеме выражается нечетко | 1 | ||
В работе не соблюдаются единство формы и содержания, бережное отношение к тексту при пересказе и цитировании, нарушена стилевая и жанровая однородность, эмоциональность стиля отсутствует либо не соответствует содержанию, личностное отношение к проблеме не выявлено | 0 | ||
6 | Соблюдение речевых норм, речевое оформление работы | ||
Мысли в сочинении выражаются ясно и точно, в работе допущено 1—2 речевых недочета | 2 | ||
Мысли в работе не всегда выражаются ясно и точно. В работе допущено до 5 речевых недочетов | 1 | ||
В работе допущено свыше 5 речевых недочетов, мешающих понять смысл высказывания | 0 | ||
Оценка грамотности
ГК1 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 орфографическая ошибка.
ГК2 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 пунктуационная ошибка.
ГК3 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет или допущена 1 грамматическая ошибка.
ГК4 1 балл ставится, если речевых ошибок нет или допущена 1 речевая ошибка.
ФК1 1 балл ставится, если фактических ошибок нет.
Максимальное количество баллов по критериям грамотности 5 баллов
Всего за сочинение – 17 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах
олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс
Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....
олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
олимпиадные задания по русскому языку
Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...
Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...