Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bank_zadaniy_povyshennoy_slozhnosti.docx | 14.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания)
1. Прочитайте строки из Библии. Подумайте, какие известные фразеологизмы появились в результате осмысления эпизодов Библии. Попробуйте дать современное толкование этих фразеологизмов.
а) И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла… И понесет козел на себе все беззакония их…. (Ответ: козел отпущения – так называют человека, которому приходится отвечать за чужие проступки и который вынужден расплачиваться за чужие грехи)
б) Предавший же Его дал им знак, сказав: кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас, подошед к Иисусу, сказал: Радуйся, Равви! И поцеловал Его. (Ответ: Поцелуй Иуды – коварная, лицемерная лесть, предательская ласка, предательство)
в) Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и возложи в ребра Мои; и не будь неверующим, а будь верующим (Ответ: Фома неверующий (неверный) – скептик, человек, сомневающийся в достоверном, очевидном)
2. В книге лингвиста А.И Моисеева «Звуки и буквы, буквы и цифры» читаем: «Группа туристов в Новгороде Великом подошла к памятнику «Тысячелетие России». Один из туристов спросил: «Почему на щите воина в надписи «STO» первая буква нерусская?».
Ответьте на вопрос наблюдательного туриста. (Ответ: SТО – буквенная цифирь. Это не слово сто, а число 6370 в буквенной записи, где S – 6000, Т – 300, О – 70. 6370 – год от сотворения мира (6370-5508= 862). Этот год считается началом русской государственности, когда на Русь был призван Рюрик, первый новгородский князь, положивший начало Рюриковичам.)
3. Определите, от каких слов образованы существительные роща, чаща, пуща, хвощ.
(Ответ: Во всех приведенных словах звук Щ возник в результате чередования с сочетанием СТ (ср. густой – гуща, толстый – толща).
Поэтому можно утверждать, что слово роща образовано от слова рост(роща – это место, где растут деревья); чаща – от частый ( в чаще деревья растут часто); пуща – от пустой (пуща – это необработанное, пустое с точки зрения хозяйственной деятельности человека место); хвощ – от хвост (растение названо так по внешнему сходству с конским хвостом).
4. Вы отправились в Беларусь. Почти в любом населенном пункте вы встретите вывеску ЧАСОПIСЫ. Что она обозначает? Как дословно переводится на русский язык? (Ответ: Писать по часам, по времени, хроники, то есть ежедневные (недельные, месячные) издания: газеты, журналы)
5. Творческое задание с развернутым ответом.
Один из учащихся спросил монаха Соловецкого монастыря: «Почему в предложении «видиши ли небо се коль добро есть видети и коль велико» небо названо «добрым»? «Доброе – значит красивое», - ответил монах. И сам спросил: «Как ты думаешь, какого человека можно назвать доброличьнъ?» Ответьте на вопрос монаха.
(Ответ: Доброличьнъ – красивый лицом, но красота эта подобна истинному добру, то есть Богу. Красота в понимании русского человека прежде всего осознавалась как понятие нравственное, этическое, философское, религиозное, а не только эстетическое)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку"
Авторская программа элективного курса по русскому языку...
Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Данный курс призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельн...
Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...
Банк заданий повышенной сложности 9 класс
Банк заданий повышенной сложности 9 класс...
Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"
Программа включает:пояснительную записку;содержание программытехнологию организации учебного процессаформы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценкитребования к результатам ...