олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 -11 класс

1.Каким звуком при естественном слитном произношении заканчивается выделенное слово в отрывке из стихотворения В.В.Маяковского «Порядочный гражданин»?

Двести дам

(если сотни мало),

грусть сгоню

Навсегда с очей!

Будет жизнь твоя –

Куни-Айланд,

луна-парк

В миллиард свечей.

2.Исправьте грамматические и речевые ошибки в следующих предложениях. Ответ обоснуйте.

1. Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

2.Страна любила и гордилась поэтом.

3.Когда герой опомнился, было уже поздно.

4.Дефилируйте мимо контролеров с гордо поднятой головой, чтобы они вас не заметили.

5.Лодка приближалась все ближе.

6. Это слово вернулось ко мне обратным бумерангом.

7.Таким людям всегда удается объегорить других.

3.В современном русском языке есть слово косноязычный. Объясните его значение, пользуясь следующими церковнославянскими цитатами как подсказками. «Скорый въ помощь и косный въ гнѣвъ»; «Да будетъ всякъ человѣкъ скоръ услышати и косенъ глаголати»; «косный сердцемъ».

4.Объясните этимологию слова Библия.

5.    Что объединяет приведенные ниже выражения? Какое из них является в этом ряду лишним? Объясните свой выбор.

Страна ацтеков, страна викингов, страна восходящего солнца, страна гейзеров, страна детства, страна кедра, страна кенгуру, страна кленового листа, страна пирамид, страна тюльпанов, страна фьордов.

6. Даны слова сербского языка: размета, размирица, разок, распора, раcпусник, расоха, распук. В таблице приведен их перевод на русский язык. Впишите в левую колонку соответствующие сербские слова, а в правую — краткое обоснование вашего выбора.

слово

перевод

краткий комментарий

‘косой’

‘гуляка’

‘вилы’

‘трещина’

‘несогласие’

‘бой’

‘вскрытие’

    7.Одинаково ли синтаксическое устройство приведенных ниже предложений? Дайте мотивированный ответ.

(1) Озеро в лесу.

(2) Пельмени в холодильнике.

8.   Персонажи вашей миниатюры недалекий молодой человек (носитель сленга) и «ученая» девушка, склонная говорить так, как пишут в научных книжках. Как бы выглядело их объяснения в любви? Постарайтесь создать их яркий речевой портрет. Подчеркните слова и выражения, которые вы с этой целью использовали.

.1.Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.

Определите синтаксическую роль выделенных слов.

Гроза ширилась и надвигалась на нас. Неуспели мы огпинутся как туча почьти недвигающяяся козалось, с самого горезонта, не ожидано оказалась перед нами. Вот блистнула огненная нить и густой смешенный лес, через который мы проберались, мгновенно озоряеться зловещем светом кроваво красного пламени. Сразуже, обижено проракатал гром, еще нерешительный но какбудто тревожный и угрожающий и тот час же, по листьям зобарабанили кали дождя.

2.Определите, какими частями речи могут являться слова:

Семеро, дважды, ожог, сорок, отцов, мороженое, мой, четвертый.

Обоснуйте своё мнение

3.    Подберите русские синонимы для заимствованных слов.

Эгоизм, иждивенец, рациональный, континент, уникальный, инъекция, аккорд.

4.Как вы думаете, правильно ли выбрана форма сказуемого в нижеследующих предложениях? Объясните свой ответ.

Его спокойствие и простота обращения удивили Оленина (Л.Толстой)

Мне слышится шорох и звук голосов (М. Горький)

Каждый звук, каждый скрип, каждый шорох были слышны в напряженной тишине.  

В деревне послышался топот и крики (Л. Толстой)

5.Как вы употребляете в речи следующие слова (проставьте в них ударение)?

Баловать, вручит, жалюзи, завидно, исчерпать, красивее, наживший, намерение, обеспечение, торты, цепочка.

6.Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Дайте их стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.

Агроном, адвокат, врач, директор, доктор, космонавт, кондуктор, конькобежец, профессор, редактор, следователь, юбиляр.

7.Придумайте 5 слоганов в жанре социальной рекламы на тему «В моей судьбе все зависит от меня

1.Найдите и исправьте орфографические и пункутационные ошибки в тексте.

Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не сколько не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота ее вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью еше почти непротореных дорог.

2.В русском языке встречаются две формы множественного числа от существительного опёнок: опёнки и опята. Какая из этих форм является исторически правильной? Чем можно объяснить возникновение иной, исторической неправильной, формы?

3.  Укажите, какие значения в русском языке имеют омонимы топорище1 - топорище2, кострище1 - кострище2. Какие грамматические различия имеются в каждой паре омонимов?

4. Даны слова сербского языка: размета, размирица, разок, распора, раcпусник, расоха, распук. В таблице приведен их перевод на русский язык. Впишите в левую колонку соответствующие сербские слова, а в правую — краткое обоснование вашего выбора.

слово

перевод

краткий комментарий

‘косой’

‘гуляка’

‘вилы’

‘трещина’

‘несогласие’

‘бой’

‘вскрытие’

5.Вы хотите удивить всех. Допишите  прилагательные к словам так, чтобы получился оксюморон. Один из полученных оксюморонов сделайте темой своего рассказа или стихотворения.

6.Какие согласные произносил А.А.Фет на конце слов друг и недуг в стихотворении «Тополь»?

Сады молчат. Унылыми глазами

С унынием в душе гляжу вокруг;

Последний лист разметан под ногами.

Последний лучезарный луч потух.

Лишь один над мёртвыми степями

Таишь, мой тополь, смертный свой недуг

И, трепеща по-прежнему листами,

О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями

И осени тлетворный веет дух;

С подъятыми ты к небесам ветвями

Стоишь один и помнишь теплый юг.

Напишите, какими членами предложения являются выделенные слова.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 9 - 11 классов.

Олимпиадные задания по русскому языку для 9 - 11 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 6 - 7 классов

Данный материал был разработан для обучающихся 6-7 классов коррекционной школы VIII вида.Цель:Раскрытие творческих возможностей каждого ребёнка, развитие творческой инициативы ученика.Развитие и корре...

олимпиадные задания по русскому языку (5,6,7 классы)

олимпиадные задания по русскому языку. 5 класс...

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7 класса

Олимпиадные задания в форме теста. Ответы прилагаются....

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7 класса

Олимпиадные задания в форме теста. Ответы прилагаются....