Помощь учителю в подготовке к урокам русского языка
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Презентация № 1 для 7 -го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie_2.pptx | 312.81 КБ |
prichastie.ppt | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование деепричастий. Решить - решив, решая Думать - думав, думая Гадать - гадав, гадая Закрыть - закрыв, закрывая Хлопнуть - хлопнув, хлопая
На ошибки в употреблении деепричастий обратил внимание еще Ломоносов, писавший в «Российской грамматике»: «Весьма погрешают те, которые по свойствам чужих языков деепричастия от глаголов личных лицами разделяют. Ибо деепричастие должно в лице согласоваться с главным глаголом личным, на котором всей речи состоит сила: идучи в школу, встретился я с приятелем; написав грамотку, посылаю за море. Но многие в противность сему пишут: идучи я в школу, встретился со мной приятель; написав я грамотку, он приехал с моря; что весьма неправильно и досадно слуху, чувствующему правое российское сочинение» Примеры неправильного употребления деепричастий: Проснувшись , одеяло оказалось на полу . Подходя к этой комнате, за дверью раздались странные звуки . Открывая книгу, из нее выпал листок. Приближаясь к роще, она пошла тише. Прочитав рассказ, он показался мне скучным. Кто первым заговорил о деепричастии?
В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия. Несоблюдение этого правила приводит к комическому эффекту, описанному Чеховым в рассказе «Жалобная книга» (фраза «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин»). Время идёт, но ситуация не улучшается. До сих пор мы слышим: Учитывая финансовый кризис, переговоры были приостановлены. Огромное количество людей настолько плохо чувствуют родной язык, что они даже не слышат, что в первой фразе шляпа глядела в окно, а во второй — переговоры учитывали кризис. Деепричастия в современной жизни.
Лес. Ёжась от свежего ветерка, Чуть посинев , крепыши-маслята , Взявшись за руки, как ребята, Топают , греясь , вокруг пенька! Э.Асадов Здесь к одному глаголу дано четыре деепричастия, которые создают живописную картину “действий” маслят в дополнение к основному действию, выраженному глаголом. Следовательно, деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями. Сколько деепричастий допустимо в одном предложении?
Кипя , Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре ,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре. Стихи про деепричастие Деепричастный оборот. Я помню школу -Это счастье!- Где, над учебником корпя, Узнала я деепричастье На русском, в школе проходя . Оно мне чем-то близко было, Причастно к мукам дум моих. Очарованье находила В словах под рамкой запятых . Венчавшись с ним, рабыней стала, Уже не узы – звон оков: Я тут и там его вставляла При написании стихов . Когда на строчке замирая, Ритм потеряется вот-вот, Спешит ко мне, меня спасая, Деепричастный оборот.
Деепричас т ие- Особая форма глагола Добавочное действие Признаки Гл. Нар. : Вид,ся,упр.сл. Не измен. ВИД с ов. несов . Что сделав? Что делая? Добавочное д-ие З аконченное Незаконченное НЕ-раздельно Н.ф.,сов.в.+ - в- -вши- - ши - Н. t ,несов.в. Прост.буд . t Быть-буд учи -а- -я- -я- -а- | Д-п,+з.с.= Д-п об. | . . . . . . , , Одиночн.д-п Обособление- ч л-ны пр-ия Выделенные по Смыслу и интонации
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Причастия бывают совершенного вида и несовершенного вида , настоящего времени и прошедшего времени , возвратными и невозвратными . Причастия бывают действительные и страдательные .
Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, грамматически зависят от существительных, согласующихся с ними, т.е. становятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым относятся. Причастия изменяются по падежам, по числам, по родам. Падеж, число, род причастий определяется по падежу, числу, роду существительного, к которому причастие относится. Некоторые причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму.
В предложениях причастия обычно бывают определениями , реже сказуемыми . Начальная форма причастия - именительный падеж единственного числа мужского рода . Все глагольные признаки причастия соотносятся с начальной формой глагола - неопределенной формой . В предложениях причастия обычно бывают определениями , реже сказуемыми . Начальная форма причастия - именительный падеж единственного числа мужского рода . Все глагольные признаки причастия соотносятся с начальной формой глагола - неопределенной формой .
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же , как в окончаниях прилагательных .
Причастный оборот Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом . В предложении причастный оборот является одним членом предложения -определением . Если причастный оборот стоит после определяемого слова , то он выделяется на письме запятыми .
Действительные и страдательные причастия Действительные причастия обозначают признак , который возник в результате действия самого предмета . Страдательные причастия обозначают признак , который возник у предмета под действием другого предмета .
Краткие и полные страдательные причастия Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму . В краткой форме они изменяются по числам и по родам , например :
Действительные причастия настоящего времени . Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) ( от глаголов 1 спряжения) и -ащ- (-ящ-) (от глаголов 2 спряжения) .
Действительные причастия прошедшего времени . Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вш- , -ш- . Суффикс -вш- присоединяется к основам , которые оканчиваются на гласную , а суффикс -ш- к основам , которые оканчиваются на согласную .
Страдательные причастия настоящего времени . Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) (от глаголов 1 спряжения) и -им- ( от глаголов 2 спряжения) .
Страдательные причастия прошедшего времени . Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн- , -енн-(-ённ-) и -т- .
Слитное и раздельное написание не с причастиями . Не пишется раздельно: 1) с краткими причастиями 2) с полными причастиями , при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а .
Не пишется слитно с полными причастиями: 1)если без не они не употребляются 2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а .
Спасибо за просмотр!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...
Памятка в помощь учителю при подготовке к уроку
поможет логично выстроить урок и составить технологическую карту....
Организация деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС ООО
Требования, предъявляемые кучащемуся, успешно освоившему программу основного общего образования в рамках ФГОС Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях вве...
Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции
В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....
Помощь учителю в подготовке к урокам литературы
Презентация для 10-го класса "Омар Хайям"...
Работа учителя по повторению на уроке русского языка
Презентация рассматривает систему организации повторения на уроках русского языка...
Использование информационных ресурсов в процессе подготовки к урокам русского языка, литературы и словесности
Использование информационных ресурсов в процессе подготовки к урокам русского языка, литературы и словесности Урок в современной школе: каким он должен быть? Современная жизнь вносит свои коррект...